Слободан Пажич
Слободан Пажич | |
---|---|
![]() Слободан Пажич 2016 | |
Рожденный | 1943 Сербский Вакуф, Королевство Югославия |
Национальность | Французский |
Образование | История искусств |
Известный | Видеоарт, инсталляция, живопись, эстамп |
Заметная работа | Уничтожение звука и изображения, Переход из закрытого пространства в открытое, Воспоминания, Корректоры изображения, Датчики изображения |
Стиль | Авангард |
Веб-сайт | http://pajic-wilson-pajic.pagesperso-orange.fr |
Слободан Пажич (род. 1943) — художник-визуальный художник , который использует различные средства массовой информации (в первую очередь видео, лазерный свет, фотографию, кино, звук) в своих пластических исследованиях. Он очень рано начал работать с новыми технологиями для создания уникальных абстрактных и графических форм, используя ряд случайных техник на пределе технологий, которые он превращает в видеофильмы, графику, инсталляции и скульптуры.
Пажич следит за прогрессом науки и применяет новейшие концепции и технологии в поисках новых форм, новых материалов и новых художественных возможностей.
Биография
[ редактировать ]родился 16 августа 1943 года в Королевстве Югославия Слободан Паич . В 1966 году он приехал в Париж, чтобы изучать историю искусств в Сорбонне, но вскоре ему пришлось переориентироваться на собственную живопись. Он живет и работает в Париже и стал гражданином Франции.
В начале 1970-х его абстрактное, геометрическое искусство принесло ему успех, но страсть к новым медиа, как «новым опорам» творчества, вскоре взяла верх. Одной из его первых персональных выставок была организация пространства с помощью лазерного света ( «Квадратный корень из квадрата ») в Американском центре в Париже в 1972 году. Как только стало доступно 1/2-дюймовое видеооборудование, Пажич приступил к работе над серией короткие видеоролики, в отличие от всего, что делалось раньше: используя неспособность шаблона сканирования видео регистрировать отдельные моменты целиком, Пажич внес резкие изменения, разбивая отражающие поверхности перед камерой. (Дэни Блох)
Новый Центр Жоржа Помпиду в Париже предоставил свои пост-продакшн для компиляции этих короткометражных фильмов « Без названия 76: разрушение звука и изображения » и провел одни из первых показов. Восторженная реакция мира искусства побудила Национальный музей современного искусства поручить Пажичу снять первое видео художника в своей новой двухдюймовой видеостудии. (Мойсдон) «Без названия 77: Переход из закрытого в открытое пространство» , абстрактный фильм в насыщенных цветах, продолжает занимать уникальную позицию в истории видеоарта.
В 1980 году, после пребывания в Нью-Йорке и года путешествий по Европе, Пажич поселился в новой студии в Париже и начал серию инсталляций с использованием видеоэкранов и проекций.
Инсталляция Image Reflector состоит из зеркального видеоэкрана на стене, перед которым расположен видеомонитор с абстрактным, повторяющимся фильмом, сопровождаемым электронным сигналом. Когда зритель приближается к экрану, чтобы посмотреть фильм, его собственное отражение становится частью происходящего. (Ньето и Уилсон-Паджич)
Инсталляции Image Captors обычно состоят из большого видеоэкрана на стене, перед которым на пьедестале из плексигласа размещается проектор. Экран изготовлен из материалов, которые улавливают проекцию и восстанавливают ее в темноте. Образ медленно тускнеет, как впечатление в кратковременной памяти, и заменяется другим. (Ньето и Уилсон-Паджич)
В 1996 году Национальный музей современного искусства Франции заказал инсталляцию из серии Image Captors. В результате большая многоэкранная инсталляция «Мемуары» была представлена на юбилейной выставке «Сделано во Франции». Под звуки ракетницы «Орган Сталина» изображения войны на 16-миллиметровой пленке разложили движение и запечатлели подготовленный видеоэкран, а затем резко исчезли, оставив остаточное изображение медленно затухать в тишине. На другой стороне комнаты яростными вспышками появились и исчезли в темноте четыре проекции фиксированных изображений боевых действий и беженцев. (Франсуаза Парфе) Эта пьеса представляет собой трогательное обвинение в войне и агрессии.
В начале 80-х годов Пажич начал серию графических работ, использующих неспособность лазерного света проходить через определенные искажения материалов, с помощью которых он создавал абстрактные, случайные узоры и превращал их в захватывающие живописные работы ( Graphismes ). Затем последовала серия инсталляций, в которых лазерные лучи противостоят прозрачным и отражающим формам, создавая абстрактные фигуры в пространстве. (Официальный сайт)
В начале 90-х годов он сконструировал высокочастотное устройство и начал работу над серией электрофотограмм . Основанные на эффекте Теслы изображения состоят из мельчайших точек света, исходящего из самого материала. Использование компьютерных технологий возвращает изображению всю его яркость и сложность. (Официальный сайт)
С тех пор Пажич продолжает развивать серию работ, состоящую из инсталляций, видео, фильмов, графических и фотографических изображений. Принимал участие во многих персональных и коллективных выставках: Маастрихтский музей, Вечер 03.23,03 в Монреале, Национальная галерея Канады в Оттаве, Национальный музей современного искусства в Париже, Биеннале Сан-Паулу , Видео 79 в Риме, Парижская биеннале , Галерея Серпентайн в Лондоне, Vor-Film Video в Мюнхене. Кухня в Нью-Йорке, Видеокоалиция Bay Area в Сан-Франциско, первая видеоретроспектива в Музее искусств Лонг-Бич, Moderna Museet в Стокгольме....
Избранная библиография
[ редактировать ]- Пьер Эммануэль и др. Французское арт-видео (Париж, Центр медиаискусства, 1980)
- Дэни Блох. L'Art Video 1960/80–82 (Локарно, Флавиана, 1983).
- Кэти Рэй Хаффман и др. Видео: Ретроспектива 1974–1984 годов (Художественный музей Лонг-Бич, 1984),
- Хосе Койра-Ньето и Нэнси Уилсон-Пажич . Слободан Пажич (Корона, CGAI, 1994)
- Стефани Муасдон , Слободан Пажич , в Кристине Ван Аш, изд. Видео и после: Видеоколлекция Национального музея современного искусства (Париж, Центр Жоржа Помпиду /Карре, 1992).
- Франсуаза Перфект. Видео: Современное искусство (Париж, изд. du Regard, 2001), стр. 86–88.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт: http://pajic-wilson-pajic.pagesperso-orange.fr
- Коллекция Национального музея современного искусства
- https://www.centrepompidou.fr/cpv/rechercher.action
- Биография: http://www.newmedia-art.org/cgi-bin/show-art.asp?LG=FRA&ID=9000000000067988&na=PAJIC&pna=SLOBODAN&DOC=bio
- Национальный центр современного искусства Жоржа Помпиду: https://www.centrepompidou.fr/cpv/ressource.action?param.id=FR_R-7dc0f2128b786463a28f49546bd73fd9¶m.idSource=FR_P-7dc0f2128b786463a28f49546bd73fd9#unопределенный
- Встреча национальных музеев: http://www.photo.rmn.fr/C.aspx?VP3=SearchResult&VBID=2CO5PCDJZLAN3&SMLS=1&RW=1214&RH=533
- Новые медиа: http://www.newmedia-art.org/cgi-bin/show-art.asp?LG=GBR&DOC=IDEN&ID=9000000000067988.