Гвидо Фаба

Гвидо Фаба ( ок. 1190 — ок. 1245 ) был нотариусом, писцом и учителем риторики из Болоньи . Ему приписывают как минимум одиннадцать работ, все по риторике, в основном ars dictaminis (искусство письма). Хотя он писал в основном на латыни , две его работы содержат советы по использованию разговорного итальянского языка в официальной обстановке.
Жизнь
[ редактировать ]Гвидо включил свою краткую автобиографию в предисловие к своей «Рота-новой» в 1225–1226 годах. Это самый важный источник его жизни. [ 1 ] [ 2 ]
Гвидо родился в Болонье незадолго до 1190 года. [ 2 ] [ 3 ] Его отца звали Никколо. В некоторых рукописях его работ его называют Гвидо де Ломбардия. [ 2 ] По его собственным словам, в детстве он получил прозвище Фаба «из-за эффекта своих выходок». [ 4 ] Оно происходит от латинского выражения fabas dicere , что означает «шутник». [ 5 ] Однако было высказано предположение, что он был родственником Алипрандо Фабы , которому он посвятил свою Summa dictaminis . [ 2 ]
К 1210 году Гвидо получил степень магистра. [ 2 ] Согласно его автобиографическому отчету, он взял двухлетний перерыв в своей первоначальной учебе в Болонском университете :
Злоба противника прошлого стала до такой степени завидовать будущей мудрости Гвидо и служению, которое он принесет человечеству, что ему пришлось оставить занятия литературой, в которых он достиг большого мастерства, и перейти к изучению, кроме того, кузнечное искусство. В этом он продвинулся на два года, когда был отозван тремя чудесами от Бога. [ 6 ]
Эрнст Канторович интерпретирует этот отрывок как аллегорию, описывающую, как Гвидо бросил гуманитарные науки (литературоведение или гуманистическую литературу), чтобы на два года изучать право, прежде чем вернуться к своей прежней учебе. [ 7 ] Вероятно, это произошло в 1211–1213 годах. По финансовым причинам он стал нотариусом , вероятно, около 1216 года. Он появляется в качестве нотариуса в болонской делегации у папского легата Уго да Остия в Витербо в 1219–1220 годах. [ 2 ] В своей автобиографии он аллегорически описывает свою нотариальную деятельность как «отданную на утешение кожевникам». [ 8 ] Он также утверждает, что служил «два года писцом епископа Болоньи». [ 8 ] и это подтверждается документами периода 1221–1222 годов при епископе Энрико делла Фратта . [ 2 ]
Разочарованный, по его словам, мирским характером епископского двора, Гвидо вернулся к научной практике около 1223 года. [ 2 ] До 1225–1226 годов он стал преподавателем риторики при капелле Сан-Микеле в Меркато-ди-Меццо , которую он реорганизовал. [ 9 ] В какой-то момент до 1227 года Гвидо, по-видимому, посетил Рим, а также служил делегатом папского судьи . Он принял священный сан и в своих произведениях описывает себя как магистр ( magister ), капеллан ( cappellanus ), каноник ( canonicus ), священник ( sacerdos ) и пресвитер Сан-Микеле. [ 2 ]
Аугусто Гауденци предположил, на основании «Parlamenta et epistole» Гвидо , что Гвидо переехал в Сиену после 1239 года по политическим причинам, будучи гибеллином . [ 2 ] Гвидо умер после 1243 года. [ 3 ] Гауденци предположил, что он умер между 1245 и 1250 годами, поскольку в рукописи того периода рядом с его именем стоит обелис . [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]Диктаминальный канон
[ редактировать ]Центральный канон сочинений Гвидо состоит из шести латинских произведений, посвященных риторике, часто передаваемых вместе. [ 2 ]
- Summa dictaminis , написанная в 1228–1229 годах и посвященная Алипрандо Фабе, является основным теоретическим трудом Гвидо. Воплощение известно под названием Summula de alto stylo, потому что оно грубое и не порочное . Раздел со списком 104 библейских предложений для использования в exordia (введении) иногда копировался отдельно под заголовками De sapientia Solomonis e De proverbiis Solomonis . [ 2 ]
- Dictamina rhetorica , написанная около 1226–1228 годов, представляет собой сборник из 220 образцов писем для письма всем желающим, от студента до императора. Это имело большое влияние. [ 2 ]
- Exordia , которую иногда ошибочно называют Proverbia inter amicos etsocias , представляет собой сборник из 330 предлагаемых вступительных предложений для писем. Он разделен на девять разделов. В некоторых рукописях каждому началу дается соответствующее continuatio — предложение, связывающее exordium (введение) с повествованием (основной текст). В другой рукописи продолжения идут отдельно. итальянская версия Exordia . Известна также [ 2 ]
- Аренге представляет собой сборник образцовых речей для государственных деятелей, судей, послов и священнослужителей. Он был написан до 1240–1241 годов, когда появилась переработанная версия с шестью дополнительными длинными речами. Известен также итальянский вариант. [ 2 ]
- Сумма пороков и добродетелей (также Tractatus de vices et добродетели или Exordia de vices et добродетели ), написанная после Exordia , представляет собой сборник exordia и продолжений, организованных по семи добродетелям и семи смертным грехам . Каждая добродетель или грех имеет шесть начал . итальянский вариант Summa . Известен [ 2 ]
- Петиции — это сборник образцов писем с мольбами к Папе. Его дата неизвестна. Известно из десяти рукописей. [ 2 ]
Мелкие и народные произведения
[ редактировать ]Остальные работы Гвидо распространялись гораздо менее широко. [ 2 ] но Джемма и Парламента играют важную роль в истории итальянского языка. [ 3 ]
- Gemma purpurea , написанная на латыни между 1239 и 1248 годами, представляет собой руководство по написанию писем, включая технические и стилистические аспекты и условия обращения. Он включает в себя модели exordia как на латыни, так и на народном итальянском языке, что делает его самым ранним свидетельством официального написания писем на народном языке в Италии. Есть девять полных рукописей и две, в которых отсутствуют народные примеры. [ 2 ]
- Parlamenta et epistole , написанная примерно в 1242–1243 годах и обычно считающаяся последней работой Гвидо, представляет собой еще одно произведение, в котором сочетаются латынь и народный язык. Он содержит 26 образцов просторечных речей ( parlamenta ), каждая из которых сопровождается до трёх латинских букв ( эпистоль ), всего 95 риторических моделей. Каждая глава предназначена для конкретной ситуации (например, отец сына в университете). [ 2 ] Три латинские буквы представляют собой три разных уровня «риторической сложности». [ 3 ] Полное произведение находится в трех рукописях. Делая уступку популярному вкусу, Гвидо включил один обмен письмами между Великим постом и карнавалом — популярный в то время аллегорический жанр. Его можно найти еще в одной рукописи. [ 2 ] [ 10 ]
- «Послание» , написанное в 1239–1241 годах, представляет собой собрание латинских образцовых писем, сохранившихся в единственной рукописи. [ 2 ]
- Libelli ecclesiastici , как и Petitiones , представляет собой собрание образцов писем-прошений на церковные темы. Оно было написано между 1226 и 1234 годами. [ 2 ]
Кроме того, анонимная Proverbia , сборник латинских пословиц в восемнадцати тематических главах, была приписана Гвидо на основании ее структуры и единственной сохранившей ее рукописи, в которой она следует сразу за копией « Arenge » Гвидо . Его дата неизвестна. [ 2 ]
Рота Нова и родственные работы
[ редактировать ]Rota nova («Новое колесо»), написанная примерно в 1225–1226 годах и полностью сохранившаяся в одной рукописи (частично в трех других), представляет собой вводный латинский текст по искусству письма. [ 1 ] [ 2 ] Длинное предисловие содержит краткую автобиографию от третьего лица. Основная часть разделена на два раздела: один посвящен ошибкам, которых следует избегать, а другой — правилам, которым следует следовать. Название представляет собой игру на Бонкомпаньо тему Rota veneris («Старое колесо») и отсылает к колесу фортуны . [ 2 ] Гвидо объясняет:
Оно заслуживает названия «Новое колесо», потому что, как статус человека претерпевает множество изменений с появлением чего-то нового, так и посредством вышеупомянутой мутации Гвидо поднялся с низшего положения на более высокое. И восседая на троне колеса, он держит в правой руке два крыла, которые он получил от архангела [Сан-Микеле]. В одной из этих крыльев устранены пороки всякого письма, а в другой содержатся правила, составляющие знание диктаменов и витиеватого стиля... [ 8 ]
Rota nova, вероятно, представляет собой новую учебную программу, которую Гвидо представил в Сан-Микеле. Две части текста называются ala prima (первое крыло) и ala secunda (второе крыло). Каждое из них представлено иллюстрацией . [ 11 ]
Несколько коротких работ Гвидо можно найти только в Оксфорде, New College Library, MS 255, той же рукописи, содержащей полный текст Rota nova . рассматривают их как часть новеллы Рота . Это «вспомогательные тексты», но редакторы рукописи [ 12 ]
- Буквально светский стиль [ 2 ]
- Буквально прозаические требования церковного стиля. [ 2 ]
- Письмо, которое Мастер Гвидо Санкти Михаэлис Бонони отправил ученым вначале и было прочитано всеми школами. [ 2 ]
- Обвинение учителя в адрес озорных и цепких учеников [ 2 ]
- Письмо Карнавала своему противнику Великому посту [ 13 ]
- своему врагу Карнавалу Письмо Великого поста [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Коупленд 2009 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Баус 1995 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ашер 2002 .
- ^ Коупленд 2009 , с. 111 (лат., в результате этого Фаба приобрел это имя еще в детстве , цитируется по Бауси 1995 ).
- ^ Бауси 1995 , цитирует Канторовича 1941 , с. 278
- ^ Коупленд 2009 , стр. 111–112.
- ^ Коупленд 2009 , стр. 113–114.
- ^ Перейти обратно: а б с Коупленд 2009 , с. 112.
- ^ Коупленд 2009 , стр. 114–115.
- ^ Картлидж 2004 , с. 523н.
- ^ Коупленд 2009 , с. 115.
- ^ Copeland & Sluiter 2012 , примечание 1.
- ^ Перейти обратно: а б Картлидж 2004 , с. 523.
Библиография
[ редактировать ]Издания
[ редактировать ]- Гвидо Фаба (2000). Кэмпбелл, Альфонс П.; Пини, Виргилио (ред.). мастера Гая Фейба Новое колесо Институт истории Болоньского университета.
- Гвидо Фаба (2022). Бишоп, Майкл (ред.). Фиолетовый драгоценный камень . Сисмель.
Вторичная литература
[ редактировать ]- Баузи, Франческо (1995). «Фава, Гвидо» . Биографический словарь итальянцев , том 45: Фариначчи – Федриго (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .
- Картлидж, Нил (2004). «Масленная битва: карнавал против Великого поста как лейтмотив в культуре позднего средневековья». Виатор . 35 : 517–542. дои : 10.1484/j.viator.2.300208 .
- Коупленд, Рита (2009). «Средневековая интеллектуальная биография: случай Гвидо Фабы». В Эндрю Галлоуэе; РФ Йегер (ред.). Классическим взглядом: транскультурные и трансисторические взгляды в средневековой английской, итальянской и латинской литературе в честь Уинтропа Уэзерби . Университет Торонто Пресс.
- Коупленд, Рита; Слейтер, Инеке, ред. (2012). «Гвидо Фаба, Предисловие к « Рота Нова» , ок. 1225 г.». Средневековая грамматика и риторика: языковое искусство и теория литературы, 300–1475 гг. н.э. Издательство Оксфордского университета. стр. 699–705.
- Канторович, Эрнст (1941). «Автобиография» Гвидо Фабы». Исследования Средневековья и Возрождения . 1 : 253–280.
- Мерфи, Джеймс Джером (1974). Риторика в средние века: история теоретической теории от Святого Августина до эпохи Возрождения . Издательство Калифорнийского университета.
- Ракканьи, Джанлука (2013). «Преподавание риторики и Великая хартия лангобардских городов: Констанцский мир, империя и папство в произведениях Гвидо Фабы и его ведущих современных коллег». Журнал средневековой истории . 39 (1): 61–79.
- Ашер, Джонатан (2002). «Гвидо Фава» . У Питера Хейнсворта; Дэвид Роби (ред.). Оксфордский справочник итальянской литературы . Издательство Оксфордского университета . Проверено 21 апреля 2024 г.