отменить (танцевать)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |
Соке или эке — это групповой танец Тонги , исполняемый палками, которыми исполнители ударяют друг о друга в такт барабану. Он имеет некоторые общие элементы, но является полностью независимым развитием английского танца Морриса . Как и большинство тонганских танцев, все представление призвано поразить зрителей и доставить удовольствие вождям. Нет никакой скрытой цели.
История
[ редактировать ]Точное происхождение эке оспаривается . Историк Эдвин Берроуз описывает это как «военный характер». [ 1 ] в то время как антрополог Харли Харрис Бартлетт предполагает, что изначально он мог быть сельскохозяйственным. [ 2 ] Таблоид The Catholic Weekly заявил, что оно возникло как покаяние за убийство католического священника Питера Шанель в 1841 году . [ 3 ]
С введением католицизма в Тонге они привезли эке с собой сначала в Тафахи , затем в Ниуафоу . После извержения вулкана на острове в 1946 году жители Ниуафоу были переселены на Эуа . Оттуда эке , к тому времени названный сокэ, прибыл в Тонгатапу в католическую епархию Мауфанга , точнее, , что сделало его основным направлением развития Тонги.
Производительность
[ редактировать ]Одна вака (лодка) состоит из двух мужчин и двух женщин, стоящих лицом друг к другу. У каждого из мужчин есть по одной длинной палке, около 2 метров, женщины носят короткие палки, около 40 см, по одной в каждой руке. Иногда это задание меняется. В такт музыке они повторяют удары палочками друг о друга. [ 4 ]
Например, в первом движении женщина слева (или справа) ударяет правой палкой по верхней части палки мужчины справа (или слева), затем ее левая палка касается его нижней, а затем она снова оказывается справа на его вершине, а на четвертом такте они разворачиваются, чтобы подготовиться к следующему движению. Но возможно множество вариантов. Последний удар можно нанести еще раз ее левой палкой, при этом он быстро перевернет всю свою палку. Или второй удар может быть посередине длинной палки, которую мужчина держит как щит.
Во втором движении обмен происходит по диагонали: мужчины ударяют верхними частями своих палочек вместе, затем нижними, затем снова верхними, в то время как женщины на оставшемся пространстве ударяют своими палками вместе. Или, возможно, мужчины ударили только дважды, давая женщинам больше места для элегантного удара клюшкой по центру на втором такте. Опять такт 4 – это переход к следующему движению.
Третье движение может быть таким же, как первое, но теперь обмен происходит между людьми спереди и сзади.
В четвертом движении, если оно используется, женщины могут повернуться к публике, чтобы слегка поклониться или ударить своими палками друг о друга, в то время как мужчины могут с грохотом ударить палками по земле.
Эти движения повторяются до тех пор, пока продолжается песня. К разным строфам могут быть применены различные серии движений, но они попадают в одну из двух групп:
- Eke nou (сокращенно eke), где группы из 4 человек, отдельные «лодочки», взаимодействуют только сами с собой. В большом представлении несколько «лодочек» стоят подряд, и все они выступают независимо.
- Эке лоа (длинный эке), когда «лодочки» обмениваются исполнителями, например, передний ряд идет влево, а задний ряд вправо.
Тексты песен
[ редактировать ]Есть несколько песен, которые исполняются на сокэ, обычно когда исполнители еще стоят на месте. Когда поется припев, они ударяют палочками до тех пор, пока припев повторяется, а закончив, они снова стоят на месте до конца песни. Есть несколько припевов, таких как «хина хеа» и «сокэ». На самом деле оригинальное название танца скорее эке , а не сокэ . Но сейчас в Тонге этот припев более известен. Однако на Уоллисе и Футуне он до сих пор известен под своим первоначальным названием.
Отрывок из эке Увеан (остров Уоллис) , который был известен уже до 1932 года и исполнялся общиной Увеан в Суве на Южно-Тихоокеанском фестивале 1972 года:
Pongipongi tuʻu te nuanua i sakē moʻo teketi mai te fanālua i sakē e ōmai ai naʻi mātuʻa i sakē o fehuki pē ko fea ia Lavelua i sakē pea tala age leva naua i sakē e ʻafio i Hahake Lavelua i sakē
что переводится как: Утром появляется радуга-ура - и появляется двамастера ура - принося этим обоим джентльменам ура - которые спрашивают, где Лавелуа ура - после чего им двоим говорят ура - король Лавелуа правит в Хахаке [восточный район Увеа столица Мата Уту , где расположена ] ура. Двумя названными джентльменами, по-видимому, являются Пьер Шанель и Мари Низье, которых послал в Футуну отец Пьер Батайон (см. Ниже). [ нужна ссылка ]
Часть шоколада Мауфанга (Южный):
Sōkē! he siale toli nofo au ta tuia sōkē lupe fau fālelé matangi angi pea moé ʻatu ē! langa mai fohé isakē, isakē, isakē, isakē io!
Сиале-толи-нофо означает гардения , которую собирают сидя, скорее всего, это вклад Тафахи , где по дороге на вершину горы Пиу-о-Тафахи растет гардения, ветви которой расположены так низко над тропой, что Вы можете собирать цветы без каких-либо усилий. Это место называется Пуа-толи-нофо (цветок собирают сидя) .
Большинство слов песни совершенно непонятны на современном тонганском языке , но некоторые слова (мореходные термины, такие как matangi angi pea moe , ветер дует и затем засыпает) и имена (например, Lavelua и Futuna) можно различить, что дает ключ к разгадке. его происхождение. Кроме того, версии «Увеан» и «Футунан» написаны на таком старом языке, что непонятно, на каком это языке. Однако две приведенные выше пьесы довольно «увеанские».
Галерея
[ редактировать ]-
Обмен слева и справа
-
Обмен по диагонали
-
Обмен спереди и сзади
-
Интермеццо для публики
-
Мужчины и женщины обмениваются палками
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берроуз, Эдвин Г. (Эдвин Грант) (1971). Этнология Увеа (остров Уоллис) . Нью-Йорк: Перепечатка Крауса . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Бартлетт, Харли Харрис (1961). Пожары в отношении примитивного земледелия и выпаса скота в тропиках: аннотированная библиография . Ботанический сад Мичиганского университета . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Берала с удовольствием принимает реликвию» . Католический еженедельник. 13 августа 2019 года . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ Фирития Вельт (1991). «Отухака среди других тонганских танцев» Тонганский танец (PDF ) Ньюкасл: Афинский институт. п. 4 . Проверено 18 января 2022 г.
- В. Понд и др.; Файкава, 10 декабря 1983 г.
- Э.Г. Берроуз; Этнология Увеа; БПБ 1937 г.