Аврахам Чолоденко
![]() | Эта статья имеет несколько вопросов. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудить эти вопросы на странице разговоров . ( Узнайте, как и когда удалить эти сообщения )
|
Аврахам Чолоденко (1871 - 25 мая 1942 года) был сионистским лидером, педагогом и одним из первых режимов иврита как современного языка в Российской империи . Чолоденко был старшим фигурой в либеральной партии общей сионистов и сыграл главную роль в основе -Авива Тель великой синагоги и культурного центра Онега Шаббата (радость субботней) - со своим другом, выдающимся поэтом и интеллектуальным Хайим Нахман Биалик. Полем
Биография
[ редактировать ]Чолоденко, сын Якова и Хинды, родился в бедной деревне Ситниаки в округе Киев Российской империи (сегодняшняя Украина ). Его мать умерла при родах, и, будучи новорожденным, его отправили в город Иванкив , где его воспитывал его дядя. Ребенок традиционной еврейской семьи, под влиянием движения Хаскала , он изучал еврейскую Библию и преуспел на ивритовом языке и в еврейской и европейской литературе. Его академические таланты достигли ушей местного раввина, Мордехай Левицки, который стал его частным репетитором.
В конечном счете, обучаясь в качестве учителя и педагоги, Чолоденко инициировал свою сионистскую деятельность сразу после первого сионистского конгресса 1897 года. Он усердно работал над созданием сионистской ассоциации в округе Киев, которая вскоре насчитывала более 150 членов. Православные хасиды в этом районе, которые яростно сопротивлялись его сионистской деятельности, распространяли домочительные слухи против него, но великий раввин Мордехай Дов Тверски (чей отец основал династию Харостеипола Хасид ), защищал работу Чолоденко и сыграл на основе его экспансию.

Чолоденко женился на Риске, дочери Иегуды Струцки, местного еврейского лидера («Гвир»). С ней он переехал в Киев, где продолжал выступать за сионизм, особенно в культурном сфере. После второго сионистского конгресса (1898) он основал первую «улучшенную чедер » (Чедер Меткан) в Киеве - еврейскую школу, которая объединила традиционные предметы, такие как Тора и Талмуд с светским образованием, преподаваемым на иврите. После большого успеха этой инициативы его Чедер начал предлагать вечерние занятия для взрослых, что облегчило сионистскую деятельность в Киеве и способствовала движению Алии в Палестину . Среди его выдающихся студентов была Рэйчел Янаит Бен-Зви , политический лидер социалистического сионизма и жена второго президента Израиля Ицхака Бен-Зви . Хроническая болезнь горла заставила Чолоденко прекратить свою учебную карьеру, и он посвятил остаток своей жизни печатать тексты на иврите.
В 1917 году, в начале большевистской революции , Чолоденко был избран членом первого официального сионистского комитета в Киеве. Он купил пресс -дом и изменил свое название на Чия (возрождение) в качестве символа возрождения народа Израиля. Пресс Чолоденко напечатала газету идишской газеты Der Telegraph, но, учитывая растущую большевистскую цензуру, его сионистская деятельность была вынуждена под землей. Он начал тайную синагогу «Кнессет Израиль» и школу, которая подготовила молодежь для ручного труда в Палестине.
В 1920 году Чолоденко был арестован с несколькими его партнерами и после его освобождения в Палестину со своей семьей. В Тель -Авиве он основал (со своим другом Авраамом Гутманом) печатный станок недалеко от гимназии Герцлии , которая дала прессе свое имя. Он был активным в общих сионистах и Керен Хейзод (Фонд Фонда), представляющий либеральный (или «буржуазный») избирательный округ в Ишуве в противодействии социалистическому большинству. Он также был членом Великого комитета синагоги и пожертвовал значительные суммы денег для его строительства. Его тесная дружба с Хайим Нахманом Балик сыграла важную роль в основании Центра Шаббат Oneg, центра культурной инициативы в Тель -Авиве 1930 -х годов. Чолоденко также был членом совета директоров Ассоциации российских евреев, Иерусалимского общества и благотворительной организации жилья в Тель -Авиве, пожертвуя часть своего состояния бедным городу. Будучи убежденным либералом, он твердо верил, что частная инициатива не противоречит сионистскому предприятию.
Аврахам Чолоденко умер в Охэле Шем -Холле в Тель -Авиве в мае 1942 года в середине собрания общих сионистов, который выступал за общее образование (вместо партийных школ). Он был похоронен на кладбище Нахалат Ицхак .
Личная жизнь
[ редактировать ]
Его старший сын, доктор Ицхак/Исаак Чолоденко (1889-1917), дистанцировался от либерального сионизма своей семьи и присоединился к Коммунистической партии СССР . Он служил врачом в красной армии и умер от брюшной лихорадки в больнице поля битвы в возрасте 28 лет во время гражданской войны в России .
Его второй сын, доктор Аарон Чолоденко, выпускник медицинской школы Киевского университета, был сионистским активистом во время британского мандата в Палестине и директором Kuppat Holim Amamait (позже Купат Холим Мёхедет - третья по величине организация здравоохранения в Израиле). Он женился на Иегудите Чолоденко (урожденный Фейншрайбер), члена образовательного комитета в Тель -Авиве и Ассоциации равенства женщин. Их дочь Тамара вышла замуж за журналиста Немию Бен-Аврахам , а их сын Амнон Хелдед был одним из первых адвокатов Израиля. Helled женился на Тамаре, двоюродном брате Zvi Dinstein , члене Кнессета и младшем министре лейбористской партии , и Йорама Динштейна , пятого президента Университета Тель -Авива .
Его дочь Нина (Pnina) Чолоденко вышла замуж за Шмуэля Каца, выжившего из Qiev Pogroms (1919) . Нина и Шмуэль присоединились к Ахдут Хааводе - Пауале Сион (единство труда - работники Сиона) и были одними из основателей городского кибуца .
Его младший сын, Элияху Чолоденко, был отправлен в Берлин для изучения пианино в знаменитой строгой консерватории при Александре фон Фиелице , первым в своем классе в 1931 г. В Париже, работая профессором музыки в консерваторе-де-Париже . По словам его потомков, мы обнаруживаем, что ученый-планеток Равит Хелдед и еще один известный член семьи Лиза Чолоденко, режиссер, ее прадедушка Пинкуса была 1-й двоюродной сестрой Авраама.
Ссылки
[ редактировать ]- Сегодня Dat Dad (1947). «Сын Авдола». Авраам Холоденко Полем Энциклопедия основателей и строителей Израиля (на иврите). Тол. 3. Estate of David Tidhar и библиотеки Touo College . п. 1192.
- Чолоденко Либерман, Роуз, «Быть ребенком моего отца», Мемуары Роуз Либерман Чолоденко, https://a.co/d/7laelax