Jump to content

Капаэмаху

Капаэмаху ( «Камни жизни ») в Вайкики .

Капаэмаху [ а ] относится к четырем камням на пляже Вайкики , которые были установлены там как дань уважения четырем легендарным маху. [ а ] (лица третьего пола), которые столетия назад принесли искусство врачевания с Таити на Гавайи. Это также имя лидера целителей, который, согласно традиции, передал камням свою духовную силу перед их исчезновением. [ 1 ] Камни в настоящее время расположены внутри памятника города и округа Гонолулу в Гонолулу, в западной части пляжного парка Кухио , недалеко от их первоначального дома в районе Вайкики, известном как Улукоу. Капаэмаху считается значимым памятником культуры в Вайкики . [ 2 ] [ 3 ] пример священных камней на Гавайях, [ 4 ] понимание коренных представлений о гендере [ 5 ] [ 6 ] и исцеление [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] и тема анимационного и документального фильма. [ 9 ] [ 10 ]

Традиция Капаэмаху

[ редактировать ]

Традиция Капаэмаху, как и все гавайские знания, полученные до контакта, передавалась устно. [ 11 ] Первый письменный отчет об этой истории приписывается Джеймсу Харботтлу Бойду и был опубликован Томасом Г. Трамом под заголовком «Традиция волшебных камней Ка-Пае-Маху» в Гавайском альманахе и ежегодном журнале за 1907 год . [ 1 ] и переиздано в 1923 году под названием «Волшебные камни Ка-Пае-Маху» в журнале «Больше гавайских народных сказок». [ 12 ] Гавайское название камней, описанное в газете на гавайском языке «Ка Нупепа Куокоа» , — «Ка Похаку Кахуна Капаэмаху». [ 13 ]

История начинается с путешествия четырех мистических фигур, названных «волшебниками или прорицателями», из «земли Моулануиакеа (Таити)... на Гавайи задолго до правления короля Какуихева». Их звали Капаэмаху, который был лидером, Кинохи, Кахалоа и Капуни. После тура по островам Гавайев они поселились в Улукоу в Вайкики. [ 1 ]

По словам мулело, посетители были «бесполыми по своей природе, и их привычки совпадали с их женской внешностью, хотя они были мужественными по росту и осанке», что указывает на то, что они были маху – полинезийский термин для обозначения лиц третьего пола, которые не являются ни мужчинами, ни женщинами, а являются смесь разума, сердца и духа. [ 5 ] Их также описывали как обладателей «вежливых и доброжелательных манер» и «низкой, мягкой речи». «Квартет любимцев богов» был знатоком науки врачевания. Они произвели множество исцелений «наложением рук» и прославились по всему Оаху. [ 1 ]

Когда пришло время уходить целителям, возникло желание создать «самое постоянное напоминание», чтобы «те, кто придет позже, могли увидеть признательность тех, кто получил помощь и избавился от боли и страданий благодаря их служению во время своего ухода». их пребывание среди них». Четыре маху «вынесли свое решение людям как голос богов».

В ночь на Кане люди собрались возле знаменитой «колокольной скалы» в Каймуки и выбрали четыре гигантских валуна, которые были перенесены в Вайкики. Двое были помещены в землю возле их жилища, а двое - в море, где они купались. Капаэмаху начал серию церемоний и песнопений, чтобы запечатлеть силы целителей в камнях, хороня под каждым идолов, указывающих на двойной мужской и женский дух целителей. В легенде также говорится, что «в жертву была принесена прекрасная, добродетельная вождь» и что «заклинания, молитвы и пост длились одно полнолуние». Как только их духовные силы были переданы камням, четыре маху исчезли, и их больше никогда не видели. [ 1 ]

Традиционные времена

[ редактировать ]

Считается, что камни оставались в Вайкики со времен Какухихева, Али Аймоку XVI века с острова Оаху, до наших дней: два на участке пляжа, ныне известном как Кахалоа, и два в океане в месте для серфинга под названием Капуни. Там они служили одновременно священным местом для исцеления и маркером опасного участка внешнего рифа, известного как «Пещера Акульего Бога». [ 4 ]

Первое печатное упоминание о камнях появилось в The Pacific Commercial Advertiser в 1905 году. [ 14 ] В статье описывалось, как Арчибальд Скотт Клегхорн , бизнесмен шотландского происхождения, женившийся на принцессе Лайклике и ставший отцом принцессы Каиулани , в течение двух десятилетий заметил обнажение камня на их пляжной территории, которое, по его мнению, могло иметь религиозное значение. Камень находился недалеко от обычного места для купания Ликелике, и она и ее дочь положили на него леи из морских водорослей перед купанием в океане. [ 4 ]

Возводя на этом участке пляжный домик, Клегхорн приказал выкопать и положить на поверхность валун весом около восьми тонн. Было решено, что он принадлежит к другому классу, чем обычно встречающийся на пляже или рядом с ним, скорее всего, с холмов Каймуки за парком Капиолани . Еще один большой камень весом около 10 тонн был обнаружен на соседнем участке, за ним последовали еще два, расположенные по прямой линии. Четыре больших валуна были раскопаны и сложены вместе во дворе пляжного участка Клегхорна. Согласно статье, в ходе раскопок под 10-тонной скалой были обнаружены останки человеческого скелета с неповрежденной челюстной костью. Также были обнаружены остатки четырех или пяти каменных идолов, два из которых были зацементированы на вершине скалы. [ 14 ]

Когда Клегхорн умер в 1910 году, в его завещании было указано, что «исторические камни, находящиеся теперь на территории… . . не подлежит порче или удалению из указанного помещения». [ 3 ] Тем не менее, в 1941 году газета Honolulu Star Bulletin сообщила, что камни придется убрать, чтобы освободить место для боулинга с кондиционером под названием Waikiki Bowls. [ 15 ] Предложенное удаление камней вызвало протест со стороны коренных гавайцев, которые считали, что «эти камни следует сохранить ради их традиционной ценности и для того, чтобы сохранить нашу индивидуальность как сообщества». [ 16 ] Застройщик боулинга пообещал разместить камни на видном месте, получив тем самым одобрение плановой комиссии, но на самом деле камни были закопаны в фундамент нового здания, где они и оставались в течение двух десятилетий. [ 2 ]

Конец 20 века

[ редактировать ]

Город и округ Гонолулу признали собственность Клегхорна общественным пляжем в 1958 году, а четыре года спустя камни были повторно идентифицированы, когда боулинг был снесен, а пляжная зона восстановлена. [ 2 ] В знак признания их исторического значения камни были закопаны в песок в новом пляжном парке Кухио и отмечены мемориальной доской с названием «Камни волшебников Капаэмаху». [ 17 ] На церемонии открытия 1963 года присутствовали эксперт по гавайскому языку и культуре Мэри Кавена Пукуи и мэр Гонолулу Нил Блейсделл .

Камни остались на этом месте [ 18 ] до 1980 года, когда их перенесли примерно на 50 футов дальше от моря, чтобы освободить место для нового общественного туалета и торговой палатки. [ 19 ] Некоторые гавайские традиционалисты были недовольны тем, что валуны изначально были помещены рядом с водопроводными и канализационными трубами и использовались некоторыми любителями пляжного отдыха в качестве вешалки для полотенец и места для загара, но вскоре им было отведено более видное место, отмеченное исторической мемориальной доской. [ 20 ]

В 1997 году в рамках усилий Джорджа Канахеле «Восстановить гавайский облик Вайкики» камни были подняты из песка и помещены на каменную платформу нового культурного объекта города и округа Гонолулу, построенного под наблюдением комитет, возглавляемый традиционным целителем Папой Генри Ауве и финансируемый Фондом Королевы Эммы. [ 21 ] [ 22 ] Видение комитета в отношении целебных камней возникло из целей защиты, оживления и украшения камней как вахи пана , или священного места, и включало церемонии и ритуалы, проводимые Папой Ауваэ в благоприятные времена. [ 22 ] Полученное в результате размещение и расположение камней было дополнено алтарем и платформой художника и традиционного скульптора Билли Филдса в виде скульптурной паблик-арта инсталляции под названием «Камни жизни» . [ 2 ] [ 23 ]

В 2023 году город и округ Гонолулу по настоянию общественных групп и правозащитников добавили к камням Капаэмаху новые поясняющие указатели. Бронзовая табличка, установленная на небольшом камне из Каймуки, кратко отмечает двойственность мужского и женского духа целителей и содержит QR-код для Kapaemahu.info. [ 24 ] который включает экскурсию по памятнику с дополненной реальностью. [ 25 ] Контекстуализация сайта получила освещение в местных, национальных и гавайских культурных новостях. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Буквальное толкование слова Капаэмаху — «ряд маху»: Ка — определенный артикль в единственном числе; pae — строка, кластер или группа; а маху — третья гендерная категория, относящаяся к людям со смесью мужских и женских качеств. [ 29 ]

Самым простым записанным гавайским названием камней было « Ка Похаку Кахуна Капаэмаху », или «Камни-целители Капаэмаху», что правильно интерпретирует «Кахуна» как эксперта в любой области, в данном случае исцеления; однако в то время был сделан перевод «Камни волшебника», что по нынешним стандартам кажется неуважительным. Совсем недавно появилось название «На Похаку Ола О Капаэмаху А Капуни», что переводится как «Камни жизни Капаэмаху в Капуни». [ 22 ] меняет первоначальное значение камней как памятника четырем посетителям и преуменьшает связь этого места с маху , добавляя в конце имя Капуни.

Роль пола в легенде о Капаэмаху была предметом нескольких интерпретаций и пересмотров. Статус целителей-маху был заметен в оригинальной публикации. [ 1 ] и газетное описание легенды 1941 года. Однако, когда камни были впервые обнаружены на пляже Кухио в 1963 году, в период юридической дискриминации маху, [ 30 ] в сопровождающей исторической мемориальной доске и газетной статье не упоминается пол целителей. [ 18 ] В газетной статье 1980 года цитировалась Леатрис Баллестерос, филиппинская предсказательница и «преданная мадам Пеле», описывающая камни как олицетворение духов двух мужчин и двух женщин. [ 20 ] Хотя это предположение не имеет под собой никакой основы в истории и культуре Гавайев, оно, тем не менее, широко повторялось в последующих описаниях камней. Во время реставрации 1997 года защитник гавайского туризма Джордж Канахеле утверждал, что «название Капаэмаху отражает то, что « Капаэ » означает «отложить»; маху означает «гомосексуальное желание», [ 31 ] но такая интерпретация капаэмаху как «негосексуальных камней» несовместима с гавайским употреблением и грамматикой и не принимается носителями языка или гавайскими учеными. [ 32 ] Отсутствие каких-либо упоминаний о маху или поле на месте камней послужило толчком для общественного движения, которое привело к добавлению к камням в 2023 году новых контекстуализирующих знаков. [ 33 ]

Искусство и культура

[ редактировать ]

В попытке восстановить камни Капаэмаху как постоянное напоминание об этом аспекте гавайской истории, оригинальная рукопись муолело была использована в качестве основы для анимационного фильма, изображающего вклад четырех маху в исцеление и последующее подавление их история. [ 9 ] [ 10 ] Анимация под названием «Капаэмаху » рассказывается на диалекте Ниихау, единственной форме гавайского языка, на которой постоянно говорят и которая наиболее близка к языку, на котором говорили целители. [ 34 ] Премьера фильма состоялась на кинофестивале Tribeca , а затем он вошел в шорт-лист премии «Оскар» на 93-й церемонии вручения премии «Оскар». [ 35 ] Исторический отчет о камнях и их истории был представлен в виде документального фильма PBS под названием « Камни-целители Капаэмаху» , который транслировался по всей стране на канале Pacific Heartbeat . Музей епископа представил иммерсивную мультимедийную выставку под названием «Камни-целители Капаэмаху» , в которой исследуется связь камней с исцелением и историей Океании. Элементы выставки впоследствии были выставлены на постоянной экспозиции в Гавайском конференц-центре .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Примечание по орфографии : эта статья соответствует правилам написания, которые использовались в гавайских газетах в то время, когда история Капаэмаху была представлена ​​публике. В современной орфографии Капаэмаху пишется как Капаэмаху, а маху пишется как маху.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Бойд, Джеймс Х. 1907. «Традиция волшебных камней Ка-Пае-Маху». Гавайский альманах и ежегодник, изд. Томас Трам.
  2. ^ Jump up to: а б с д Физер, Андреа и Гэй Чан. 2006. Вайкики: история забывания и воспоминаний. Издательство Гавайского университета.
  3. ^ Jump up to: а б Грант, Глен. 1996. Вайкики в прошлом году. Компания «Взаимный паб»
  4. ^ Jump up to: а б с Гутманис, июнь. 1984. Похаку, Гавайские камни: Издательство Университета Бригама Янга.
  5. ^ Jump up to: а б с Дворжак, Грег, Делихна Эмес, Эвил Фелети, Тевита О. Кайли, Терезия Теайва и Джеймс Перес Вирнес. 2018. «Гендер в Тихоокеанском регионе». Серия «Обучение Океании» под редакцией Моники К. ЛаБриола. Центр исследований тихоокеанских островов Гавайского университета в Маноа.
  6. ^ Jump up to: а б Хамер, Дин; Вонг-Калу, Хиналеймоана (2022 г.). «Капаэмаху: к истории суверенитета гавайской традиции исцеления и гендерного разнообразия» . Современный Тихий океан . 34 (2): 255–291. ISSN   1527-9464 .
  7. ^ Блейзеделл, Кекуни. «Исторические и философские аспекты практики исцеления традиционной медицины Канака Маоли». Журнал Motion, 1997, ноябрь. 16.
  8. ^ Теоратууаарии Морис. 2019. На Похаку Ола Капаэмаху А Капуни: Выступление перед камнями на переходе Тупуна на Гавайях. Магистерская диссертация, Гавайский университет исследований тихоокеанских островов. https://www.academia.edu/39776683/NĀ_PŌHAKU_OLA_KAPAEMĀHŪ_A_KAPUNI_PERFORMING_FOR_STONES_AT_TUPUNA_CROSSINGS_IN_HAWAIʻI
  9. ^ Jump up to: а б «Капаэмаху анимация» .
  10. ^ Jump up to: а б «Документальный фильм Капаэмаху - Жители островов Тихого океана в коммуникациях» .
  11. ^ Ногельмайер, Марвин Пуакеа. 2003. Май Паа И Ка Лео: Исторический голос в гавайских первичных материалах, глядя вперед и слушая назад. Издательство Гавайского университета.
  12. ^ "Волшебные камни Ка-Пае-Маху". 2001. Еще гавайские народные сказки: сборник местных легенд и традиций. Университетское издательство Тихоокеанского региона.
  13. ^ "Книга альманахов Трума". Свободная пресса, 1907, 4 января, с. 1.
  14. ^ Jump up to: а б «Жертвенные камни, идолы и скелеты — обнаруженные реликвии варварского прошлого». The Pacific Commercial Advertiser, 23 февраля 1905 г., с. 1.
  15. ^ «Камни волшебника, чтобы пойти на чашу Вайкики Мэй». Honolulu Star Bulletin, 1941, 6 июня, с. 1.
  16. ^ «Гавайский клуб добивается удаления волшебных камней». Honolulu Star Bulletin, 1941, 7 июня, с. 1.
  17. ^ «Легендарные «камни волшебников» восстановлены в Вайкики». Рекламодатель Гонолулу, 8 сентября 1963 г., стр. 1.
  18. ^ Jump up to: а б «Мистические скалы на пляже Кухио». Рекламодатель Гонолулу, 18 сентября 1966 г., стр. 1.
  19. ^ «Город перемещает 4 волшебных камня». Бюллетень Honolulu Star, 20 мая 1980 г., стр. 1.
  20. ^ Jump up to: а б «Перенос камней в городе возбуждает духов гнева». Рекламодатель Гонолулу, 20 мая 1980 г., стр. 1.
  21. ^ «Благословение «Камней Волшебника». Рекламодатель Гонолулу, 4 марта 1997 г., с. 1.
  22. ^ Jump up to: а б с Эмили Пальяро. 1997. Камни жизни Капаэмаху и реставрация Капуни. Филдс-Масонство, Гавайи, Отдел охраны исторического наследия Фонда Королевы Эммы, Гонолулу, Гавайи.
  23. ^ «Паблик-арт | Гонолулу — Портал открытых данных» . Город и округ Гонолулу . 8 июля 2012 года . Проверено 11 августа 2020 г.
  24. ^ «Информация о Капаэмаху» .
  25. ^ «Капаемаху АР» . Магазин приложений . 10.10.2023 . Проверено 9 января 2024 г.
  26. ^ Дауэр, Линси (26 октября 2023 г.). «Новая мемориальная доска открыта на камнях Капаэмаху» . Гонолулу Стар-Рекламодатель . Проверено 9 января 2024 г.
  27. ^ «Гонолулу рассказывает историю целителей с двойным мужским и женским духом через новую мемориальную доску в Вайкики» . АП Новости . 2023-10-25 . Проверено 27 октября 2023 г.
  28. ^ Фернандес-Акамине, Пуанани (01 декабря 2023 г.). «Сохраняя оригинальную историю Капаэмаху» . Ка Вай Ола . Проверено 9 января 2024 г.
  29. ^ Пукуи, Мэри Кавена, Сэмюэл Х. Элберт и Эстер Т. Мукини. 1974. Топонимы Гавайев. Гавайский университет Пресс
  30. ^ «Гавайские новости сейчас» .
  31. ^ «Запись в журнале дает подсказки о камнях». Рекламодатель Гонолулу, 20 апреля 1997 г., стр. 11.
  32. ^ Пукуи, Мэри Кавена и Сэмюэл Х. Элберт. 1986. Гавайский словарь. Издательство Гавайского университета
  33. ^ Фернандес-Акамине, Пуанани (01 октября 2022 г.). «Выставка в Капаэмаху побуждает обновить вывеску в Вайкики» . Живая Вода . Проверено 27 октября 2023 г.
  34. ^ Фернандес-Акамине, Пуанани (30 марта 2020 г.). «Капаэмаху: найдена потерянная история» . Живая Вода . Проверено 30 марта 2020 г.
  35. ^ «Объявлены 93-е шорт-листы премии «Оскар»® в 9 категориях» . Оскар.орг | Академия кинематографических искусств и наук . 09.02.2021 . Проверено 20 июня 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2831d248545a9142348c62d383349f48__1720004700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/48/2831d248545a9142348c62d383349f48.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kapaemahu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)