Капаэмаху
Капаэмаху [ а ] относится к четырем камням на пляже Вайкики , которые были установлены там как дань уважения четырем легендарным маху. [ а ] (лица третьего пола), которые столетия назад принесли искусство врачевания с Таити на Гавайи. Это также имя лидера целителей, который, согласно традиции, передал камням свою духовную силу перед их исчезновением. [ 1 ] Камни в настоящее время расположены внутри памятника города и округа Гонолулу в Гонолулу, в западной части пляжного парка Кухио , недалеко от их первоначального дома в районе Вайкики, известном как Улукоу. Капаэмаху считается значимым памятником культуры в Вайкики . [ 2 ] [ 3 ] пример священных камней на Гавайях, [ 4 ] понимание коренных представлений о гендере [ 5 ] [ 6 ] и исцеление [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] и тема анимационного и документального фильма. [ 9 ] [ 10 ]
Традиция Капаэмаху
[ редактировать ]Традиция Капаэмаху, как и все гавайские знания, полученные до контакта, передавалась устно. [ 11 ] Первый письменный отчет об этой истории приписывается Джеймсу Харботтлу Бойду и был опубликован Томасом Г. Трамом под заголовком «Традиция волшебных камней Ка-Пае-Маху» в Гавайском альманахе и ежегодном журнале за 1907 год . [ 1 ] и переиздано в 1923 году под названием «Волшебные камни Ка-Пае-Маху» в журнале «Больше гавайских народных сказок». [ 12 ] Гавайское название камней, описанное в газете на гавайском языке «Ка Нупепа Куокоа» , — «Ка Похаку Кахуна Капаэмаху». [ 13 ]
История начинается с путешествия четырех мистических фигур, названных «волшебниками или прорицателями», из «земли Моулануиакеа (Таити)... на Гавайи задолго до правления короля Какуихева». Их звали Капаэмаху, который был лидером, Кинохи, Кахалоа и Капуни. После тура по островам Гавайев они поселились в Улукоу в Вайкики. [ 1 ]
По словам мулело, посетители были «бесполыми по своей природе, и их привычки совпадали с их женской внешностью, хотя они были мужественными по росту и осанке», что указывает на то, что они были маху – полинезийский термин для обозначения лиц третьего пола, которые не являются ни мужчинами, ни женщинами, а являются смесь разума, сердца и духа. [ 5 ] Их также описывали как обладателей «вежливых и доброжелательных манер» и «низкой, мягкой речи». «Квартет любимцев богов» был знатоком науки врачевания. Они произвели множество исцелений «наложением рук» и прославились по всему Оаху. [ 1 ]
Когда пришло время уходить целителям, возникло желание создать «самое постоянное напоминание», чтобы «те, кто придет позже, могли увидеть признательность тех, кто получил помощь и избавился от боли и страданий благодаря их служению во время своего ухода». их пребывание среди них». Четыре маху «вынесли свое решение людям как голос богов».
В ночь на Кане люди собрались возле знаменитой «колокольной скалы» в Каймуки и выбрали четыре гигантских валуна, которые были перенесены в Вайкики. Двое были помещены в землю возле их жилища, а двое - в море, где они купались. Капаэмаху начал серию церемоний и песнопений, чтобы запечатлеть силы целителей в камнях, хороня под каждым идолов, указывающих на двойной мужской и женский дух целителей. В легенде также говорится, что «в жертву была принесена прекрасная, добродетельная вождь» и что «заклинания, молитвы и пост длились одно полнолуние». Как только их духовные силы были переданы камням, четыре маху исчезли, и их больше никогда не видели. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Традиционные времена
[ редактировать ]Считается, что камни оставались в Вайкики со времен Какухихева, Али Аймоку XVI века с острова Оаху, до наших дней: два на участке пляжа, ныне известном как Кахалоа, и два в океане в месте для серфинга под названием Капуни. Там они служили одновременно священным местом для исцеления и маркером опасного участка внешнего рифа, известного как «Пещера Акульего Бога». [ 4 ]
1905–1941
[ редактировать ]Первое печатное упоминание о камнях появилось в The Pacific Commercial Advertiser в 1905 году. [ 14 ] В статье описывалось, как Арчибальд Скотт Клегхорн , бизнесмен шотландского происхождения, женившийся на принцессе Лайклике и ставший отцом принцессы Каиулани , в течение двух десятилетий заметил обнажение камня на их пляжной территории, которое, по его мнению, могло иметь религиозное значение. Камень находился недалеко от обычного места для купания Ликелике, и она и ее дочь положили на него леи из морских водорослей перед купанием в океане. [ 4 ]
Возводя на этом участке пляжный домик, Клегхорн приказал выкопать и положить на поверхность валун весом около восьми тонн. Было решено, что он принадлежит к другому классу, чем обычно встречающийся на пляже или рядом с ним, скорее всего, с холмов Каймуки за парком Капиолани . Еще один большой камень весом около 10 тонн был обнаружен на соседнем участке, за ним последовали еще два, расположенные по прямой линии. Четыре больших валуна были раскопаны и сложены вместе во дворе пляжного участка Клегхорна. Согласно статье, в ходе раскопок под 10-тонной скалой были обнаружены останки человеческого скелета с неповрежденной челюстной костью. Также были обнаружены остатки четырех или пяти каменных идолов, два из которых были зацементированы на вершине скалы. [ 14 ]
Когда Клегхорн умер в 1910 году, в его завещании было указано, что «исторические камни, находящиеся теперь на территории… . . не подлежит порче или удалению из указанного помещения». [ 3 ] Тем не менее, в 1941 году газета Honolulu Star Bulletin сообщила, что камни придется убрать, чтобы освободить место для боулинга с кондиционером под названием Waikiki Bowls. [ 15 ] Предложенное удаление камней вызвало протест со стороны коренных гавайцев, которые считали, что «эти камни следует сохранить ради их традиционной ценности и для того, чтобы сохранить нашу индивидуальность как сообщества». [ 16 ] Застройщик боулинга пообещал разместить камни на видном месте, получив тем самым одобрение плановой комиссии, но на самом деле камни были закопаны в фундамент нового здания, где они и оставались в течение двух десятилетий. [ 2 ]
Конец 20 века
[ редактировать ]Город и округ Гонолулу признали собственность Клегхорна общественным пляжем в 1958 году, а четыре года спустя камни были повторно идентифицированы, когда боулинг был снесен, а пляжная зона восстановлена. [ 2 ] В знак признания их исторического значения камни были закопаны в песок в новом пляжном парке Кухио и отмечены мемориальной доской с названием «Камни волшебников Капаэмаху». [ 17 ] На церемонии открытия 1963 года присутствовали эксперт по гавайскому языку и культуре Мэри Кавена Пукуи и мэр Гонолулу Нил Блейсделл .
Камни остались на этом месте [ 18 ] до 1980 года, когда их перенесли примерно на 50 футов дальше от моря, чтобы освободить место для нового общественного туалета и торговой палатки. [ 19 ] Некоторые гавайские традиционалисты были недовольны тем, что валуны изначально были помещены рядом с водопроводными и канализационными трубами и использовались некоторыми любителями пляжного отдыха в качестве вешалки для полотенец и места для загара, но вскоре им было отведено более видное место, отмеченное исторической мемориальной доской. [ 20 ]
В 1997 году в рамках усилий Джорджа Канахеле «Восстановить гавайский облик Вайкики» камни были подняты из песка и помещены на каменную платформу нового культурного объекта города и округа Гонолулу, построенного под наблюдением комитет, возглавляемый традиционным целителем Папой Генри Ауве и финансируемый Фондом Королевы Эммы. [ 21 ] [ 22 ] Видение комитета в отношении целебных камней возникло из целей защиты, оживления и украшения камней как вахи пана , или священного места, и включало церемонии и ритуалы, проводимые Папой Ауваэ в благоприятные времена. [ 22 ] Полученное в результате размещение и расположение камней было дополнено алтарем и платформой художника и традиционного скульптора Билли Филдса в виде скульптурной паблик-арта инсталляции под названием «Камни жизни» . [ 2 ] [ 23 ]
21 век
[ редактировать ]В 2023 году город и округ Гонолулу по настоянию общественных групп и правозащитников добавили к камням Капаэмаху новые поясняющие указатели. Бронзовая табличка, установленная на небольшом камне из Каймуки, кратко отмечает двойственность мужского и женского духа целителей и содержит QR-код для Kapaemahu.info. [ 24 ] который включает экскурсию по памятнику с дополненной реальностью. [ 25 ] Контекстуализация сайта получила освещение в местных, национальных и гавайских культурных новостях. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Буквальное толкование слова Капаэмаху — «ряд маху»: Ка — определенный артикль в единственном числе; pae — строка, кластер или группа; а маху — третья гендерная категория, относящаяся к людям со смесью мужских и женских качеств. [ 29 ]
Самым простым записанным гавайским названием камней было « Ка Похаку Кахуна Капаэмаху », или «Камни-целители Капаэмаху», что правильно интерпретирует «Кахуна» как эксперта в любой области, в данном случае исцеления; однако в то время был сделан перевод «Камни волшебника», что по нынешним стандартам кажется неуважительным. Совсем недавно появилось название «На Похаку Ола О Капаэмаху А Капуни», что переводится как «Камни жизни Капаэмаху в Капуни». [ 22 ] меняет первоначальное значение камней как памятника четырем посетителям и преуменьшает связь этого места с маху , добавляя в конце имя Капуни.
Роль пола в легенде о Капаэмаху была предметом нескольких интерпретаций и пересмотров. Статус целителей-маху был заметен в оригинальной публикации. [ 1 ] и газетное описание легенды 1941 года. Однако, когда камни были впервые обнаружены на пляже Кухио в 1963 году, в период юридической дискриминации маху, [ 30 ] в сопровождающей исторической мемориальной доске и газетной статье не упоминается пол целителей. [ 18 ] В газетной статье 1980 года цитировалась Леатрис Баллестерос, филиппинская предсказательница и «преданная мадам Пеле», описывающая камни как олицетворение духов двух мужчин и двух женщин. [ 20 ] Хотя это предположение не имеет под собой никакой основы в истории и культуре Гавайев, оно, тем не менее, широко повторялось в последующих описаниях камней. Во время реставрации 1997 года защитник гавайского туризма Джордж Канахеле утверждал, что «название Капаэмаху отражает то, что « Капаэ » означает «отложить»; маху означает «гомосексуальное желание», [ 31 ] но такая интерпретация капаэмаху как «негосексуальных камней» несовместима с гавайским употреблением и грамматикой и не принимается носителями языка или гавайскими учеными. [ 32 ] Отсутствие каких-либо упоминаний о маху или поле на месте камней послужило толчком для общественного движения, которое привело к добавлению к камням в 2023 году новых контекстуализирующих знаков. [ 33 ]
Искусство и культура
[ редактировать ]В попытке восстановить камни Капаэмаху как постоянное напоминание об этом аспекте гавайской истории, оригинальная рукопись муолело была использована в качестве основы для анимационного фильма, изображающего вклад четырех маху в исцеление и последующее подавление их история. [ 9 ] [ 10 ] Анимация под названием «Капаэмаху » рассказывается на диалекте Ниихау, единственной форме гавайского языка, на которой постоянно говорят и которая наиболее близка к языку, на котором говорили целители. [ 34 ] Премьера фильма состоялась на кинофестивале Tribeca , а затем он вошел в шорт-лист премии «Оскар» на 93-й церемонии вручения премии «Оскар». [ 35 ] Исторический отчет о камнях и их истории был представлен в виде документального фильма PBS под названием « Камни-целители Капаэмаху» , который транслировался по всей стране на канале Pacific Heartbeat . Музей епископа представил иммерсивную мультимедийную выставку под названием «Камни-целители Капаэмаху» , в которой исследуется связь камней с исцелением и историей Океании. Элементы выставки впоследствии были выставлены на постоянной экспозиции в Гавайском конференц-центре .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Примечание по орфографии : эта статья соответствует правилам написания, которые использовались в гавайских газетах в то время, когда история Капаэмаху была представлена публике. В современной орфографии Капаэмаху пишется как Капаэмаху, а маху пишется как маху.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Бойд, Джеймс Х. 1907. «Традиция волшебных камней Ка-Пае-Маху». Гавайский альманах и ежегодник, изд. Томас Трам.
- ^ Jump up to: а б с д Физер, Андреа и Гэй Чан. 2006. Вайкики: история забывания и воспоминаний. Издательство Гавайского университета.
- ^ Jump up to: а б Грант, Глен. 1996. Вайкики в прошлом году. Компания «Взаимный паб»
- ^ Jump up to: а б с Гутманис, июнь. 1984. Похаку, Гавайские камни: Издательство Университета Бригама Янга.
- ^ Jump up to: а б с Дворжак, Грег, Делихна Эмес, Эвил Фелети, Тевита О. Кайли, Терезия Теайва и Джеймс Перес Вирнес. 2018. «Гендер в Тихоокеанском регионе». Серия «Обучение Океании» под редакцией Моники К. ЛаБриола. Центр исследований тихоокеанских островов Гавайского университета в Маноа.
- ^ Jump up to: а б Хамер, Дин; Вонг-Калу, Хиналеймоана (2022 г.). «Капаэмаху: к истории суверенитета гавайской традиции исцеления и гендерного разнообразия» . Современный Тихий океан . 34 (2): 255–291. ISSN 1527-9464 .
- ^ Блейзеделл, Кекуни. «Исторические и философские аспекты практики исцеления традиционной медицины Канака Маоли». Журнал Motion, 1997, ноябрь. 16.
- ^ Теоратууаарии Морис. 2019. На Похаку Ола Капаэмаху А Капуни: Выступление перед камнями на переходе Тупуна на Гавайях. Магистерская диссертация, Гавайский университет исследований тихоокеанских островов. https://www.academia.edu/39776683/NĀ_PŌHAKU_OLA_KAPAEMĀHŪ_A_KAPUNI_PERFORMING_FOR_STONES_AT_TUPUNA_CROSSINGS_IN_HAWAIʻI
- ^ Jump up to: а б «Капаэмаху анимация» .
- ^ Jump up to: а б «Документальный фильм Капаэмаху - Жители островов Тихого океана в коммуникациях» .
- ^ Ногельмайер, Марвин Пуакеа. 2003. Май Паа И Ка Лео: Исторический голос в гавайских первичных материалах, глядя вперед и слушая назад. Издательство Гавайского университета.
- ^ "Волшебные камни Ка-Пае-Маху". 2001. Еще гавайские народные сказки: сборник местных легенд и традиций. Университетское издательство Тихоокеанского региона.
- ^ "Книга альманахов Трума". Свободная пресса, 1907, 4 января, с. 1.
- ^ Jump up to: а б «Жертвенные камни, идолы и скелеты — обнаруженные реликвии варварского прошлого». The Pacific Commercial Advertiser, 23 февраля 1905 г., с. 1.
- ^ «Камни волшебника, чтобы пойти на чашу Вайкики Мэй». Honolulu Star Bulletin, 1941, 6 июня, с. 1.
- ^ «Гавайский клуб добивается удаления волшебных камней». Honolulu Star Bulletin, 1941, 7 июня, с. 1.
- ^ «Легендарные «камни волшебников» восстановлены в Вайкики». Рекламодатель Гонолулу, 8 сентября 1963 г., стр. 1.
- ^ Jump up to: а б «Мистические скалы на пляже Кухио». Рекламодатель Гонолулу, 18 сентября 1966 г., стр. 1.
- ^ «Город перемещает 4 волшебных камня». Бюллетень Honolulu Star, 20 мая 1980 г., стр. 1.
- ^ Jump up to: а б «Перенос камней в городе возбуждает духов гнева». Рекламодатель Гонолулу, 20 мая 1980 г., стр. 1.
- ^ «Благословение «Камней Волшебника». Рекламодатель Гонолулу, 4 марта 1997 г., с. 1.
- ^ Jump up to: а б с Эмили Пальяро. 1997. Камни жизни Капаэмаху и реставрация Капуни. Филдс-Масонство, Гавайи, Отдел охраны исторического наследия Фонда Королевы Эммы, Гонолулу, Гавайи.
- ^ «Паблик-арт | Гонолулу — Портал открытых данных» . Город и округ Гонолулу . 8 июля 2012 года . Проверено 11 августа 2020 г.
- ^ «Информация о Капаэмаху» .
- ^ «Капаемаху АР» . Магазин приложений . 10.10.2023 . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Дауэр, Линси (26 октября 2023 г.). «Новая мемориальная доска открыта на камнях Капаэмаху» . Гонолулу Стар-Рекламодатель . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ «Гонолулу рассказывает историю целителей с двойным мужским и женским духом через новую мемориальную доску в Вайкики» . АП Новости . 2023-10-25 . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Фернандес-Акамине, Пуанани (01 декабря 2023 г.). «Сохраняя оригинальную историю Капаэмаху» . Ка Вай Ола . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Пукуи, Мэри Кавена, Сэмюэл Х. Элберт и Эстер Т. Мукини. 1974. Топонимы Гавайев. Гавайский университет Пресс
- ^ «Гавайские новости сейчас» .
- ^ «Запись в журнале дает подсказки о камнях». Рекламодатель Гонолулу, 20 апреля 1997 г., стр. 11.
- ^ Пукуи, Мэри Кавена и Сэмюэл Х. Элберт. 1986. Гавайский словарь. Издательство Гавайского университета
- ^ Фернандес-Акамине, Пуанани (01 октября 2022 г.). «Выставка в Капаэмаху побуждает обновить вывеску в Вайкики» . Живая Вода . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Фернандес-Акамине, Пуанани (30 марта 2020 г.). «Капаэмаху: найдена потерянная история» . Живая Вода . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ «Объявлены 93-е шорт-листы премии «Оскар»® в 9 категориях» . Оскар.орг | Академия кинематографических искусств и наук . 09.02.2021 . Проверено 20 июня 2021 г.