Общественный транспорт Лугано
![]() | |
Промышленность | Транспорт |
---|---|
Основан | 1884 г. (нынешнее название: 2000 г.) |
Штаб-квартира | , |
Обслуживаемая территория | Лугано и окрестности |
Владелец | Город Лугано Кантон Тичино Муниципалитет Массаньо Муниципалитет Парадизо Муниципалитет Савоза Муниципалитет Везиа |
Веб-сайт | http://www.tplsa.ch/ |

Trasporti Pubblici Lugano (TPL) — оператор общественного транспорта в швейцарском городе Лугано и его окрестностях . Ранее известная как Общество электрических трамваев Лугано , Муниципальные электрические трамваи , Муниципальная транспортная компания (ACT) и Муниципальная транспортная компания города Лугано (ACTL), организация была основана в 1884 году и приняла свое нынешнее название в 2000 году. [ 1 ]
TPL управляет городской автобусной сетью, а также фуникулером , соединяющим городской железнодорожный вокзал с центром города. Это частная компания с ограниченной ответственностью, акциями которой преимущественно владеют город Лугано (58,56%) и кантон Тичино (30,44%), а остальные акции принадлежат соседним муниципалитетам. Он является членом тарифной сети arcobaleno . [ 2 ]
История
[ редактировать ]


Начало
[ редактировать ]Станция Лугано была открыта в 1874 году как часть Готардской железной дороги линии Лугано- Кьяссо . К 1882 году, с открытием линии через перевал Монте-Ченери до Беллинцоны и Готардского железнодорожного туннеля за ним, Лугано был связан с остальной частью кантона Тичино и с северной Швейцарией. [ 3 ]
Однако станция располагалась значительно выше самого города, который развивался вдоль озера Лугано . Чтобы связать их, в 1886 году был открыт фуникулер Лугано Читта – Станционе. Первоначально он работал за счет гидроэнергии. [ 3 ]
Трамваи
[ редактировать ]Экономическое развитие, не в последнюю очередь из-за появления железной дороги, привело к тому, что Лугано расширился за пределы своего первоначального прибрежного центра, что привело к дальнейшей потребности в местном транспорте. Società luganese dei Tramway Elettrici (Компания электрического трамвая Лугано) отвечала за строительство городских трамваев, которые были введены в эксплуатацию в 1896 году. [ 4 ] [ 5 ]
В 1918 году компания перешла во владение города Лугано, и название было изменено на Tranvie elettriche comunali (Муниципальные электрические трамваи). На пике своего развития трамвайная сеть обслуживала внешние конечные станции в Бессо , Кассарате , Чимитеро Нуэво и Парадизо . [ 1 ] [ 6 ]
К 1950-м годам было принято решение заменить трамваи троллейбусами. [ 1 ]
Троллейбусы
[ редактировать ]Первый троллейбусный маршрут открылся в 1954 году, к 1959 году система постепенно заменила трамвайную сеть Лугано и была значительно расширена в период с 1975 по 1981 год. На пике своего развития система состояла из четырех линий с внешними конечными станциями в Бреганцоне , Кастаньоле , Парадизо , Прегассона и Веция . К этому моменту организация сменила название на Comunale dei Trasporti della Città di Lugano (Муниципальная транспортная компания Лугано, или ACTL). [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]
Троллейбусы Лугано работали при 1000 В постоянном напряжении , унаследованном от трамвайной системы и необычно высоком для троллейбусов. Это было одной из основных причин окончательного упадка системы, поскольку лишь немногие производители были заинтересованы в поставке новых автомобилей под таким напряжением. Рассматривалось возможность закрытия как минимум с 1995 года, а последние услуги были оказаны в 2001 году. [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Последнее время
[ редактировать ]В 2000 году ACTL была преобразована в Trasporti Pubblici Luganesi, акционерное общество, принадлежащее Лугано и другим местным и кантональным властям. [ 1 ]
в центре Лугано был построен новый автовокзал В период с 2000 по 2002 год на площади Экс-Скуоле для использования TPL. Станция была спроектирована архитектором Марио Ботта и имеет центральный неф высотой 5 метров (16 футов) высотой 7 метров (23 фута) с двумя боковыми проходами с полупрозрачным покрытием из плексигласа . [ 12 ]
Операция
[ редактировать ]


Автобусные маршруты
[ редактировать ]Компания обслуживает следующие маршруты (частота может быть сокращена в выходные и вечернее время): [ 13 ] Линия 1: Центр Лугано – Парадизо; Линия 2: Рай – Кастаньола; Линия 3: Рынок Резега – Бреганцона; Линия 4: Центр Лугано – Каноббио; Линия 5: Виганелло – Ламоне Кадемпино; Линия 6: станция FFS – Корнаредо; Линия 7: Центр Лугано – Прегассона; Линия 8: P+R Форначи – Скайроло; Линия 8: P+F Форначи – Сенаго; Линия 9: Виганелло – Куреджа; Линия 10: Виганелло – Альбонаго; Линия 11: Центр Лугано – Рувильяна; Линия 12: Центр Лугано – Бре; Линия 16: Бессо – Муццано;
Линия F: P+R Форначи – Центр Лугано; Линия S: P+R Корнаредо — Центр Лугано.
Фуникулер
[ редактировать ]Фуникулер Лугано Читта – Стационе соединяет центр Лугано со станцией Лугано и курсирует непрерывно с 05:20 до 23:50 семь дней в неделю.
Тарифы и билеты
[ редактировать ]TPL является членом тарифной сети arcobaleno и выдает и принимает билеты arcobaleno на все виды транспорта, как на автобусы, так и на фуникулеры. Билеты обычно продаются в автоматах на большинстве автобусных остановок, но их также можно купить у водителя, если на остановке нет автомата по продаже билетов. В обоих терминалах фуникулера имеются кассы по продаже билетов. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Ла История» [История] (на итальянском языке). ТПЛ . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ «Società» [Компания] (на итальянском языке). ТПЛ . Проверено 12 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «TPL – Фуникулер Лугано – Станция» (на итальянском языке). Общественный транспорт Луганези SA . Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ «Лугано (коммуна) - XIX и XX век» [Лугано (коммуна) - 19 и 20 века]. Исторический словарь Швейцарии (на итальянском языке). ДСС . Проверено 29 октября 2012 г.
- ^ Бетти Карбончини, Адриано (1992). озерам Рельсы к . Холл, ЭТР. п. 232. ИСБН 88-85068-16-2 .
- ^ Атлас железных дорог Швейцарии . Верлаг Швеерс + Волл ГмбХ. 2012. с. 59. ИСБН 978-3-89494-130-7 .
- ^ Jump up to: а б Мюррей, Алан (2000). Всемирная энциклопедия троллейбусов , стр. 73, 85. Йатели, Хэмпшир, Великобритания: Троллейбуки. ISBN 0-904235-18-1 .
- ^ Журнал «Троллейбус» № 236 (март – апрель 2001 г.), стр. 25, 47. Национальная троллейбусная ассоциация (Великобритания). ISSN 0266-7452 .
- ^ Журнал «Троллейбус» № 198 (ноябрь – декабрь 1994 г.), стр. 163–164.
- ^ Журнал «Троллейбус» № 203 (сентябрь – октябрь 1995 г.), с. 138.
- ^ Журнал «Троллейбус» № 240 (ноябрь – декабрь 2001 г.), стр. 140–141. Национальная троллейбусная ассоциация (Великобритания). ISSN 0266-7452 .
- ^ «Центральный автовокзал, Лугано, Швейцария» . Марио Ботта Архитектор . Проверено 1 ноября 2012 г.
- ^ «Линее ТПЛ» [TPL Lines] (на итальянском языке). ТПЛ . Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ «Транспортные компании» (на итальянском языке). Тарифное сообщество Тичино и Моэсано. Архивировано из оригинала 27 июля 2012 г. Проверено 13 июля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с общественным транспортом Лугано, на Викискладе?
- Официальный сайт (на итальянском языке)