Крисаор (стихотворение)
Крисаор (также известный как История Крисаора или Хрисаора ) — короткая эпическая поэма, написанная белыми стихами Уолтера Сэвиджа Лэндора , напечатанная в 1800 году и впервые опубликованная в 1802 году. [ 1 ] Поэма изображает убийство мифологического персонажа Хрисаора морским богом Нептуном и нереидами , или морскими нимфами. В поэме Хрисаор описывается как единственный выживший из «расы земных великанов» и правитель Гадеса ( Кадиса ).
Классические источники
[ редактировать ]История рождения Хрисаора встречается в двух античных источниках. Это Псевдо-Аполлодор , Библиотека , 2.4, и Гесиод , Теогония , 270-305, оба из которых повествуют, как Хрисаор и Пегас родились, когда Персей обезглавил Медузу . Хрисаор — сын Медузы и Посейдона, или Нептуна. Другой источник ( Диодор Сицилийский , Историческая библиотека , 4.17.1-3) утверждает, что Хрисаор был «царем всей Иберии» и что свое имя (означающее «золотой меч» на латыни) он получил из-за своего богатства. Драматическая суть поэмы — убийство Хрисаора Нептуном в отместку за гнев Юпитера — выдумана Лэндором и не встречается в классической мифологии.
Состав и история публикации
[ редактировать ]Крисаор был впервые опубликован в «Поэзии Ландора» автора «Гебира: и постскриптум к этому стихотворению с замечаниями о некоторых критиках» (1802 г.). Том был напечатан в 1800 году и какое-то время не публиковался из-за необходимости проверить ссылку. Некоторые критики, в том числе Уильям Брэдли, полагают, что работа над «Крисаором» была начата вскоре после того, как Лэндор завершил работу над первым изданием «Гебира» (1798 г.). [ 2 ] Стихотворение состоит из 207 строк белого стиха.
Прием, влияние и критика
[ редактировать ]«Крисаор» разделил мнения критиков и биографов Лэндора относительно того, является ли это стихотворение одним из лучших или худших коротких стихотворений Лэндора. Дуглас Буш, например, считает, что « Хрисаор с его суровым подходом к величию является основной поэзией» и что «вероятно, ни одно современное английское стихотворение сопоставимой силы не менее известно широкому кругу читателей». [ 3 ] Сэр Сидней Колвин также считал Крисаора «лучшим произведением Лэндора, написанным белыми стихами». [ 4 ] Биограф Лэндора Р. Х. Супер считал оценку Колвина «едва ли оправданной» и нашел только «восхитительные изображения морских богов и нимф, соответствующие лучшим произведениям поэзии Лэндора». Роберт Пински считал «Крисаора » «плохо написанным и глупо задуманным стихотворением», «непреднамеренной пародией» на Мильтона и «жалким произведением юношества». [ 5 ]

Важным аспектом поэмы является ее топографический и географический аспект. Убийство Хрисаора совпадает с тем, что он был «отрезан от плодородной земли» (строка 10) богом моря. Ландор, вероятно, имел в виду топографическое положение острова Леон , который полностью отрезан от материковой Андалусии водами Каньо -де-Санкти-Петри . Развивая эту интерпретацию, Адам Робертс описывает Крисаора как «часть топографической этиологии», представляя мифическую историю происхождения отделения острова Леон от остальной Иберии. [ 6 ]
Ключевую часть этой интерпретации можно найти в длинной сноске Лэндора к Крисаору , где он утверждает, что грех Хрисаора, разгневавший Юпитера, заключался не только в его высокомерии перед богами, но, в частности, в его терпимости к работорговле и обогащении за счет работорговли. Кадис, наряду с Севильей, был ключевым центром трансатлантической работорговли во время развития Пиренейской империи, и Ландор, вероятно, имел в виду эту географическую историю при разработке мифической топографической основы поэмы. [ 7 ] [ 8 ]
Уильям Брэдли отметил наличие сильных параллелей между «Крисаором» Мильтона и «Потерянным раем» . [ 9 ] Отношения Бога-Отца Мильтона с Богом-Сыном отражены в отношениях Юпитера Лэндора с Нептуном, где Хрисаор играет мятежную роль, аналогичную роли Сатаны в эпосе Мильтона. Тритоны и морские нимфы в поэме Лэндора были бы аналогом ангелов из «Потерянного рая» , помогая победить непокорного мятежника. Брэдли также отмечает сходство элементов Крисаора с элементами истории неповиновения Аякса и разрушения Нептуном, изложенной в «Одиссее» , Книга IV, строки 500–511. [ 10 ]
Избранная критика
[ редактировать ]- Брэдли, Уильям. Ранние стихи Уолтера Сэвиджа Лэндора . Лондон: Брэдбери, Agnew, & Co, Ltd, 1913.
- Буш, Дуглас. Мифология и романтическая традиция в английской поэзии . Кембридж: Гарвардский университет, 1937. Стр. 236-240.
- Элвин, Малькольм. Лэндор: Реплевин . Лондон: Макдональд, 1958.
- Пински, Роберт. Поэзия Лэндора . Чикаго: Чикагский университет, 1968.
- Робертс, Адам. Чистота Ландора . Оксфорд: Oxford UP, 2014. Стр. 70-77.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Супер, Р.Х. (1954). Уолтер Сэвидж Лэндор: Биография . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 49.
- ^ Супер, Р.Х. (1954). Уолтер Сэвидж Лэндор: Биография . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 49.
- ^ Буш, Дуглас (1937). Мифология и романтическая традиция в английской поэзии . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. стр. 238–239.
- ^ Колвин, Сидней (1902). Лэндор . Нью-Йорк: Издательство Harper & Brothers. п. 37.
- ^ Пинский, Роберт (1968). Поэзия Лэндора . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 72.
- ^ Робертс, Адам (2014). Чистота Ландора . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 71.
- ^ Найт, Франклин В. (1994). «Рабство и отстающий капитализм в Испанской и Португальско-Американской империях, 1492–1713». В Солоу, Барбара Л. (ред.). Рабство и подъем Атлантической системы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 69.
- ^ О'Фланаган, Патрик (2008). «Кадис и Ла-Баия-де-Кадис». Портовые города Атлантической Иберии 1500-1900 гг . Лондон: Рутледж. стр. 81–116.
- ^ Брэдли, Уильям (1913). Ранние стихи Уолтера Сэвиджа Лэндора . Лондон: Брэдбери, Агнью и Ко, Лтд., с. 98.
- ^ Брэдли, Уильям (1913). Ранние стихи Уолтера Сэвиджа Лэндора . Лондон: Брэдбери, Агнью и Ко, Лтд., с. 97.