Жан-Марк Эла
Жан-Марк Эла | |
---|---|
Рожденный | Жан-Марк Эла 27 сентября 1936 г. |
Умер | 26 декабря 2008 г. | (72 года)
Род занятий | Социолог и теолог |
Академическое образование | |
Альма-матер | |
Академическая работа | |
Школа или традиция | Католическая традиция |
Учреждения | |
Основные интересы | Африканское христианство |
Жан-Марк Эла (27 сентября 1936 — 26 декабря 2008) — камерунский социолог и теолог . Эла работал как епархиальный священник , так и профессор. Он был автором многих книг по теологии, философии и общественным наукам в Африке. Его самая известная работа « Африканский крик » была названа «самой убедительной иллюстрацией» духа теологии освобождения в странах Африки к югу от Сахары. [ 1 ] Его работы широко цитируются как образцы христианского богословия стран Африки к югу от Сахары из-за их внимания к контекстуализации и акцента на общинно-ориентированных подходах к теологии. [ 2 ]
Он был похоронен в своем родном городе Эболова , Камерун .
Биография
[ редактировать ]Жан-Марк Эла родился 27 сентября 1936 года в Эболове , в африканской стране Камерун . Эла, сын семьи среднего класса на юге Камеруна, утверждал, что впервые начал думать о теологии как о дисциплине, которая должна заниматься местными потребностями верующих, когда он изучал философию и теологию во Франции в Страсбургском университете в 1960-е годы. [ 3 ] Он изучал социологию в Страсбургском университете, а также в Университете Сорбонны .
Однако именно во время своего шестнадцатилетнего опыта миссионерской работы среди кирди на северо-западе Камеруна он разработал и сформулировал большинство аргументов в книгах «Африканский крик» и «Моя вера как африканца» . Большую часть своих исследований и жизни он провел рядом с Бабой Симоном, любимым министром кирди Северного Камеруна в Токомбере . Его диссертация в Страсбурге была посвящена образу креста в теологии Лютера.
Эла был уникален тем, что как социолог он привнес в свою теологию социально-научную критику. Как богослов он оказался неортодоксальным не только в изучении социальных наук, но и в своей склонности к изучению тем, которые проверяли границы католической ортодоксальности. Будучи миссионером, он заслужил уважение и любовь своей общины в Токомбере. Как профессор он пользовался популярностью среди студентов по всему миру. Он преподавал, среди прочего, в Камеруне, Бельгии, США, Канаде, Бенине, Франции и Конго.
Ярый критик как церковных, так и политических институтов, Эла добровольно покинул Квебек после убийства камерунского священника Энглеберта Мвенга работал профессором социологии в Университете Лаваля. в 1995 году. Эла проживал в Монреале, где с 1995 года до своей смерти 26 декабря 2008 года, Ванкувер . [ 3 ]
Основные работы
[ редактировать ]Для Жана-Марка Эла и его поколения постколониальных христианских интеллектуалов в Камеруне достижение искупления и значимой духовности фундаментально зависело от признания ценности повседневных практик языческой деревенской жизни. Это также обеспечило механизм бдительности против разрушительных внешних сил. [ 4 ]
«Африканский крик» и «Моя вера как африканца» , две самые известные работы Элы, служат обвинением католической церкви в том, что она придерживается модели веры, игнорирующей потребности африканцев, особенно тех, кто живет в бедных и сельских общинах. Посредством анализа избранных таинств , миссионерских структур и библейской герменевтики Эла выявила способы, которыми католическая традиция подчиняет африканцев положению зависимости по отношению к белым европейцам. Он противопоставил этим случаям угнетения возможности освобождения, основываясь на аргументе, что Евангелие выступает за восстановление достоинства маргинализированных людей.
По мнению Элы, единственный способ восстановить достоинство африканских народов — позволить им трансформировать христианские традиции в формы, которые знакомы и полезны африканцам. Он утверждал, что Евхаристию следует совершать из местных, а не импортных продуктов. Он считал, что африканские церкви должны быть самофинансируемыми. Он также считал, что библейское толкование должно руководствоваться «теологией тенистого дерева», в которой небольшие группы верующих могут собираться вместе, чтобы интерпретировать Евангелие в свете своих конкретных обстоятельств. [ 5 ]
Перемежая свои резкие богословские тона, Эла выпустил несколько томов по социальным наукам в Африке. Он был научным исследователем, стремившимся создать концептуальную основу для охвата и удовлетворения знаний и потребностей своих соотечественников. Например, в 2001 году он написал руководство, в котором подробно разъяснял необходимость направления африканскими исследователями новых исследований на удовлетворение основных потребностей населения, а не только на улучшение промышленного производства. Точно так же в нескольких книгах, опубликованных в период с 1998 по 2007 год, он показал место Африки в мире рациональной науки и необходимость высококачественной научной работы. В книге, вышедшей в 2007 году, он попытался объяснить неразделимость знания и власти.
Дань
[ редактировать ]Эла был возведен на трон Гран-при памяти GPLA Жан- Марк 2018. [ 6 ]
Библиография
[ редактировать ]- 1971 Перо и кирка . Яунде: Editions Clé.
- 1980 Крик африканца . Париж: L'Harmattan. Переводы на английский ( African Cry ) и голландский языки.
- 1983 От помощи к освобождению. Современные задачи Церкви в африканской среде . Париж: Центр Лебре. Переводы на английский и немецкий языки.
- 1982 Вот и время наследников: Церкви Африки и новые пути . Париж: Картала. В сотрудничестве с Р. Люно. Перевод на итальянский язык.
- 1982 Африка деревень . Париж: Картала.
- 1983 Город в черной Африке . Париж: Картала.
- 1985 Ma foi d'Africain . Париж: Картала. Перевод на английский ( «Моя вера как африканка» ), немецкий и итальянский языки.
- 1985 Восстановление истории африканских обществ – Продвижение социальных наук в черной Африке , Париж: L'Harmattan.
- 1989 Шейх Анта Диоп, или Честь мысли . Париж: L'Harmattan.
- 1990 Когда государство входит в кусты... Крестьянские ответы на кризис . Париж, Картала.
- 1992 Послание Иоанна Крестителя: от обращения к реформе в африканских церквях . Яунде: Editions Clé.
- 1994 Африка: вторжение бедных. Общество против вмешательства, власти и денег . Париж: L'Harmattan.
- 1994 г. Восстановление истории африканских обществ. Продвижение социальных наук в Черной Африке . Париж: L'Harmattan.
- 1998 Социальные инновации и возрождение черной Африки. Проблемы «нижнего мира» . Монреаль/Париж: Харматтан/L'Harmattan.
- 2000 Церкви перед лицом глобализации: четыре богословских размышления . Брюссель: Комиссия справедливости и мира.
- 2001 Учебное пособие для научной подготовки . Париж: L'Harmattan.
- 2003 Переосмысление африканского богословия: Бог, который освобождает . Париж: Картала.
- 2006 Работа и бизнес в Африке: Социальные основы экономического успеха . Париж: Картала.
- 2006 Рождаемость и африканская миграция – Новые выпуски , написанные совместно с Анн-Сидони Зоа, Париж: L'Harmattan.
- 2007 Африка в эпоху знаний: наука, общество и власть , предисловие Юбера Жерара, Париж, L'Harmattan.
- 2007 Африканские культуры в области научной рациональности – Книга II . Париж: L'Harmattan.
- 2007 Африканские исследования сталкиваются с проблемой научного совершенства , Париж: L'Harmattan.
- 2007 Научные исследования и кризис рациональности , Париж: L'Harmattan.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мудимбе, В.Я. (1988). Изобретение Африки: гнозис, философия и порядок знаний . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
- ^ Стинтон, Дайан (2004). «Африка, Восток и Запад». В Паррате, Джон (ред.). Введение в теологию третьего мира . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 108–109. ISBN 9780521797399 .
- ^ Jump up to: а б Ассогба, Яо (1999). Жан-Марк Эла: африканский социолог и теолог бубу (на французском языке). Париж: L'Harmattan. ISBN 9782296379947 .
- ^ Гайер, Джейн И. (2010). «В память о Жане-Марке Эле» . Салон . 2 : 1–4.
- ^ Эла, Жан-Марк (1985). Моя вера ( как африканца на французском языке). Париж: Издания Картала.
- ^ Гран-при литературных ассоциаций 2018 - удостоен награды Жан-Марк Эла: icilome.com