Михаил Авдеев
Mikhail Vasilyevich Avdeev | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Михаил Васильевич Авдеев |
Рожденный | Оренбург , Российская Империя | 10 октября 1821 г.
Умер | 13 февраля 1876 г. Санкт-Петербург, Российская Империя | (54 года)
Национальность | Русский |
Жанр | фантастика, драма, мемуары |
Известные работы | Трилогия Тамарина (1849–1852) |
Михаил Васильевич Авдеев ( русский : Михаи́л Васи́льевич Авде́ев , 10 октября 1821 , Оренбург , Российская империя — 13 февраля 1876 , Санкт-Петербург , Российская империя) — русский писатель , драматург и публицист, наиболее известный благодаря трилогии «Тамарин» , опубликованной в 1849 году. –1852 г. «Современника» . [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Михаил Васильевич Авдеев родился 10 октября (21 сентября по старому стилю) 1821 года в старинной яицкой казачьей семье в Оренбурге. Одним из его частных учителей был польский писатель и общественный деятель Томаш Зан , и заслуга последнего в том, что у мальчика развилась страсть к литературе. В конце 1820-х годов семья переехала в Уфу , где Михаил учился в гимназии . В середине 1830-х годов он поступил в Петербургский институт инженеров железнодорожного транспорта и, окончив его в 1842 году, уехал работать в Нижний Новгород . [ 1 ]
Литературная карьера
[ редактировать ]В 1849–1852 годах «Современник» опубликовал три романа Авдеева — «Варенька» , «Записки Тамарина и Иванова », ставшие впоследствии известными как « Тамаринская трилогия». Герой Тамарин рассматривался автором как развитие характера Печорина ; еще один «лишний человек», стремящийся приложить свои достойные качества и моральные силы к общественно полезному действию и не находящий его. Трилогия пользовалась большой популярностью, и до конца десятилетия российские критики использовали символическое имя «Тамарин» как символ определенного социального типа. Воодушевленный успехом трилогии, Авдеев ушел со службы и поселился в родовом поместье Оренбургской губернии, чтобы стать профессиональным писателем. Его «Письма вакантного человека из Петербурга в провинцию» появились в «Современнике» в 1853 году. [ 2 ]
В 1861 году Авдеев вернулся на государственную службу, чтобы работать советником местного суда по земельным спорам после Земельной реформы 1861 года . В 1862 году в архиве поэта Михаила Михайлова были найдены письма Авдеева. Его арестовали и выслали в Пензу . «Как бы он ни был осторожен, его высказывания зачастую весьма либеральны и носят характер Герцена », — утверждается в докладе российской тайной полиции. [ 3 ]
В 1856 году Авдиду было разрешено покинуть страну. Три года спустя он вернулся в Россию из Франции (где он сблизился с Иваном Тургеневым ) и в 1860 году опубликовал свой роман «Подводный рок» , лейтмотивом которого стала идея «свободной любви». Роман раскритиковали за схематичность и «холодность». «Безжизненность — главная черта всех произведений Авдеева», — критик Николай Страхов считал . Еще менее успешным у критиков был его роман «Между двух огней » (1868), в котором главным героем был помещик Камышлинцев, занятием которого, казалось, было «мечтать о большой любви и о каком-то великом деле, к которому нужно стремиться», и которого Михаил Салтыков-Щедрин определил как «тип распутного русского мужчины». [ 1 ]
Повести «Магдалена» , «Пёстрая жизнь» и «Усохшая любовь» (все 1870), посвященные духовным племенам и невзгодам замужних женщин, утвердили Авдеева как «специалиста по разводам», по словам Салтыкова-Щедрина. К этому времени популярность писателя пошла на убыль, однако критики из либерального лагеря стремились отдать ему должное за то, что он «помог ослабить эти рушащиеся оковы формалистической морали и внедрить гуманный подход в затхлую атмосферу представлений общества о канонах семейной жизни». ", как Александр Скабичевский выразился . Сборник эссе Авдеева 1874 года «Наше общество в героях и героинях русской литературы 1820–1879 годов» следовал стилю аналитической социальной критики Добролюбова , но не вызвал аналогичного отклика. Авдеев написал две пьесы: «Мещанская семья» и «Шестое чувство» ; последний был поставлен Александринским театром , но не вызвал никакого ажиотажа.
Михаил Авдеев скончался 13 февраля (1 февраля по ст. ст.) 1876 года в Санкт-Петербурге. Его последние книги « Мои времена в 1830-е годы» и «В сороковые годы» были опубликованы посмертно. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Самое известное произведение Авдеева, трилогия «Тамарин» , освещающая трагедию одаренного, но социально инертного человека, явно лишено оригинальности, поскольку оно во многом заимствовано из Михаила Лермонтова » «Героя нашего времени , а также из Александра Пушкина » «Евгения Онегина и Александра Дружинина » « Полинка Закс . «Написанные тонко, его романы лишены свежести и зашиты изношенными фрагментами, а повести совершенно не подходят для нашего века, который прощает иногда грубость формы, но никогда — недостаток идей», — писал Николай Чернышевский . который видел в характере Тамарина пародию на Печорина, а вовсе не его развитие. [ 4 ]
И все же, по данным «Русского литературного словаря», «и читатели, и критики того времени восхищались Авдеевым за его дар рассказчика в сочетании с готовностью живо откликнуться на любую модную тему или общественный вопрос». «Популярным его сделали его либеральное, гуманное отношение и ловкость, с которой он с головой бросался в каждое новое социальное течение», — Александр Скабичевский . писал [ 1 ]
Избранная библиография
[ редактировать ]Вымысел
[ редактировать ]- Варенька/Записки Тамарина/Иванов - трилогия о Тамарине (1849–1852, три романа)
- Letters of a Vacant Man to the Province About Life in Petersburg (Pisma 'pustovo tcheloveka' v provintsiyu o peterburgskoy zhizni, 1853, novelet).
- Underwater Rock (Podvodny kamen, 1860, novel)
- Between the Two Fires (Mezhdu dvukh ognei, 1868, novel)
- Магдалина (1870, повесть)
- The Motley Life (Pyostrenkaya zhizn, 1870, novelet)
- Засохшая любовь («Сухая любовь», 1870, повесть)
- In the Forties (V sorokovykh godakh, 1876, novel)
Научная литература
[ редактировать ]- Our Society as Shown in Heroes and Heroines of the 1820–1879 Russian Literature (Nashe obshchestvo [1820–1870] v geroyakh i geroinyakh russkoi literatury, 1874, essay collection)
- My Times in 1830s (Moi vremena v 30-kh godakh, 1876, memoirs)
Пьесы
[ редактировать ]- The Philistine Family (Meshchanskaya semya, 1868)
- The Sixth Sense (Shestoye tchuvstvo)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Врубель А.В. (1990). «Авдеев Михаил Васильевич» . Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том. 1. Москва. Просвещение . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Авдеев Михаил Васильевич» . Русский биографический словарь. 1911 год . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Literaturnoye nasledstvo // The Literary Heritage. - Vols. 51–52, p. 88
- ^ Произведения Николая Чернышевского, Том. 1, с. 25