Александр Скабичевский
Александр Скабичевский | |
---|---|
![]() Скабичевский в 1895 году | |
Рожденный | Санкт-Петербург , Российская Империя | 27 сентября 1838 г.
Умер | 11 января 1911 г. Санкт-Петербург, Российская Империя | (72 года)
Занятие | историк литературы, критик, мемуарист |
Годы активности | 1859-начало 1900-х гг. |
Подпись | |
![]() |
Александр Михайлович Скабичевский ( русский : Алекса́ндр Миха́йловович Скабиче́вский , 27 сентября (15 ст.) 1838, Санкт-Петербург, Российская империя — 11 января 1911, ус. 29 декабря 1910) — российский историк , историк и критик . член народнического движения, наиболее известен серией биографий русских писателей XIX века. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Скабичевский родился в Санкт-Петербурге в семье мелкого государственного чиновника, потомка старинного дворянского русского рода. Учился сначала в Ларинской гимназии , затем (в 1856–1861) в Петербургском университете . После окончания учебы Скабичевский некоторое время работал в канцелярии петербургского губернатора князя Суворова . В 1864 году он редактировал биржевой вестник в Ярославле . Несколько лет он работал учителем в разных школах, в том числе в Ларинской гимназии. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Как опубликованный автор Скабичевский дебютировал в 1859 году статьей «Записки охотника» в . журнале для девиц «Рассвет» В 1862 году «Отечественные записки» опубликовали его драму «Круглицкие» . В 1866 году Николай Некрасов пригласил Скабичевского в «Современник» , но в том же году журнал был закрыт после покушения на Александра II . Скабичевский перешел в «Отечественные записки» , где стал одним из главных сторонников народнической доктрины; многие видели в нем соавтора, наряду с Николаем Михайловским . Однако в отличие от последнего Скабичевский был скорее литературным критиком и учёным, чем публицистом и социологом. Его главное социологическое исследование «Заметки о прогрессивных идеях в нашем обществе» (1870–1872) было, по сути, филологическим трактатом. [ 1 ]
Скабичевский написал несколько крупных литературных биографий , особенно Александра Пушкина (1891), Михаила Лермонтова (1891), Александра Грибоедова (1893), Николая Добролюбова (1894) и Алексея Писемского (1894), все из которых стали частью Флорентия Павленкова . основал серию «Жизни выдающихся людей» . Его «История современной русской литературы (1848–1890)» была опубликована в 1890 году и при жизни автора переиздавалась шесть раз. Книге приписывают то, что история русской литературы впервые стала предметом академического изучения, даже несмотря на то, что некоторые из ее идеологических аспектов вызвали споры и критику, особенно со стороны Георгия Плеханова в 1897 году. [ 1 ]
Высоко оценен специалистами был труд Скабичевского «Записки о цензуре в России: 1700-1763» . его статья «Больные герои больной литературы», в которой такие персонажи старины, как Онегин , Чацкий и Печорин, выгодно сравнивались с «ничтожествами» Федора Сологуба , Александра Куприна и Антона Чехова Ажиотаж произвела и . Многочисленные мемуары Скабичевского (неизменно заканчивающиеся 1884 годом, годом, который он считал роковым для себя из-за закрытия «Отечественных записок» , после которого его карьера пошла на спад) представляли большой интерес для историков литературы, так как в них были представлены яркие портреты Николая Некрасова , Григория Елисеев , Василий Слепцов , Федор Решетников , братья Василий , Владимир и Николай. Курочкины и многие другие. Несмотря на то, что Скабичевский оставил после себя огромную коллекцию высококачественных произведений, он умер в нищете и забвении, горько разочаровавшись. [ 1 ]
Взгляды на литературу
[ редактировать ]Скабичевский и его собратья-народники считали литературу моральной силой. Скабичевский, однако, отвергал радикальный реализм, утверждая, что целью искусства является не воспроизведение внешней реальности, а скорее отражение мира таким, каким он представляется нам субъективно. Он также раскритиковал идею «типов» в литературе; он думал, что логика типов ведет к абстрактным обобщениям, затемняющим истинный цвет и многообразие жизни. [ 2 ]
Скабичевский предположил, что в европейском мышлении существует закономерность, согласно которой движения проходят две фазы: абстрактную или философскую фазу и практическую. Он рассматривал литературу 1860-х годов как абстрактную фазу русской литературы, тогда как последовавший за ней народничество представлял собой практическую фазу. Он часто сталкивался с ранними русскими символистами, но рассматривал их также как часть практической фазы. Он чувствовал, что некоторые рассказы Ивана Тургенева демонстрируют больше близости к символизму, чем к реализму, в то время как он отрицательно относился к произведениям Федора Тютчева , которого обычно считают предшественником символизма. Скабичевский считал описания военного опыта в Льва Толстого чрезмерно «Войне и мире» упрощенными и отрицательно относился к некоторым ранним произведениям Антона Чехова .
Скабичевский иногда мог резко наброситься. Однажды он написал статью о «Подростке» Федора Достоевского и счел, что автор «как художник и романист был очень нерадив и порой демонстрировал поразительную бездарность». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Гуторов, АМ. (1990). «Скабичевский, Александр Михайлович» . «Русские писатели». Биобиблиографический словарь. Том. 2. Под редакцией П.А. Николас. Москва, Просвещение . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стейси, Роберт Х. (1975). Русская литературная критика, краткая история . Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. стр. 101–102. ISBN 0815601085 . Проверено 6 января 2012 г.