Остров мёртвых (роман Желязного)
![]() Первое издание | |
Автор | Роджер Желязны |
---|---|
Художник обложки | Лео и Дайан Диллон |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Эйс Книги |
Дата публикации | 1969 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 190 |
ISBN | 0-441-37469-7 |
«Остров мертвых» — научно-фантастический роман американского писателя Роджера Желязны , опубликованный в 1969 году с обложкой Лео и Дайан Диллон . В 1969 году он был номинирован на премию «Небьюла» за лучший роман . [ 1 ] и выиграл французскую премию «Аполлон» в 1972 году. Название относится к нескольким картинам швейцарско-немецкого художника Арнольда Бёклина . В романе Фрэнсис Сандов ссылается на «эту безумную картину Беклина « Остров мертвых ». Бёклин создал как минимум пять картин с таким названием, на каждой из которых изображены гребец и стоящая фигура в маленькой лодке, пересекающая темную воду к неприступному острову. Более позднее издание книги Ace содержало обложку Дина Эллиса, которая намеренно напоминала работы Беклина. [ 2 ]
Что касается источника вдохновения для романа, Желязны отметил: «Это был спин-офф моей новеллы под названием «Этот момент бури». На самом деле, поначалу меня интересовал не тот парень. Мне нужен был кто-то, кто родился в двадцатом веке, кто попал на борт одного из звездолетов этого поколения , где он был заморожен, и потратил поколения, чтобы добраться до этой новой планеты, которая оказалась пригодной для жизни. К тому времени, когда он туда добрался, они изобрели двигатель, скорость которого превышает скорость света , потому что прошло несколько столетий, и они стали более изощренными. На Земле были гораздо более высокие технологии, и у него была возможность быстро вернуться назад, если бы он захотел, но он этого не сделал. Однако он не был уверен, что счастлив в мире, которого достиг, и решил пойти и попробовать несколько других, поскольку это было легко сделать. все еще существовал Эффект замедления времени , и, сделав несколько серьезных инвестиций здесь и там, по прошествии стольких лет, он стал довольно богатым. Он также стал старейшим человеком в галактике и благодаря новому причудливому лекарству был в очень хорошей форме. Он также только что прошел ритуал инициации, который сделал его богом в этой другой религии, хотя он не верил в нее всем сердцем. Но меня заинтересовала концепция большого пространства времени». [ 2 ]
Введение в сюжет
[ редактировать ]Фрэнсис Сандоу — последний выживший человек, родившийся в 20 веке. Один из первых космических колонистов, он провел долгие столетия космических путешествий в состоянии анабиоза. После своего последнего такого путешествия он проснулся в 27 веке, где все изменилось. Отчаянно нуждаясь в чем-то, за что можно было бы удержаться, он обратился к наставнику, который оказался представителем очень долгоживущей и медленно умирающей инопланетной расы пейанцев. Под этой опекой Сандов в конечном итоге стал телепатом и «исследователем мира». Создатели миров обладают способностью создавать и/или терраформировать планеты. Процесс становления мирописателем завершается мистическим обрядом под названием «Именование», который связывает смертного с одним из богов пантеона Пейань, и считается, что мирописатель на самом деле действует как аватар бога. На данный момент существует только двадцать семь художников мира; Сандоу, связанный с Шимбо из Темного Дерева, Пожимающим Громами, - единственный среди них непейан. Жители внешнего мира могут исповедовать религию, которая называется Странтри. Сандов полагает, что это будет первая крупная религия, пережившая своих основателей. В отличие от большинства пейанских божеств, которые, как правило, являются химерами, как египетские боги, Симбо также безошибочно человек, что показывает, что пейанцы посещали Землю в далеком прошлом.
Обряд Именования когда-то был предназначен для первосвященников религии Пейань. Сандов — убежденный агностик в том, что касается объективного существования богов. Однако всякий раз, когда он какое-то время сидит в святилище Странтри, всегда загорается икона Симбо, и это происходит одновременно в каждом святилище в галактике.
В начале романа Сандов - один из самых известных людей в Галактике, невероятно богатый, ведущий жизнь в уединении и роскоши в мирах, которые он создает по своему вкусу. Но его соблазняет серия фотографий, присланных ему анонимно, на которых изображены его старые враги, старые друзья и старые любовники, большинство из которых должны быть мертвы, но на фотографиях кажутся живыми.
Роман отчасти является данью уважения Эрнесту Хемингуэю , и некоторые из его медитативных эпизодов написаны в стиле Хемингуэя. В повествовании Сандова Желязны представляет наблюдения об американской культуре 20-го века и о том, как она менялась по мере создания или открытия других планет. эпизод в роскошном городе земной колонии приводит к разглагольствованиям о чаевых Например, .
В конце концов Сандов направляется в Иллирию, мир, который он создал как идиллический рай, но обнаруживает, что он серьезно поврежден. Враг — соперник Пейань, который, как ортодоксальный член веры, считает, что Именование Сандова было кощунством. Главный конфликт происходит на Острове Мертвых, в центре огромного озера. Это точная копия картины Арнольда Бёклина знаменитой «Остров мёртвых» .
Сандов также появляется как персонаж в « Умереть в Италбаре» (1973) и рассказе «Мрачный свет» в сборнике « Вариации единорога» .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Сандова выбивает из богатого и ленивого образа жизни серия сообщений, каждое из которых сопровождается фотографией одного из многих людей, когда-то важных для него, но умерших много лет назад. Сандов понимает, что фотографии могут быть фальшивыми, и у него есть другие обязанности, одна из которых — откликнуться на призыв о помощи от друга Рут Ларис. В ходе расследования ее исчезновения он получает еще одно сообщение о том, что всех своих друзей он найдет «на Острове мертвых». Послание написано на языке пейан, адресовано Симбо (имя бога пейана, связанное с Сандоу) и подписано Белионом (традиционным врагом Симбо в мифологии пейана).
Вскоре Сандов узнает, что кто-то украл записи воспоминаний и образцы тканей людей, умерших на Земле. Эти вещи необходимы каждому, кто живет на Земле, чтобы их можно было вернуть к жизни, если возникнет такая необходимость. Шесть недостающих комплектов принадлежат людям, чьи фотографии получил Сандов.
Посещая своего умирающего пеианского наставника Марлинга, Сандов узнает, что его мучителем является Грингрин, еще один пейан, которому было отказано в общении с божеством, несмотря на прохождение почти всех испытаний. Грингрин поклялся отомстить другим исследователям мира, начиная с Сандова. Каким-то образом Грингрину удалось объединиться с Белионом.
Сандов помогает своему наставнику покончить с собой с помощью церемонии блестящего корня, во время которой два телепата берут галлюциногенный корень, разделяя сон, из которого живым возвращается только один. Это также используется для дуэлей между телепатами, что и должен сделать Сандов, когда найдет Грингрина. После похорон Сандов отправляется в Иллирию, созданный им мир, на котором есть Остров Мертвых.
Приземлившись незаметно и вооруженный до зубов, он отправляется пройти оставшееся расстояние до Острова Мертвых. Теперь он считает, что Грингрин намеревался заманить его туда и медленно унижать перед всеми людьми, которые когда-либо имели для него значение. Он уверен, что Грингрин совершил большую ошибку, разместив это в мире, созданном Сандовом. Все силы на планете объединятся с Сандовом; он — Бог мира.
Он встречает самого Грингрина, живого, но раненого. Дела пошли совсем не так. Одним из отозванных лиц является Майк Шандон, мошенник, который также является телепатом и смертельным врагом Сандоу. Он убедил бога Белиона покинуть Грингрина и отправиться к нему. Очевидно, пейанские боги реальны, и Грингрин, пытаясь посвятить себя самостоятельно, попросил, чтобы к нему пришел творческий дух, но вместо этого был выбран Белионом. Теперь Белион бросил его и уехал в Шандон. Грингрин хочет бежать, но Сандов полон решимости спасти как можно больше своих друзей.
Переправляясь через реку на остров, они встречают новых возрожденных врагов и друзей Сандова. От одного из них, злющего гнома по имени Ник, Сандов узнает, что у его отозванной жены Кэти роман с Шандоном.
Сандов решает выкупить Шандона, для чего он хорошо подготовлен. Пока эти двое ведут переговоры и объединяют разумы, чтобы подтвердить сделку, боги утверждают себя, и начинается битва, в которой воздух и вода Симбо сражаются с землей и огнем Белиона. Бушует буря, земля трясется и раскалывается. И Сандоу, и Шандон поглощены своей игрой в богов, пока Сандоу не видит, что Ник пытается помочь Кэти, но падает вместе с ней в трещину. Оба умирают, и в тот же момент Симбо покидает его. Шандон/Белион продолжает атаковать, а Сандов падает под груду камней, сломав ногу. У Сандова есть последний трюк — лазерное оружие, хирургически имплантированное ему в средний палец. В высшей степени ироничным жестом он «показывает Шандону палец», убивая его и заканчивая битву.
Сандов уползает, чтобы найти энергетическую связь «силового притяжения», чтобы он мог использовать ее энергию для вызова своего орбитального корабля. По пути он встречает своего последнего возрожденного друга/врага, леди Карл, живую, но погребенную в пещере. Она и Сандов были любовниками, которые были разлучены, когда корпоративная война, в которой участвовал Сандов, разрушила ее семью и заставила ее отомстить ему. Сандов с горечью игнорирует ее крики и идет дальше. Он встречает смертельно раненого Грингрина. Грингрин умоляет его провести с ним блестящий обряд, используя в качестве стимула расположение записей воспоминаний. Во время обряда Грингрин признается, что записи отзыва были испорчены пожаром Шандона, но Рут жива в больнице и ее можно спасти. В психоделическом трансе Сандов сталкивается со Смертью в форме Долины Теней. Он видит все миры, которые он создал, и понимает, что пока он может создавать жизнь, отбрасывая миры как «драгоценности во тьме», у него есть цель. Грингрин, в свою очередь, теряет страх смерти и счастливо идет в Долину.
Проснувшись, Сандов ползет дальше и воссоединяется со своим кораблем, затем возвращается в пещеру леди Карл с оружием и испаряет камень. Они вместе доковыляют до корабля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Лауреаты и номинанты премии 1969 года» . Миры без конца . Проверено 27 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «...И зови меня Роджером»: Литературная жизнь Роджера Желязны, Часть 2, Кристофер С. Ковач. В: Сборник рассказов Роджера Желязны, Том 2: Сила и Свет , NESFA Press, 2009.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Острова мертвых» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Остров мертвых в Worlds Without End