Желтый волк (не-персе)
Желтый Волк [ 1 ] | |
---|---|
Желтый Волк (Желтый Волк) [ 1 ] | |
![]() Фотография Желтого Волка лет пятидесяти, сделанная Лукуллом Вирджилом Маквортером или для него во время их дружбы и сотрудничества над историей народа Желтого Волка. | |
Нез Персе , Помогите группе [ 2 ] лидер | |
Личные данные | |
Рожденный | в. 1855 г. [ 1 ] Валлова-Вэлли , Орегон [ 3 ] |
Умер | в. 21 августа 1935 г. [ 1 ] Индейская резервация Колвилл , Вашингтон |
Место отдыха | Неспелем, Вашингтон , возле могилы вождя Джозефа. [ 1 ] |
Супруг (а) | Pe-Tol-Von-Nan-Ick (Helen) Аятутонми (Маленькая горная женщина) [ 1 ] |
Отношения | Шеф Джозеф |
Дети | Билли Желтый Волк [ 1 ] А-ласт-Саукед (Смотрящий вдаль), он же Джаспер [ 1 ] [ 4 ] |
Родитель | Сикумсес Хедс (Попона) (отец) [ 3 ] Йийик Васумва (Женщина-Лебедь) (мать) [ 3 ] |
Известный | Нез Персе Война |
Псевдоним | Хейнмот Хихих (Белый Гром или Белая Молния) (его «боевое имя») [ 3 ] |
Желтый Волк или Хе-Мене Мокс Мокс (родился около 1855 г., умер в августе 1935 г.) был воином не-персе , сражавшимся в войне не-персе 1877 года. [ 5 ] В преклонном возрасте он решил взглянуть на войну с индейской точки зрения. С момента их встречи в 1907 году и до своей смерти в 1935 году Желтый Волк ежегодно общался с Лукуллом Верджилом Маквортером , который написал для него книгу « Желтый волк: его собственная история» . [ 1 ] Он известен как один из немногих членов побежденного Нез Персе, которые открыто разговаривают с незнакомцами и рассказывают свою историю миру. [ 3 ]
Другие члены его племени заявили, что он выставил себя дураком из-за разговора с белым человеком, заявив, что эту историю расскажут дети племени. [ 1 ] Несмотря на это, он продолжал работать с Маквортером. [ 1 ] Выступая на стороне туземца, он сказал: «Я рассказываю свою историю о том, что все могут знать, что мы не хотели войны. Война создана для того, чтобы забрать что-то, что вам не принадлежит». [ 1 ] Он был обеспокоен тем, что следующее поколение коренных американцев продолжит страдать от угнетения белых, и написал им, чтобы помочь. [ 1 ] Он сказал: «Молодое поколение позади меня, для них я рассказываю эту историю. Это для них! Я хочу, чтобы следующее поколение белых знало индейцев и относилось к ним как к самим себе». [ 1 ]
Его послание миру
[ редактировать ]Взгляд Желтого Волка на то, как началась война не-персе
[ редактировать ]В своих интервью Маквортеру Желтый Волк ясно дает понять, что давление на коренных американцев оказывалось все сильнее, когда тысячи белых людей вторглись в долину Валлова , особенно после начала золотой лихорадки. [ 6 ] В это время прибывшие белые люди убивали коренных американцев без каких-либо последствий. [ 6 ] Их вешали и угрожали расправой, если они не уступят требованиям поселенцев о земле. [ 6 ] Старейшины племени пытались пойти ненасильственным путем, пытаясь удержать своих людей от ответных мер. [ 6 ]
Вдобавок к этому представители правительства США, пришедшие поговорить с ними, похоже, изо всех сил старались оскорбить или, по крайней мере, не пытались понять культурные особенности. [ 6 ] Использование угроз или силы (так называемое «показ винтовки») во время мирных переговоров противоречило местной традиции, что именно и сделал генерал Оливер О. Ховард . [ 6 ] Он пошел дальше угроз и запер другого лидера, Тухоулхулзота , за то, что он не подчинялся. [ 6 ] Желтый Волк сказал: «Именно это привело к войне: арест этого вождя и показ нам винтовки!» [ 6 ]
Несмотря на это, остальные лидеры не-персе в совете все еще пытались сохранить мир, но некоторые представители молодого поколения взяли дело в свои руки. [ 6 ] Молодой человек Вахлититс ранее потерял отца из-за белого человека, который жаждал его земли. [ 6 ] Он сдерживал месть из-за последнего желания своего отца. [ 6 ] Но после оскорбления со стороны генерала Говарда он попросил двух двоюродных братьев, Сарпсиса Илппилпа (Красные мокасины) и Вететмаса Вахьякта (Лебединое ожерелье), помочь ему убить этого человека. [ 6 ] Не сумев его найти, они вместо этого убили другого. [ 6 ] Это стало последней каплей между двумя сторонами и привело к тому, что не-персе бежали из своего дома и армии. [ 6 ]
Люди Желтого Волка считали войну с ними несправедливой. [ 5 ] В своей книге Желтый Волк ясно дает понять, что его группа не согласилась с договором, который был навязан им «вооруженным принуждением». [ 6 ] Племена не-персе не были едины, и то, что некоторые из них подписали «воровской договор», не означало, что они говорили от имени всех. [ 6 ] В племени также были расколы между христианами и нехристианами. [ 6 ] Правительство разговаривало с теми, кого они находили готовыми к сотрудничеству, и действовало так, как будто эти туземцы говорили за всех. [ 6 ] И они сбежали . [ 5 ]
Семья
[ редактировать ]До 1877 г.
[ редактировать ]Yellow Wolf было чуть больше 20, когда он присоединился к группе во время ее полета в Канаду в 1877 году. Письменные записи не указывают на то, что до этого он был женат или имел детей.
В резервации детская смертность, смерть и развод
[ редактировать ]
В записях переписи населения по федеральным делам и делам индейцев записана история семьи Желтого Волка в резервации Колвилл. В 1910 году представители Федеральной переписи населения США попросили Желтого Волка рассказать о своей семье, и он рассказал, что был женат дважды (второй за 17 лет к тому времени) и имел 9 детей (из которых на тот момент жили только двое). К моменту своей смерти в 1935 году он сказал Маквортеру, что жив только один из его детей, его сын Билли. [ 1 ]
Он был женат на женщине из племени нез-персе по имени Пе-Тол-Вон-нан-Ик, которую по-английски называли Хелен. Они были указаны вместе в переписях 1890, 1892 и 1893 годов, а по переписи 1905 года ее не стало. Неизвестно, умерла ли она или они расстались. У них был сын Те-Йо-Йо-Шин (Билли Желтый Волк), родившийся в 1888 году. С ними жила женщина, Чик-А-Мо-Пео (Джин), указанная в качестве матери, лет 80-ти.
К 1905 году у Желтого Волка была еще одна жена, Ио-То-тон-Ми (Маленькая горная женщина), и у них родился сын, который должен был родиться в 1901 году. Она была на восемь лет моложе Желтого Волка. Они жили с двумя сыновьями по переписям 1906, 1906 и 1910 годов. В переписи числится годовалая дочь 1905 года Эпу-тепкосет, которая не дожила до 1906 года.
Его сын Билли время от времени жил с семьей на протяжении многих лет. Он овдовел в 21 год, имел сына и к 1916 году женился еще как минимум два раза. Ребенок Билли не выжил; как и его следующий сын.
Последний ребенок
[ редактировать ]Когда Желтый Волк умер в 1935 году, его сын Билли Желтый Волк был его последним живым ребенком. [ 1 ] Младший сын Желтого Волка, Джаспер, умер в 1921 году. [ 7 ] [ 8 ] и все его дочери умерли раньше него. [ 1 ]
Что он учил о культуре не-персе
[ редактировать ]
Имена
[ редактировать ]Воины не-персе не ограничивались одним именем. [ 3 ] У всех воинов его племени было как минимум два имени, а иногда и больше. [ 3 ] Некоторые из них были серьезными именами, некоторые - прозвищами. [ 3 ] Их имена менялись на протяжении всей жизни. [ 3 ] Желтый Волк не хотел говорить об именах своего детства, потому что он ограничивался своей взрослой жизнью. [ 3 ] Но, говоря о них, он показал, что смена имен — это то, что нужно сделать, найти подходящее имя. [ 3 ] Некоторые имена были даны вам, некоторые были унаследованы. [ 3 ] У него было унаследованное имя Инничеекустин (без перевода). [ 3 ] Еще одним воинским именем Желтого Волка было Пахкар Тамкикеечет («Пять раз просматривающий», или «Пятнадцать молний»). [ 3 ]
Желтый Волк признался, что использовал два имени, из которых Желтый Волк не был тем, которое он предпочитал. Это имя пришло из видения, но именно так его называли и белые люди. Желтый Волк был для него вякином . [ 3 ] Он поговорил с Маквортером о своих поисках видения, когда он был 13-летним мальчиком. [ 3 ] В нем он увидел видение желтого волка. [ 3 ] «Это был дух волка, который явился мне. Желтого цвета, он как бы парил в воздухе. Как человек, он разговаривал со мной и дал мне свою силу… Так меня назвали Желтым. Волк. Назван в честь того видения-волка, явившегося мне. Он был желтого цвета и дал мне силу волка». [ 1 ] Но даже несмотря на то, что он использовал это имя, он сказал, что Желтый Волк был не тем, как его обычно называли среди своего народа. [ 3 ] Этим он был больше известен среди белых. [ 3 ] «Белые называют меня Желтым Волком, но я воспринимаю это как прозвище. Мое настоящее имя другое, в честь Духа, который дал мне обещание своей силы как воина. Я Хейнмот Хихих, что означает Белый Гром ( или Белая Молния). Желтый Волк — не мое собственное имя». [ 3 ]
Другое его известное имя, Хейнмот Хихих, также было связано с его духовностью. [ 3 ] Гром создан, чтобы убивать, когда он ударяет и катится. [ 3 ] «Мою коплуц [боевую дубинку] я сделал еще мальчиком по указанию Духа, который дал мне обещание воинской силы. Он обладает такой же убойной силой, как гром». [ 3 ]
Оба имени повлияли на то, кем он был. Как воин он был неотразим, как гром, но также обладал невероятными боевыми качествами волка. [ 1 ]
Написание
[ редактировать ]Язык не-персе не был письменным языком, и попытки записать его привели к появлению различных вариантов написания. Орфография — это попытка использовать английский алфавит для написания родных слов. Проблема в том, что в родных словах используются согласные звуки, которых нет в английском языке.
родное имя Желтого Волка записывалось He-Men-Mox-Mox , He-Min-Mox-Mox В записях переписи населения . В книге Маквортера это был Хеменеме Моксмокс . В другом месте это были He-men Moxmox. Другое его имя (Белая Молния) переводилось как Ин-мат-хиа-хиа и Хейнмот Хихих . Имя его второй жены также иллюстрирует сложность написания. Оно пишется как Аятутонми и Ио-ту-тон-ми . Родное имя их сына Джаспера пишется А-ласт-Саукед и Элотс-он-се .
Религия и отношение к насилию
[ редактировать ]В 1877 году внутри общины не-персе произошел религиозный раскол. [ 6 ] Часть людей обратилась в христианство – они были расселены в резервации Лапвай. [ 6 ] Другие, в том числе Желтый Волк, поселившийся в резервации Колвилл, следовали своей родной религии, которую Маквортер назвал « Верой мечтателя ». [ 6 ] По словам Желтого Волка: «Мы верили в нашего собственного Хуниевата [Бога или Божества], у нас был свой Ахкункенеку [Земля наверху]. Хуйеват дает нам еду, одежду, все. [ 6 ]
Родная вера включала представление о том, что окружающие предметы (животные, деревья, камни, ветер, небо) обладают духами. [ 9 ] Они не поклонялись духам, но развивали с ними отношения, называемые Вякин , в которых духи направляли их и одаривали их духовными качествами в трудную минуту. [ 9 ] Желтый Волк объяснил свой успех в войне Нез Персе своим сильным Вякином.
Одним из последствий Веры Мечтателя на племя Желтого Волка было принятие пацифистских методов борьбы с силой. [ 10 ] Желтый Волк говорит об отказе вождей племени применять насилие в отношении белых солдат. [ 11 ] Даже использование угроз силой было для них табу, и это привело к тому, что Тухулхулзота заперли за пассивное сопротивление во время совета с генералом Ховардом. [ 11 ] Не все члены племени придерживались этих убеждений, и вспыхнуло насилие, приведшее к войне не-персе 1877 года. [ 11 ] Их ненасильственная борьба в конечном итоге превратилась в бегство от армии США, а затем в войну; как сказал Маквортер в книге Желтого Волка: «Каждый воин, опрошенный по этому вопросу, свидетельствовал о том, что он выступает за мир; но после того, как был сделан непоправимый шаг, он сразу же взял в руки винтовку». [ 11 ]
Его наследие, миротворец
[ редактировать ]К моменту своей смерти в 1935 году Желтый Волк стал известен среди некоторых членов белого общества как миротворец. [ 5 ] В его некрологе в Spokane Daily Chronicle говорилось, что он был дружелюбен к своим белым соседям и что он «не был врагом белого человека». [ 5 ] Он сказал Маквортеру, что смотрел на то, как люди относились к нему: «Я рад, что мы так хорошо ладим. Так я веду себя со всеми, кто относится ко мне правильно. Мне нравятся хорошие люди». [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd. стр. 6–23.
- ^ Доктор Ричард Луппи. «Желтый волк: воин не-персе 1855-1935» . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd., стр. 24–33 .
- ^ Лукулл Вирджил Маквортер. «И-а-то-тона, или Маленькая Женщина-Гора, и сын А-последний-Саукед, или Глядя вдаль» . Библиотека Конгресса . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Спокан Дейли Кроникл» . новости.google.com . 1935 год . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd., стр. 34–51 .
- ^ Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd., стр. 272–290 .
- ^ Перепись населения США. «Национальное управление архивов и документации США, списки переписи населения Индии, записи о Джаспере Желтом волке за 1885–1940 годы» . Проверено 4 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd., стр. 295–300 , 521.
- ^ Эндрю Х. Фишер. «Месяц наследия американских индейцев: поминовение против эксплуатации» . Проверено 4 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd., стр. 33–53 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Желтого Волка, Желтый Волк: Его собственная история, оцифрованная и онлайн.
- Фотография жены Желтого Волка Аятутонми и сына Джаспера, сделанная примерно в 1908 году на ранчо Маквортера. Фотография хранится в цифровых коллекциях Университета штата Вашингтон. Картина четче, чем в Библиотеке Конгресса.
- Фотография «Энни Желтый Волк» с дочерью, младенцем и младшей сестрой, сделанная в резервации Колвилл. Энни была либо еще одной женой Желтого Волка, либо женой его сына.
- Сайт с множеством страниц, посвященных войне не-персе.
- Статья о Вере Мечтателя , которой следовали Желтый Волк и некоторые другие не-персе.
- Хронология полета Неза Пирса
- Могильник Нез Персе в Оклахоме
- 1850-е годы рождения
- 1935 смертей
- Коренные американцы XIX века
- Коренные американцы 20-го века
- Коренные жители Тихоокеанского Северо-Запада
- Индейская история Орегона
- Индейские лидеры
- Индейцы Индейских войн
- Нез-персе люди
- Нез Персе Война
- Жители округа Уоллова, штат Орегон
- Коренные американцы из Орегона