Jump to content

Желтый волк (не-персе)

Желтый Волк [ 1 ]
Желтый Волк (Желтый Волк) [ 1 ]
Фотография Желтого Волка лет пятидесяти, сделанная Лукуллом Вирджилом Маквортером или для него во время их дружбы и сотрудничества над историей народа Желтого Волка.
Нез Персе , Помогите группе [ 2 ] лидер
Личные данные
Рожденный в. 1855 г. [ 1 ]
Валлова-Вэлли , Орегон [ 3 ]
Умер в. 21 августа 1935 г. [ 1 ]
Индейская резервация Колвилл , Вашингтон
Место отдыха Неспелем, Вашингтон , возле могилы вождя Джозефа. [ 1 ]
Супруг (а) Pe-Tol-Von-Nan-Ick (Helen)
Аятутонми (Маленькая горная женщина) [ 1 ]
Отношения Шеф Джозеф
Дети Билли Желтый Волк [ 1 ]
А-ласт-Саукед (Смотрящий вдаль), он же Джаспер [ 1 ] [ 4 ]
Родитель Сикумсес Хедс (Попона) (отец) [ 3 ] Йийик Васумва (Женщина-Лебедь) (мать) [ 3 ]
Известный Нез Персе Война
Псевдоним Хейнмот Хихих (Белый Гром или Белая Молния) (его «боевое имя») [ 3 ]

Желтый Волк или Хе-Мене Мокс Мокс (родился около 1855 г., умер в августе 1935 г.) был воином не-персе , сражавшимся в войне не-персе 1877 года. [ 5 ] В преклонном возрасте он решил взглянуть на войну с индейской точки зрения. С момента их встречи в 1907 году и до своей смерти в 1935 году Желтый Волк ежегодно общался с Лукуллом Верджилом Маквортером , который написал для него книгу « Желтый волк: его собственная история» . [ 1 ] Он известен как один из немногих членов побежденного Нез Персе, которые открыто разговаривают с незнакомцами и рассказывают свою историю миру. [ 3 ]

Другие члены его племени заявили, что он выставил себя дураком из-за разговора с белым человеком, заявив, что эту историю расскажут дети племени. [ 1 ] Несмотря на это, он продолжал работать с Маквортером. [ 1 ] Выступая на стороне туземца, он сказал: «Я рассказываю свою историю о том, что все могут знать, что мы не хотели войны. Война создана для того, чтобы забрать что-то, что вам не принадлежит». [ 1 ] Он был обеспокоен тем, что следующее поколение коренных американцев продолжит страдать от угнетения белых, и написал им, чтобы помочь. [ 1 ] Он сказал: «Молодое поколение позади меня, для них я рассказываю эту историю. Это для них! Я хочу, чтобы следующее поколение белых знало индейцев и относилось к ним как к самим себе». [ 1 ]

Его послание миру

[ редактировать ]

Взгляд Желтого Волка на то, как началась война не-персе

[ редактировать ]

В своих интервью Маквортеру Желтый Волк ясно дает понять, что давление на коренных американцев оказывалось все сильнее, когда тысячи белых людей вторглись в долину Валлова , особенно после начала золотой лихорадки. [ 6 ] В это время прибывшие белые люди убивали коренных американцев без каких-либо последствий. [ 6 ] Их вешали и угрожали расправой, если они не уступят требованиям поселенцев о земле. [ 6 ] Старейшины племени пытались пойти ненасильственным путем, пытаясь удержать своих людей от ответных мер. [ 6 ]

Вдобавок к этому представители правительства США, пришедшие поговорить с ними, похоже, изо всех сил старались оскорбить или, по крайней мере, не пытались понять культурные особенности. [ 6 ] Использование угроз или силы (так называемое «показ винтовки») во время мирных переговоров противоречило местной традиции, что именно и сделал генерал Оливер О. Ховард . [ 6 ] Он пошел дальше угроз и запер другого лидера, Тухоулхулзота , за то, что он не подчинялся. [ 6 ] Желтый Волк сказал: «Именно это привело к войне: арест этого вождя и показ нам винтовки!» [ 6 ]

Несмотря на это, остальные лидеры не-персе в совете все еще пытались сохранить мир, но некоторые представители молодого поколения взяли дело в свои руки. [ 6 ] Молодой человек Вахлититс ранее потерял отца из-за белого человека, который жаждал его земли. [ 6 ] Он сдерживал месть из-за последнего желания своего отца. [ 6 ] Но после оскорбления со стороны генерала Говарда он попросил двух двоюродных братьев, Сарпсиса Илппилпа (Красные мокасины) и Вететмаса Вахьякта (Лебединое ожерелье), помочь ему убить этого человека. [ 6 ] Не сумев его найти, они вместо этого убили другого. [ 6 ] Это стало последней каплей между двумя сторонами и привело к тому, что не-персе бежали из своего дома и армии. [ 6 ]

Люди Желтого Волка считали войну с ними несправедливой. [ 5 ] В своей книге Желтый Волк ясно дает понять, что его группа не согласилась с договором, который был навязан им «вооруженным принуждением». [ 6 ] Племена не-персе не были едины, и то, что некоторые из них подписали «воровской договор», не означало, что они говорили от имени всех. [ 6 ] В племени также были расколы между христианами и нехристианами. [ 6 ] Правительство разговаривало с теми, кого они находили готовыми к сотрудничеству, и действовало так, как будто эти туземцы говорили за всех. [ 6 ] И они сбежали . [ 5 ]

Yellow Wolf было чуть больше 20, когда он присоединился к группе во время ее полета в Канаду в 1877 году. Письменные записи не указывают на то, что до этого он был женат или имел детей.

В резервации детская смертность, смерть и развод

[ редактировать ]
Вторая жена Желтого Волка Аятутонми и их сын Джаспер, взятые на ранчо Лукулла Вирджила Маквортера в Якиме, штат Вашингтон, в октябре 1908 года. [ 1 ]

В записях переписи населения по федеральным делам и делам индейцев записана история семьи Желтого Волка в резервации Колвилл. В 1910 году представители Федеральной переписи населения США попросили Желтого Волка рассказать о своей семье, и он рассказал, что был женат дважды (второй за 17 лет к тому времени) и имел 9 детей (из которых на тот момент жили только двое). К моменту своей смерти в 1935 году он сказал Маквортеру, что жив только один из его детей, его сын Билли. [ 1 ]

Он был женат на женщине из племени нез-персе по имени Пе-Тол-Вон-нан-Ик, которую по-английски называли Хелен. Они были указаны вместе в переписях 1890, 1892 и 1893 годов, а по переписи 1905 года ее не стало. Неизвестно, умерла ли она или они расстались. У них был сын Те-Йо-Йо-Шин (Билли Желтый Волк), родившийся в 1888 году. С ними жила женщина, Чик-А-Мо-Пео (Джин), указанная в качестве матери, лет 80-ти.

К 1905 году у Желтого Волка была еще одна жена, Ио-То-тон-Ми (Маленькая горная женщина), и у них родился сын, который должен был родиться в 1901 году. Она была на восемь лет моложе Желтого Волка. Они жили с двумя сыновьями по переписям 1906, 1906 и 1910 годов. В переписи числится годовалая дочь 1905 года Эпу-тепкосет, которая не дожила до 1906 года.

Его сын Билли время от времени жил с семьей на протяжении многих лет. Он овдовел в 21 год, имел сына и к 1916 году женился еще как минимум два раза. Ребенок Билли не выжил; как и его следующий сын.

Последний ребенок

[ редактировать ]

Когда Желтый Волк умер в 1935 году, его сын Билли Желтый Волк был его последним живым ребенком. [ 1 ] Младший сын Желтого Волка, Джаспер, умер в 1921 году. [ 7 ] [ 8 ] и все его дочери умерли раньше него. [ 1 ]

Что он учил о культуре не-персе

[ редактировать ]
Желтый волк, 1877 г.

Воины не-персе не ограничивались одним именем. [ 3 ] У всех воинов его племени было как минимум два имени, а иногда и больше. [ 3 ] Некоторые из них были серьезными именами, некоторые - прозвищами. [ 3 ] Их имена менялись на протяжении всей жизни. [ 3 ] Желтый Волк не хотел говорить об именах своего детства, потому что он ограничивался своей взрослой жизнью. [ 3 ] Но, говоря о них, он показал, что смена имен — это то, что нужно сделать, найти подходящее имя. [ 3 ] Некоторые имена были даны вам, некоторые были унаследованы. [ 3 ] У него было унаследованное имя Инничеекустин (без перевода). [ 3 ] Еще одним воинским именем Желтого Волка было Пахкар Тамкикеечет («Пять раз просматривающий», или «Пятнадцать молний»). [ 3 ]

Желтый Волк признался, что использовал два имени, из которых Желтый Волк не был тем, которое он предпочитал. Это имя пришло из видения, но именно так его называли и белые люди. Желтый Волк был для него вякином . [ 3 ] Он поговорил с Маквортером о своих поисках видения, когда он был 13-летним мальчиком. [ 3 ] В нем он увидел видение желтого волка. [ 3 ] «Это был дух волка, который явился мне. Желтого цвета, он как бы парил в воздухе. Как человек, он разговаривал со мной и дал мне свою силу… Так меня назвали Желтым. Волк. Назван в честь того видения-волка, явившегося мне. Он был желтого цвета и дал мне силу волка». [ 1 ] Но даже несмотря на то, что он использовал это имя, он сказал, что Желтый Волк был не тем, как его обычно называли среди своего народа. [ 3 ] Этим он был больше известен среди белых. [ 3 ] «Белые называют меня Желтым Волком, но я воспринимаю это как прозвище. Мое настоящее имя другое, в честь Духа, который дал мне обещание своей силы как воина. Я Хейнмот Хихих, что означает Белый Гром ( или Белая Молния). Желтый Волк — не мое собственное имя». [ 3 ]

Другое его известное имя, Хейнмот Хихих, также было связано с его духовностью. [ 3 ] Гром создан, чтобы убивать, когда он ударяет и катится. [ 3 ] «Мою коплуц [боевую дубинку] я сделал еще мальчиком по указанию Духа, который дал мне обещание воинской силы. Он обладает такой же убойной силой, как гром». [ 3 ]

Оба имени повлияли на то, кем он был. Как воин он был неотразим, как гром, но также обладал невероятными боевыми качествами волка. [ 1 ]

Написание

[ редактировать ]

Язык не-персе не был письменным языком, и попытки записать его привели к появлению различных вариантов написания. Орфография — это попытка использовать английский алфавит для написания родных слов. Проблема в том, что в родных словах используются согласные звуки, которых нет в английском языке.

родное имя Желтого Волка записывалось He-Men-Mox-Mox , He-Min-Mox-Mox В записях переписи населения . В книге Маквортера это был Хеменеме Моксмокс . В другом месте это были He-men Moxmox. Другое его имя (Белая Молния) переводилось как Ин-мат-хиа-хиа и Хейнмот Хихих . Имя его второй жены также иллюстрирует сложность написания. Оно пишется как Аятутонми и Ио-ту-тон-ми . Родное имя их сына Джаспера пишется А-ласт-Саукед и Элотс-он-се .

Религия и отношение к насилию

[ редактировать ]

В 1877 году внутри общины не-персе произошел религиозный раскол. [ 6 ] Часть людей обратилась в христианство – они были расселены в резервации Лапвай. [ 6 ] Другие, в том числе Желтый Волк, поселившийся в резервации Колвилл, следовали своей родной религии, которую Маквортер назвал « Верой мечтателя ». [ 6 ] По словам Желтого Волка: «Мы верили в нашего собственного Хуниевата [Бога или Божества], у нас был свой Ахкункенеку [Земля наверху]. Хуйеват дает нам еду, одежду, все. [ 6 ]

Родная вера включала представление о том, что окружающие предметы (животные, деревья, камни, ветер, небо) обладают духами. [ 9 ] Они не поклонялись духам, но развивали с ними отношения, называемые Вякин , в которых духи направляли их и одаривали их духовными качествами в трудную минуту. [ 9 ] Желтый Волк объяснил свой успех в войне Нез Персе своим сильным Вякином.

Одним из последствий Веры Мечтателя на племя Желтого Волка было принятие пацифистских методов борьбы с силой. [ 10 ] Желтый Волк говорит об отказе вождей племени применять насилие в отношении белых солдат. [ 11 ] Даже использование угроз силой было для них табу, и это привело к тому, что Тухулхулзота заперли за пассивное сопротивление во время совета с генералом Ховардом. [ 11 ] Не все члены племени придерживались этих убеждений, и вспыхнуло насилие, приведшее к войне не-персе 1877 года. [ 11 ] Их ненасильственная борьба в конечном итоге превратилась в бегство от армии США, а затем в войну; как сказал Маквортер в книге Желтого Волка: «Каждый воин, опрошенный по этому вопросу, свидетельствовал о том, что он выступает за мир; но после того, как был сделан непоправимый шаг, он сразу же взял в руки винтовку». [ 11 ]

Его наследие, миротворец

[ редактировать ]

К моменту своей смерти в 1935 году Желтый Волк стал известен среди некоторых членов белого общества как миротворец. [ 5 ] В его некрологе в Spokane Daily Chronicle говорилось, что он был дружелюбен к своим белым соседям и что он «не был врагом белого человека». [ 5 ] Он сказал Маквортеру, что смотрел на то, как люди относились к нему: «Я рад, что мы так хорошо ладим. Так я веду себя со всеми, кто относится ко мне правильно. Мне нравятся хорошие люди». [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd. стр. 6–23.
  2. ^ Доктор Ричард Луппи. «Желтый волк: воин не-персе 1855-1935» . Проверено 29 декабря 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd., стр. 24–33 .
  4. ^ Лукулл Вирджил Маквортер. «И-а-то-тона, или Маленькая Женщина-Гора, и сын А-последний-Саукед, или Глядя вдаль» . Библиотека Конгресса . Проверено 29 декабря 2011 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и «Спокан Дейли Кроникл» . новости.google.com . 1935 год . Проверено 29 декабря 2011 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd., стр. 34–51 .
  7. ^ Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd., стр. 272–290 .
  8. ^ Перепись населения США. «Национальное управление архивов и документации США, списки переписи населения Индии, записи о Джаспере Желтом волке за 1885–1940 годы» . Проверено 4 января 2012 г.
  9. ^ Jump up to: а б Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd., стр. 295–300 , 521.
  10. ^ Эндрю Х. Фишер. «Месяц наследия американских индейцев: поминовение против эксплуатации» . Проверено 4 января 2012 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д Маквортер, Лукулл Вергилий (1940). Желтый волк: его собственная история . Колдуэлл, ID: Caxton Printers, Ltd., стр. 33–53 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f88c48808181cabd6b9b6ea24e73cc7__1722910260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/c7/2f88c48808181cabd6b9b6ea24e73cc7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yellow Wolf (Nez Perce) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)