Карл Фредрик Аделькранц
Карл Фредрик Аделькранц (30 января 1716 г. - 1 марта 1796 г.) был шведским архитектором и государственным служащим. Стиль Аделькранца развился от рококо под влиянием Карла Хорлемана , ведущего архитектора Швеции в первые годы его карьеры, до классической идиомы, находящейся под влиянием стилистических разработок во Франции в середине-конце 18 века. В качестве эверинтенданта он возглавлял королевские и общественные строительные работы с 1767 года до выхода на пенсию в 1795 году.
Семья и детство
[ редактировать ]Аделькранц родился в 1716 году в Стокгольме и был сыном архитектора Йорана Йозуа Аделькранца , который сменил имя с Торнквиста при возведении в дворянство четырьмя годами ранее. [2] Будучи студентом в Уппсале, Йоран Йосуа Торнквист был членом студенческой театральной труппы, известной как Den Swänska Theatern, которая позже выступала в театре Лейонкулан в Стокгольме. [3] Он поступил на работу к Никодиму Тессину Младшему в 1697 году, в год, когда произошел разрушительный пожар в старом Стокгольмском замке и началось планирование нового дворца . Торнквист до этого изучал архитектуру и, возможно, был обнаружен Тессином благодаря своим сценографиям . [4] Йоран Йозуа Аделькранц оставался в тени доминирующего Тессина; его самой значительной работой был купол церкви Катарины в Стокгольме. [5]
Благодаря женитьбе в 1711 году на молодой вдове Анне Марии Кенманн, дочери богатого бизнесмена, финансовое положение Торнквиста значительно улучшилось. Помимо прочего, он стал владельцем поместья Зигхильдсберг недалеко от Сигтуны . [6] В следующем году Карл XII пожаловал его дворянство по рекомендации своего покровителя Тессина. [7] Карл Фредрик родился в Стокгольме и был третьим ребенком в браке. [8]
Учеба и начало карьеры
[ редактировать ]Аделькранц-старший не хотел, чтобы Карл Фредрик пошел по его профессиональным стопам; по политическим причинам он потерял свои должности придворного архитектора и городского архитектора Стокгольма в 1727 году и в сложившихся обстоятельствах считал архитектуру слишком небезопасной профессией для своего сына. [9] После непродолжительного обучения в Уппсале Карл Фредрик начал свою карьеру в качестве государственного служащего низшего звена в Каммарревизионском суде (будущий Каммарраттен , Административный апелляционный суд в Стокгольме ). [10]
Йоран Йосуа Аделькранц не пытался подавить творческие наклонности сына. Карл Фредрик брал уроки рисования и помогал отцу в некоторых заданиях; он спроектировал алтарь для церкви Катарины , находившейся на реконструкции после первого пожара, и башню для Финляндской церкви, так и не доведенную до исполнения. [11] Через полгода после смерти отца в 1739 году Карл Фредрик Аделькранц оставил работу в Каммарревизиене и 11 августа 1739 года уехал из Стокгольма во Францию и Италию. Хотя его записи из путешествия утеряны, известно, что он провел два года в Париже и несколько месяцев в Риме. [12] В декабре 1741 года, когда он еще находился в Риме, Аделькранц получил должность в проекте строительства дворца. [13] Графу Карлу Густаву Тессину , к которому он обратился за рекомендацией, еще предстояло убедиться, что его талант равен таланту его отца, но Карл Хорлеман позаботился о том, чтобы Аделькранц получил назначение. [14] В конце лета 1743 года он отправился в обратный путь в Швецию и в ноябре прибыл в Стокгольм. [15]
Придворный и архитектор
[ редактировать ]Помимо работы по строительству дворца, он также получил придворный титул ховюнкаре и был прикреплен к двору наследного принца Адольфа Фредрика и его супруги Луизы Ульрики , сестры Фридриха Великого . [16] Аделькранц оставался в тени Хорлемана еще несколько лет, проведя 1740-е годы в качестве его помощника в работах над Королевским дворцом в Стокгольме, строительство которого продолжалось с тех пор, как в 1697 году сгорел старый замок. Он завоевал доверие Хорлемана, который рекомендовал Аделькранцу совершить миссию в Италию для набора художников для проекта дворца и обеспечил необходимое финансирование для поездки, что позволило Аделькранцу уехать в 1750 году в сопровождении королевского скульптора Жака Филиппа Бушардона (брата Эдме Бушардона ). Пребывание в Италии оказалось неудачным с точки зрения привлечения новых художников, поскольку те, кого он хотел, оказались слишком дорогими, но дали богатый доход в виде архитектурных заметок, книг и предметов искусства. Аделькранц вернулся в Стокгольм в конце лета 1751 года. [17] Когда Хорлеман внезапно умер в 1753 году, его сменил на посту оверинтенданта (см. ниже) Карл Йохан Кронстедт , а Аделькранц получил должность кронстедта как ховинтендента . [18]
Должность суперинтенданта была создана для Никодима Тессена Младшего в начале планирования нового королевского дворца в 1697 году, со статутом, созданным по образцу французской королевской должности сюринтенданта , который отвечал за королевские строительные работы, и была расширена во время правления Кольбера. пора возглавить королевское производство гобеленов и фарфора. В отсутствие королевских фабрик французского типа шведский офис, возможно, на самом деле больше напоминал подчиненный офис главного архитектора . Позже задача офиса была распространена на все проекты общественных зданий, включая церкви. [19]
В конце 1753 года Аделькранц вновь получил зарубежную миссию, теперь уже в Париже. В соответствии с его поручением он отправил домой большое количество моделей и гравюр, которые будут использованы для оформления деталей интерьера по последней моде. Он также нанял Пьера Юбера Л'Аршевека в качестве преемника Ж. П. Бушардона, умершего в декабре 1753 года. В Париже Аделькранц позировал для портрета Александра Рослина, который он позже завещал Шведской академии художеств. Аделькранц и Рослин, возможно, уже встречались в Стокгольме до того, как последний уехал на континент, или в Италии несколькими годами ранее, но пребывание в Париже, похоже, стало началом долгой дружбы и обширной, но теперь утерянной переписки. [20] Дневник, который, как известно, он вел во время своего путешествия, упоминался как проданный на аукционе в 1831 году, но, похоже, также был утерян. [21] После возвращения он работал над обустройством дворца, которое было закончено в ноябре, когда он был назначен кавалером ордена Полярной звезды . В том же году он был избран членом Шведской королевской академии наук . [22]
суперинтендант
[ редактировать ]После того, как Кронстедт оставил пост оверинтенданта в 1767 году, его преемником был назначен Аделькранц. носил звание Honoris Causa На тот момент он уже десять лет . Вместе с этой должностью по должности он получил должность президента Королевской академии художеств . [23] Будучи членом «Шляп» , одной из двух доминирующих групп шведской парламентской системы эпохи свободы , он на короткое время стал объектом политической недоброжелательности со стороны другой партии, « Шляп» , после их прихода к власти. в риксдаге 1771 года. Государственный переворот нового короля Густава III избавил его от политической участи, которой, возможно, когда-то опасался за него его отец, и он мог спокойно продолжать свою работу как в качестве архитектора, так и в качестве государственного служащего. Академия художеств получила новый статут в 1773 году, а в 1776 году король предоставил канцелярии эверинтенданта более полный контроль над всеми общественными зданиями в стране, и то, и другое — по инициативе Аделькранца. [24]
В результате его путешествия в Италию и Францию в 1783–1784 годах стилистические идеалы короля изменились в более радикальном классицистическом направлении. Аделькранц приспособился к меняющейся архитектурной моде, но более молодые архитекторы, чье восприятие больше соответствовало нынешним тенденциям, выступили в пользу короля, и Аделькранц оказался все более отстраненным. [25] В 1787 году 72-летний архитектор обратился к королю с просьбой разрешить ему выйти на пенсию, мотивируя это своим слабым здоровьем и финансовыми трудностями. Петиция была отклонена королем; только в 1795 году Аделькранцу было разрешено уйти в отставку с поста суперинтенданта, оставив бразды правления своему преемнику Карлу Фредрику Фреденхайму 16 февраля. Он был активным государственным служащим до своих последних дней на посту, и его последним архитектурным проектом был алтарь приходской церкви Стокгольмс-Нэс, выполненный в те же самые последние дни, в возрасте 80 лет. [26] Он вышел в отставку с поста президента Академии художеств несколько месяцев спустя, в июне 1795 года. [27] Его последние дни, вплоть до его смерти в Стокгольме в марте 1796 года, были мучительны от болезненного рака и растущих финансовых проблем. [28]
Развитие Аделькранца как архитектора
[ редактировать ]Самое раннее влияние на Аделькранца оказала архитектура барокко, которую он мог изучать по книгам образцов и гравюрам в библиотеке своего отца; его первый известный проект, алтарь церкви прихода Катарины в Стокгольме 1732 года, выполнен в стиле римского барокко, предпочитаемом Тессином, и, возможно, на него повлияла гравюра аналогичного алтаря Карло Райнальди в церкви Джезу и Мария в Риме. , изображенный в книге Джованни Джакомо Росси « Дизайны вари алтари и капелле неле кизе ди Рома» , известный как принадлежавший старшему Аделькранцу. [29] К тому времени, когда он стал архитектором, примерно в 1750 году, шведский дизайн и архитектура были полностью проникнуты французским рококо. Главной ответственностью за это был Карл Хорлеман, эверинтендант и начальник Аделькранца при работах над дворцом, а также ведущий архитектор своего поколения в Швеции. Более поздняя архитектура Аделькранца следовала тенденции к более классицистическому подходу, который утратил часть пластического характера архитектуры барокко и рококо, вместо этого превращая здания в ансамбли отдельных архитектурных элементов (таких как колонны и портики ), часто подчеркивая геометрические формы. [30]
Первыми значительными заказами Аделькранца были театр «Ульриксдал Палас» и жилой дом в Стокгольме, который он первоначально спроектировал для своего зятя Густава Самуэля Руута (но позже взял на себя управление), оба были построены в 1753 году, в год смерти Хорлемана.
Выберите дизайн
[ редактировать ]- Китайский павильон в Дротнингхольме , 1763 год.
- Замок Стурехов , 1780-е гг.
- Фредриксов , 1774 г.
- Густава III , 1775 г. Оперный театр
Выберите здания
[ редактировать ]- Дротнингхольмский театр
- Трангсунд Особняк
Примечания
[ редактировать ]- ^ Александр Рослин, изд. Магнус Олауссон, стр. 135.
- ^ Фогельмарк 1994, с. 14
- ^ Фогельмарк 1994, с. 9
- ^ Фогельмарк 1994, с. 9
- ^ Фогельмарк 1994, с. 16
- ^ Фогельмарк 1994, с. 14
- ^ Фогельмарк 1994, с. 14
- ^ Фогельмарк 1994, с. 18
- ^ Фогельмарк 1994, с. 18
- ^ Фогельмарк 1994, с. 18
- ^ Фогельмарк 1994, с. 19
- ^ Фогельмарк 1994, с. 22
- ^ Фогельмарк 1994, с. 21
- ^ Фогельмарк 1994, с. 21
- ^ Фогельмарк 1994, с. 22
- ^ Фогельмарк 1957, с. 19
- ^ Фогельмарк 1957, с. 19-31
- ^ Фогельмарк 1957, с. 32
- ^ Фогельмарк 1994, с. 54-55
- ^ Фогельмарк 1957, с. 34: Племянник Аделькранца, К.Ф. Сундвалль , упоминает переписку в письме А.У. Вертмюллеру от 1797 года.
- ^ Фогельмарк 1957, с. 33 и 286, примечание 47 (известно, что дневник был куплен на аукционе в 1831 году архитектором Акселем Нюстрёмом ).
- ^ Фогельмарк 1957, с. 36
- ^ Фогельмарк 1957, с. 39 ф
- ^ Фогельмарк 1957, с. 40-42
- ^ Фогельмарк 1957, с. 42 ф
- ^ Фогельмарк 1957, с. 45
- ^ Фогельмарк 1957, с. 45
- ^ Фогельмарк 1957, с. 46
- ^ Фогельмарк 1957, стр. 212-216.
- ^ Фогельмарк 1957, с. 00
Библиография
[ редактировать ]- Александр Рослин , изд. Магнус Олауссон. Каталог выставки Национального музея, 0585-3222; 652. Стокгольм: Национальный музей, [2007] ( ISBN 978-91-7100-771-1 .)
- Фогельмарк, Стиг : Карл Фредрик Аделькранц, архитектор. (Монографии, изданные муниципальной администрацией Стокгольма, 20). Стокгольм: Almqvist & Wiksell/Gebers förlag, 1957. (Диссертация, Стокгольмский университет, 1957).
- Фогельмарк, Стиг: Карл Фредрик Аделькранц. Художественная судьба Густава. (Серия произведений шведского ученого Vitterhetsakademien). Стокгольм: Природа и культура , 1994.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Карлом Фредриком Аделькранцем, на Викискладе?