Jump to content

Карл Фредрик Аделькранц

Портрет Карла Фредрика Аделькранца работы Александра Рослина , сделанный во время пребывания последнего в Париже в 1754 году (в собрании Шведской королевской академии художеств , Стокгольм, которому он был завещан Аделькранцом) [1]

Карл Фредрик Аделькранц (30 января 1716 г. - 1 марта 1796 г.) был шведским архитектором и государственным служащим. Стиль Аделькранца развился от рококо под влиянием Карла Хорлемана , ведущего архитектора Швеции в первые годы его карьеры, до классической идиомы, находящейся под влиянием стилистических разработок во Франции в середине-конце 18 века. В качестве эверинтенданта он возглавлял королевские и общественные строительные работы с 1767 года до выхода на пенсию в 1795 году.

Семья и детство

[ редактировать ]

Аделькранц родился в 1716 году в Стокгольме и был сыном архитектора Йорана Йозуа Аделькранца , который сменил имя с Торнквиста при возведении в дворянство четырьмя годами ранее. [2] Будучи студентом в Уппсале, Йоран Йосуа Торнквист был членом студенческой театральной труппы, известной как Den Swänska Theatern, которая позже выступала в театре Лейонкулан в Стокгольме. [3] Он поступил на работу к Никодиму Тессину Младшему в 1697 году, в год, когда произошел разрушительный пожар в старом Стокгольмском замке и началось планирование нового дворца . Торнквист до этого изучал архитектуру и, возможно, был обнаружен Тессином благодаря своим сценографиям . [4] Йоран Йозуа Аделькранц оставался в тени доминирующего Тессина; его самой значительной работой был купол церкви Катарины в Стокгольме. [5]

Благодаря женитьбе в 1711 году на молодой вдове Анне Марии Кенманн, дочери богатого бизнесмена, финансовое положение Торнквиста значительно улучшилось. Помимо прочего, он стал владельцем поместья Зигхильдсберг недалеко от Сигтуны . [6] В следующем году Карл XII пожаловал его дворянство по рекомендации своего покровителя Тессина. [7] Карл Фредрик родился в Стокгольме и был третьим ребенком в браке. [8]

Учеба и начало карьеры

[ редактировать ]

Аделькранц-старший не хотел, чтобы Карл Фредрик пошел по его профессиональным стопам; по политическим причинам он потерял свои должности придворного архитектора и городского архитектора Стокгольма в 1727 году и в сложившихся обстоятельствах считал архитектуру слишком небезопасной профессией для своего сына. [9] После непродолжительного обучения в Уппсале Карл Фредрик начал свою карьеру в качестве государственного служащего низшего звена в Каммарревизионском суде (будущий Каммарраттен , Административный апелляционный суд в Стокгольме ). [10]

Йоран Йосуа Аделькранц не пытался подавить творческие наклонности сына. Карл Фредрик брал уроки рисования и помогал отцу в некоторых заданиях; он спроектировал алтарь для церкви Катарины , находившейся на реконструкции после первого пожара, и башню для Финляндской церкви, так и не доведенную до исполнения. [11] Через полгода после смерти отца в 1739 году Карл Фредрик Аделькранц оставил работу в Каммарревизиене и 11 августа 1739 года уехал из Стокгольма во Францию ​​и Италию. Хотя его записи из путешествия утеряны, известно, что он провел два года в Париже и несколько месяцев в Риме. [12] В декабре 1741 года, когда он еще находился в Риме, Аделькранц получил должность в проекте строительства дворца. [13] Графу Карлу Густаву Тессину , к которому он обратился за рекомендацией, еще предстояло убедиться, что его талант равен таланту его отца, но Карл Хорлеман позаботился о том, чтобы Аделькранц получил назначение. [14] В конце лета 1743 года он отправился в обратный путь в Швецию и в ноябре прибыл в Стокгольм. [15]

Придворный и архитектор

[ редактировать ]

Помимо работы по строительству дворца, он также получил придворный титул ховюнкаре и был прикреплен к двору наследного принца Адольфа Фредрика и его супруги Луизы Ульрики , сестры Фридриха Великого . [16] Аделькранц оставался в тени Хорлемана еще несколько лет, проведя 1740-е годы в качестве его помощника в работах над Королевским дворцом в Стокгольме, строительство которого продолжалось с тех пор, как в 1697 году сгорел старый замок. Он завоевал доверие Хорлемана, который рекомендовал Аделькранцу совершить миссию в Италию для набора художников для проекта дворца и обеспечил необходимое финансирование для поездки, что позволило Аделькранцу уехать в 1750 году в сопровождении королевского скульптора Жака Филиппа Бушардона (брата Эдме Бушардона ). Пребывание в Италии оказалось неудачным с точки зрения привлечения новых художников, поскольку те, кого он хотел, оказались слишком дорогими, но дали богатый доход в виде архитектурных заметок, книг и предметов искусства. Аделькранц вернулся в Стокгольм в конце лета 1751 года. [17] Когда Хорлеман внезапно умер в 1753 году, его сменил на посту оверинтенданта (см. ниже) Карл Йохан Кронстедт , а Аделькранц получил должность кронстедта как ховинтендента . [18]

Должность суперинтенданта была создана для Никодима Тессена Младшего в начале планирования нового королевского дворца в 1697 году, со статутом, созданным по образцу французской королевской должности сюринтенданта , который отвечал за королевские строительные работы, и была расширена во время правления Кольбера. пора возглавить королевское производство гобеленов и фарфора. В отсутствие королевских фабрик французского типа шведский офис, возможно, на самом деле больше напоминал подчиненный офис главного архитектора . Позже задача офиса была распространена на все проекты общественных зданий, включая церкви. [19]

В конце 1753 года Аделькранц вновь получил зарубежную миссию, теперь уже в Париже. В соответствии с его поручением он отправил домой большое количество моделей и гравюр, которые будут использованы для оформления деталей интерьера по последней моде. Он также нанял Пьера Юбера Л'Аршевека в качестве преемника Ж. П. Бушардона, умершего в декабре 1753 года. В Париже Аделькранц позировал для портрета Александра Рослина, который он позже завещал Шведской академии художеств. Аделькранц и Рослин, возможно, уже встречались в Стокгольме до того, как последний уехал на континент, или в Италии несколькими годами ранее, но пребывание в Париже, похоже, стало началом долгой дружбы и обширной, но теперь утерянной переписки. [20] Дневник, который, как известно, он вел во время своего путешествия, упоминался как проданный на аукционе в 1831 году, но, похоже, также был утерян. [21] После возвращения он работал над обустройством дворца, которое было закончено в ноябре, когда он был назначен кавалером ордена Полярной звезды . В том же году он был избран членом Шведской королевской академии наук . [22]

суперинтендант

[ редактировать ]

После того, как Кронстедт оставил пост оверинтенданта в 1767 году, его преемником был назначен Аделькранц. носил звание Honoris Causa На тот момент он уже десять лет . Вместе с этой должностью по должности он получил должность президента Королевской академии художеств . [23] Будучи членом «Шляп» , одной из двух доминирующих групп шведской парламентской системы эпохи свободы , он на короткое время стал объектом политической недоброжелательности со стороны другой партии, « Шляп» , после их прихода к власти. в риксдаге 1771 года. Государственный переворот нового короля Густава III избавил его от политической участи, которой, возможно, когда-то опасался за него его отец, и он мог спокойно продолжать свою работу как в качестве архитектора, так и в качестве государственного служащего. Академия художеств получила новый статут в 1773 году, а в 1776 году король предоставил канцелярии эверинтенданта более полный контроль над всеми общественными зданиями в стране, и то, и другое — по инициативе Аделькранца. [24]

В результате его путешествия в Италию и Францию ​​в 1783–1784 годах стилистические идеалы короля изменились в более радикальном классицистическом направлении. Аделькранц приспособился к меняющейся архитектурной моде, но более молодые архитекторы, чье восприятие больше соответствовало нынешним тенденциям, выступили в пользу короля, и Аделькранц оказался все более отстраненным. [25] В 1787 году 72-летний архитектор обратился к королю с просьбой разрешить ему выйти на пенсию, мотивируя это своим слабым здоровьем и финансовыми трудностями. Петиция была отклонена королем; только в 1795 году Аделькранцу было разрешено уйти в отставку с поста суперинтенданта, оставив бразды правления своему преемнику Карлу Фредрику Фреденхайму 16 февраля. Он был активным государственным служащим до своих последних дней на посту, и его последним архитектурным проектом был алтарь приходской церкви Стокгольмс-Нэс, выполненный в те же самые последние дни, в возрасте 80 лет. [26] Он вышел в отставку с поста президента Академии художеств несколько месяцев спустя, в июне 1795 года. [27] Его последние дни, вплоть до его смерти в Стокгольме в марте 1796 года, были мучительны от болезненного рака и растущих финансовых проблем. [28]

Развитие Аделькранца как архитектора

[ редактировать ]

Самое раннее влияние на Аделькранца оказала архитектура барокко, которую он мог изучать по книгам образцов и гравюрам в библиотеке своего отца; его первый известный проект, алтарь церкви прихода Катарины в Стокгольме 1732 года, выполнен в стиле римского барокко, предпочитаемом Тессином, и, возможно, на него повлияла гравюра аналогичного алтаря Карло Райнальди в церкви Джезу и Мария в Риме. , изображенный в книге Джованни Джакомо Росси « Дизайны вари алтари и капелле неле кизе ди Рома» , известный как принадлежавший старшему Аделькранцу. [29] К тому времени, когда он стал архитектором, примерно в 1750 году, шведский дизайн и архитектура были полностью проникнуты французским рококо. Главной ответственностью за это был Карл Хорлеман, эверинтендант и начальник Аделькранца при работах над дворцом, а также ведущий архитектор своего поколения в Швеции. Более поздняя архитектура Аделькранца следовала тенденции к более классицистическому подходу, который утратил часть пластического характера архитектуры барокко и рококо, вместо этого превращая здания в ансамбли отдельных архитектурных элементов (таких как колонны и портики ), часто подчеркивая геометрические формы. [30]

Первыми значительными заказами Аделькранца были театр «Ульриксдал Палас» и жилой дом в Стокгольме, который он первоначально спроектировал для своего зятя Густава Самуэля Руута (но позже взял на себя управление), оба были построены в 1753 году, в год смерти Хорлемана.

Выберите дизайн

[ редактировать ]

Выберите здания

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Александр Рослин, изд. Магнус Олауссон, стр. 135.
  2. ^ Фогельмарк 1994, с. 14
  3. ^ Фогельмарк 1994, с. 9
  4. ^ Фогельмарк 1994, с. 9
  5. ^ Фогельмарк 1994, с. 16
  6. ^ Фогельмарк 1994, с. 14
  7. ^ Фогельмарк 1994, с. 14
  8. ^ Фогельмарк 1994, с. 18
  9. ^ Фогельмарк 1994, с. 18
  10. ^ Фогельмарк 1994, с. 18
  11. ^ Фогельмарк 1994, с. 19
  12. ^ Фогельмарк 1994, с. 22
  13. ^ Фогельмарк 1994, с. 21
  14. ^ Фогельмарк 1994, с. 21
  15. ^ Фогельмарк 1994, с. 22
  16. ^ Фогельмарк 1957, с. 19
  17. ^ Фогельмарк 1957, с. 19-31
  18. ^ Фогельмарк 1957, с. 32
  19. ^ Фогельмарк 1994, с. 54-55
  20. ^ Фогельмарк 1957, с. 34: Племянник Аделькранца, К.Ф. Сундвалль , упоминает переписку в письме А.У. Вертмюллеру от 1797 года.
  21. ^ Фогельмарк 1957, с. 33 и 286, примечание 47 (известно, что дневник был куплен на аукционе в 1831 году архитектором Акселем Нюстрёмом ).
  22. ^ Фогельмарк 1957, с. 36
  23. ^ Фогельмарк 1957, с. 39 ф
  24. ^ Фогельмарк 1957, с. 40-42
  25. ^ Фогельмарк 1957, с. 42 ф
  26. ^ Фогельмарк 1957, с. 45
  27. ^ Фогельмарк 1957, с. 45
  28. ^ Фогельмарк 1957, с. 46
  29. ^ Фогельмарк 1957, стр. 212-216.
  30. ^ Фогельмарк 1957, с. 00

Библиография

[ редактировать ]
  • Александр Рослин , изд. Магнус Олауссон. Каталог выставки Национального музея, 0585-3222; 652. Стокгольм: Национальный музей, [2007] ( ISBN   978-91-7100-771-1 .)
  • Фогельмарк, Стиг : Карл Фредрик Аделькранц, архитектор. (Монографии, изданные муниципальной администрацией Стокгольма, 20). Стокгольм: Almqvist & Wiksell/Gebers förlag, 1957. (Диссертация, Стокгольмский университет, 1957).
  • Фогельмарк, Стиг: Карл Фредрик Аделькранц. Художественная судьба Густава. (Серия произведений шведского ученого Vitterhetsakademien). Стокгольм: Природа и культура , 1994.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32d1afc217142d500b7015ad72024254__1668859980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/54/32d1afc217142d500b7015ad72024254.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carl Fredrik Adelcrantz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)