Эдмунд Шлинк
Эдмунд Шлинк (3 марта 1903 — 20 мая 1984) — немецко-лютеранский пастор и богослов . С 1946 года до выхода на пенсию в 1971 году он был профессором догматического и экуменического богословия в Гейдельбергском университете .
Биография
[ редактировать ]Шлинк родился в Дармштадте , недалеко от того места, где его отец, Вильгельм Шлинк, был профессором механики и воздухоплавания. [ 1 ] Семья его матери, Эллы, находилась под влиянием пиетизма Хернхута . [ 2 ] Его единственная сестра, сестра Клара (1904–2001), которая позже назвала себя Муттер Базилеей Шлинк , стала популярной религиозной писательницей и лидером. Эдмунд Шлинк посещал государственные школы в Дармштадте. [ 3 ] В 1922 году он поступил в Тюбингенский университет , где изучал математику, философию, психологию, физику и другие естественные науки. [ 4 ] Он также посещал университеты Мюнхена , Киля , Вены и Марбурга . [ 5 ] Он защитил свою первую докторскую степень. диссертацию (по религиозной психологии) в Марбурге в 1927 году. [ 6 ] В этой диссертации исследуются изменения личности у людей, подвергшихся религиозному обращению, и у тех, кто страдает клинической депрессией. [ 7 ] За предыдущий год (1926) он сам подвергся религиозному обращению после кризиса веры. [ 8 ] В результате этого опыта он сменил свое академическое направление на теологию, которую изучал в Мюнстерском университете . Там он написал свою вторую диссертацию (по проблеме естественного богословия) под руководством Карла Барта . [ 9 ] Затем он служил помощником пастора в общинах в Бухшлаге и Шпрендлингене, а осенью 1932 года стал пастором кампуса Технического университета Дармштадта. [ 10 ] В 1934 году он защитил свою третью диссертацию, постдокторскую богословскую диссертацию ( Habilationsschrift ), которая была принята в Гиссенском университете . [ 11 ] Эта постдокторская диссертация по богословской антропологии исследует, как люди понимались в проповедях церкви. [ 12 ]
Как член Исповедующей церкви , Шлинк поддержал Барменскую декларацию . [ 13 ] Позже он положительно истолковал это признание в свете нескольких ключевых учений Книги Согласия , особенно различия между законом и Евангелием. [ 14 ] Из-за давления со стороны гестапо , которое он и его начальство получили в результате его публичной критики немецких христиан ( Deutsche Christen ), Шлинк был отстранен от преподавательской должности в Гиссене. В период с 1935 по 1939 год он преподавал в семинарии в Вефиле, недалеко от Билефельда (см. также Фонд Вефиля ). [ 15 ] После того, как гестапо закрыло эту семинарию в 1939 году и ограничило выступления и общественные движения Шлинка, [ 16 ] Шлинк начал служить пастором в нескольких «исповедующих» общинах в Гессене и Вестфалии . В их число входили Мариенкирхе и Церковь Св. Рейнольдикирхе в Дортмунде и, в конечном итоге, Нойштедтер Мариенкирхе в Билефельде. [ 17 ] В течение 1943 и 1944 годов он также ежемесячно ездил в Страсбург на двухнедельные периоды, в течение которых преподавал там практическое богословие семинаристам. [ 18 ] В 1945 году он стал директором проповеднической семинарии в Зосте Евангелической церкви Вестфалии . Всего через год его призвали стать профессором догматического и экуменического богословия в Гейдельбергском университете. [ 19 ] Он останется членом этого факультета до выхода на пенсию в 1971 году. [ 20 ]
Шлинк был женат дважды. Его первая жена Элизабет Винкельманн, от которой у него было две дочери, умерла в 1936 году. На своей второй жене, Ирмгард Освальд (1914–2006), он женился в 1938 году. У них было два сына, Вильгельм Шлинк (ум. 2018), который был историк искусства и Бернхард Шлинк , юрист и писатель. [ 21 ] Дочь Шлинка, Доротея (ум. 2019), была женой бывшего епископа протестантской церкви в Бадене Клауса Энгельхардта, который также был бывшим председателем совета Евангелической церкви в Германии . [ 22 ]
Богословская и экуменическая работа
[ редактировать ]Вскоре после своего прибытия в Гейдельберг в 1946 году Шлинк основал там экуменический институт, первый в своем роде в немецком университете. [ 23 ] В том же году он помог начать первый двусторонний диалог между лютеранскими и римско-католическими богословами в Германии. [ 24 ] Эта Экуменическая рабочая группа протестантских и католических богословов представляет собой самый продолжительный подобный диалог в истории. [ 25 ] Эта Рабочая группа помогла улучшить экуменические отношения между Всемирной лютеранской федерацией и Римско-католической церковью . [ 26 ] Помимо поощрения диалога между христианами, Шлинк также поддерживал междисциплинарные дискуссии между теологами и учеными. [ 27 ] Речь ректора Шлинка, избранного ректором Гейдельбергского университета на 1953/54 учебный год, стала первым эссе в первом номере журнала «Керигма и догма» . [ 28 ] Многие годы он был редактором этого журнала. Между 1955 годом и своей смертью он также помогал редактировать другой важный богословский журнал, Ökumenische Rundschau . [ 29 ]
Шлинк принимал активное участие во Всемирном совете церквей (ВСЦ). Он был ведущей фигурой в Комиссии по вере и порядку . Он был делегатом первой ассамблеи ВСЦ в Амстердаме (1948 г.), а также ассамблей в Эванстоне (1954 г.), Нью-Дели (1961 г.) и Уппсале (1968 г.). [ 30 ] На второй ассамблее он произнес первую программную речь «Христос — надежда мира». [ 31 ] Благодаря своей экуменической работе с восточными православными богословами Шлинк помог Русской Православной Церкви войти в ВСЦ в 1961 году. [ 32 ]
С 1962 по 1965 год он был официальным представителем Евангелической церкви Германии на Втором Ватиканском соборе . В начале первой сессии совета он был выбран официальными некатолическими наблюдателями в качестве одного из их официальных представителей. Когда кардинал Огюстен Беа устроил официальный прием для этих наблюдателей-некатоликов в начале первой сессии, Шлинк был выбран, чтобы дать официальный ответ от имени всех наблюдателей. [ 33 ] Его книга о соборе в целом « После Собора » была одной из первых, опубликованных автором-некатоликом. [ 34 ]
Исследование Шлинка христианского крещения стало основным источником для новаторского документа ВСЦ « Крещение, Евхаристия и служение» . [ 35 ] Его 804-страничная «Экуменическая догматика» , содержащая предисловия как римско-католического богослова (Генриха Фриса), так и восточно-православного богослова ( Никоса Ниссиотиса ), «стремится преодолеть основные догматические недопонимания между церквями и выявить существенные точки соприкосновения в попытке проложить путь к видимому воссоединению разбитого христианского мира». [ 36 ]
Шлинку были присвоены степени почетного доктора трех университетов: Университета Майнца (1947 г.), Эдинбургского университета (1953 г.) и Института православной теологии Сен-Сержа в Париже (1962; см. Православный богословский институт Св. Сергия ). [ 37 ]
Шлинк руководил многочисленными докторскими и постдокторскими диссертациями людей, которые впоследствии стали важными богословами. Среди них был Вольфхарт Панненберг . [ 38 ]
Книги на английском языке
[ редактировать ]- Виктор говорит, пер. Пол Ф. Кенеке (Сент-Луис: Конкордия, 1958)
- Богословие лютеранских исповеданий, пер. Пол Ф. Кенеке и Герберт Дж. А. Бауман (Сент-Луис: Конкордия, 1961; переиздано шесть раз)
- Учение о крещении, пер. Герберт Дж. А. Бауман (Сент-Луис: Конкордия, 1972)
- Видение Папы , пер. Юджин Скиббе (Миннеаполис: Кирк Хаус, 2001)
- Edmund Schlink Works (ESW), том. 1, Исповедальные и экуменические сочинения, изд. Мэтью Л. Беккер, пер. Мэтью Л. Беккер и Ханс Г. Спалтехольц (Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 2017 [Книга 1: Пришествие Христа и церковная традиция ; Книга 2: После Собора ])
- Edmund Schlink Works (ESW), том. 2, Экуменическая догматика, изд. Мэтью Л. Беккер, пер. Мэтью Л. Беккер и др. (Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht, 2023 [2 книги, составляющие один том])
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Скиббе, Тихий реформатор , 18.
- ^ Корабль, 18.
- ^ Эбер, Единство церкви как догматическая проблема в Эдмунде Шлинке , 18.
- ^ Эбер, 18.
- ^ Эбер, 19.
- ^ Корабль, 19.
- ^ Эдмунд Шлинк, Изменение личности при обращениях и депрессии: эмпирическое религиозно-психологическое исследование . В дополнение к казуистическому вкладу в психологию переживания Бога как приложения (философская диссертация, Марбургский университет, 1927). См. также Евер, 19–20.
- ^ Эбер, 19; Корабельная, 19.
- ^ Эдмунд Шлинк, Эмоциональные переживания Бога: эмпирико-психологический вклад в проблему естественной религии . Трактаты и монографии по философии реального 5 (Лейпциг: Дж. А. Барт, 1931); ср. Скиббе, 22.
- ^ Эбер, 21.
- ^ Эдмунд Шлинк, Человек в Благовещении Церкви (Hab. Diss., Гиссенский университет, 1934). Эта работа представляет собой первую часть расширенной книги из трех частей, которую Шлинк позже опубликовал под тем же названием: Эдмунд Шлинк, Человек в Благовещении Церкви: Догматическое исследование (Мюнхен: Chr. Kaiser, 1936).
- ^ Беккер, «Эдмунд Шлинк (1903–1984),» 199–200.
- ^ Эбер, 22-23.
- ^ Беккер, «Эдмунд Шлинк (1903–1984),» 204–206; ср. Эдмунд Шлинк, Богословие лютеранских исповеданий , 67 и далее.
- ^ Корабль, 29.
- ^ Корабль, 43.
- ^ Эбер, 25.
- ^ Эбер, 26.
- ^ Беккер, «Эдмунд Шлинк: Экуменическая жизнь», ESW 1.26.
- ^ Эбер, 298.
- ^ Эбер, 297.
- ^ Бюллетень EKD (2/2002), «Бывшему председателю совета доктору Клаусу Энгельхардту 70 лет», https://archiv.ekd.de/1685-bulletin_2_2002_14.html. [ постоянная мертвая ссылка ] ; ср. Клаус Энгельхардт .
- ^ Беккер, «Эдмунд Шлинк: Экуменическая жизнь», ESW 1.28.
- ^ Беккер, «Эдмунд Шлинк: Экуменическая жизнь», ESW 1.31.
- ^ Барбара Шван, Экуменическая рабочая группа протестантских и католических теологов с 1946 по 1975 год (Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht, 1996), 13.
- ^ см . Шван, 106ff.
- ^ Беккер, «Христос в университете: видение Эдмунда Шлинка», 15.
- ^ Эдмунд Шлинк, «Мудрость и глупость», Керигма и догма 1, № 1 (январь 1955 г.), 1 и далее.
- ^ Эбер, Единство Церкви , 36-37.
- ^ Эбер, 39, 43.
- ^ Беккер, редакционная заметка, ESW 1.266.
- ^ Беккер, «Эдмунд Шлинк: Экуменическая жизнь», ESW 1.33.
- ^ Дуглас Хортон, Дневник Ватикана 1963 (Филадельфия: United Church Press, 1964), 20; Джузеппе Альберджио, изд., История II Ватиканского собора , 5 томов. (Мэрикнолл: Орбис, 1995–2006), 2.182.
- ^ Беккер, «Эдмунд Шлинк: Экуменическая жизнь», ESW 1.38.
- ^ Корабль, 100.
- ^ Беккер, «Эдмунд Шлинк: Экуменическое богословие», 30.
- ^ Эбер, 297.
- ^ Скиббе, Тихий реформатор , 67, 103, 146 (примечание 254).
Библиография
[ редактировать ]- Эдмунд Шлинк, Сочинения об экуменизме и исповедании , 5 томов, изд. Клаус Энгельхардт и др. (Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht, 2004–2010; ET этих томов — ESW, см. выше)
- Мэтью Л. Беккер, «Экуменическая догматика Эдмунда Шлинка », Lutheran Quarterly 36 (весна 2022 г.), 1–26.
- Маргарет Хопф, римский наблюдатель от Евангелической церкви в Германии: наблюдатель от Совета Эдмунд Шлинк в напряженном поле интересов (Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht, 2022)
- Мэтью Л. Беккер, «Эдмунд Шлинк: экуменическое богословие», в книге «Щедрое православие: очерки истории и будущего экуменического богословия» , изд. Пол Сайлас Петерсон, 23–41 (Юджин: Пиквик, 2020)
- Мэтью Л. Беккер, «Христос в университете: видение Эдмунда Шлинка», The Cresset 80 (Пасха 2017 г.), 12–21.
- Мэтью Л. Беккер, «Эдмунд Шлинк (1903–1984)», в книге «Лютеранские теологи двадцатого века», изд. Марка Маттеса, 195–222 (Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 2013).
- Мэтью Л. Беккер, «Эдмунд Шлинк о теологической антропологии, законе и Евангелии», Lutheran Quarterly 24 (лето 2010 г.), 151–82.
- Юджин М. Скиббе, Тихий реформатор: введение в жизнь и экуменическое богословие Эдмунда Шлинка (Миннеаполис: Кирк Хаус, 1999).
- Йохен Эбер, Единство церкви как догматическая проблема с Эдмундом Шлинком (Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht, 1993)
- Герхард Швенцер, Великие дела Бога и церкви: об экклезиологии Эдмунда Шлинка (Падерборн: Бонифаций, 1969)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литература Эдмунда Шлинка и о нем в каталоге Немецкой национальной библиотеки.