Теория поддержания самооценки
Поддержание самооценки ( SEM ) касается разногласий между двумя людьми в отношениях . Теория утверждает, что человек будет поддерживать и повышать свою самооценку посредством социального сравнения с другим человеком. [1] Самооценка относится к самооценке социального рейтинга, который человек имеет по отношению к себе. Это непрерывный процесс определения личностного роста и прогресса, который может повышаться или понижаться поведением других. Абрахам Тессер создал теорию поддержания самооценки в 1988 году. Модель поддержания самооценки предполагает две вещи: человек будет стараться поддерживать или повышать собственную самооценку, а на самооценку влияют отношения с другими. [1]
Самооценка человека (которая аналогична самооценке ) может повышаться, когда близкий человек действует хорошо. [1] Например, брат или сестра забивает победный гол в важной игре. Самооценка повысится, потому что этот человек делится своим успехом. Чем теснее психологическое родство и чем больше успех, тем больше человек будет участвовать в успехе. [1] Это считается процессом отражения . Когда близость и работоспособность высоки, в процессе рефлексии повышается самооценка. человека Если кто-то, кто психологически близок, хорошо справляется с задачей, которая не имеет отношения к самоопределению , этот человек может получить выгоду, разделив успех достижения.
В то же время успех близкого человека может снизить самооценку человека в процессе сравнения. Это происходит потому, что успех близкого человека вызывает сравнение собственных способностей, тем самым напрямую влияя на собственную самооценку. [1] Это также усиливается близостью психологических отношений с успешным другим. Используя аналогичный пример: брат или сестра забивает победный гол в важной игре; но вы тоже в одной команде и через сравнение у вас занижается самооценка. Когда близость (брат/сестра) и результативность (забит победный гол) высоки, самооценка в процессе сравнения снижается. Это еще более выражается, когда сравнение связано с чем-то, что вы цените в своей личности. Если вы стремитесь стать профессиональным футболистом, но ваш брат или сестра забивает победный гол, а вы нет, аспект сравнения SEM снизит вашу самооценку.
Как в процессах отражения, так и в процессах сравнения близость и уровень производительности являются важными факторами. Если близость другого снижается, то человек реже делится успехами и/или сравнивает себя, что снижает вероятность снижения самооценки. Человек с большей вероятностью будет сравнивать себя с кем-то близким, например, с братом, сестрой или лучшим другом, чем с незнакомцем. Существуют различные факторы, при которых человек может предположить близость: семья, друзья, люди со схожими характеристиками и т. д. Если человек не близок к конкретному человеку, то имеет смысл, что он/она не будет разделять его успех или быть под угрозой своего успеха. В то же время, если работоспособность человека низкая, нет смысла делиться успехами и повышать самооценку; также нет причин сравнивать себя с другим человеком. Поскольку их успеваемость низкая, нет причин повышать или понижать его/ее самооценку. Согласно теории Тессера (1988), если брат или сестра не преуспели в своей игре, то нет никаких причин, по которым это повлияет на самооценку человека.
Близость и результативность могут либо повысить самооценку посредством размышлений, либо понизить самооценку посредством сравнения. Релевантность к самотождественности определяет, произойдет ли размышление или сравнение. Существует множество различных аспектов, которые могут быть важны для самоопределения человека. Фактором самоопределения является любой фактор, который имеет личное отношение к вашей личности. Например, музыкальные навыки могут быть важны для самоопределения, но в то же время хорошие знания по математике могут быть не такими важными, даже если вы в этом разбираетесь. Что касается вашего самоопределения, вы можете считать себя музыкантом, но не математиком, даже если вы владеете обоими. Релевантность предполагает, что конкретный фактор, важный для человека, также важен и для другого человека. Релевантность может быть такой же простой, как общее измерение, которое человек считает важным для себя. Если релевантность высока, человек будет заниматься сравнением, но если релевантность низкая, он будет заниматься размышлением. [1] Например, если для человека важна легкая атлетика, и этот человек считает, что легкая атлетика является важным аспектом его/ее самоопределения, то, когда брат или сестра преуспевает в легкой атлетике, произойдет процесс сравнения и его/ее самооценка. уменьшится. С другой стороны, если легкая атлетика не является тем измерением, которое он/она использует для самоопределения, произойдет процесс размышления, и он/она будет праздновать успех брата/сестры вместе с братом/сестрой; его/ее самооценка повысится вместе с самооценкой брата/сестры, потому что ему/ей не угрожают и не бросают вызов спортивные способности брата/сестры.
Тессер (1988) предполагает, что люди могут делать что-то, чтобы уменьшить снижение самооценки из-за сравнения. Можно проводить меньше времени с этим конкретным человеком, тем самым уменьшая близость, или можно изменить свое важное самоопределение и заняться новым хобби или сосредоточиться на другом самоопределяющемся виде деятельности, что снижает значимость (например, успех брата и сестры в любимом деле). спорт может привести к тому, что вы перестанете играть). Третий способ избежать снижения самооценки в процессе сравнения — повлиять на производительность другого (например, спрятав любимые туфли брата или сестры или полагая, что его/ее результаты основаны на удаче) или можно улучшить свои собственные навыки, практикуясь. более. Условия, которые предсказывают, будет ли человек вмешиваться в деятельность другого ради собственной самооценки, включают близость людей и актуальность деятельности. Когда релевантность высока, процесс сравнения более важен, чем процесс размышления. Когда релевантность высока и деятельность имеет высокую самоопределяющую важность, другой человек представляет большую угрозу, чем когда релевантность низкая.
Моральное поведение
[ редактировать ]Мазар и др. (2008) исследовали, как поддержание Я-концепции влияет на моральное поведение . Они обнаружили, что участники до определенного момента вели себя нечестно для достижения внешних выгод. Однако их потребность сохранять позитивное мнение о себе как о честных людях ограничивала степень их нечестного поведения. [2]
Примеры исследований
[ редактировать ]Тессер и Смит (1980) экспериментировали с этой теорией. Мужчин завербовали и попросили привести с собой друга. Затем их разделили на группы по четыре человека: мужчина А и друг человека А, а также мужчина Б и друг человека Б. Половине испытуемых сказали, что целью исследования было измерение важных речевых навыков и лидерских качеств. Это была группа с высокой релевантностью. Двум другим испытуемым сказали, что задание не имеет ничего общего с речевыми навыками, лидерством или чем-то важным. Это считалось группой с низкой релевантностью. Занятие было основано на игре «Пароль», в которой участникам нужно было угадать слово по подсказкам. Каждому мужчине была предоставлена возможность угадать слово, а трое других дали подсказки из списка. Остальные трое могут давать простые или трудные подсказки, основываясь на своем собственном суждении и на том, хотят ли они помочь другому человеку угадать слово. Подсказки, данные человеку, были необходимы, чтобы угадать слово. Первая пара партнеров показала плохие результаты (как указано в схеме эксперимента). В эксперименте интересовало поведение второй группы мужчин. Следующая пара была создана для того, чтобы объединить незнакомца с другом. Исследователи пытались выяснить, когда другу помогли больше, чем незнакомцу, а когда незнакомцу помогли больше, чем другу. Результаты подтвердили их гипотезу. В 10 из 13 занятий, когда релевантность была высокой (говорили, что это занятие измеряет важные вербальные и лидерские навыки), незнакомцу помогли больше, чем другу. Кроме того, в 10 из 13 сеансов, когда релевантность была низкой (испытуемым говорили, что эта деятельность не определяет ничего важного), другу помогали больше, чем незнакомцу. [1] Предсказание теории поддержания самооценки получило решительную поддержку.
Ранее обнаружив, что наиболее положительные оценки наблюдались у участников, которые имели низкую релевантность и высокую близость к другому человеку, Тессер (1989) [3] стремились проверить, опосредует ли эмоциональное возбуждение эту связь. В приведенных выше примерах спорта для братьев и сестер очевидно, что процесс самооценки является эмоционально стимулирующим. Тессер интересовало, является ли эмоциональный эффект побочным эффектом процесса самооценки или же это опосредующий эффект (т. е. является ли он частичным фактором, влияющим на оценку). Тессер считал, что если эмоция является опосредующим фактором, что если эмоциональное возбуждение задействовано и неправильно приписано, то процесс самооценки активируется, а все остальные факторы контролируются. Для тестирования испытуемые прибывали парами, которые заранее знали друг друга. Двум пациентам давали таблетки витамина С: в контрольном случае им правдиво сказали, что таблетки не окажут никакого эффекта, а в случае с ошибочной атрибуцией им сказали, что эти таблетки вызовут возбуждение, активируя эффект плацебо. Затем испытуемые выполняли как релевантные, так и нерелевантные задания, как с близкими, так и с неблизкими к ним другими испытуемыми, после чего измерялись рейтинги остальных участников. Результаты показали, что испытуемые в условиях неправильной атрибуции имели гораздо более резкие оценки других участников. Когда задача имела высокую релевантность, испытуемый оценивал другого участника намного хуже, чем в контрольном состоянии. Результаты показывают, что хотя эмоциональная активация не является единственным фактором, определяющим оценки, она является опосредующим фактором, оказывающим определенное воздействие.
Цукерман и Йост (2001) сравнивают теорию поддержания самооценки с работой Фельда (1991). Поскольку теория поддержания самооценки приводит к тому, что человек судит незнакомца выше, чем его друзей (на основании популярности), чтобы предотвратить падение самооценки, исследование Фелда (1991) показало, что у людей должно быть меньше друзей, чем у их друзей. чтобы оставаться популярным. Это основано на математическом уравнении, которое объясняет, почему популярные люди участвуют в большем количестве социальных кругов, чем непопулярные. Это не единственные два примера исследования. Дополнительные примеры см. в ссылках.
Этот график иллюстрирует основные принципы модели самооценки поддерживающего поведения Тессера (1988). Релевантность определяет, произойдет ли отражение или сравнение. Когда релевантность низкая (этот фактор не влияет на самоопределение), по мере того, как производительность другого человека увеличивается, растет и самооценка, позволяя этому человеку участвовать в прославлении другого человека (рефлексия). Когда релевантность высока (этот фактор также важен для самоопределения), по мере увеличения производительности другого человека самооценка снижается, потому что этого человека сравнивают с другим человеком (сравнение). Если релевантность высока, человек будет заниматься сравнением, но если релевантность низкая, он будет заниматься размышлением. [1]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тессер, А. (1988). «К модели поддержания самооценки социального поведения ». В Берковице, Л. (ред.). Достижения экспериментальной социальной психологии . Том. 21. Нью-Йорк: Академик Пресс. стр. 181–227. ISBN 0-12-015221-5 .
- ^ Мазар Н., Амир О. и Ариели Д. (2008). Нечестность честных людей: теория поддержания самооценки. Дж. Рынок. Рез. 45, 633–644.doi: 10.1509/jmkr.45.6.633.
- ^ Тессер, Авраам; Пилкингтон, Констанс; Макинтош, Уильям Д. (1989). «Поддержание самооценки и опосредующая роль эмоций: восприятие друзей и незнакомцев». Журнал личности и социальной психологии . 57 (3): 442–456. дои : 10.1037/0022-3514.57.3.442 .
Ссылки
[ редактировать ]- Фельд, С.Л. (1991). «Почему у ваших друзей больше друзей, чем у вас». Американский журнал социологии . 96 (6): 1464–1477. дои : 10.1086/229693 . JSTOR 2781907 . S2CID 56043992 .
- Фиске, ST (2004). Социальные существа: подход к основным мотивам в социальной психологии . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли. ISBN 0-471-14529-7 .
- Тессер, Авраам; Пилкингтон, Констанс; Макинтош, Уильям Д. (1989). «Поддержание самооценки и опосредующая роль эмоций: восприятие друзей и незнакомцев». Журнал личности и социальной психологии . 57 (3): 442–456. дои : 10.1037/0022-3514.57.3.442 .
- Тессер, А.; Шварц Н., ред. (2001). Внутрииндивидуальные процессы . Справочник Блэквелла по социальной психологии. Молден, Массачусетс: Блэквелл. ISBN 0-631-21033-4 .
- Цукерман, Эзра В.; Йост, Джон Т. (2001). «Что заставляет вас думать, что вы так популярны? Поддержание самооценки и субъективная сторона «парадокса дружбы» ». Социальная психология Ежеквартально . 64 (3): 207–223. дои : 10.2307/3090112 . JSTOR 3090112 .