Процедура молчания
Процедура молчания, молчаливое согласие [1] или процедура молчаливого принятия [2] (французский: procédure d'approbation tacite ; латынь: qui tacet Consire Videtur , «тот, кто молчит, считается согласным», «молчание подразумевает/означает согласие») — это способ формального принятия текстов, часто, но не исключительно, в международный политический контекст.
Учебник по дипломатии описывает процедуру молчания следующим образом:
... предложение, получившее сильную поддержку, считается согласованным, если только какой-либо член не выскажет против него возражения до истечения точного срока: молчание означает согласие – или, по крайней мере, молчаливое согласие . Эта процедура основана на том, что член меньшинства опасается, что выдвижение возражения подвергнет его обвинению в обструкции и, следовательно, опасности изоляции. Процедура молчания применяется НАТО, ОБСЕ, в рамках общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза (ЕС) и, несомненно, во многих других международных организациях. [3]
В контексте международных организаций предметом процедуры часто является совместное заявление или процедурный документ, формальное голосование по которому при личном заседании членов считается ненужным. Действительно, часто непрактично пытаться организовать встречу между представителями всех государств-членов либо из-за ограниченной важности текста, который необходимо согласовать, либо из-за нехватки времени в случае совместной декларации, вызванной недавними событиями. К организациям, широко использующим эту процедуру, относятся, в частности, Европейский Союз , НАТО и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Проект текста распространяется среди участников, у которых есть последняя возможность предложить изменения или поправки к тексту. Если до истечения срока процедуры не предложено никаких поправок (если никто не «нарушит молчание»), текст считается принятым всеми участниками. Часто эта процедура является последним шагом в принятии текста после того, как основные положения текста были согласованы в ходе предыдущих переговоров. «Нарушение молчания» — это лишь крайняя мера в случае, если у участника все еще есть принципиальные проблемы с частями текста, и поэтому это скорее исключение, чем правило.
Совет Европейского Союза
[ редактировать ]Статья 12(2) Регламента Совета Европейского Союза гласит: [4]
По инициативе Президента Совет может действовать посредством упрощенной письменной процедуры, называемой «процедурой молчания»:
(a) с целью принятия текста ответа на письменный вопрос или, в зависимости от обстоятельств, на устный вопрос, представленный Совету членом Европейского парламента , после рассмотрения проекта ответа Корепером ;
(b) с целью назначения членов Европейского экономического и социального комитета и членов и их заместителей Комитета регионов после рассмотрения проекта решения Coreper;
(c) с целью принятия решения о проведении консультаций с другими учреждениями или органами, если такие консультации требуются Договорами;
(d) с целью реализации общей внешней политики и политики безопасности через сеть « COREU » (процедура молчания COREU).
В этом случае соответствующий текст считается принятым по истечении срока, установленного Президиумом в зависимости от срочности вопроса, за исключением случаев возражения члена Совета.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
[ редактировать ]Описание процедуры молчания содержится в Приложении 1(А) «Применение процедуры молчания в Постоянном совете и Форуме по сотрудничеству в области безопасности » к Правилам процедуры ОБСЕ (2006 г.): [5]
1. Председательствующий может предложить принять решение в порядке молчания. Такое предложение делается во время заседания с указанием точного времени истечения срока молчания. Если на этом собрании Представитель не выразил возражений, решение считается помещенным в процедуру молчания.
2. Сразу после этого заседания Секретариат опубликует промежуточный текст решения без номера и с временным названием, отражающим тот факт, что решение подлежит процедуре молчания. Предварительный текст прилагается к журналу этого заседания.
3. Молчание считается нарушенным, если возражение или поправка были направлены государством-участником Председателю в письменной форме до истечения периода молчания. В этом случае Председатель незамедлительно письменно информирует государства-участники о том, что соответствующее решение не принято.
4. Если молчание не было нарушено, Председатель немедленно после истечения периода молчания информирует государства-участники в письменной форме о том, что соответствующее решение принято. Текст решения не будет опубликован до следующего заседания. В случае принятия неотложных административных мер на основании такого решения Председатель может направить текст решения в соответствующий исполнительный орган исключительно для внутреннего использования.
5. На первом заседании после принятия решения Председатель делает объявление о принятии решения.
6. Сразу после этого заседания решение с приложенными интерпретирующими заявлениями и официальными оговорками, если таковые имеются, должно быть опубликовано Секретариатом в стандартном формате ОБСЕ и приложено к журналу этого заседания. Датой истечения срока молчания считается дата принятия решения.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фернер, Джеймс (2010). «Молчаливое согласие без политических обязательств» . Теория: журнал социальной и политической теории . 57 (124): 54–85. дои : 10.3167/th.2010.5712403 . ISSN 0040-5817 . JSTOR 41802478 . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ «Конвенции» . ИМХО . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ Г. Р. Берридж (2010) Дипломатия: теория и практика (четвертое издание). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-22960-0 . Страница 158.
- ^ «Решение Совета от 15 сентября 2006 года об утверждении Регламента Совета» . eur-lex.europa.eu . Архивировано из оригинала 20 мая 2011 года.
- ^ «Вена» (PDF) . Delvie.ec.europa.eu . Проверено 10 марта 2014 г.