Лаборатория освещена
Лабораторное освещение (также «лаблит») — это широко определенный жанр художественной литературы, отличный от научной фантастики , в котором основное внимание уделяется реалистичному изображению ученых и науки как профессии. [1]
Определение [ править ]
В отличие от научной фантастики , лабораторное освещение обычно происходит в некотором подобии реального мира, а не умозрительного или будущего, и имеет дело с устоявшимися научными знаниями или правдоподобными гипотезами. [2] Другими словами, лабораторные романы — это мейнстримные или литературные истории о научной практике как профессии. Они могут быть сосредоточены или не сосредоточены исключительно на науке или рабочих местах ученых, но все они склонны изображать ученых в качестве центральных персонажей. Согласно статье в New York Times ,
- «Лабораторная литература — это не научная фантастика, и, по моему мнению, это не историческая фантастика о реальных учёных (хотя в списке фигурируют некоторые художественные биографии). Вместо этого, по словам веб-сайта, она «изображает реалистичных учёных в качестве центральных персонажей и изображает справедливо реалистичная научная практика или концепции, обычно происходящие в реалистичном, а не спекулятивном или будущем мире». [3]
Яркими примерами лабораторного освещения являются «Поведение в полете» Барбары Кингсолвер , «Интуиция » Аллегры Гудман , «Карлик Менделя » Саймона Мауэра , «Реальная жизнь » Брэндона Тейлора и » Ричарда Пауэрса «Создатель эха и щедрость . [4] Романы, действие которых происходит в прошлом и в которых рассказывается о вымышленных исследованиях реальных ученых, также могут считаться лабораторными; примеры включают «Кеплер» Джона Бэнвилла , «Подпись всех вещей» Элизабет Гилберт , «Замечательные существа» Трейси Шевелье и «Загадку» Роберта Харриса . [4]
История и происхождение [ править ]
Художественные произведения, включающие реальную науку, но не считающиеся научной фантастикой, также называются «наукой в фантастике». [5] Мэри Шелли «Франкенштейн» часто называют ранним предшественником этого жанра. [6] но реалистичные изображения науки в художественной литературе были относительно редки на протяжении большей части двадцатого века. Однако примечательным примером 1950-х годов является Айзека Азимова «Запах смерти» , а также примеры начала нынешнего подъема включают «Дилемму Кантора» Карла Джерасси .
Термин «лабораторное освещение» был придуман Дженнифер Рон в эссе в 2005 году. [2] вместе с запуском сайта Lablit . [7] Этот термин начал появляться на культурных страницах научных журналов в первом десятилетии 21 века. [8] [9] [10] и его защищали такие ученые-писатели, как Карл Джерасси , Энн Лингард. [11] и Дженнифер Рон. В 1990-х годах произошел рост публикации лабораторных романов: в начале 2000-х годов ежегодно появлялось от пяти до десяти новых наименований. [12] [13] Причины этого увеличения неясны, но могут включать такие факторы, как повышенный интерес и знакомство с наукой со стороны широкой общественности, издателей и признанных авторов. [12] [13]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Куксон, Клайв (23 мая 2009 г.). «Настоящие лабораторные крысы» . Файнэншл Таймс . Проверено 27 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рон, Дженнифер (январь 2006 г.). «Экспериментальная фантастика» . Природа . 439 (19): 269. дои : 10.1038/439269a .
- ^ Бутон, Кэтрин (3 декабря 2012 г.). «В Lab Lit художественная литература встречается с наукой реального мира» . Нью-Йорк Таймс : D2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Список лабораторной литературы — романы, фильмы, пьесы и телепрограммы в жанре художественной литературы Lab Lit» . Проверено 2 сентября 2014 г.
- ^ Джерасси, Карл. «Наука в художественной литературе — это не научная фантастика: это автобиография?» Художественная литература в науке – Наука в художественной литературе, Под ред. Венделин Шмидт-Денглер. Вена: Verlag Hölder-Pichler-Tempsky, 1998.
- ↑ Джули Максвелл, «Расцвет лабораторной литературы», Oxford Today, 26 (2014), стр. 35
- ^ Дженнифер Рон, редакция: Добро пожаловать на LabLit.com. Теперь у нас горит свет! 7 марта 2005 г. (по состоянию на 2 сентября 2014 г.)
- ^ Мауэр Саймон. «Наука в литературе». Природа, 434 (2005): 297–299.
- ^ «Сила художественной литературы; почему так много учёных втайне презирают роман, если сила воображения романиста может помочь нам понять науку 21-го века?» Новый учёный, 25 августа 2007 г.
- ^ «Мир физики» .
- ^ «Сайт Энн Лингард» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рон, Дженнифер (июнь 2010 г.). «Еще лаборатория в библиотеке» . Природа . 465 (7298): 552. дои : 10.1038/465552a .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейнс, Рослинн Д. (10 июня 2014 г.). «Что случилось с« сумасшедшим и плохим »ученым? Рухнув стереотип». Общественное понимание науки . 25 (1): 31–44. дои : 10.1177/0963662514535689 . hdl : 1959.4/unsworks_38397 . ISSN 0963-6625 .
Внешние ссылки [ править ]
- Список романов, написанных в лаборатории , на LabLit.com