Jump to content

Люди Голубого Креста

Люди Голубого Креста
Польский Синий крест
Режиссер Анджей Мунк
Написал Анджей Мунк
Адам Либерак
Продюсер: Вильгельм Холланд [ pl ]
Кинематография Сергиуш Спрудин [ pl ]
Под редакцией Ядвига Заичек [ pl ]
Музыка Ян Кренц
Производство
компания
Дата выпуска
  • 12 октября 1955 г. ( 1955-10-12 ) (Польша)
Время работы
55 минут
Страна Польша
Язык Польский

«Люди Голубого Креста» ( польский : Błękitny krzyż ) — польский военный повествовательно - документальный фильм 1955 года режиссёра Анджея Мунка , основанный на рассказе Адама Либерака « Путешествие ради жизни» . [ 1 ] Фильм реконструирует аутентичные действия Татранского добровольческого поисково-спасательного отряда , который в феврале 1945 года эвакуировал партизанский горный госпиталь через немецко-советскую линию фронта во время Второй мировой войны . В « Людях Голубого Креста », рассказанных Густавом Голубеком , фигурируют некоторые участники этого действия, в том числе Станислав Гонсеница Бырцин и Станислав Марусарж .

«Люди Голубого креста» послужили для Мунка мостом между его предыдущими документальными работами и более поздними достижениями в жанре повествовательного кино. Однако эксперимент совмещения двух типов кино не понравился современным кинокритикам, критиковавшим Мунка за нерешительность в отношении принятой конвенции. Лишь спустя годы « Люди Голубого Креста» были частично реабилитированы, во многом благодаря присутствию непрофессиональных актеров и кинематографии Сергиуша Спрудина [ пл ] .

В начале фильма появляется текст:

История этой экспедиции — реальная история. Незначительные изменения, вносимые авторами по ходу повествования, не меняют сколько-нибудь существенно его сути и смысла. Среди персонажей фильма мы встретим подлинных героев того события. Именно им авторы посвящают этот фильм – горным партизанам военных лет и спасателям Татранского добровольческого поисково-спасательного отряда – людям Голубого Креста. [ 2 ]

Действие фильма происходит в феврале 1945 года во время Второй мировой войны , когда немецкие дислоцировались в Словакии гарнизоны . По заснеженным перевалам Татр бродит словацкий врач доктор Юрай. Он добирается до Закопане , где связывается с советским командованием, прося помощи для своих словацких и советских пациентов из партизанского горного госпиталя в горной хижине, расположенной на оккупированной немцами стороне Татр. [ 2 ]

Действие перемещается в ту хижину, где медсестра Божена лечит раненых или обмороженных . Один из словацких партизан стоит на страже и замечает, что в этом районе обосновалось немецкое подразделение. Ожидая помощи, партизаны зажигают «партизанскую звезду», чтобы поднять боевой дух. В этот момент в избу входит стражник, сообщающий о приближающемся немецком подразделении. Тем временем одному из раненых приходится ампутировать обмороженную ногу. [ 2 ]

Тем временем группа польских горноспасателей ставит задачу переправить раненых и больных партизан на польскую сторону через две горные цепи и немецкие оборонительные рубежи. Среди тех, кто в команде, направляющейся к границе, - опытные альпинисты Станислав Гонсеница Бырцин, Станислав Гонсеница из Ласа и Станислав Марусарж . Пересечение горной цепи затруднено погодными условиями ( пурга ) и кулуарами, по которым поднимаются альпинисты. Когда Биркин во время восхождения зовет свою упрямую собаку, лавина на спасателей неожиданно обрушивается . Однако оказывается, что никто не пострадал. По пути группа встречает советский форпост, добираясь до линии фронта. [ 2 ]

Вскоре альпинистам приходится оставить собаку и лыжи и идти по лесным тропам, чтобы избежать обнаружения немецкими патрулями. В полночь Юрай с группой гребцов приходит к горной хижине. Пообедав, горцы принимают раненых и проводят эвакуацию. Однако немцы выслеживают их, начиная преследование спасателей. Им удается пересечь линию советской заставы и взять собаку с лыжами, но прикрывающий советский солдат попадает под удар. Словацкий охранник и Бырцин отделяются от группы, чтобы прикрыть ее от потенциального нападения немецкого патруля. Однако стрельба с ближайшего советского аванпоста вынуждает немцев отступить, позволяя Бырцину и словацкому охраннику воссоединиться с группой. Гребцы возвращаются в Закопане на лыжах, и действо оказывается успешным. [ 2 ]

  • Густав Холоубек, как рассказчик
  • Станислав Гонсеница Бырцин
  • Станислав Вавритко
  • Станислав Марусарж
  • Станислав Гонсеница из Ласа
  • Людвик Зиемблик [ pl ] в роли доктора Юрай
  • Юзеф Кшептовский
  • Юзеф Вавритко
  • Войцех Семион — советский партизан
  • Эльжбета Полковска в роли медсестры Боженки
  • Тадеуш Гевонт
  • Роман Святой
  • Владислав Гондек
  • Стефан Йониак
  • Якуб Вавритко
  • Анджей Валчак
  • Ян Кшистыняк

Производство

[ редактировать ]
Фотография со съемок фильма « Люди Голубого Креста» ; Анджей Мунк второй справа (1955 год)

После создания документального фильма « Звезды должны гореть » Анджей Мунк предпринял попытку творческого эксперимента на границе повествовательного и документального кино. [ 3 ] рассказ Адама Либерака Взять за отправную точку при создании «Людей Голубого Креста» было новинкой для режиссера, который был опытным документалистом. [ 4 ] акция Татранского добровольческого поисково-спасательного отряда в феврале 1945 года, связанная с эвакуацией раненых советских партизан из-за немецкой линии обороны на Зверовка Зубера пл ] в долине [ поляну . Точкой отсчета для обоих рассказов послужила и фильм. четырнадцать альпинистов во главе с Збигневом Коросадовичем [ пл ] . В акции приняли участие [ 5 ] Однако, в отличие от событий, изображенных на экране, участие горцев не было добровольным; спасатели предприняли акцию под угрозой расправы со стороны советских властей. [ 6 ] Марек Любас-Гарный из «Газеты Краковска» подчеркнул, что «независимо от политических условий и пропагандистских усилий, трудно не признать, что акция в долине Зубер была трудно оспоримым, хотя и необычным, успехом Татранского добровольческого поисково-спасательного движения». [ 5 ]

Тема прозы Либерака была близка режиссёру, поскольку на рубеже 1944 и 1945 годов Мунк работал чернорабочим и кочегаром канатной дороги на Каспровы Верх . [ 4 ] Сценарий на основе рассказа Мунк написал сам, а комментирование было поручено журналисту и публицисту Каролю Малкужиньскому [ pl ] . [ 4 ] Густав Холоубек , воплотивший роль рассказчика, чутко произнес комментарий. [ 4 ] специалист по документальному кино Сергиуш Спрудин [ пл ] . За операторскую работу отвечал [ 4 ] Режиссер ограничил количество профессиональных актеров до минимума (за исключением Войцеха Семиона ), а главные актерские роли исполняли горные проводники, в том числе Станислав Бырцин Гонсеница, Станислав Гонсеница из Ласа, Станислав Марусарц [ pl ] , Людвик Земблик , Юзеф Кшептовский, Юзеф Вавритка и Эльжбета Польковская. [ 4 ] [ 7 ]

Съемки начались в конце января — начале февраля 1955 года как на польской , так и на чехословацкой (ныне словацкой) стороне Татр . [ 7 ] Процесс съемок на открытом воздухе проходил в суровых условиях. Некоторые члены экипажа были закреплены веревками во время съемок сцены схода лавины, которая, вызванная намеренно, чуть не стоила Бирцину жизни из-за удара. [ 8 ] Arriflex . Для съемки использовалась камера [ 8 ] Финальные сцены были сняты в конце февраля — начале марта 1955 года. [ 3 ] а общий записанный киноматериал составил 1800 метров. [ 9 ] Предпремьерный показ фильма « Люди Голубого Креста» состоялся в Главном управлении кинематографии 10 октября 1955 года. [ 10 ] а премьера в кинотеатрах состоялась 12 октября 1955 года. [ 7 ]

В 2006 году фильм « Люди Голубого Креста» был выпущен на DVD польским аудиовизуальным издательством как часть серии «Польская школа документального кино» . [ 11 ] Переизданная версия « Людей Голубого Креста» была выпущена вместе со сборником других документальных фильмов Анджея Мунка в 2009 году. [ 12 ]

В Польше поначалу Людей Голубого Креста встретили разочарованием. Антони Кро вспоминал, что во время показа в Варшаве , во время драматической сцены ампутации ноги партизану, зрители разразились смехом, когда экранный партизан начал петь советскую песню. [ 13 ] Ежи Плажевский [ pl ] раскритиковал Мунка за то, что он не смог решить, создавать ли документальный или повествовательный фильм. Плажевский охарактеризовал « Людей Голубого Креста» как «пограничный жанр», который «не удовлетворил ни любителей документальных, ни повествовательных фильмов». [ 4 ] В рецензии на «Жизнь Варшавы » Станислав Гжелецкий писал, что режиссер: «Ограниченный размером документального фильма и, прежде всего, фундаментальным предположением, не вышел за пределы эскиза и, создав нечто насыщенное возможностями, оставил зрителя чувство неудовлетворенности». [ 14 ] Адам Павликовский из Przegląd Kulturalny заявил, что « Люди Голубого креста» производят впечатление незавершенного художественного повествовательного фильма, а уровень аутентичности в нем «слишком слаб, чтобы фильм мог быть документальным». [ 15 ] Павликовский, однако, похвалил умелую операторскую работу, посчитав кинематографию самой сильной стороной «Людей Голубого Креста» . [ 15 ] С другой стороны, Александр Яцкевич [ pl ] утверждал, что фильму Мунка не хватает драматической интенсивности, [ 16 ] а « Люди Голубого Креста» — это всего лишь «аккуратно сделанная приключенческая история, в которой человек, природа и борьба являются лишь предлогом для сенсационного действия». [ 17 ] Точно так же Ян Антони Щепаньский из «Трибуна Люду» оценил творчество Мунка как «смешение жанров, которое создает не очень удачный гибрид и вызывает недовольство». [ 18 ] Однако Щепанский подчеркнул пропагандистскую ценность фильма, рекомендовав его «к просмотру самым широким массам молодежи» и «пропаганде со стороны Союза активистов польской молодежи ». [ 18 ] Збигнев Питера [ pl ] из Film оценил «интересную тему, хорошую режиссуру нескольких эпизодов, красивую операторскую работу, умелый монтаж», но сравнил смешение двух жанров кино с «жадной поездкой на границе между обоими жанрами». [ 19 ]

Были и положительные мнения. В полемической рецензии на голос Питеры Чеслав Михальский [ pl ] заявил, что «Мунк [...] - хороший наездник и твердо сидит в седле, преодолевая этот воображаемый барьер, якобы отделяющий документальный фильм от повествовательного». [ 20 ] Казимеж Дембницкий [ pl ] также напал на Питеру, «который обратился к теоретической проблеме того, следует ли вообще делать такую ​​смесь, и, придя к выводу, что этого не следует, осудил фильм чисто умозрительно, защищая принцип» . [ 21 ] Несмотря на преобладание негативной критики, сам режиссер признавался, что « Люди Голубого Креста убедили меня в невозможности в полной мере показать внутренние переживания героя документальным методом». [ 22 ]

Тем не менее попытки реабилитировать фильм предпринимались. Барбара Мруклик заявила, что «с сегодняшней точки зрения дискуссии того времени кажутся академическими, даже схоластическими», а главная ценность «Людей Голубого Креста» заключается именно в «смешении жанров [...]. Мунк вышел победителем». из документальной попытки организовать материал для нужд повествовательного фильма». [ 23 ] Малгожата Гендриковска [ pl ] писала, что присутствие непрофессиональных актеров в « Людях Голубого Креста » «придало этой сенсационной истории необыкновенную ценность достоверности». [ 24 ] Точно так же Тереза ​​Лафорест из французского журнала Séquences сочла фильм «убедительным. Этот часовой фильм, строго документальный по тону, говорит все, что хочет сказать о мужестве людей, которые действительно совершили этот подвиг в феврале 1945 года». [ 25 ] Кевин Филипски из The New York Times заявил, что «непрофессиональные актеры добавляют фильму напряженности и аутентичности», и что самое важное, «Манк меньше сосредотачивается на передаче идеологических посланий, а больше на углублении драмы опасной и героической миссии мужчин». ". [ 26 ] Лесли Камхи из The Village Voice добавила, что фильм важен из-за «захватывающей кинематографии и призрака смерти, нависшего над всеми участниками действия». [ 27 ] Однако Стюарт Клаванс из Film Comment придерживался иного мнения, саркастически оценивая « Людей Голубого Креста» как «типичную дань уважения советскому блоку, полную восхищения простыми, улыбчивыми, неукротимыми людьми, которые сумели победить фашизм и все же нашли время». позировать крупным планом». [ 28 ]

«Люди Голубого креста» удостоены бронзовой медали на Венецианском кинофестивале , а также второго приза на в Тренто кинофестивале . были [ 7 ] Это был единственный польский художественный фильм 1955 года, получивший какое-либо признание на международных фестивалях. [ 29 ] В плебисците редакции « Фильма» в 1956 году, набрав голоса 664 читателей, « Люди Голубого креста» заняли четвертое место в списке лучших польских фильмов, уступив «Ирене до дома!» , Годзины надзеи [ пл ] и Тржи старты . [ 30 ]

  1. ^ «Бленкитный крест» . sfkadr.com (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 января 2018 г. Проверено 27 января 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Мунк, Эндрю (1955). Синий Крест . Киностудия «Кадр». Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 г. Проверено 16 февраля 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б Гендриковски (2007 , стр. 41)
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Мруклик (1974 , с. 357)
  5. ^ Jump up to: а б Любас-Гарный, Марек (19 марта 2014 г.). «Действия ТОПР. Самая трудная экспедиция шефа Коросадовича» . Газета Краковска (на польском языке) . Проверено 17 февраля 2020 г.
  6. ^ Доброч, Бартек (25 ноября 2009 г.). «Спасательный узел» . www.tygodnikpowszechny.pl (на польском языке) . Проверено 12 апреля 2024 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д «Голубой крест» . FilmPolski (на польском языке) . Проверено 12 апреля 2024 г.
  8. ^ Jump up to: а б Дембницкий (1955а , стр. 4)
  9. ^ Дембницкий (1955a , стр. 7)
  10. ^ «На экраны выходит новый польский фильм «Голубой крест». Трибуна Опольска (на польском языке) (242): 1. 11 октября 1955 г.
  11. ^ Мунк, Анджей (2006). Синий крест = Люди синего креста . Польское аудиовизуальное издательство.
  12. ^ Соболевский, Тадеуш; Нурчиньска-Фидельска, Эвелина (2009). Анджей Мунк . Варшава: Польское аудиовизуальное издательство.
  13. ^ Кро (2013 , стр. 55)
  14. ^ Гржелецкий (1955 , стр. 6)
  15. ^ Jump up to: а б Павликовский (1955 , стр. 6)
  16. ^ Якевич (1964 , стр. 12)
  17. ^ Якевич (1964 , стр. 13)
  18. ^ Jump up to: а б Щепанский (1955 , стр. 5)
  19. ^ Pitera (1955 , p. 11)
  20. ^ Михальский (1955 , стр. 11)
  21. ^ Дембницкий (1955b , стр. 12)
  22. ^ Работа (1964 , стр. 87)
  23. ^ Мруклик (1974 , стр. 358)
  24. ^ Гендриковская (2012 , стр. 210)
  25. ^ Лафорест (1967 , стр. 33)
  26. ^ Филипски (2002 , стр. 228)
  27. ^ Камхи (2002 , стр. 105)
  28. ^ Клаванс (2002 , стр. 48)
  29. ^ Гендриковская (2012 , стр. 211)
  30. ^ Гендриковская (2012 , стр. 215)

Библиография

[ редактировать ]
  • Камхи, Лесли (5 февраля 2002 г.). «Прыжок с шестом». Деревенский голос .
  • Дембницкий, Казимеж (1955a). «В солнце и вьюгу». Фильм (на польском языке). 21 .
  • Дембницкий, Казимеж (1955b). «Похвала недовольства». Фильм (на польском языке). 45 .
  • Филипски, Кевин (27 января 2002 г.). «На стыке трагического и абсурда». Нью-Йорк Таймс .
  • Гжелецкий, Станислав (1955). «Голубой крест». Жице Варшавы (на польском языке). 254 .
  • Гендриковская, Малгожата (2012). Хроника польского кинематографа 1895–2011 (на польском языке). Познань: Арс Нова. ISBN  978-83-87433-83-3 .
  • Хендриковски, Марек (2007). Анджей Мунк (на польском языке). Варшава: Библиотека «Вези». ISBN  978-83-60356-33-3 .
  • Яцкевич, Александр (1964). "Креативность". Анджей Мунк (на польском языке). Варшава: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe.
  • Клаванс, Стюарт (2002). "Жизнь прекрасна". Комментарий к фильму .
  • Кро, Антони (2013). «Татранский музей – моя первая и последняя любовь». Контексты (на польском языке). 1 .
  • Лафорест, Тереза ​​(1967). «Люди Голубого Креста (анализ)». Последовательности (на французском языке). 49 .
  • Михальский, Чеслав (1955). «Капля сливок не повредит». Фильм (на польском языке). 44 .
  • Мруклик, Барбара (1974). «Художественный фильм». В Теплице, Ежи (ред.). История польского кино (на польском языке). Том 3. Варшава: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe.
  • Мунк, Эндрю (1964). «О себе». Анджей Мунк (на польском языке). Варшава: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe.
  • Павликовский, Адам (1955). «Голубой крест». Przegląd Kulturalny (на польском языке). 42 .
  • Питера, Збигнев (1955). «Мне не нравится эта смесь». Фильм (на польском языке). 44 .
  • Щепаньский, Ян Антони (1955). «Татра Татра». Трибуна Люду (на польском языке). 291 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3be2afe49b6f523194e5989796133d56__1721077740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/56/3be2afe49b6f523194e5989796133d56.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Men of the Blue Cross - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)