Люди Голубого Креста
Люди Голубого Креста | |
---|---|
Польский | Синий крест |
Режиссер | Анджей Мунк |
Написал | Анджей Мунк Адам Либерак |
Продюсер: | Вильгельм Холланд |
Кинематография | Сергиуш Спрудин |
Под редакцией | Ядвига Заичек |
Музыка | Ян Кренц |
Производство компания | |
Дата выпуска |
|
Время работы | 55 минут |
Страна | Польша |
Язык | Польский |
«Люди Голубого Креста» ( польский : Błękitny krzyż ) — польский военный повествовательно - документальный фильм 1955 года режиссёра Анджея Мунка , основанный на рассказе Адама Либерака « Путешествие ради жизни» . [ 1 ] Фильм реконструирует аутентичные действия Татранского добровольческого поисково-спасательного отряда , который в феврале 1945 года эвакуировал партизанский горный госпиталь через немецко-советскую линию фронта во время Второй мировой войны . В « Людях Голубого Креста », рассказанных Густавом Голубеком , фигурируют некоторые участники этого действия, в том числе Станислав Гонсеница Бырцин и Станислав Марусарж .
«Люди Голубого креста» послужили для Мунка мостом между его предыдущими документальными работами и более поздними достижениями в жанре повествовательного кино. Однако эксперимент совмещения двух типов кино не понравился современным кинокритикам, критиковавшим Мунка за нерешительность в отношении принятой конвенции. Лишь спустя годы « Люди Голубого Креста» были частично реабилитированы, во многом благодаря присутствию непрофессиональных актеров и кинематографии Сергиуша Спрудина .
Сюжет
[ редактировать ]В начале фильма появляется текст:
История этой экспедиции — реальная история. Незначительные изменения, вносимые авторами по ходу повествования, не меняют сколько-нибудь существенно его сути и смысла. Среди персонажей фильма мы встретим подлинных героев того события. Именно им авторы посвящают этот фильм – горным партизанам военных лет и спасателям Татранского добровольческого поисково-спасательного отряда – людям Голубого Креста. [ 2 ]
Действие фильма происходит в феврале 1945 года во время Второй мировой войны , когда немецкие дислоцировались в Словакии гарнизоны . По заснеженным перевалам Татр бродит словацкий врач доктор Юрай. Он добирается до Закопане , где связывается с советским командованием, прося помощи для своих словацких и советских пациентов из партизанского горного госпиталя в горной хижине, расположенной на оккупированной немцами стороне Татр. [ 2 ]
Действие перемещается в ту хижину, где медсестра Божена лечит раненых или обмороженных . Один из словацких партизан стоит на страже и замечает, что в этом районе обосновалось немецкое подразделение. Ожидая помощи, партизаны зажигают «партизанскую звезду», чтобы поднять боевой дух. В этот момент в избу входит стражник, сообщающий о приближающемся немецком подразделении. Тем временем одному из раненых приходится ампутировать обмороженную ногу. [ 2 ]
Тем временем группа польских горноспасателей ставит задачу переправить раненых и больных партизан на польскую сторону через две горные цепи и немецкие оборонительные рубежи. Среди тех, кто в команде, направляющейся к границе, - опытные альпинисты Станислав Гонсеница Бырцин, Станислав Гонсеница из Ласа и Станислав Марусарж . Пересечение горной цепи затруднено погодными условиями ( пурга ) и кулуарами, по которым поднимаются альпинисты. Когда Биркин во время восхождения зовет свою упрямую собаку, лавина на спасателей неожиданно обрушивается . Однако оказывается, что никто не пострадал. По пути группа встречает советский форпост, добираясь до линии фронта. [ 2 ]
Вскоре альпинистам приходится оставить собаку и лыжи и идти по лесным тропам, чтобы избежать обнаружения немецкими патрулями. В полночь Юрай с группой гребцов приходит к горной хижине. Пообедав, горцы принимают раненых и проводят эвакуацию. Однако немцы выслеживают их, начиная преследование спасателей. Им удается пересечь линию советской заставы и взять собаку с лыжами, но прикрывающий советский солдат попадает под удар. Словацкий охранник и Бырцин отделяются от группы, чтобы прикрыть ее от потенциального нападения немецкого патруля. Однако стрельба с ближайшего советского аванпоста вынуждает немцев отступить, позволяя Бырцину и словацкому охраннику воссоединиться с группой. Гребцы возвращаются в Закопане на лыжах, и действо оказывается успешным. [ 2 ]
Бросать
[ редактировать ]- Густав Холоубек, как рассказчик
- Станислав Гонсеница Бырцин
- Станислав Вавритко
- Станислав Марусарж
- Станислав Гонсеница из Ласа
- Людвик Зиемблик в роли доктора Юрай
- Юзеф Кшептовский
- Юзеф Вавритко
- Войцех Семион — советский партизан
- Эльжбета Полковска в роли медсестры Боженки
- Тадеуш Гевонт
- Роман Святой
- Владислав Гондек
- Стефан Йониак
- Якуб Вавритко
- Анджей Валчак
- Ян Кшистыняк
Производство
[ редактировать ]
После создания документального фильма « Звезды должны гореть » Анджей Мунк предпринял попытку творческого эксперимента на границе повествовательного и документального кино. [ 3 ] рассказ Адама Либерака Взять за отправную точку при создании «Людей Голубого Креста» было новинкой для режиссера, который был опытным документалистом. [ 4 ] акция Татранского добровольческого поисково-спасательного отряда в феврале 1945 года, связанная с эвакуацией раненых советских партизан из-за немецкой линии обороны на Зверовка в долине Точкой отсчета для обоих рассказов послужила и фильм. четырнадцать альпинистов во главе с Збигневом Коросадовичем В акции приняли участие [ 5 ] Однако, в отличие от событий, изображенных на экране, участие горцев не было добровольным; спасатели предприняли акцию под угрозой расправы со стороны советских властей. [ 6 ] Марек Любас-Гарный из «Газеты Краковска» подчеркнул, что «независимо от политических условий и пропагандистских усилий, трудно не признать, что акция в долине Зубер была трудно оспоримым, хотя и необычным, успехом Татранского добровольческого поисково-спасательного движения». [ 5 ]
Тема прозы Либерака была близка режиссёру, поскольку на рубеже 1944 и 1945 годов Мунк работал чернорабочим и кочегаром канатной дороги на Каспровы Верх . [ 4 ] Сценарий на основе рассказа Мунк написал сам, а комментирование было поручено журналисту и публицисту Каролю Малкужиньскому . [ 4 ] Густав Холоубек , воплотивший роль рассказчика, чутко произнес комментарий. [ 4 ] специалист по документальному кино Сергиуш Спрудин За операторскую работу отвечал [ 4 ] Режиссер ограничил количество профессиональных актеров до минимума (за исключением Войцеха Семиона ), а главные актерские роли исполняли горные проводники, в том числе Станислав Бырцин Гонсеница, Станислав Гонсеница из Ласа, Станислав Марусарц , Людвик Земблик , Юзеф Кшептовский, Юзеф Вавритка и Эльжбета Польковская. [ 4 ] [ 7 ]
Съемки начались в конце января — начале февраля 1955 года как на польской , так и на чехословацкой (ныне словацкой) стороне Татр . [ 7 ] Процесс съемок на открытом воздухе проходил в суровых условиях. Некоторые члены экипажа были закреплены веревками во время съемок сцены схода лавины, которая, вызванная намеренно, чуть не стоила Бирцину жизни из-за удара. [ 8 ] Arriflex . Для съемки использовалась камера [ 8 ] Финальные сцены были сняты в конце февраля — начале марта 1955 года. [ 3 ] а общий записанный киноматериал составил 1800 метров. [ 9 ] Предпремьерный показ фильма « Люди Голубого Креста» состоялся в Главном управлении кинематографии 10 октября 1955 года. [ 10 ] а премьера в кинотеатрах состоялась 12 октября 1955 года. [ 7 ]
Издания
[ редактировать ]В 2006 году фильм « Люди Голубого Креста» был выпущен на DVD польским аудиовизуальным издательством как часть серии «Польская школа документального кино» . [ 11 ] Переизданная версия « Людей Голубого Креста» была выпущена вместе со сборником других документальных фильмов Анджея Мунка в 2009 году. [ 12 ]
Прием
[ редактировать ]В Польше поначалу Людей Голубого Креста встретили разочарованием. Антони Кро вспоминал, что во время показа в Варшаве , во время драматической сцены ампутации ноги партизану, зрители разразились смехом, когда экранный партизан начал петь советскую песню. [ 13 ] Ежи Плажевский раскритиковал Мунка за то, что он не смог решить, создавать ли документальный или повествовательный фильм. Плажевский охарактеризовал « Людей Голубого Креста» как «пограничный жанр», который «не удовлетворил ни любителей документальных, ни повествовательных фильмов». [ 4 ] В рецензии на «Жизнь Варшавы » Станислав Гжелецкий писал, что режиссер: «Ограниченный размером документального фильма и, прежде всего, фундаментальным предположением, не вышел за пределы эскиза и, создав нечто насыщенное возможностями, оставил зрителя чувство неудовлетворенности». [ 14 ] Адам Павликовский из Przegląd Kulturalny заявил, что « Люди Голубого креста» производят впечатление незавершенного художественного повествовательного фильма, а уровень аутентичности в нем «слишком слаб, чтобы фильм мог быть документальным». [ 15 ] Павликовский, однако, похвалил умелую операторскую работу, посчитав кинематографию самой сильной стороной «Людей Голубого Креста» . [ 15 ] С другой стороны, Александр Яцкевич утверждал, что фильму Мунка не хватает драматической интенсивности, [ 16 ] а « Люди Голубого Креста» — это всего лишь «аккуратно сделанная приключенческая история, в которой человек, природа и борьба являются лишь предлогом для сенсационного действия». [ 17 ] Точно так же Ян Антони Щепаньский из «Трибуна Люду» оценил творчество Мунка как «смешение жанров, которое создает не очень удачный гибрид и вызывает недовольство». [ 18 ] Однако Щепанский подчеркнул пропагандистскую ценность фильма, рекомендовав его «к просмотру самым широким массам молодежи» и «пропаганде со стороны Союза активистов польской молодежи ». [ 18 ] Збигнев Питера из Film оценил «интересную тему, хорошую режиссуру нескольких эпизодов, красивую операторскую работу, умелый монтаж», но сравнил смешение двух жанров кино с «жадной поездкой на границе между обоими жанрами». [ 19 ]
Были и положительные мнения. В полемической рецензии на голос Питеры Чеслав Михальский заявил, что «Мунк [...] - хороший наездник и твердо сидит в седле, преодолевая этот воображаемый барьер, якобы отделяющий документальный фильм от повествовательного». [ 20 ] Казимеж Дембницкий также напал на Питеру, «который обратился к теоретической проблеме того, следует ли вообще делать такую смесь, и, придя к выводу, что этого не следует, осудил фильм чисто умозрительно, защищая принцип» . [ 21 ] Несмотря на преобладание негативной критики, сам режиссер признавался, что « Люди Голубого Креста убедили меня в невозможности в полной мере показать внутренние переживания героя документальным методом». [ 22 ]
Тем не менее попытки реабилитировать фильм предпринимались. Барбара Мруклик заявила, что «с сегодняшней точки зрения дискуссии того времени кажутся академическими, даже схоластическими», а главная ценность «Людей Голубого Креста» заключается именно в «смешении жанров [...]. Мунк вышел победителем». из документальной попытки организовать материал для нужд повествовательного фильма». [ 23 ] Малгожата Гендриковска писала, что присутствие непрофессиональных актеров в « Людях Голубого Креста » «придало этой сенсационной истории необыкновенную ценность достоверности». [ 24 ] Точно так же Тереза Лафорест из французского журнала Séquences сочла фильм «убедительным. Этот часовой фильм, строго документальный по тону, говорит все, что хочет сказать о мужестве людей, которые действительно совершили этот подвиг в феврале 1945 года». [ 25 ] Кевин Филипски из The New York Times заявил, что «непрофессиональные актеры добавляют фильму напряженности и аутентичности», и что самое важное, «Манк меньше сосредотачивается на передаче идеологических посланий, а больше на углублении драмы опасной и героической миссии мужчин». ". [ 26 ] Лесли Камхи из The Village Voice добавила, что фильм важен из-за «захватывающей кинематографии и призрака смерти, нависшего над всеми участниками действия». [ 27 ] Однако Стюарт Клаванс из Film Comment придерживался иного мнения, саркастически оценивая « Людей Голубого Креста» как «типичную дань уважения советскому блоку, полную восхищения простыми, улыбчивыми, неукротимыми людьми, которые сумели победить фашизм и все же нашли время». позировать крупным планом». [ 28 ]
«Люди Голубого креста» удостоены бронзовой медали на Венецианском кинофестивале , а также второго приза на в были [ 7 ] Это был единственный польский художественный фильм 1955 года, получивший какое-либо признание на международных фестивалях. [ 29 ] В плебисците редакции « Фильма» в 1956 году, набрав голоса 664 читателей, « Люди Голубого креста» заняли четвертое место в списке лучших польских фильмов, уступив «Ирене до дома!» , Годзины надзеи и Тржи старты . [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бленкитный крест» . sfkadr.com (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 января 2018 г. Проверено 27 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мунк, Эндрю (1955). Синий Крест . Киностудия «Кадр». Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 г. Проверено 16 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гендриковски (2007 , стр. 41)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мруклик (1974 , с. 357)
- ^ Jump up to: а б Любас-Гарный, Марек (19 марта 2014 г.). «Действия ТОПР. Самая трудная экспедиция шефа Коросадовича» . Газета Краковска (на польском языке) . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Доброч, Бартек (25 ноября 2009 г.). «Спасательный узел» . www.tygodnikpowszechny.pl (на польском языке) . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Голубой крест» . FilmPolski (на польском языке) . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Дембницкий (1955а , стр. 4)
- ^ Дембницкий (1955a , стр. 7)
- ^ «На экраны выходит новый польский фильм «Голубой крест». Трибуна Опольска (на польском языке) (242): 1. 11 октября 1955 г.
- ^ Мунк, Анджей (2006). Синий крест = Люди синего креста . Польское аудиовизуальное издательство.
- ^ Соболевский, Тадеуш; Нурчиньска-Фидельска, Эвелина (2009). Анджей Мунк . Варшава: Польское аудиовизуальное издательство.
- ^ Кро (2013 , стр. 55)
- ^ Гржелецкий (1955 , стр. 6)
- ^ Jump up to: а б Павликовский (1955 , стр. 6)
- ^ Якевич (1964 , стр. 12)
- ^ Якевич (1964 , стр. 13)
- ^ Jump up to: а б Щепанский (1955 , стр. 5)
- ^ Pitera (1955 , p. 11)
- ^ Михальский (1955 , стр. 11)
- ^ Дембницкий (1955b , стр. 12)
- ^ Работа (1964 , стр. 87)
- ^ Мруклик (1974 , стр. 358)
- ^ Гендриковская (2012 , стр. 210)
- ^ Лафорест (1967 , стр. 33)
- ^ Филипски (2002 , стр. 228)
- ^ Камхи (2002 , стр. 105)
- ^ Клаванс (2002 , стр. 48)
- ^ Гендриковская (2012 , стр. 211)
- ^ Гендриковская (2012 , стр. 215)
Библиография
[ редактировать ]- Камхи, Лесли (5 февраля 2002 г.). «Прыжок с шестом». Деревенский голос .
- Дембницкий, Казимеж (1955a). «В солнце и вьюгу». Фильм (на польском языке). 21 .
- Дембницкий, Казимеж (1955b). «Похвала недовольства». Фильм (на польском языке). 45 .
- Филипски, Кевин (27 января 2002 г.). «На стыке трагического и абсурда». Нью-Йорк Таймс .
- Гжелецкий, Станислав (1955). «Голубой крест». Жице Варшавы (на польском языке). 254 .
- Гендриковская, Малгожата (2012). Хроника польского кинематографа 1895–2011 (на польском языке). Познань: Арс Нова. ISBN 978-83-87433-83-3 .
- Хендриковски, Марек (2007). Анджей Мунк (на польском языке). Варшава: Библиотека «Вези». ISBN 978-83-60356-33-3 .
- Яцкевич, Александр (1964). "Креативность". Анджей Мунк (на польском языке). Варшава: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe.
- Клаванс, Стюарт (2002). "Жизнь прекрасна". Комментарий к фильму .
- Кро, Антони (2013). «Татранский музей – моя первая и последняя любовь». Контексты (на польском языке). 1 .
- Лафорест, Тереза (1967). «Люди Голубого Креста (анализ)». Последовательности (на французском языке). 49 .
- Михальский, Чеслав (1955). «Капля сливок не повредит». Фильм (на польском языке). 44 .
- Мруклик, Барбара (1974). «Художественный фильм». В Теплице, Ежи (ред.). История польского кино (на польском языке). Том 3. Варшава: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe.
- Мунк, Эндрю (1964). «О себе». Анджей Мунк (на польском языке). Варшава: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe.
- Павликовский, Адам (1955). «Голубой крест». Przegląd Kulturalny (на польском языке). 42 .
- Питера, Збигнев (1955). «Мне не нравится эта смесь». Фильм (на польском языке). 44 .
- Щепаньский, Ян Антони (1955). «Татра Татра». Трибуна Люду (на польском языке). 291 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мужчины Голубого Креста на YouTube
- Люди Голубого Креста в Filmweb базе данных
- Люди Голубого Креста в FilmPolski.pl базе данных
- Люди Голубого Креста в базе данных Национального киноархива Фототека
- Люди Голубого Креста на IMDb