Эксперимент Лейта


«Эксперимент Лейта» представлял собой катамаран, спроектированный шотландским банкиром Патриком Миллером из Далсвинтона для использования шведским флотом в русско-шведской войне (1788–1790 гг.) . Однако к тому времени, когда корабль достиг Стокгольма, война уже закончилась. [ 1 ]
Корабль
[ редактировать ]Корабль имел пять мачт, а два корпуса имели длину 32 метра и ширину 3,7 метра каждый. В отсутствие ветра его могли приводить в движение четыре или пять гребных колес, приводимых в движение кабестаном . На несколько десятилетий раньше морского внедрения паровой энергии [ 2 ] Таким образом, корабль приводился в движение вручную экипажем и, как сообщалось, достиг скорости 4,3 узла . [ 3 ]
Эксперимент Лейта был поставлен на якорь к востоку от острова Шеппсхольмен в Стокгольме, где он оставался более четырех лет, пока не был затоплен в 1794 году, чтобы стать частью фундамента моста. [ 1 ] [ 4 ]
Корабль представлял собой уменьшенную версию одного из ранних планов Миллера относительно военного корабля, который шведский военно-морской архитектор Фредрик Хенрик аф Чепмен назвал « Морским Призраком ». [ 1 ] [ 5 ]
Золотая коробка
[ редактировать ]В обмен на корабль король Швеции Густав III подарил Миллеру золотую шкатулку. Он был размером с табакерку и сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта. [ 6 ] вместе с благодарственным письмом шведского короля от 20 мая 1791 г. [ 3 ]
В коробке находились семена брюквы , которые посадил Миллер и которые, как говорят, положили начало шотландскому вкусу репы. [ 1 ] [ 3 ] или «нипс», которые едят, например, как классическую гарнир к национальному блюду хаггис . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д « Таинственный катамаран Густава III », Vetenskapsradion Historia , Sveriges Radio , 12 декабря 2013 г. Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ Фрай, Генри (1896): История парового судоходства в Северной Атлантике: с некоторыми сведениями о ранних кораблях и судовладельцах, Sampson Low, Marston & Co., Лондон, стр. 27.
- ^ Jump up to: а б с Маркус Юлхаммар, « Морской призрак и загадочный катамаран Густава III », Блог морской археологии , Музей Сьёисториска, 12 декабря 2013 г. Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ «Странный корабль покоится под Страндвегеном» , Йохан Линдберг, Svenska Dagbladet , 12 декабря 2013 г. Проверено 25 августа 2014 г.
- ^ Чарльз Доусон, «Морской призрак» Патрика Миллера», The Mariner's Mirror, Vol. 88, № 1, февраль 2002 г., стр. 95.
- ^ « Коробка », Музей Виктории и Альберта . Проверено 18 августа 2014 г.
- ↑ Neeps & Tatties , BBC Good Food , январь 2004 г. Проверено 25 августа 2014 г.
- Индивидуальные катамараны
- Парусные корабли Шотландии
- Отношения Швеции и Великобритании
- 1794 г. в Швеции.
- История Стокгольма
- Морские инциденты в Швеции
- 1788 год в Шотландии.
- Корабли, построенные в Лейте
- Парусные корабли Швеции
- Корабли 1780-х годов
- Экспериментальные корабли
- Военная история Швеции
- Морские происшествия 1794 года