Вашингтонский саммит (1990 г.)
Вашингтонский саммит | |
---|---|
Принимающая страна | Соединенные Штаты |
Дата | 30 мая – 3 июня 1990 г. |
Место(а) | Белый дом , Кэмп-Дэвид |
Города | Вашингтон, округ Колумбия |
Участники | Михаил Горбачев Джордж Буш-старший |
Вашингтонский саммит 1990 года, также известный как переговоры «два плюс четыре», был международным саммитом в истории холодной войны , на котором Соединенные Штаты и Германия заручились поддержкой Советского Союза в воссоединении Германии, согласившись, что НАТО необходимо было реформировать. В рамках этих усилий президент США Джордж Буш-старший призвал провести саммит НАТО, чтобы реформировать организацию и продемонстрировать готовность НАТО представить иной подход к Советскому Союзу. [ 1 ] В рамках своих усилий по улучшению отношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом Буш предложил президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву провести двусторонний саммит в Вашингтоне в дополнение к саммиту НАТО. Горбачев согласился с этим предложением, результатом которого стал Вашингтонский саммит 1990 года.
В целом, вашингтонский саммит позволил Бушу лучше познакомиться с внутренней борьбой в Советском Союзе, привел к заключению соглашения о торговле между двумя странами и включил в себя переговоры о гонке вооружений. Однако ни в Германии, ни в процессе ее воссоединения не произошло никаких прорывов. [ 2 ] В результате Вашингтонский саммит дал лидерам США и Советского Союза возможность обсудить ряд важнейших тем и поискать методы укрепления двусторонних связей. Несмотря на то, что существенных прорывов не произошло, саммит улучшил межкультурное взаимопонимание и открыл двери для будущего общения и сотрудничества.
Фон
[ редактировать ]Время проведения Саммита
[ редактировать ]Время Вашингтонского саммита 1990 года имело решающее значение для оказания давления на Горбачева с целью принятия важных решений относительно воссоединения и других важных вопросов. Саммит рассматривался как возможность для Соединенных Штатов продемонстрировать свою приверженность делу содействия миру и стабильности в Европе. Одной из ключевых тем саммита было воссоединение Германии. Германия, в частности, была обеспокоена возможностью задержки переговоров в формате «два плюс четыре», учитывая, что вскоре после этого должны были состояться национальные выборы в Германии. Чтобы решить эти проблемы, Соединенные Штаты и их союзники оказали давление на Горбачева, чтобы тот предпринял конкретные действия и способствовал процессу воссоединения. Это давление было попыткой добиться того, чтобы Горбачев принял решения, которые предотвратили бы полный распад Восточной Германии. [ 1 ]
Литовское националистическое движение
[ редактировать ]Движение за независимость Литвы стало решающим фактором в подготовке к саммиту США-СССР 1991 года. Стремление Литвы к суверенитету получило значительную общественную поддержку со стороны Европы и США, что привело к давлению на правительство США, чтобы оно заняло более осторожный подход к Советскому Союзу на переговорах. Соединенные Штаты, опасаясь показаться поддерживающими Советский Союз в трудный момент, неохотно предлагали крупные кредиты или предоставляли Советскому Союзу статус наибольшего благоприятствования в торговле. [ 1 ] Эти события оказали глубокое влияние на переговоры саммита, особенно в области торговли. Советский Союз стремился заключить выгодные торговые соглашения с Соединенными Штатами, но США не решались предлагать уступки, которые могли быть восприняты как подрыв суверенитета Литвы. [ 1 ] Это привело к сложному и сложному переговорному процессу, который отражал меняющийся геополитический ландшафт того времени.
Хельсинкские принципы
[ редактировать ]Хельсинкские принципы , которые подчеркивают важность уважения территориальной целостности государств и продвижения демократических ценностей, сыграли важную роль в формировании Вашингтонского саммита 1990 года. [ 1 ] Саммит был сосредоточен на содействии миру, стабильности и сотрудничеству в Европе, а Хельсинкские принципы обеспечили полезную основу для достижения этих целей. На саммите обсуждались такие вопросы, как контроль над вооружениями , торговля и безопасность. [ 2 ] все они регулировались принципами, изложенными в Хельсинкском Заключительном акте . Соединенные Штаты использовали вышеупомянутые Хельсинкские принципы в качестве основы для своих аргументов в пользу воссоединения Германии мирным и демократическим путем.
Роль Германии в НАТО
[ редактировать ]Роль Германии в НАТО была главной заботой как Соединенных Штатов, так и Советского Союза и во многом повлияла на подготовку саммита. Соединенные Штаты решительно поддержали членство Германии в НАТО, в то время как Советский Союз имел оговорки, поскольку рассматривал НАТО как угрозу советской безопасности. Оно было обеспокоено тем, что потенциал НАТО по расширению на восток за счет включения Германии ослабит Варшавский договор , советский военный альянс. [ 1 ] В ответ Соединенные Штаты предложили Советскому Союзу следующие гарантии, чтобы облегчить его обеспокоенность по поводу членства Германии: «будущее ограничение размера Бундесвера , запрет объединенной Германии на разработку собственного ядерного оружия, переговоры о тактических ядерных вооружениях, переходный период вывода советских войск, изменения в НАТО и гарантия того, что Советский Союз будет уважаться в процессе объединения». [ 1 ]
Конференция
[ редактировать ]Горбачев и его жена приземлились в Вашингтоне 30 мая 1990 года. Хотя его руководство было политически противоречивым в Советском Союзе, он получил в целом положительный прием со стороны американской общественности. [ 3 ] Трехдневную конференцию транслировали и анализировали средства массовой информации с обеих сторон, причем российские каналы освещали ее меньше, чем во время двух предыдущих вашингтонских саммитов. [ 4 ] Политическая оппозиция и растущее стремление к объединению Германии после падения Берлинской стены годом ранее в сочетании с движениями за независимость Литвы привели к тому, что обе страны столкнулись с экономическими и политическими трудностями. Переговоры в ходе саммита в первую очередь были сосредоточены на решении этих вопросов для поддержания национальной стабильности.
Как и на саммитах 1973 и 1987 годов , первый день мероприятия начался с организационных торжеств, включая церемонию встречи на Южной лужайке Белого дома и государственный ужин, во время которого оба лидера пообещали поддерживать Европу к лучшему. [ 3 ] Видя уменьшение враждебности между двумя странами и преимущества позитивных отношений, Буш предпочел сотрудничать с СССР, а не допустить краха разделенной нации. [ 5 ] Конференция предоставила Горбачеву возможность пообщаться с влиятельными людьми из самых разных областей и получить несколько почетных наград, врученных Бушем. Повышая международную популярность Горбачева, Буш смог завоевать расположение Горбачева, что помогло убедить его разрешить членство Германии в НАТО. [ 6 ]
В последующие дни оба мировых лидера обсуждали усиление политики двустороннего сотрудничества, которая была разработана на предыдущих саммитах как средство решения насущных проблем современности. Это включало расширение экономической торговли, сокращение оружия массового уничтожения, продвижение экологически чистой энергии, а также совместные инициативы гуманитарной помощи для борьбы с неравенством, болезнями и деградацией окружающей среды. [ 3 ] После конференции были подписаны официальные соглашения между двумя странами, в том числе соглашение СНВ-1 1991 года и Конвенция о химическом оружии 1993 года , которая ограничивала оружие массового уничтожения между двумя странами.
В прошлом году Горбачев отверг вопрос об объединении Германии и возможном членстве в НАТО, поднятый президентом Бушем и канцлером Западной Германии Колем . [ 6 ] Этот вопрос был вновь открыт во время Вашингтонского саммита 1990 года. Ссылаясь на Хельсинкские соглашения , Горбачев впервые публично заявил о своей поддержке самоопределения Германии, к ужасу своих советников. Его поддержка включала одобрение объединенной Германии добиваться членства в НАТО без вмешательства СССР.
Расширение торговых отношений между США и Европой было еще одной особенно актуальной темой для Горбачева, обсуждавшейся во время саммита. Вращаясь вокруг идеи статуса наибольшего благоприятствования (НБН), несмотря на то, что его советники предупреждали, что шансы на это невелики, Горбачев надеялся, что увеличение торговли между двумя сверхдержавами будет экономически поддерживать все более разделенный восточноевропейский блок. [ 5 ] Между двумя континентами было заключено торговое соглашение, основанное на экономической помощи, с условиями разрешения эмиграции и снятия санкций с восточных сепаратистских стран, чтобы успокоить Конгресс.
В последний день конференции по настоянию Буша Горбачев подтвердил свои заявления о воссоединении Германии и членстве в НАТО во время совместного публичного заявления. [ 6 ] После достижения договоренностей саммит официально завершился 3 июня.
Историческое значение
[ редактировать ]Хотя первоначальные ожидания Вашингтонского саммита не предполагали каких-либо серьезных сдвигов, [ 7 ] Подтверждение Горбачевым Хельсинкского принципа и дипломатической стратегии повлияло на советско-американскую внешнюю политику и структуру международной системы после «холодной войны». Заявления Горбачева, подтверждающие принятие объединения Германии и членства в НАТО на следующей неделе, в июне 1990 года, отразили значительный и быстрый сдвиг в советской позиции по этому вопросу. [ 6 ] После вступления Германии в НАТО Варшавский договор быстро потерял свою цель и был распущен в 1991 году. [ 8 ]
Горбачев, вынужденный добиться благоприятного прогресса, настаивал на торговом соглашении, которое предоставило бы статус режима наибольшего благоприятствования (НБН). [ 6 ] Буш, также под давлением Конгресса, согласился подписать соглашение о зерне и торговле при условии, что соглашение не будет передано в Конгресс до тех пор, пока Советский Союз не снимет эмбарго в отношении Литвы и не примет эмиграционный закон. Это удовлетворило Горбачева, но, учитывая секретность этих условий, Буш столкнулся с негативной реакцией общественности и был обвинен в прессе в том, что он покинул Литву. [ 6 ] В Москве Вашингтонский саммит по большей части игнорировался из-за растущей обеспокоенности по поводу отсутствия продовольственной безопасности и выборов и был воспринят как политическая кампания Горбачева. [ 7 ]
Влияние на расширение НАТО и российскую внешнюю политику
[ редактировать ]Ученые проанализировали эти события, пытаясь лучше понять проблемы и соглашения, касающиеся расширения НАТО на Восток и современной российской внешней политики. До сих пор ведутся споры о том, была ли Советская Россия намеренно введена в заблуждение во время переговоров, основываясь на заявлениях россиян о том, что им были даны многочисленные заверения в том, что НАТО не будет расширяться дальше на Восток, если объединенная Германия присоединится к НАТО. [ 9 ] Ученые, такие как Джошуа Шифринсон, утверждают, что, хотя американская политика в 1990-х годах публично поощряла сотрудничество и неформально успокаивала обеспокоенность Советского Союза безопасностью по поводу возможного расширения НАТО, факты указывают на скрытую попытку сформировать «систему с доминированием Америки после холодной войны». [ 9 ] С другой стороны, западные чиновники, поддерживаемые такими учеными, как Марк Крамер и Кристина Шпор, заявляют, что США не взяли на себя никаких обязательств или «юридически обязывающего» соглашения о будущих дополнениях к НАТО. [ 9 ]
Несмотря на дискуссии и неофициальные соглашения, заключенные между Горбачевым и госсекретарем США Джеймсом А. Бейкером и канцлером Западной Германии Колем в феврале 1990 года относительно расширения НАТО, Советы не смогли получить никаких письменных соглашений против расширения НАТО на Восток во время вашингтонского саммита. Соглашения , подписанные в сентябре 1990 года, соответствовали тому, что обсуждалось на Вашингтонском саммите ранее в этом году, поэтому не было никакого «формального запрета» на расширение НАТО. [ 1 ] По словам историка периода после холодной войны Мэри Элиз Саротт , действия Горбачева по объединению Германии были предприняты на основе дискуссий с Колем в феврале и расплывчатых гарантий нерасширения НАТО, что способствовало недовольству России по отношению к США и советским лидерам, участвовавшим в то время в НАТО. расширение. , неспособность Горбачева заключить официальную сделку по предотвращению расширения НАТО была серьезной стратегической неудачей По мнению Владимира Путина и Дмитрия Медведева . [ 10 ] С другой стороны, не ставя под угрозу американские интересы, Буш успешно создал основу для объединения Германии. [ 11 ] Понимание этого противоречия дает понимание важнейших вопросов международных отношений и того, как функционирует дипломатия, в частности, ценность заверений, обещаний и обязательств, взятых между лидерами и странами. [ 9 ]
Дипломатия окончания Холодной войны в форме «саммита» показала, как исторические изменения и мирная трансформация международной системы могут быть вызваны системным давлением и действиями лидеров ключевых государств. [ 11 ] Долгосрочные последствия Вашингтонского саммита, от подписанных соглашений до неформальных переговоров, отражают успехи и неудачи дипломатической стратегии во время холодной войны.
Наследие
[ редактировать ]Вашингтонский саммит 1990 года достиг прогресса на пути к конечной цели – свободной и единой Европе, включая свободную и единую Германию. Посредством этого процесса они стремились подтвердить волю немецкого народа к воссоединению, а также предоставить платформу для внешних последствий объединения. [ 12 ] И США, и СССР подчеркивали необходимость построения новой Европы, основанной на мире и стабильности, в которой ядерные и обычные силы могут быть сбалансированы, а региональные конфликты могут решаться посредством сотрудничества. [ 13 ] Воссоединение Германии отмечалось в Берлине 3 октября 1990 года, когда Федеративная Республика Германия официально подписала свое членство в НАТО.
На саммите госсекретарь Джеймс Бейкер сообщил советским лидерам, что у НАТО не было цели нападения на Советский Союз, хотя Советский Союз рассматривал вступление Германии в НАТО как потенциальную политическую и военную угрозу. [ 12 ] После Вашингтонского саммита и воссоединения Германии был проведен саммит НАТО, на котором была определена новая политическая роль и скорректирована военная стратегия и структура НАТО для обеспечения мира в новой Европе. [ 12 ]
После подчеркивания общего желания найти совместную основу для регулирования ядерного оружия, между Соединенными Штатами и Советским Союзом в конечном итоге было достигнуто несколько соглашений. В ходе встречи президент США Рональд Рейган и советский лидер Михаил Горбачев подписали совместную декларацию, в которой обязались продолжить переговоры по ядерному и космическому оружию. [ 14 ] В результате этого соглашения все основные пункты Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) урегулированы к 12 июня 1990 года, а 21 июля договор был подписан Горбачевым и Бушем . были Сенат США в октябре 1992 года. Его цель заключалась в том, чтобы сделать приоритетом снижение стимулов к нанесению первого ядерного удара для повышения стратегической стабильности и предсказуемости. [ 12 ] Обе страны разделяли общую цель — сократить количество стратегических боеголовок, особенно на тяжелых ракетах и межконтинентальных баллистических ракетах.
Договор о сокращении стратегических вооружений был направлен на уничтожение 80 процентов всего стратегического ядерного оружия. В результате соглашения все стартовые комплексы Minuteman II и средства управления пуском были деактивированы, за исключением двух: стартового комплекса (ракетной шахты) Дельта-09 и комплекса управления пуском (LCF) Дельта-01. Соединенные Штаты сократили свой ядерный арсенал примерно до 8556 боеголовок, а Советский Союз сократил свой арсенал примерно до 6449 единиц оружия. общее количество пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет Было ограничено и ядерных боеголовок, а также количество пусковых установок и боеголовок баллистических ракет подводных лодок . [ 14 ] Однако разработанный «план мира» был встречен некоторым недовольством в ВВС США, когда, например, Пентагон решил деактивировать все силы Minuteman II, а не обновлять существующую инфраструктуру Minuteman II до технологий Minuteman III. [ 14 ]
1 июня 1990 года президенты Буш и Горбачев подписали двустороннее американо-советское соглашение о химическом оружии ; официально известное как «Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию выполнению Многосторонней конвенции о запрещении химического оружия». В этом соглашении говорилось, что лучшим долгосрочным решением угрозы международной безопасности, исходящей от применения и распространения химического оружия, является многосторонняя, поддающаяся эффективной проверке конвенция по химическому оружию, которая запрещает разработку, производство и применение химического оружия и избавляет его от химического оружия. всех запасов во всем мире и что меры по нераспространению рассматриваются как шаг к заключению такой конвенции. [ 15 ]
Еще одним важным наследием Вашингтонского саммита стал акцент на необходимости американо-советского сотрудничества в разрешении региональных конфликтов во всем мире для предотвращения жестоких и смертоносных локальных войн. [ 12 ] Поддержка Кубой сальвадорских партизан и помощь Советского Союза Кубе продолжали вызывать обеспокоенность Соединенных Штатов. Эти споры и проблемы были урегулированы в попытках восстановить доверие между двумя странами. В этих же рамках 2 июня 1990 года Соединенные Штаты и Советский Союз опубликовали совместное заявление по Эфиопии. Обе страны поддержали глобальную встречу глав государств, созванную Организацией Объединенных Наций, чтобы положить конец боевым действиям на Африканском Роге. . [ 12 ]
Общая приверженность сотрудничеству и доверию, выраженная Соединенными Штатами и Советским Союзом, привела к установлению экономических отношений. На саммите лидеры подписали двустороннее торговое соглашение, а Советский Союз согласился на новое долгосрочное соглашение по зерну. [ 12 ]
В целом, сотрудничество посредством общения и договоров между США и СССР, заключенное на Вашингтонских саммитах, привело к созданию долгосрочных соглашений, которые благоприятствовали новой европейской архитектуре с объединенной Германией и повлияли на саммит НАТО. Сотрудничество также привело к построению новых экономических отношений и контролю над вооружениями, включая подписание СНВ и американо-советского соглашения по химическому оружию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Саротт, Мэн (2015). 1989: Борьба за создание Европы после холодной войны (пересмотренная редакция). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- ^ Jump up to: а б Савранская Светлана; Блэнтон, Томас. «Саммит в Вашингтоне/Кэмп-Дэвиде 1990 года: из секретных советских, американских и немецких файлов» . Архив национальной безопасности . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Гребнер, Норман А.; Бернс, Ричард Дин; Сиракузы, Джозеф М. (2008). Рейган, Буш, Горбачев: возвращение к концу холодной войны . Praeger Security International.
- ^ Фортнер, Роберт С. (1994). Публичная дипломатия и международная политика: символические конструкции саммитов и новости международного радио . Прегер.
- ^ Jump up to: а б Грачев, Андрей (2008). Авантюра Горбачева: советская внешняя политика и конец холодной войны . Кембридж: Политическая пресса.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мейнард, Кристофер (2008). Из тени: Джордж Буш-старший и конец холодной войны . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M.
- ^ Jump up to: а б Саротт, Мэн (2010). «Увековечивание превосходства США: соглашения 1990 года о« подкупе Советов »и введении НАТО». Международная безопасность . 35 (1).
- ^ Зубок, В; Блэнтон, Томас С.; Савранская, Светлана (2010). Шедевры истории: Мирное окончание холодной войны в Европе . Издательство Центральноевропейского университета.
- ^ Jump up to: а б с д Трахтенберг, Марк (2020). «Соединенные Штаты и гарантии нераспространения НАТО 1990 года: новый взгляд на старую проблему?». Международная безопасность . 45 (3).
- ^ Саротт, Мэн (2010). «Ни на дюйм на восток? Буш, Бейкер, Коль, Геншер, Горбачев и истоки российского недовольства расширением НАТО в феврале 1990 года». Дипломатическая история . 34 (1).
- ^ Jump up to: а б Шпор, Кристина; Рейнольдс, Дэвид, ред. (2016). «Саммиты, управление государством и распад биполярности в Европе, 1970–90». Преодолев холодную войну: саммиты, управление государством и распад биполярности в Европе, 1970–1990 гг . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Госсекретарь Бейкер на весеннем министерском совещании НАТО после Вашингтонского саммита». Бюллетень внешней политики (Вашингтон, округ Колумбия) . 1 (1): 43. 1990.
- ^ «Вашингтонский саммит». Еженедельный сборник президентских документов . 26 . 1990.
- ^ Jump up to: а б с «Договор о сокращении стратегических вооружений 1991 года (Служба национальных парков США)» . Служба национальных парков, Министерство внутренних дел . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ «Союз Советских Социалистических Республик — США: Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию выполнению Многосторонней конвенции о запрещении химического оружия». Международно-правовые материалы . 29 (4). 1990.