Jump to content

Интеллектуальная система поддержки принятия решений

Интеллектуальная система поддержки принятия решений ( IDSS ) — это система поддержки принятия решений , в которой широко используются методы искусственного интеллекта (ИИ). Использование методов искусственного интеллекта в информационных системах управления имеет долгую историю – такие термины, как « системы, основанные на знаниях » (KBS) и «интеллектуальные системы», использовались с начала 1980-х годов для описания компонентов систем управления, но термин «интеллектуальные системы управления» Система поддержки принятия решений», как полагают, была создана Клайдом Холсэплом и Эндрю Уинстоном. [1] [2] в конце 1970-х годов. Примеры специализированных интеллектуальных систем поддержки принятия решений включают гибкие производственные системы (FMS), [3] интеллектуальные системы поддержки маркетинговых решений [4] и системы медицинской диагностики. [5]

В идеале интеллектуальная система поддержки принятия решений должна вести себя как консультант-человек: поддерживать лиц, принимающих решения , путем сбора и анализа доказательств, выявления и диагностики проблем, предложения возможных вариантов действий и оценки таких предлагаемых действий. Цель методов искусственного интеллекта, встроенных в интеллектуальную систему поддержки принятия решений, состоит в том, чтобы позволить компьютеру выполнять эти задачи, максимально имитируя возможности человека.

Многие реализации IDSS основаны на экспертных системах . [6] хорошо зарекомендовавший себя тип KBS, который кодирует знания и имитирует когнитивное поведение людей-экспертов с использованием правил логики предикатов и, как было показано, в некоторых обстоятельствах работает лучше, чем оригинальные люди-эксперты. [7] [8] Экспертные системы появились как практическое применение в 1980-х годах. [9] на основе исследований в области искусственного интеллекта, проведенных в конце 1960-х — начале 1970-х годов. [10] Обычно они сочетают знания о конкретной области применения с возможностью вывода, позволяющей системе предлагать решения или диагнозы. Точность и последовательность могут быть сопоставимы (или даже превосходить) с таковыми у экспертов-людей, когда параметры принятия решения хорошо известны (например, если диагностируется распространенное заболевание), но эффективность может быть низкой, когда возникают новые или неопределенные обстоятельства.

Исследования в области искусственного интеллекта, направленные на то, чтобы позволить системам более гибко реагировать на новизну и неопределенность, начинают использоваться в IDSS. Например, интеллектуальные агенты [11] [12] которые выполняют сложные когнитивные задачи без необходимости вмешательства человека, используются в ряде приложений поддержки принятия решений. [13] Возможности этих интеллектуальных агентов включают обмен знаниями , машинное обучение , интеллектуальный анализ данных и автоматический вывод . Ряд методов искусственного интеллекта, таких как рассуждение на основе прецедентов , грубые наборы [14] и нечеткая логика также использовалась, чтобы позволить системам поддержки принятия решений лучше работать в неопределенных условиях.

В 2009 году было проведено исследование системы мультиискусственного системного интеллекта под названием IILS, предназначенной для автоматизации процессов решения проблем в логистической отрасли. Система включает в себя интеграцию интеллектуальных модулей, основанных на рассуждении на основе прецедентов, многоагентных систем, нечеткой логики и искусственных нейронных сетей, целью которых является предложение передовых логистических решений и поддержка в принятии обоснованных и качественных решений для решения широкого круга клиентов. потребности и проблемы. [15]

  1. ^ Холсаппл К.: Структура обобщенной интеллектуальной системы поддержки принятия решений (1977), докторская диссертация Университета Пердью
  2. ^ Холсаппл К. и Уинстон А.: Экспертные системы бизнеса (1987) McGraw-Hill
  3. ^ Чанг, Цзян и Тан: Разработка интеллектуальных инструментов поддержки принятия решений, помогающих проектировать гибкие производственные системы (2000). Международный журнал экономики производства, 65, 73-84.
  4. ^ Мацацинис и Сискос (2002), Интеллектуальные системы поддержки маркетинговых решений, Kluwer Academic Publishers.
  5. ^ Уокер Д.: Определение сходства и извлечение случаев в интеллектуальной системе поддержки принятия решений по лечению диабета, диссертация MSCS, Университет Огайо, компьютерные науки (инженерия), 2007 г.
  6. ^ Мацацинис, Н.Ф., Ю. Сискос (1999), MARKEX: Интеллектуальная система поддержки принятия решений для разработки продукта, European Journal of Operational Research, vol. 113, нет. 2, стр. 336-354.
  7. ^ Барон Дж.: Думая и решая (1998) Издательство Кембриджского университета
  8. ^ Тюрбан Э., Волонио Л., Маклин Э. и Уэзерб Дж.: Информационные технологии для управления (2009) Wiley
  9. ^ Джексон П.: Введение в экспертные системы (1986) Аддисон-Уэсли
  10. ^ Power, DJ « Краткая история систем поддержки принятия решений» , DSSResources.COM, World Wide Web, версия 4.0, 10 марта 2007 г.
  11. ^ Сугумаран В.: Применение агентов и интеллектуальных информационных технологий (2007) IGI Publishing
  12. ^ Мацацинис, Н.Ф., П. Морайтис, В. Псоматакис, Н. Спанудакис (2003), Агентная система для выбора стратегии проникновения продуктов, Прикладной искусственный интеллект: Международный журнал, том. 17, нет. 10, стр. 901-925.
  13. ^ Тунг Буй, Джинтэ Ли, Агентская структура для построения систем поддержки принятия решений, Системы поддержки принятия решений, том 25, выпуск 3, апрель 1999 г., страницы 225–237, ISSN 0167-9236, дои : 10.1016/S0167-9236(99)00008-1 . ссылка на Эльзевир
  14. ^ Лаборатория интеллектуальных систем поддержки принятия решений, Познань.
  15. ^ Це, Ю.К.; Чан, ТМ; Ли, Р.Х. (1 января 2009 г.). «Решение сложных логистических задач с помощью мультиискусственной интеллектуальной системы» . Международный журнал инженерного управления бизнесом . 1 : 1. дои : 10,5772/6781 . ISSN   1847-9790 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тюрбан Э., Аронсон Дж. и Лян Т.: Системы поддержки принятия решений и интеллектуальные системы (2004) Пирсон
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3fd0c0842d8cac802b1418a5c3d57c05__1713232980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/05/3fd0c0842d8cac802b1418a5c3d57c05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Intelligent decision support system - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)