Теодор Фридман
Теодор Тувиа Цви Фридман | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 11 января 1908 г. Стэмфорд , Коннектикут, США |
Умер | 18 декабря 1992 г. Иерусалим , Израиль |
Место захоронения | Иерусалим , Израиль |
Другие имена | Тедди |
Образование | Колумбийский университет (магистр, доктор философии), Еврейская теологическая семинария Америки , Городской колледж Нью-Йорка |
Род занятий | Раввин , автор |
Теодор Тувиа Цви Фридман (11 января 1908 — 18 декабря 1992) — американский и израильский консервативный раввин , духовный лидер и писатель. С 1962 по 1964 год он занимал пост президента Раввинской ассамблеи , международной ассоциации консервативных раввинов. Во время своего пребывания в должности он поддерживал Афро-американское движение за гражданские права .
Биография
[ редактировать ]Родился в Стэмфорде , Коннектикут, США, 11 января 1908 года в семье Хаима Цви Гарри (Вилькемерски) и Анны Капит (Капетульски). [ 1 ] Фридман. Его родители иммигрировали в США из Литвы (отец) и из России (мать).
Окончил Городской колледж Нью-Йорка (1929). В 1931 году он был рукоположен в сан раввина Еврейской теологической семинарией Америки , где работал доцентом. В 1952 году он получил докторскую степень в Колумбийском университете .
Фридман служил в конгрегации Бейт-Эль на севере Бергена, штат Нью-Джерси (1931–1942), конгрегации Бейт-Давид в Буффало, штат Нью-Йорк (1942–1944), Еврейском центре Джексон-Хайтс, Квинс, Нью-Йорк (1944–1954), где он основал еврейскую среднюю школу. В 1954 году Фридман стал раввином Конгрегации Бет-Эль, Саут-Ориндж, Нью-Джерси (1954–1970). [ 2 ]
Фридман был авторитетом в области еврейского образования и членом Совета управляющих Национальной академии еврейских исследований для взрослых; он организовал инновационную программу образования взрослых в Бет-Эле на основе разработанной им четырехлетней учебной программы.
Фридман также возглавлял комитет по культуре иврита Раввинской ассамблеи (1944–46) и был президентом региона Лонг-Айленда Раввинской ассамблеи (1947).
В 1948 году он представил на ежегодном съезде Раввинской ассамблеи «К философии консервативного иудаизма» один из ключевых позиционных документов, который привел к реорганизации Комитета Раввинской ассамблеи по еврейскому праву в Комитет по еврейскому праву и стандартам Раввинская ассамблея (CJLS). Здесь он эффективно выступал за выход за рамки Галахи в решении многих проблем еврейской жизни.
Фридман возглавлял Комитет по еврейскому законодательству и стандартам с 1951 по 1954 год. [ 3 ] и написал множество решений, в том числе по вопросам семьи, развода и Агуны . Фридман был сопредседателем Руководящего комитета и секретарем национального комитета «Бет Дин» . В качестве вице-президента Раввинской ассамблеи (1960–62) он возглавлял комитет, который пересмотрел ее конституцию.
Фридман возглавлял Раввинскую ассамблею в качестве президента с 1962 по 1964 год.
Помимо работы от имени Раввинской ассамблеи, он преподавал гомилетику в семинарии и был членом Совета еврейской книги Америки.
Фридман преподавал в Seminario Rabínico Latinoamericano (Латиноамериканская раввинская семинария, также известная как Латиноамериканская раввинская семинария Маршалла Т. Мейера, названная в честь зятя Фридмана, раввина Маршалла Мейера ), еврейского религиозного, культурного и академического центра в Буэносе. Айрес , Аргентина.
В 1970 году Фридман иммигрировал в Израиль после выхода на пенсию из действующего раввината. После выхода на пенсию в 1970 году он был избран почетным раввином Конгрегации Бет-Эль, Южный Ориндж. [ 4 ] После своей алии он занимал руководящую роль в израильском отделении Раввинской ассамблеи. Фридман преподавал в Институте иудаики им. Шехтера и был его первым главой Ваад Галахи, основанной в 1985 году Раввинской ассамблеей Израиля. [ 5 ] Ваад Галаха отвечала на галахические вопросы Израиля и Европы на иврите.
С 1970 по 1973 год Фридман работал в Исполнительном совете Еврейского агентства в Иерусалиме .
Фридман умер в Иерусалиме , где он жил, 18 декабря 1992 года. [ 6 ]
Деятельность, отношения и духовное восприятие
[ редактировать ]Фридман играл ведущую роль в руководстве Раввинской ассамблеей по мере ее расширения в новых направлениях после Второй мировой войны . [ 7 ]
Раввин Фридман председательствовал на Раввинской ассамблее, когда она заняла самую значительную социальную позицию в своей истории.
Во время своего пребывания на посту президента Раввинской ассамблеи он поддерживал Афро-американское движение за гражданские права .
В мае 1963 года, когда проходила сессия съезда Раввинской ассамблеи, Мартин Лютер Кинг-младший . возглавил демонстрации против жестокости полиции в Бирмингеме, штат Алабама. Во время съезда прозвучал призыв к группе раввинов отправиться в Бирмингем в качестве представителей Раввинской ассамблеи и продемонстрировать солидарность с этим делом. На более ранней сессии во второй день этого съезда был поднят вопрос о том, как духовные лидеры могли беспокоиться только о жестокости нацистов, когда в США происходили акты несправедливости по отношению к ближним. [ 8 ]
Раввин Фридман был среди лиц, принимающих решения, которые отправили делегацию из 19 раввинов протестовать против насилия со стороны полиции в Бирмингеме , штат Алабама. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Представляя резолюцию о отправке делегации, раввин Фридман подчеркнул, что их присутствие «неотложно и имеет большое значение». После голосования в поддержку резолюции раввин Фридман отметил: «Вы идете не только с нашим официальным одобрением, чтобы говорить и действовать от нашего имени, но вы идете с нашими искренними благословениями и молитвами. Я хочу, чтобы вы ушли с ощущением, что мы не просто прошли резолюция. Вы наш шлихим . Мы хотим, чтобы вы действовали в этом духе...». [ 12 ]
Будучи президентом Раввинской ассамблеи, он работал над наведением мостов с другими еврейскими конфессиями. Он призвал своих коллег-раввинов выступить со своих кафедр, чтобы побудить своих прихожан принять идеи гражданских прав и советского еврейства. Фридман был одним из первых сторонников советского еврейского движения . [ 13 ]
Раввин Фридман выступил против определения иудаизма как расистского по самой своей природе. По его мнению, вера в единого Бога принесла миру идею универсальности. По его мнению, несмотря на резкие высказывания в еврейских источниках против идолопоклонства , их следует интерпретировать в их историческом контексте. [ 14 ]
Его духовный подход заключался в том, что, хотя приверженность и верность Галахе не вызывают сомнений, Галаху следует интерпретировать, как ее всегда интерпретировали, с учетом социальных, экономических и моральных условий, преобладающих в то время, а также необходимости и способности удовлетворить нужды часа, оставаясь при этом верными своим источникам. [ 15 ]
Будучи членом CJLS , раввин Фридман сотрудничал с Моррисом Адлером и Джейкобом Б. Агусом, чтобы разрешить использование электричества в субботу . [ 16 ] Он также разрешил членам общины ездить в синагогу в субботу с намерением выполнить субботние заповеди . Аргументация заключалась в том, что многие американские евреи теперь жили вдали от синагог, что было неизбежным следствием современной жизни. Если евреям не будет разрешено ездить в синагогу, большинство американских евреев потеряют связь с еврейской жизнью. [ 17 ] Его позиция была принята Комитетом по еврейскому законодательству и стандартам .
Раввин Фридман участвовал в усилиях Еврейской семинарии по разрешению давнего кризиса Агуны , женщины, которую бросил муж и которой еврейский закон запретил вступать в повторный брак. Это привело к созданию Объединенной юридической конференции Раввинской ассамблеи и семинарии как единственного органа консервативного движения по рассмотрению вопросов, связанных с еврейскими законами о браке и разводе.
Раввин Фридман был обеспокоен попытками экстремистских религиозных элементов поляризовать американскую еврейскую общину на две противоборствующие группы – религиозную и секуляристскую – и их заявлениями о том, что они и только они представляют еврейскую религиозную общину. Он также был обеспокоен возможным принятием в Израиле закона, который ограничит свободу вероисповедания в Израиле. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Он возглавил борьбу против израильского раввината за признание еврейских религиозных разводов, разрешенных американскими консервативными раввинами. В рамках этой борьбы Раввинская ассамблея привлекла Гидеона Хауснера , бывшего генерального прокурора Израиля, представлять Израиль по этому вопросу. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Фридман считал, что любой, кто утверждает, что запрещено возвращать какую-либо часть « Эрец Исраэль хашлейма » («вся земля Израиля»), не имеет под собой оснований в Галахе и что споры по вопросу о Великой Земле Израиля являются политический конфликт, и нет никакой связи между спором и Галахой . Он убедительно показал, что в еврейской традиции не существует такой концепции всей земли Израиля, поскольку границы Израиля менялись бесчисленное количество раз на протяжении еврейской истории, как в теории, так и на практике. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Фридман считал, что обращение ради брака действительно, и принятие ига заповедей не должно быть требованием, если есть опасения, что обращенный не будет соблюдать все заповеди. [ 28 ] [ 29 ]
Он считал, что создание Государства Израиль стало великим спасением для еврейского народа и решающим поворотным моментом в истории еврейского народа. следует сократить, Поэтому траурные обычаи в Тиша бе-Ав не завершая пост и заканчивая великой минхой . [ 30 ]
Фридман также считал, что, согласно Галахе, допустимо экстрадировать еврейского убийцу за границу и что лучшие галахические ученые всех поколений постановили, что, если преступник причинил ущерб и горе раввинам Израиля, он должен быть экстрадирован. [ 31 ]
Сочинения
[ редактировать ]Фридман был членом редакционной коллегии журнала «Консервативный иудаизм» , который занимался еврейской мыслью и издавался Раввинской ассамблеей и Еврейской теологической семинарией Америки в период с 1953 по 1961 год, где он опубликовал некоторые из своих статей. [ 32 ] Консервативный иудаизм был одной из первых попыток сформулировать теологию еврейского консервативного движения.
Фридман был соредактором Вместе с Робертом Гордисом журнала «Еврейская жизнь в Америке» (1955). [ 33 ] расширение специального выпуска «Иудаизм», опубликованного в 1954 году в честь трехсотлетия американского еврейства. Он написал колонку «Письма студентам еврейского колледжа» (1965). [ 34 ] где обсуждаются вопросы иудаизма и современной жизни студентов. После иммиграции в Израиль он написал колонку под названием «Письмо из Иерусалима», опубликованную в журнале «Консервативный иудаизм » .
Фридман был редактором Энциклопедии иудаики . [ 35 ]
За свою жизнь он опубликовал более 200 статей на английском, иврите и испанском языках.
Книги
[ редактировать ]Фридман является автором следующих книг:
- «Суд и судьба» (1965), подборка его проповедей, опубликованная в ознаменование десятой годовщины его раввината в Бет-Эле.
- Библия раввинов: Поздние пророки (совместно с Соломоном Саймоном и Авраамом Ротбергом).
- Еврейская жизнь в Америке
- Письма студентам еврейского колледжа
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1931 году Фридман женился на Рут Браунхут (1910–1973). [ 36 ] ) и имел троих детей: раввина Гиллеля Фридмана, Наоми Мейер и Джуди Ротем. Его зять, раввин Маршалл Мейер , был ведущим американским консервативным раввином, который также был известен своей правозащитной деятельностью во время « Грязной войны » в Аргентине (1976–1983). После восстановления демократии в Аргентине в 1983 году наградил Мейера высшей наградой Аргентины - Орденом Генерала-освободителя Сан-Мартина новый президент . Другим его зятем был раввин Давид Джозеф Шприцер. [ 37 ] [ 38 ] консервативный раввин, один из основателей общины Ход ве Хадар. [ 39 ] в Кфар-Сабе , Израиль. Его внук Габриэль Меир Халеви — музыкант, борец за мир и ведущий церемоний и мультикультурных семинаров. [ 40 ] Его внучка Рэйчел Д. Фридман — профессор и заведующий кафедрой греческих и римских исследований. [ 41 ] в Вассар-колледже . Его внучка Доди Мейер — профессор педиатрии в Медицинском центре Колумбийского университета . [ 42 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беэр Тувия: из сочинений раввина Теодора Фридмана / представленных ему его учениками и поклонниками; под редакцией Давида Голинкина; Иерусалим: Движение Масорти, 1991.
- Консервативный иудаизм в Америке: биографический словарь и справочник (автор: Памела С. Наделл) [опубликовано: сентябрь 1988 г.], с. 91.
- «На месте водителя: авторитет раввинов в послевоенной Америке», в издании Джека Вертхаймера, « Еврейское религиозное лидерство: образ и реальность», Vol. 2 (Еврейская духовная семинария, 2004).
- Моррис Адлер, Джейкоб Б. Агус и Теодор Фридман. «Ответ в субботу». Труды Раввинской ассамблеи, том 14 (1950), страницы 112–88. Нью-Йорк: Раввинская ассамблея Америки, 1951. В материалах Комитета по еврейскому закону и стандартам консервативного движения 1927–1970, том 3 (Responsa), страницы 1109–34. Иерусалим: Раввинская ассамблея и Институт прикладной Галлахи, 1997.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Анна Капит (1885–1943)» . ancestry.com . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Фридман, Теодор | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ «Комитет по еврейскому закону и стандартам» , Arc.Ask3.Ru , 1 июня 2021 г., заархивировано из оригинала 18 июня 2021 г. , получено 12 июня 2021 г.
- ^ «Еврейские новости Нью-Джерси – 15 мая 1986 г. – Еврейское историческое общество Нью-Джерси» . jhsnj-archives.org . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Консервативный иудаизм» . Еврейская виртуальная библиотека . Архивировано из оригинала 31 января 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ «Теодор Фридман, ученый-иудаист, 84 года» . Нью-Йорк Таймс . 21 декабря 1992 г. ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 22 мая 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Наделл, Памела; Марк, Рафаэль (1988). Консервативный иудаизм в Америке: биографический словарь и справочник . АВС-КЛИО. п. 92. ИСБН 1-282-56639-3 . OCLC 748212402 .
- ^ Вклад раввина Теодора Фридмана в консервативное движение и в новости Северной Америки Дэвида Геффена, пиво Тувия из сочинений раввина Теодора Фридмана под редакцией Дэвида Голинкина, с. 21
- ^ АНДРЕ, УНГАР. «В БИРМИНГЕМ И ОБРАТНО» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 10 апреля 2021 г. Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «Двадцать консервативных раввинов летят в Бирмингем, чтобы поддержать требования негров» . Еврейское телеграфное агентство . 9 мая 1963 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ [1] Times, Ирвинг Шпигель, специально для Нью-Йорка (8 мая 1963 г.). «20 РАВВИНОВ НАПРАВЛЯЮТСЯ В БИРМИНГЕМ; полет на юг «во имя прав и достоинства» » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Труды раввинского собрания, том. 27 . 1963. с. 245.
- ^ «Записи Конгресса» . www.congress.gov . п. 772. Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ https://responsafortoday.com/wp-content/uploads/2018/05/vol2_4.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ https://responsafortoday.com/wp-content/uploads/2018/05/vol1_intro.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Адлер, Моррис; Агус, Джейкоб; Фридман, Теодор (1950). «Ответ в субботу». Труды раввинского собрания . 14 : 112–137.
- ^ Вайсман Джоселит, Дженна. На месте водителя: раввинский авторитет в послевоенной Америке (PDF) . Еврейское религиозное лидерство: образ и реальность. стр. 659–670.
- ^ «Основные еврейские организации США призывают правительство Израиля противостоять давлению» . Еврейское телеграфное агентство . 6 марта 1964 года. Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ «Без названия | Маарив | 9 марта 1964 года | Коллекция прессы | Национальная библиотека» . www.nli.org.il (на иврите). Архивировано из оригинала 12 июня 2021 года . Проверено 12 июня 2021 г.
- ↑ Темкин. Архивировано 18 июня 2021 года в Wayback Machine , Сефтон Д. «Религия». Американский еврейский ежегодник , том. 67, 1966, стр. 176–184. JSTOR , www.jstor.org/stable/23604996. По состоянию на 17 июня 2021 г. с. 179
- ^ «Раввинаты в США рассматривают юридические шаги против признания недействительным их развода в раввинате Тель-Авива | Маарив | 20 февраля 1964 г. | Сборник прессы Национальная библиотека» . www.nli.org.il (на иврите). Архивировано из оригинала 12 июня 2021 года. Проверено 12 июня 2021 года .
- ^ «Хауснер консультировал консервативных раввинов в США в их конфликте с раввинами Израиля по вопросам развода. Свобода | 20 февраля 1964 г. | Сборник прессы Национальная библиотека» . www.nli.org.il (на иврите). Архивировано из оригинала 18 июня 2021 года. Проверено 12 июня 2021 года .
- ^ «Консерваторы клянутся подтолкнуть израильтян к признанию своих разводов | The Sentinel | 27 февраля 1964 года | Пресс-сборник | Национальная библиотека» . www.nli.org.il (на иврите). Архивировано из оригинала 12 июня 2021 года . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ «Раввины США полны решимости вступить в конфликт с раввинатом Израиля по поводу разводов» . Еврейское телеграфное агентство . 20 февраля 1964 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Раввин Теодор Фридман, Ответы на Ваад Галаху Раввинской ассамблеи Израиля 2 (5747), стр. 73–77
- ^ «Возвращение территорий ради мира» . Институты Шехтера . 11 февраля 2005 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ https://responsafortoday.com/wp-content/uploads/2018/05/vol2_9.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Фридман, Теодор. «ответ» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 18 января 2021 г. Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Фридман, Теодор; Ф., Э. (1989). «Неправославные обращения» . Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли . 24 (3): 110–114. ISSN 0041-0608 . JSTOR 23260632 . Архивировано из оригинала 18 июня 2021 года . Проверено 15 июня 2021 г.
- ^ Фридман, Теодор. «ответ» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 18 января 2021 г. Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ https://responsafortoday.com/wp-content/uploads/2018/05/vol2_6.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Список статей с стр. 54» (PDF) . Архивировано (PDF) оригинала 25 мая 2021 г. Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Фридман, Теодор; Гордис, Роберт, ред. (1 января 1955 г.). Еврейская жизнь в Америке . Горизонт Пресс. Архивировано из оригинала 18 июня 2021 года . Проверено 11 июня 2021 г.
- ^ Фридман, Теодор (1 января 1966 г.). Письма студентам еврейского колледжа . Джонатан Дэвид. Архивировано из оригинала 2 июля 2013 года . Проверено 11 июня 2021 г.
- ^ «Некрологи: США» . Американский еврейский ежегодник . 94 : 574. 1994. ISSN 0065-8987 . JSTOR 23605666 .
- ^ «Еврейские новости Нью-Джерси - 20 сентября 1973 г. - Еврейское историческое общество Нью-Джерси» . jhsnj-archives.org . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «СМЕРТЬ СПРИЦЕР, ДЭВИД ДЖОЗЕФ, РАВВИН» . Нью-Йорк Таймс . 22 декабря 2001 г. ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 12 июня 2021 года . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ «Фейсбук» . www.facebook.com . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «История | Конгрегация Ход Ве Хадар» . eng.hodvehadar.org . Архивировано из оригинала 12 июня 2021 года . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Халеви, Габриэль Меир. «Габриэль Меир Халеви — Дом» . Габриэль Меир Халеви (на иврите). Архивировано из оригинала 5 июня 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «Рэйчел Д. Фридман» . Вассарский колледж . Архивировано из оригинала 12 июня 2021 года . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ «Доди Д. Мейер, доктор медицины» . Кафедра педиатрии . 14 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2021 г. Проверено 12 июня 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Для этой статьи необходимы дополнительные или более конкретные категории . ( июнь 2021 г. ) |
- 1908 рождений
- 1992 смертей
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские писатели научно-популярной литературы XX века
- Американские раввины 20-го века
- Американские обозреватели
- Американские консервативные раввины
- Американские корпоративные директора
- Редакторы американских журналов
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Выпускники Городского колледжа Нью-Йорка
- Духовенство из Иерусалима
- Выпускники Колумбийского университета
- Израильские обозреватели
- Израильские консервативные раввины
- Израильские корпоративные директора
- Редакторы израильских журналов
- Американские писатели-евреи-фантасты
- Выпускники Еврейской теологической семинарии Америки
- Люди из Стэмфорда, Коннектикут
- Раввины из Нью-Йорка