Калапа (атомизм)
Калапа или рупа-калапа (от санскрита rūpa «форма, явление» и kalāpa «связка») — термин в Тхеравады буддийской феноменологии , обозначающий мельчайшие единицы физической материи , которые, как говорят, составляют около 1/46 656-й размера частицы пыли. из колеса колесницы. [1] Калапы не упоминаются в самых ранних буддийских текстах, таких как « Трипитака» , а только в «Абхидхамматтха-сангахе» , комментарии к Абхидхамме, датированном 11 или 12 веком, и как таковые не являются частью общей доктрины Тхеравады. [2]
Согласно описанию, содержащемуся в «Абхидхамматтха-сангахе», Калапы считаются невидимыми при обычных обстоятельствах, но видимыми в результате медитативного самадхи . [3] Калапы состоят из восьми неразделимых элементов материальной сущности в различных количествах: [4] Патави ( земля ), Апо ( вода ), Теджо ( огонь ), Вайо ( воздух ), Ванна ( цвет ), Гандха ( запах ), Раса ( вкус ) и Оджа (питание). Первые четыре элемента называются первичными качествами и преобладают в калапасах. Остальные четыре являются вторичными свойствами, вытекающими из основных. [5] Первичные качества родственны системе классических элементов Древней Греции . Говорят, что некоторые калапы также включают в себя дополнительные элементы, в том числе звук , секс , тело , основу ума и жизнь . [6] [7]
В современной буддийской медитативной практике наблюдение и анализ калапы — это разновидность практики випассаны , целью которой является возможность прямого наблюдения за непостоянством и безличностью . [8] [9] К современным приверженцам практик, связанных с наблюдением и анализом калап, относятся У Ба Кхин , С.Н. Гоенка и Па Аук Саядо . [10] [11] [12] [13] Махаси Саядо в 1980-х годах выразил убеждение, что калапы играют роль в старении , смерти и возрождении . [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корнфилд, Джек (1977, 1996), Живая Дхарма: Учения двенадцати буддийских мастеров , Шамбала, стр.316
- ^ Абхидхамматтха-сангаха , Britannica Online (1998, 2005).
- ^ Шенкман, Ричард (2008), Опыт самадхи: углубленное исследование буддийской медитации , Шамбала, стр. 178
- ^ Ануруддхачария, Бхаданта, пер. Тхера, Нарада Маха (1979) Руководство по Абхидхамме: Абхидхамматтха Саигаха из буддийского миссионерского общества Бхаданты Ануруддхачарии, стр.320
- ^ У Ба Кхин, Саяджи Трай Ситху (1995-2011) «Основы Дхаммы Будды», Буддийское издательское общество , Шри-Ланка
- ^ Мендис, NKG (2006-2011), Абхидхамма на практике, Буддийское издательское общество, Шри-Ланка
- ^ Саядо, Па Аук Тавья (2000), Знать и видеть, DWK Ng, стр.267
- ^ Расмуссен, Тина и Снайдер, Стивен (2009) Практика джхан: традиционная концентрация, представленная достопочтенным Па Аук Саядо , Шамбала, стр.127
- ^ У Ба Кхин, Саяджи Трай Ситху (1995-2011) «Основы Дхаммы Будды» Буддийское издательское общество , Шри-Ланка
- ^ Гоенка, С.Н. (2000) Краткое изложение дискурса , Публикации исследований Випассаны, стр. 131
- ^ Саядо, Па Аук Тавья (2000), Знать и видеть, DWK Ng, стр.125
- ^ У Ба Кхин, Саяджи Трай Ситху (1995-2011) «Основы Дхаммы Будды», Буддийское издательское общество , Шри-Ланка
- ^ Шенкман, Ричард (2008). Опыт самадхи: углубленное исследование буддийской медитации . Шамбала. п. 177. ИСБН 9780834824010 .
- ^ «Саядо, Махаси (март 1982 г.) ПАТИЧКАСАМУППАДА , Организация Буддхасасана Нуггаха» . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г. Проверено 21 февраля 2011 г.
- Ноа Ронкин, Ранняя буддийская метафизика: создание философской традиции (2005), 58f.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Основы Дхаммы Будды», Буддийское издательское общество , Шри-Ланка.