хрематистика
![]() | Эта статья требует внимания эксперта в области экономики, истории или философии . Добавьте в этот шаблон причину или параметр обсуждения , чтобы объяснить проблему со статьей. ( март 2023 г. ) |

Хрематистика (от греческого: χρηματιστική ), или изучение богатства или конкретной теории богатства, измеряемого в деньгах, исторически имела разную степень приемлемости в западной культуре. В этой статье будут обобщены исторические тенденции.
Древняя Греция
[ редактировать ]Аристотель установил различие между экономикой и хрематистикой, которое стало основополагающим для средневековой мысли. [1] Хрематистика для Аристотеля представляла собой накопление денег ради самого себя, особенно посредством ростовщичества , противоестественной деятельности, дегуманизирующей тех, кто ею занимается. Экономика для Аристотеля — это естественное использование денег как средства обмена.
Согласно Аристотелю, «необходимая» экономия является законной, если продажа товаров осуществляется непосредственно между производителем и покупателем по правильной цене; он не производит продукт с добавленной стоимостью. Напротив, является незаконным, если производитель осуществляет закупки для перепродажи потребителям по более высокой цене, создавая добавленную стоимость. Деньги должны быть лишь средством обмена и мерой стоимости . [2] Эта система прямых продаж работает только тогда, когда количество производителей и потребителей ограничено.
Средний возраст
[ редактировать ]Католическая церковь придерживалась этой экономической доктрины на протяжении всего средневековья. [3] Святой Фома Аквинский принимал накопление капитала, если оно служило добродетельным целям в качестве благотворительности. [ нужна ссылка ]
Современный
[ редактировать ]Хотя Мартин Лютер выступал против ростовщичества и вымогательства , современные социологи утверждают, что он вдохновил доктрины, которые способствовали распространению капиталистических практик в Европе раннего Нового времени. Макс Вебер утверждал, что протестантские секты подчеркивают бережливость, трезвость, отсрочку потребления и сбережения. [4]
В » Карла Маркса Маркс «Капитале разработал трудовую теорию стоимости, вдохновленную идеями обмена Аристотеля. [5] и подчеркивая последствия того, что он также называет auri Sacra Fames (проклятая жажда золота), латинского отсылки Вергилия к страсти денег ради самих денег.
Теория хрематистики в маркетинге
[ редактировать ]С точки зрения маркетинговых систем, хрематистика относится к процессу манипулятивного воздействия на структуру, функции и результаты маркетинговых систем, осуществляемому участниками маркетинговой системы, обладающими необходимой властью, знаниями и навыками. [6] Для изучения хрематистики в маркетинговых системах исследователи могут использовать следующую методологию макромаркетинговых исследований, предложенную Кадировым и др. (2016):
- создать маркетинговую систему для анализа;
- собирать обширные данные (как качественные, так и количественные) о рассматриваемой маркетинговой системе;
- проанализировать следующие симптомы: близорукость потребностей сообщества, проектирование спроса, коммерциализация и представление об «успехе»;
- анализировать альтернативные издержки, связанные с разработкой маркетинговых систем и коллективными нормами;
- анализировать риторические механизмы на социальном уровне и
- изучить, как институциональные изменения трансформируются в потоки доходов. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ фон Реден, Ситта. «Хрематистика» . В Канчике, Юбер; Шнайдер, Хельмут; Ландфестер, Манфред; Салазар, Кристин Ф.; Джентри, Фрэнсис Г. (ред.). Новый Поли Брилла . Дж. Б. Мецлер Верлаг . Проверено 13 ноября 2016 г. .
- ^ Аристотель, Политика , перевод Джоветта, Бенджамина , I.1257a-1258a
{{citation}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ «Второй Латеранский собор (1139 г. н. э.)» . Папские энциклики онлайн. 2 апреля 1139 г. Проверено 26 июня 2016 г.
- ^ Вебер, Макс (1992). Протестантская этика и дух капитализма . Перевод Парсонса, Талкотта. Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-25559-2 .
- ^ Маркс, Карл (1903). Энгельс, Фридрих (ред.). Das Kapital [ Капитал: критический анализ капиталистического производства ]. Перевод Мура, Сэмюэля; Эвелинг, Эдвард (3-е немецкое изд.). С. Зонненшайн. стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Кадыров, Джавлонбек; Вэри, Ричард Дж.; Вулфенден, Салли (27 сентября 2015 г.). «Исследование хрематистики в системах маркетинга». Журнал макромаркетинга . 36 (1): 54–67. дои : 10.1177/0276146715608500 . ISSN 0276-1467 . S2CID 156343336 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Актуф, О. (1989): «Корпоративная культура, католическая этика и дух капитализма: опыт Квебека», в журнале Постоянной конференции по организационному символизму . Стамбул, стр. 43–80.
- Броуди, С.; Роу, К. (2002): Никомахова этика Аристотеля: перевод, введение и комментарий . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Дейли Х. и КОББ Дж. (1984): «Ради общего блага: перенаправление экономики на сообщество, окружающую среду и устойчивое будущее». Бостон: Beacon Press.
- Гржан, Карел (2019): «95 тезисов: прибитые к двери святилища неолиберального капитализма для достижения освобождения от паразитического хрематизма». Рок Завртаник и др., Amazon.
- Краут, Р. (редактор) (2006): Путеводитель Блэквелла по Никомаховой этике Аристотеля . Оксфорд: Блэквелл.
- Кадиров Д., Варей Р.Дж. и Вулфенден С. (2016). Исследование хрематистики в маркетинговых системах: рамки исследования. Журнал макромаркетинга , 36 (1), 54-67.
- Маклеллан, Д. (ред.) (2008): Капитал (Карл Маркс): Сокращенное издание . Оксфорд: Оксфордские книги в мягкой обложке; Сокращенное издание.
- Пакалук, М. (2005): Никомахова этика Аристотеля: Введение . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Шефолд, Б. (2002): «Размышления о прошлом и нынешнем состоянии истории экономической мысли в Германии», в «Истории политической экономии» 34 , Ежегодное приложение, стр. 125–136.
- Шипсайд, С. (2009): «Капитал» Карла Маркса: современная интерпретация истинной классики . Оксфорд: бесконечные идеи.
- Таннер, С.Дж. (2001): Советы Церкви. Краткая история . Нью-Йорк: Издательская компания Crossroad.
- Уорн, К. (2007): Никомахова этика Аристотеля: Руководство для читателей . Лондон: Континуум.