Эд Уайли -младший
Эд Уайли -младший (14 марта 1930 г. - 27 сентября 2010 г.) [ 1 ] был американским тенор-саксофонистом, чей большой звук и душевное выражение помогли заложить основу для раннего блюза, R & B и что позже станет известным как «рок-н-ролл» музыку.
В конце 1940-х и начале 1950-х годов, когда дерзкий, гудящий тенормен был движущей силой Texas Blues и R & B, смелая, душевная доставка Wiley зарекомендовала его как основу музыкального мира после Второй мировой войны. В последующие годы, после более чем десяти лет от гастролей и записи, Уайли вновь появился на джазовой сцене, гастролируя и записывая со многими ведущими музыкантами жанра. Хотя Уайли никогда не отказался от богатого, душевного стиля, который он оттачивал в первые годы, его более поздние записи проявили большую оценку за бибопа, и он сотрудничал с такими стойкими сторонами эры Бибопа, как барабанщики Микки Рокер , Бобби Дарем и Бен Райли ; Басисты Кеттер Беттс и Чарльз Фамбро ; и пианисты Джон Хикс , Кенни Баррон и сэр Роланд Ханна .
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Уайли родился в Хьюстона четвертом отделении . Его родители развелись, когда он был очень молод, а Уайли воспитывал его мать, Ваниль Янси и две сестры. Уайли учился в средней школе Букера Т. Вашингтона, где он играл в кларнете в марширующей группе и концертной группе. В своем последнем курсе средней школы Уайли, который цитирует Лестера Янга , Арнетта Кобба и Джина Аммонса в качестве ведущих влияний, начал играть на саксофоне на местных танцах. К своему 18 -летию он записал на нескольких техасских лейблах и был постоянным в таких площадках, как бальный зал Хьюстона Эльдорадо. [ 2 ] и бронза [ 3 ] Павлин и замочная скважина Дона в Сан -Антонио. [ 4 ]
«Техасское тенорное» наследие
[ редактировать ]Уайли является одной из длинных линий тенора «Техас», известных своими смелыми, блюзовыми и часто шумными способом дуть. Они включали такие легенды о саксофоне, как Джеймс Клэй , Арнетт Кобб , король Кертис , Букер Эрвин , Иллинойс Жакет , Дэвид «Фатхед» Ньюман , Бадди Тейт и Дональд Уилкерсон. Было также несколько других игроков на рога, таких как Чикагский Джин Аммонс , Флоридиан Уиллис Джексон и Миссурий Лестер Янг , которые разделяют родословную Тенор Техас из -за своего звучания, а не своего родного города.
Ежемесячный обзор Cadence of Jazz & Blues: творческая импровизированная музыка пишет, что у Уайли есть «оценка классического« Тенор -тенора », таких как Арнетт Кобб и Иллинойс Жакет. Но его звук более отточен и урбане по сравнению с этими бывшими мастерами; Он большой и душевный, но никогда не владеет ». [ 5 ]
«Texas Tenor Sound был агрессивным подходом к любой мелодии, которую вы делали», - сказал Уайли писатель американского музыкального центра Юджина Холли в интервью 1995 года. [ 6 ] "Это большой звук и душевный. Как это может быть. У вас были игроки из этой области, и вы выросли, услышав этот звук ... Я играл в карнавальную трассу. У них было то, что вы называете палатками перед главным шоу, и группа сыграли в том, что они назвали «долиной», чтобы заинтересовать людей в толпе, чтобы войти в палатку Это усилило ваши отбивные, и вы привыкли к этому большому, полному звуку.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Продюсеры из нью -йоркских записей Боб что это был надежный звук Уайли, который станет общим знаменателем на десятках блюзовых записей, которые они выпустили бы на своих ярлыках с ртутью и Морти Шад решили , . Таким образом, в дополнение к многочисленным выпускам под его собственным именем, Wiley, пожалуй, самый вездесущий руководитель группы, поддерживающий обильный список известных Texas Bluesmen, в том числе Кларенс «Gatemouth» Браун , Джеймс «Видмут» Браун, Нельсон Карсон, Гори Картер , Переперминт . Харрис , Смоки Хогг , Элмор Никсон , Тедди Рейнольдс и Кинг Тут , [ 7 ] среди других. [ 8 ]
Уайли уже приобрел некоторую местную известность за год или два до встречи с Шадсами, выступая по всему Техасу и Луизиане с такими знаменитостями, как Гатемут , Амос Милберн , Биг Мама Торнтон , Перри Каин и Генри Хейс . В период с 1948 по 1949 год Уайли появился с нескольких сторон для свободы , золотой звезды и Jade Records . [ 9 ]
Но Уайли получил свой первый вкус национальной славы, когда он записал в 1949 году 78, за то, что он зарегистрировал, чтобы подняться на графики R & B весной 1950 года. [ 10 ] «Cry Cry Baby», в котором участвовал коллега из Хьюстонского Тедди Рейнольдса на фортепиано и вокале, стал хит кассового ящика , который попал в № 3 на рекламном щите . [ 11 ] [ 12 ]
Как пишет историк Блюза Брайан Баумгартнер в своей биографии блюзовой певицы Пайни Браун , [ 13 ] «Уайли ранее участвовал в масштабной сеансе записи 1950 года, проводимой в Хьюстоне нью -йоркским продюсером Бобом Шэдом за его лейбл с рекордом. … Эд Уайли, должно быть, был очень занятым музыкантом в этом году, так как его имя также появляется на ряде сессий Mercury в Хьюстоне в разное время в 1951 году ». [ 14 ]
В конце 1950 года Уайли покинул Хьюстон навсегда, направляясь в Балтимор, чтобы жить с родственником и дальше его музыкального образования. Именно на старой мельнице в Балтиморе он встретил Брауна. Эти двое объединились для серии туров, добавив пианиста и коллеги -еда Рузвельта Уорделла . [ 15 ] В то время, когда он встретил Уайли, было всего 16 лет, но он приобрел собственную известность за региональный хит «Бернис» B/W «Она пьет слишком много вина» на лейбле Melford. [ 16 ] [ 17 ]

Группе не потребовалось много времени, чтобы получить место в агентстве Shaw Artists, которое забронировало их по всему югу и Среднему Западу. [ 15 ] Через несколько месяцев в дороге они снова наткнулись на Шэд, на этот раз в Шривпорте, штат Ла. и «патока, патока», оба с Брауном на вокале; и «Вест -Индия Блюз» и «Прыжок с блюзом», инструментал. [ 18 ]
В следующем году Браун покинул группу, продолжая записывать для различных лейблов. Но Варделл останется с Уайли, записываясь во многих других случаях, включая сессии для Атлантики, [ 19 ] Rockin ', Deluxe и King Records. [ 20 ] Уайли и Варделл останутся близкими друзьями, пока Варделл не умерла после индуцированной инсульта заболевания. Варделл умер в 1999 году в больнице штата Делавэр за хронически больные в Смирне, штат Делавэр.
Рождение рока
[ редактировать ]В 1952 году Континентальное агентство бронирования в сочетании сочетало Уайли с певицей Джеки Бренстоном , которая выпустила хит « Rocket 88 » для шахмат годом ранее. Бренстон был одним из пианистов Айка Тернера [ 21 ] Delta Cats, из Clarksdale, Miss. [ 22 ] зашнулся заклинание, но вскоре умер пыл над хитом R & B, примерно в то же время, когда акции Wiley поднимались. Continental также предположил, что Wiley включают двух других музыкантов Clarksdale, Blues Crooner "Screamin '" Джонни О'Нил и гитарист Эрл Хукер , один из самых универсальных и одаренных гитаристов начала 1950 -х годов. В энциклопедии блюза Жерард Гержафт описывает Хукер как гитарную «виртуозо». [ 23 ] Скотт Стэнтон, в туристе Tombstone , выпот, что Хукер имел «настолько гладкий и чистый прикосновение к грифе, что было бы трудно найти более блестящего и более недооцененного слайд-гитариста, проживающего в Чикаго в течение 50-х и 60-х». И Мастер BB BB King сказал, что «для меня он лучший из современных гитаристов. Период. С помощью слайда он был лучшим. Это был никто другой, как он [;] он был лишь единственным в своем роде». [ 24 ]
Важно упомянуть этого влиятельного музыканта, потому что сотрудничество Хукера с Уайли ознаменовало его введение в мир звукозаписи. [ 25 ] «Комбинация Hooker/O'Neal/Wiley была потенциально многообещающей, и она привлекла внимание скаута талантов для компании-звукозаписывающей компании из Цинциннати, которая присутствовала на одном из своих выступлений в Bradenton [FL. ] Клуб », - пишет Французский историк Блюза Себастьян Данчин в своей биографии Эрл Хукер, Блюз Мастер . [ 26 ]
В то время как комбинация, в которую также включали Варделл на пианино, записала несколько сторон для Кинга, только две, «Джонни поет блюз» (с участием «тено -тенора Bebop Sax Solo, внесенного Эд Вили») [ 26 ] B/w «Я видел так много тяжелых времен» (медленный, душевный стонет блюз, демонстрирующий серьезные блюзовые отбивные О'Нила). [ 27 ]
Во время проведения продленной даты тура в Top Hat в Луисвилле, штат Кентукки, в 1952 году Wiley позволил местному певцу по имени Харви Фукуа сидеть . , были участниками группы. Fuqua-который продолжал сформировать легендарную группу Doo-Wop The Moonglows и создавать многочисленные хиты для Motown Records-всегда причитал бы Уайли дать ему свой первый перерыв в музыке и научить его, как петь блюз и прыгать блюз, предшественники рок -н -ролл и современная музыка души. До прихода в Wiley, Fuqua и Lester специализировались на Vocalese, стиль пения, где импровизированные соло заменяются словами. «Они присоединились к группе Tenor Sax Man Ed Wiley для экскурсии по югу», - пишет биограф Фукуа Стив Уокер. «У Уайли появилась множество мелодий для прыжков и блюза, а молодые певцы разработали более широкий репертуар из этого опыта». [ 28 ]
Когда популярный диск -жокей Алан Фрид - что важно, человек, которым приписывают прическу термин «рок -н -ролл» - услышал реконструированные песни, он начал управлять и продвигать дуэт и побудил их изменить свое имя на «Moonglows». [ 29 ] Пишет репортер Washington Post Теренс Макардл: «Они также выступили на гастролирующих рок-н-ролле и в фильмах« Рок, рок, рок »(1956) и« Мистер Рок-н-ролл »(1957)».
Некоторые поклонники блюза утверждают, что пионеры Texas Blues могут оправданно претендовать на создание рок -н -ролла. Томас Крессон, исполнительный директор Музея музыкантов Техаса в Хиллсборо, например, среди тех, кто утверждает, что основополагающим «Rock Shiphile» Wiley Studio Goree Carter был на самом деле первой записи рок -н -ролла. Он отмечает отличительный гитарный разрыв по мере модулирования песни, техника, позже принятая Чаком Берри и другими ранними рок-н-ролтными звездами, и напоминает, что «Ракет 88» в 1949 году в 1949 году была выпущена на два года опередив Бренстона «Rocket 88». [ 30 ]
На самом деле, южные чернокожие музыканты играли в рок-н-ролл-звучащую музыку-хотя и под другим прозвищем-задолго до одной из этих записей. Однако сомнительно, что Эд Уайли, Гори Картер, Джеки Бренстон, Айк Тернер, Эрл Хукер, Харви Фукуа или любой из архитекторов эпохи эпохи 1940-х и 1950-х годов Этот жанр или другие формы современной музыки.
Переехав из Балтимора в Филадельфию в начале 1950 -х годов, группы Wiley приобрели отличный новый образ в течение следующих нескольких лет. Он только иногда возвращался к дороге, присоединившись к Биг Джо Тернеру, Аль Хибблеру и Брук Бентон, среди прочих. В 1954 году Уайли женился на певце Мэй Робинсон, которого он подписал с группой в предыдущем году во время гастролей по Честеру, штат Пенсильвания, и в течение следующих нескольких лет в его группах часто участвовали Мэй, иногда лидировавшего трио, похожее на Supremes, называется Инверсии.

Работая в Балтиморе и Нью -Йорке с «Органист -сказочным Престоном», Уайли обнаружил, что его любимыми ансамблями были органные трио. Он использовал увлечение органом, которое охватило город братской любви в середине и конец 50-х годов, и начал с участием таких органистов, как Ширли Скотт, Билл Хэтэуэй и Билл Миллер. «[Скотт] была пианистом в Филадельфии, и она никогда раньше не играла в Hammond Organ», - цитирует Холли Вили на своих нотах в лайнере для «В память», в котором участвует Скотт на фортепиано. «Я была первой группой, с которой она когда -либо играла в орган. [ 31 ] Она была чертовски музыкантом, пока я когда -либо ее знал. Она чертовски аранжировщика, и она сделала некоторые из договоренностей по этой записи ». [ 32 ]
Хэтэуэй появится вместе с Уайли в своем выпуске 1971 года «Stretchin 'Out», причудливой, управляющей органом, трубами, басами, барабанами и перкуссией. Обратная сторона, «Молодое поколение», призыв к молодежи направлять страну, одержимую войной и расой к миру, впервые показал, что Wiley также может петь. [ 33 ] 45 был записан для NA-CAT Records, небольшого отпечатка Филадельфии, принадлежащего Нейту и Кэти Стрэнд.
К 1960 году Уайли полностью отказался от дороги, став машинистом и выступил с местными и региональными концертами. Но он все еще появился со многими ведущими филадельфийскими джазовыми и R & B показателями дня, включая трубача Джонни Коулса и певцов Гарольда Мелвина, Билли Пола и Тедди Пендерграсса. Его релиз NA-CAT станет его последней записью в течение следующих девяти лет. С 1971 по 1984 год Уайли - теперь с семью детьми для поддержки - играл только в церкви по воскресным утрам.
Более поздние годы
[ редактировать ]В 1980 году он записал евангельский LP, мою дань . Альбом, на The Chattanooga, штат Tenn. Forward in Faith Label, показал свою жену на блюзовом оригинальном вокале, «разве это не замечательно»; его старший сын, Эд III, о перкуссиях; и его ближайший к самому сыну Дуэйн, на барабанах. Неравномерная запись-смесь мелодий, которые включали все, от черного евангельского хора до классически обученного белого певца,-получила небольшую экспозицию по радио за пределами нескольких христианских станций.
Но к середине 1980-х годов Уайли, затем недавно разведенный, снова начал гастролировать. В 1993 году он объединился с бывшим басистом Jazz Messenger Charles Fambrough , который продюсировал первую запись Wiley за более чем дюжину лет до восхода солнца , [ 34 ] На Swing Records, ярлык, основанный ED III. В дополнение к Fambrough, дата включала других известных джазовых музыкантов, таких как барабанщик Бобби Дарем и Kool & The Gang Trombonist Clifford Adams .

Но именно «в воспоминаниях» 1995 года также на свинге ознаменовали повторное выражение Вили как силу в мире музыкального мира. Запись объединила, кто есть кто из великих джазовых людей, в том числе его давней подруги Ширли Скотт ; Ветеран баса Милт Хинтон и новичок баса Дэвид Эфросс , Дарем и Микки Рокер на барабанах; Wycliffe Гордон на тромбоне; и трубач Терелл Стаффорд . В этом предложении Wiley связывает черный музыкальный опыт, от негритянского духовного до Bebop. [ 35 ]
После выпуска USA Today назвала Wiley «Джаз-возвращение ребенка», добавив, что немногие соответствуют его «гортному звучанию». Он оттачивал богатый, похожий на евангеливый са-саксофон, который также заимствует R & B и джаз ». [ 36 ] Два месяца спустя The Washington Post отметил: «Независимо от того, играет ли он блюз, считает свои благословения или отдает дань уважения« В память », ветеран -саксофонист Эд Уайли -младший проецирует резонансный звук и душевный уверен, так тесно связанный с« Тенор Техас ». Традиция.
Уайли часто возвращается в студию в течение 2000 -х годов, всегда окруженной поколением известных аккомпанинге по креста, включая пианистов Кенни Баррона , Роланд Ханны и Джона Хикса ; тромбонист Аль Грей ; Трубайки Николас Пэйтон и Джон Свана ; Органист Джои Дефренческо ; и гитаристы Марк Эльф, Кевин Макнил и Джимми Пондер; и барабанщик Бен Райли.

В 2000 году, после 48 лет, Wiley и Blues Singer Piney Brown [ 37 ] Воссоединилось, чтобы выступить в Blues Estafette, ревю с участием великих блюзовых, в Утрехте, Нидерландах. [ 38 ]
В феврале 2010 года Уайли переехал в Гарнер, штат Северная Каролина , чтобы жить со своим старшим сыном.
Уайли умер 27 сентября 2010 года в Гарнере, в возрасте 80 лет после травмы от падения. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный «Клуб Dead Rock Stars с 2010 июля по декабрь» . Thedeadrockstarsclub.com . Получено 2016-10-03 .
- ^ «Эльдорадо бальный зал | Справочник Техаса онлайн | Техасская государственная историческая ассоциация (TSHA)» . Tshaonline.org . Получено 2016-10-03 .
- ^ «Год блюза 2003» . Архивировано из оригинала 2010-09-04 . Получено 2010-09-04 .
- ^ Юджин Чедборн (1908-08-05). «Дон Альберт | Биография и история» . Allmusic . Получено 2016-10-03 .
- ^ Каденс Обзор джаза и блюза: творческая импровизированная музыка , вып. 29 № 2, февраль 2002 г.
- ^ Интервью включено в примечания Liner в релиз Wiley 1996 года «В память».
- ^ Jcmarion (1999). «Представитель Нью -Йорка: сидеть с» . Home.earthlink.net . Архивировано из оригинала 2011-06-04 . Получено 2016-10-03 .
- ^ «Компьютеры, телевизоры, видеоигры и приборы» . Fubureshop.ca . 2016-08-12 . Получено 2016-10-03 . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ « Бастер» дискография Пикенса » . Wirz.de. Получено 2016-10-03 .
- ^ «Лучшие R & B хиты 1950-1969 гг.» . Angelfire.com . Получено 2016-10-03 .
- ^ Billboard . 1950-07-08. п. 32 Получено 2016-10-03 .
- ^ Billboard . 1950-05-13. п. 31 Получено 2016-10-03 .
- ^ «Биография Пайни Браун» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Получено 2013-08-26 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: Bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Баумгартнер, Брайан. «Все еще поет блюз: Piney Brown», журнал Juke Blues , (№ 48, 2000) с. 28-37.
- ^ Jump up to: а беременный Baumgartner, p. 31
- ^ Jcmarion (1999). «Забытые сессии - часть четвертая» . Home.earthlink.net . Архивировано с оригинала 2016-05-13 . Получено 2016-10-03 .
- ^ "Архививая копия" . Архивировано из оригинала 2011-07-07 . Получено 2010-08-23 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) - ^ «Одиночная дискография для SITTIN 'IN с записями» . Globaldogproductions.info . Получено 2016-10-03 .
- ^ Billboard . 1952-02-02. п. 39 Получено 2016-10-03 .
- ^ «Каталог Riverside Records: 300 серии» . Jazzdisco.org . Получено 2016-10-03 .
- ^ Тернер позже женился на певице Анне Мэй Баллок (которую он переименовал в Тину), и вместе под названием группы «Айк и Тина Тернер ревю» - они выпустили несколько хит -рекордов.
- ^ Фонтено, Роберт. "Какая первая песня рок -н -ролла?" Полем Oldies.About.com . Архивировано из оригинала 2007-12-04 . Получено 2016-10-03 .
- ^ Гержафт, Жерард; Пол Харрис, Джерри Хаусслер, Антон Дж. Микофски. Энциклопедия Блюза , 1997, с. 84
- ^ Данчин, Себастьян (2001). Эрл Хукер: Блюз Мастер , с. 101.
- ^ Данчин, с. 52.
- ^ Jump up to: а беременный Данчин, стр. 51.
- ^ «Иллюстрированная дискография Эрла Хукера» . Wirz.de. Получено 2016-10-03 .
- ^ "Moonglows" . Rockabilly.nl . Получено 2016-10-03 .
- ^ «Харви Фукуа, певец в группе Doo-Wop The Moonglows, умирает в 80» . Вашингтонпост.com . 2010-07-08 . Получено 2016-10-03 .
- ^ Видео на YouTube
- ^ В 1955 году Скотт начал играть с Эдди «Локджау» Дэвисом. Она была бы наиболее известна благодаря сотрудничеству с Дэвисом и другими саксофонистами, в том числе с такими светильниками, как Стэнли Туррентин (на которых она вышла замуж), Декстер Гордон и Джон Колтрейн.
- ^ Холли, 1995.
- ^ Видео на YouTube
- ^ «Эд Вили, младший | Скачать музыку, даты тура и видео» . emusic.com . Получено 2016-10-03 .
- ^ Майк Деммерс (2006-05-16). "Cityhall: в память" . CityHallRecords.com . Получено 2016-10-03 .
- ^ USA Today, «Джазовые ветераны поправляются с возрастом», 19 января 1996 года, Джеймс Т. Джонс IV.
- ^ Кит, Преподобный. «Победители и номинант Blues Music Awards 2013» . Blues.about.com . Архивировано из оригинала 2012-03-02 . Получено 2016-10-03 .
- ^ «Блюз эстафетт 2000» . Xs4all.nl . Получено 2016-10-03 .
- Американский джазовый тенор саксофонисты
- Американские джазовые саксофонисты
- Американские рок -саксофонисты
- Американские фанк -саксофонисты
- Американские мужские саксофонисты
- 1930 Рождения
- 2010 Смерть
- Случайные смерти от падений
- Американские мужские джазовые музыканты
- Американские саксофонисты 20-го века