Биг Мама Торнтон
Биг Мама Торнтон | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Уилли Мэй Торнтон |
Рожденный | Аритон, Алабама , США | 11 декабря 1926 г.
Источник | Окленд, Калифорния , США |
Умер | 25 июля 1984 г. Лос-Анджелес , Калифорния, США | ( 57 лет
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструменты |
|
Годы активности | 1947–1984 |
Этикетки |
Уилли Мэй «Большая мама» Торнтон (11 декабря 1926 - 25 июля 1984), [ 1 ] американский певец и автор песен в стиле блюз и R&B .
В «Энциклопедии поп-музыки, рока и соула» Торнтон описана так: «Ее громкий голос, иногда 200-фунтовое телосложение, и яркая сценическая манера заставляли публику топать ногами и выкрикивать ободряющие крики в R&B-театрах от побережья до побережья с начала 1950-х годов». [ 2 ]
Торнтон был первым, кто записал » Лейбера и Столлера « Hound Dog в 1952 году. [ 3 ] который был написан для нее. Он стал самым большим хитом Торнтона: было продано более 500 000 копий и семь недель он оставался на первом месте в чарте Billboard R&B в 1953 году. [ 4 ] По словам профессора музыки Нью-Йоркского университета Морин Махон, «эта песня рассматривается как важное начало рок-н-ролла, особенно с учетом использования гитары в качестве основного инструмента». [ 5 ]
Другие записи Торнтон включают ее песню « Ball and Chain », ставшую знаменитой в конце 1960-х годов благодаря Дженис Джоплин . Хотя более поздние записи ее песен других исполнителей были проданы миллионами копий, ей было отказано в гонорарах, поскольку она не владела авторскими правами на публикацию своего творчества. Торнтон умер от сердечного приступа и заболевания печени без гроша в пансионе в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, и был похоронен в общей могиле нищего. В 2024 году Торнтон был посмертно занесен в Зал славы рок-н-ролла в категории «Музыкальное влияние».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Торнтон родился 11 декабря 1926 года и был шестым из семи детей Джорджа и Мэтти (урожденная Хейнс) Торнтон. [ 6 ] [ 7 ] Хотя в свидетельстве о рождении Торнтон указано, что она родилась в Аритоне, штат Алабама , [ 8 ] в интервью продюсеру Arhoolie Records Крису Страхвицу она заявила, что Монтгомери, штат Алабама , является местом ее рождения, возможно, потому, что Монтгомери был более известен, чем Аритон. [ 9 ]
С музыкой она познакомилась в баптистской церкви, где ее отец был священником, а мать - певицей. Торнтон сказал: «Раньше я много ходил в церковь, но не слишком много пел в церкви». [ 10 ] [ 11 ]
Мать Торнтона тяжело заболела туберкулезом. [ 9 ] Всего 13 лет Торнтон заботилась о своей матери до ее смерти в туберкулезном санатории Монтгомери в 1939 году. В то время Торнтон еще учился в третьем классе. Потеряв мать, она не смогла продолжать посещать школу. [ 12 ] Торнтон бросил школу и устроился на работу мытьем и чисткой плевательниц в местной таверне.
Карьера
[ редактировать ]Певец-самоучка и музыкант
[ редактировать ]Талант Торнтона был самоучкой. Она сказала: «Мое пение исходит из моего опыта... Мой собственный опыт. Меня никогда ничему не учили. Я никогда не ходила в музыкальную школу или что-то в этом роде. Я научилась петь, играть на губной гармошке и даже играть. барабаны, наблюдая за другими людьми! Я не умею читать ноты, но знаю, что пою! Я пою не так, как никто, кроме себя». [ 13 ]
Когда Торнтон было 8 лет, она научилась играть на губной гармошке, наблюдая за своим старшим братом Каллиопой «Арфой» Торнтон. [ 12 ] Наблюдение за певицами ритм-энд-блюза Бесси Смит и Мемфис Минни , которыми она глубоко восхищалась, помогло развить ее певческий талант. [ 14 ] «Я только начал слушать блюз Бесси Смит, ну, я сам был ребенком, знаете ли. Я был подростком, вечно бегающим по дому и напевая блюз, и мой папа хотел схватить меня с ремнем для бритвы, но я ударился в дверь». [ 15 ]
Торнтон объяснила свою раннюю любовь к блюзу, сказав: «Мой отец был священником. Он баптистский проповедник, а моя мать была очень религиозной. Я просто родился с блюзом... Знаешь, я действительно страдал блюзом в 39-м, когда потерял мать, и тогда я сказал: «Ну, я не знаю, что делать», я сказал: «Ну, я думаю, что хочу спеть блюз». Итак, я сказал, что в то время я слушал Big Maceo , его «Worried Life Blues», и сказал: «Думаю, я хочу это спеть». , и я это сделал. Это было красивое число. [ 15 ]
Принят на работу после первого прослушивания
[ редактировать ]Талант Торнтон раскрылся в 1940 году, когда ей было четырнадцать лет. Мэри Алмазные Зубы , сводная сестра одного из ее ранних кумиров Бесси Смит , предложила ей принять участие в конкурсе талантов после того, как услышала пение Торнтона во время подработки на мусоровозе. [ 16 ] [ 17 ]
Торнтон описал прослушивание во время радиоинтервью Стадсу Теркелю в 1970 году , сказав: «Шоу состоялось в начале 40-х годов и назвало его «Горячее гарлемское ревю Сэмми Грина», как я упоминал ранее. У них не было певца, и поэтому я спросил его, я сказал: «Дайте мне прослушивание, позвольте мне спеть». Я сказал: «Я пел на всех маленьких шоу талантов здесь». Он сказал: «О, маленькая девчонка, ты не можешь». петь». Я сказал: «Попробуешь?» Он сказал: «Да, ну, когда шоу начнется, скажем, мы проведем небольшое прослушивание для певцов, потому что я ищу певца». И он устроил прослушивание, и я был там, он записал мое имя. , и несколько человек спели, а потом он сказал: «Ну, я хочу посмотреть, на что ты способен». Итак, я встал там, у меня была пара старых джинсов, одна нога подвернута, я встал и. Я начал петь одну из песен Луи Джордана под названием «GI Jive», и я спел эту песню, и я спел блюз Биг Масео, «Worried Life Blues», и он нанял меня из 25 человек, я был 26-м, но потом. он нанял меня». [ 15 ]
Ушел из дома, чтобы выступать в 14 лет
[ редактировать ]14-летний Торнтон уехал из дома, путешествуя с шоу между разными городами Алабамы и Джорджии. Торнтон описал ревю как «сценическое представление, похожее на игру в театрах… танцовщиц, хористок, комиков, певцов». [ 10 ] Первоначально нанятая как танцовщица, певица и комедийная актриса, Торнтон быстро стала известна как «Новая Бесси Смит» за свой вокальный талант. [ 16 ] [ 18 ]
Торнтон покинул шоу Грина в 1948 году из-за денежного спора, заявив: «Я путешествовал с ними довольно много лет и поехал в Хьюстон, штат Техас, в 1948 году. Мы играли там, а затем уехали. шоу в 48-м... Они мне были должны немного, довольно много денег, но не заплатили, и я просто устал». [ 19 ]
Начало карьеры звукозаписи в Хьюстоне.
[ редактировать ]Торнтон переехал в Хьюстон и начал петь в бальном зале «Эльдорадо» за пятьдесят долларов за вечер. В 1950 году Торнтон записала свою первую пластинку «All Right Baby» и «Bad Luck Got My Man», выпущенную на хьюстонском лейбле E&W Recording Studio и причисленную к «Harlem All Stars». Торнтон был автором песен обеих песен.
Торнтон переехал в Dinner Club Bronze Peacock, который принадлежал импресарио и продюсеру Дону Роби . В 1950 году она подписала пятилетний контракт на запись с лейблом Robey's Peacock Records . Ее первая пластинка Peacock "No Jody For Me / Let Your Tears Fall Baby" стала местным хитом в районе Хьюстона, но не завоевала популярность на национальном уровне. Торнтон нуждался в дополнительном заработке, чтобы жить, поэтому она начала чистить обувь, чтобы выжить. [ 19 ]
Присоединился к каравану Джонни Отиса.
[ редактировать ]В 1952 году Дон Роби заключил сделку с импресарио Джонни Отисом , позволив артистам Peacock Records, не добившимся национального успеха, путешествовать с California Rhythm and Blues Caravan Отиса. [ 20 ] чтобы получить опыт и знания. Сделка включала запись артистов в Лос-Анджелесе и передачу записей Роби для распространения. Торнтон был одним из художников, выбранных Отисом.
Называется «Большая Мама».
[ редактировать ]Во время выступления ревю в Гарлемском театре «Аполло» в декабре 1952 года у Торнтон не было ни одного собственного хита, который она могла бы спеть. Она спела версию хита Билли Уорда и его домино « Have Mercy Baby ». Публика была в восторге от Торнтона и не останавливалась, пока режиссер не опустил занавес, чтобы продолжить представление. Торнтон сказал: «... вот в чем они допустили свою ошибку. Они поставили меня первым. Я не собирался никого уводить со сцены. Я был там, чтобы стать известным, и я это сделал! Занавес опустился. Тогда они зажгли мое имя. Мистер Фрэнк Шиффман, менеджер вернулся на сцену и крикнул Джонни Отису... «Вы сказали, что у вас есть звезда, и вы получили звезду. Вы должны ее поставить. закрыть шоу!" [ 9 ] На следующий вечер на шатре «Аполлона» было написано «Большая мама Торнтон».
"Гончая собака"
[ редактировать ]Работая с Отисом, Торнтон в 1952 году записал « Hound Dog », первую пластинку, спродюсированную ее авторами Джерри Лейбером и Майком Столлером . Пара присутствовала на записи. [ 21 ] с Лейбером, демонстрирующим песню в том вокальном стиле, который они предполагали; [ 22 ] [ 23 ] Столлер сказал: «Мы хотели, чтобы она это прорычала». Торнтон сказал: «Не учите меня, как петь песни», но уступил. [ 9 ] Отис играл на барабанах после того, как первоначальный барабанщик не смог сыграть адекватную роль. Считается, что песня Торнтона положила начало заре рок-н-ролла . [ 24 ]
Торнтон поняла, что ее запись транслируется во время поездки на выступление в Дейтоне, штат Огайо. «Я собирался в театр и просто включил радио в машине, и мужчина сказал: «Вот пластинка, которая будет идти по всей стране: «Hound Dog» Уилли Мэй Торнтон». Я сказал: «Это я! слушали пластинку так долго. Итак, когда мы дошли до театра, ее включили. Вы могли слышать ее из театра, из громкоговорителя. Они просто играли «Hound Dog» по всему кинотеатру. В операционной, я говорю: «Вы не против проиграть это еще раз?»... Потому что я так давно не слышал пластинку, что сам забыл слова, поэтому я стоял там, пока он ее проигрывал, и слушал. Так что в тот вечер я спел ее на шоу, и все согласились». [ 25 ]
"Hound Dog" стал единственным хитом Торнтона, было продано более 500 000 копий, и он провел 14 недель в чартах R&B, в том числе семь недель на первом месте. [ 26 ] Хотя этот рекорд сделал Торнтон звездой, она, как сообщается, не получила особой прибыли. [ 27 ] Торнтон так и не получил полной благодарности за запись оригинальной версии песни. Она утверждала, что получила всего один гонорар на 500 долларов за свою версию, которая семь недель занимала первое место в чарте Billboard R&B 1953 года. Rolling Stone процитировал ее слова: «Я вообще не получила от них денег. Все живут в доме, кроме меня. Я просто живу». [ 28 ]
Успех Торнтона с "Hound Dog" был омрачен три года спустя, когда Элвис Пресли записал хитовую версию песни. [ 21 ] Пресли услышал обновлённую версию «Hound Dog» в исполнении Фредди Белла и Bellboys во время их выступления в отеле Sands в Лас-Вегасе . Белл удалил рычащее заявление Торнтона о том, что он бросил неверного партнера. Белл изменил песню, новый текст был исполнен буквально собаке. [ 29 ] Версия Пресли была продана десятью миллионами копий, поэтому сегодня немногие поклонники знают, что "Hound Dog" начиналась как "гимн власти черных женщин" Торнтон. [ 24 ]
Карьера 1950-х годов
[ редактировать ]Торнтон продолжала работать в группе Джонни Отиса в период с 1951 по 1954 год. 30 записей, которые она сделала для лейбла Peacock за это время, считаются «замечательными по вокалу и полной сплоченности». [ 30 ] Торнтон выступал в пакетных турах в стиле R&B с Джуниором Паркером и Эстер Филлипс и продолжал записываться для Peacock до 1957 года. У Торнтона не было еще одного хита.
Смерть Джонни Эйса
[ редактировать ]Во время выступления на Рождество 1954 года в City Auditorium в Хьюстоне, штат Техас, Торнтон попытался вмешаться, поскольку его коллега-исполнитель Duke and Peacock Джонни Эйс играл с новым калибром .22 калибра. револьвер в гримерке за кулисами во время вечернего шоу.
В официальных показаниях, сделанных в 12:40 на следующее утро, Торнтон сказал: «Я посмотрел на Джонни и заметил, что у него в руке пистолет. Это был пистолет, который он купил где-то во Флориде. Это был 22-й калибр. револьвер. Джонни направил этот пистолет на Мэри Картер и Джо Гамильтона. Он как бы размахивал им. Я попросил Джонни показать мне пистолет. Он дал мне его, и когда я повернул патронник, упала пуля 22 калибра. Джонни сказал мне положить его туда, где он не выпадет. Я положил его обратно и отдал ему, я сказал ему, чтобы он ни перед кем не щелкал».
Эйс не прислушался к совету Торнтона. «После того, как он вернул пистолет, Джонни направил пистолет на Мэри Картер и нажал на спусковой крючок. Он щелкнул… Я снова сказал Джонни, чтобы он ни на кого не стрелял из пистолета. Затем Джонни приставил пистолет к голове Оливии и нажал на спусковой крючок. Джонни сказал: «Я покажу тебе, что он не стреляет». Он поднял пистолет и сначала посмотрел на него, а затем приставил его к своей голове. Я направился к двери и услышал выстрел. Я обернулся и увидел, что Джонни упал на пол, увидел, что его застрелили, выбежал на сцену и рассказал об этом участникам группы, и оставался там до прибытия полицейских». [ 31 ]
Карьера 1960-х годов
[ редактировать ]Когда в конце 1950-х — начале 1960-х годов ее карьера пошла на убыль, [ 3 ] она покинула Хьюстон и переехала в район залива Сан-Франциско, играя в клубах Сан-Франциско и Лос-Анджелеса. Ее выступления были нечастыми, поэтому она не могла сохранить постоянную группу музыкантов, которые бы ее поддерживали. Крис Штрахвиц рассказала, что, когда Торнтон приглашали выступить в таком хорошем зале, как «Филлмор», ее тогдашний менеджер Джим Мур нанимал «лаунж-музыкантов». Он называл их «джазовыми музыкантами» или как-то так… они понятия не имели, что такое В лучшем случае они были посредственными». [ 32 ]
Живя в районе залива, Тортон записывался на нескольких лейблах, включая Bay-Tone, Irma, Kent, Sotoplay. [ 14 ] из Беркли и лейбл Arhoolie Records .
«Шар и цепь»
[ редактировать ]В 1961 году Торнтон написал еще одну авторскую песню « Ball And Chain ». Песня повествует о чувствах женщины, с которой плохо обращался ее партнер. [ 19 ] В 1961 году Торнтон передал авторские права на песню Bay-Tone Records, небольшой независимой звукозаписывающей компании из Сан-Франциско. Bay-Tone выпустила три сингла Торнтона, включая «You Did Me Wrong / Big Mama's Blues». Однако лейбл решил не выпускать ее запись "Ball And Chain" и вместо этого сохранил авторские права. Это привело к тому, что Торнтон снова лишилась гонорара за публикацию, когда ее песня была записана другим исполнителем и стала хитом. Во время своих более поздних попыток получить гонорары за песню Торнтон описала, как она написала песню за 9 лет до ее записи, сказав: «Я пела так до того, как записала ее».
Услышав исполнение Торнтоном песни в клубе Both/And на улице Дивисадеро в Сан-Франциско, [ 33 ] Big Brother and the Holding Company Вокалистка Дженис Джоплин и гитарист Джеймс Герли подошли к ней и попросили разрешения сделать кавер на "Ball And Chain". [ 19 ] Торнтон согласился. Герли замедлил блюзовую песню в минорной тональности. Группа исполнила свою версию "Ball And Chain" на поп-фестивале в Монтерее в 1967 году . [ 14 ] Толпа была ошеломлена. Гитарист группы Сэм Эндрю пошутил: «Это не песня о том, чтобы носить цветы в волосах». [ 34 ] Впоследствии группа выпустила свою версию песни на своем альбоме Cheap Thrills в августе 1968 года. Альбом оставался на первой строчке чарта Billboard Hot 200 в течение двух месяцев. Интерпретация песни Джоплином возобновила интерес к Торнтон, повысив ее карьеру. [ 25 ]
В интервью 1972 года Торнтон призналась, что получила гонорар после того, как дала Джоплин разрешение на запись ее песни, сказав: «Я дал ей право и разрешение сделать «Ball 'n' Chain»… Все в порядке, это принесло мне деньги». По крайней мере, мне за это заплатили, и я до сих пор получаю гонорары». [ 35 ] После успеха альбома Big Brother's Cheap Thrills компания Arhoolie Records выпустила запись Торнтона "Ball And Chain", чтобы извлечь выгоду из успеха кавера Джоплина. [ 9 ]
Первый европейский тур
[ редактировать ]В 1965 году Торнтон гастролировал по Европе с американским фестивалем фолк-блюза. [ 36 ] где ее «отпраздновали обожающие фанаты». [ 16 ] В обзорах тура говорится: «Торнтон поражает европейскую публику, которая впервые слышит ее концерт». [ 37 ] Ее успех был заметен, «потому что очень немногие блюзовые певицы в то время когда-либо пользовались успехом за пределами Атлантики». [ 38 ]
Архули записи
[ редактировать ]Находясь в Лондоне 20 октября, она записала свой первый альбом для Arhoolie, Big Mama Thornton – In Europe . [ 9 ] Его поддержали ветераны блюза Бадди Гай (гитара), Фред Белоу (ударные), Эдди Бойд (клавишные), Джимми Ли Робинсон (бас) и Уолтер «Шейки» Хортон (гармошка). [ 9 ] за исключением двух песен (и третьей в качестве бонус-трека на переиздании компакт-диска 2005 года), в которых Фред Макдауэлл использовал акустическую слайд-гитару. [ 39 ] Музыкальный продюсер Крис Штрахвиц сказал: «Уилли Мэй «Большая мама» Торнтон, по моему мнению, величайшая блюзовая певица этого и любого другого десятилетия» в примечаниях к альбому. [ 40 ]
В 1966 году Торнтон записала свой второй альбом для Архули, Big Mama Thornton с Muddy Waters Blues Band - 1966 , с Мадди Уотерсом (гитара), Сэмми Лоухорном (гитара), Джеймсом Коттоном (гармошка), Отисом Спанном (фортепиано), Лютером Джонсоном. (бас-гитара) и Фрэнсис Клэй (ударные).
Торнтон выступала на джазовом фестивале в Монтерее в 1966 и 1968 годах. Ее последний альбом для Arhoolie, Ball n' Chain , был выпущен в 1968 году. Он состоял из треков из двух ее предыдущих альбомов, а также композиции «Ball And Chain» и «Ball And Chain». стандартный « Уэйд в воде ». Небольшая группа, в которую входил ее постоянный гитарист Эдвард «Би» Хьюстон , обеспечила поддержку этим двум песням.
Более поздние записи
[ редактировать ]К 1969 году Торнтон подписала контракт с Mercury Records , которая выпустила ее самый успешный альбом Stronger Than Dirt , который достиг 198-го места в Billboard Top 200 чарте . Далее Торнтон подписала контракт с Pentagram Records и наконец осуществила одну из своих самых больших мечтаний. Блюзовая женщина и дочь проповедника, Торнтон любила блюз и то, что она называла «хорошим пением» исполнителей госпела, таких как Dixie Hummingbirds и Махалия Джексон . Она всегда хотела записать пластинку в стиле госпел и сделала это с альбомом Saved (PE 10005). В альбом вошли классические госпелы « Oh, Happy Day », « Down By The Riverside », «Glory, Glory Hallelujah», « He's Got the Whole World in His Hands », «Lord Save Me», « Sing Low, Sweet Chariot». », « Еще одна река » и « Спускайся, Моисей ». [ 16 ]
К тому времени возрождение американского блюза подошло к концу. В то время как оригинальные блюзовые коллективы Торнтона в основном играли на небольших площадках, молодые люди играли свои версии блюза на огромных аренах за большие деньги. Поскольку блюз проник в другие музыкальные жанры, блюзовым музыкантам больше не требовались ни бедность, ни география для обоснования; стиля было достаточно.
Второй европейский тур
[ редактировать ]В то время как дома предложений становилось все меньше и меньше, ситуация изменилась навсегда в 1972 году, когда Торнтона попросили вернуться в тур по Американскому фолк-блюзовому фестивалю. Она считала Европу хорошим местом для себя и, учитывая отсутствие обязательств в Соединенных Штатах, с радостью согласилась. Тур, начавшийся 2 марта, привел Торнтона в Германию, Францию, Швейцарию, Австрию, Италию, Нидерланды, Данию, Норвегию, Финляндию и Швецию, где он завершился 27 марта в Стокгольме. Вместе с ней в списке были Эдди Бойд, Большой Джо Уильямс, Роберт Пит Уильямс, Ти-Боун Уокер, Пол Ленарт, Хартли Севернс, Эдвард Тейлор и Винтон Джонсон. Как и в 1965 году, они снискали признание и уважение других музыкантов, желавших их увидеть. [ 16 ]
Поздняя карьера
[ редактировать ]В 1970-х годах последствия многолетнего пьянства начали заметно сказываться на здоровье Торнтона. Она попала в серьезную автокатастрофу, но выздоровела, чтобы выступить на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1973 году с Мадди Уотерсом, Би Би Кингом и Эдди «Клинхед» Винсоном . The Blues — A Real Summit Meeting , запись этого выступления выпущена лейблом Buddha Records ). Последними альбомами Торнтон были Jail и Sassy Mama для Vanguard Records в 1975 году. Джейл запечатлела ее выступления во время концертов середины 1970-х годов в двух тюрьмах на северо-западе США. [ 16 ] Другие песни с этой записи были выпущены в 2000 году на Big Mama Swings (третий диск в наборе The Complete Vanguard Recordings ).
Ее поддерживал блюзовый ансамбль, в который входили продолжительные джемы Джорджа «Гармоника» Смита и в который входили гитаристы Дуг МакЛауд , Би Хьюстон и Стив Ваксман, барабанщик Тодд Нельсон, саксофонист Билл Поттер, басист Брюс Сиверсон и пианист Джей Ди Николсон. Она много гастролировала по Соединенным Штатам и Канаде, выступала на июньском фестивале Blues Fest в Хьюстоне, разделив счет с Джоном Ли Хукером. [ 16 ]
Она выступала на фестивале блюза в Сан-Франциско в 1979 году и джазовом фестивале в Ньюпорте в 1980 году. Торнтон также выступала на концерте «Blues Is a Woman» в том же году вместе с Сиппи Уоллес , одетая в мужской костюм-тройку, соломенную шляпу и золотое платье. смотреть. Она сидела в центре сцены и играла пьесы, которые хотела сыграть, которых не было в программе. [ 41 ] Торнтон принял участие в Tribal Stomp на торгово-выставочном центре Монтерея, третьем ежегодном фестивале блюза в Сакраменто и блюзе к двухсотлетию Лос-Анджелеса с Би Би Кингом и Мадди Уотерсом. Она была гостем в специальном выпуске телеканала ABC, который вел актер Хэл Холбрук, к ней присоединилась Арета Франклин , и она гастролировала по клубной сцене. Она также участвовала в отмеченном наградами телевизионном специальном выпуске PBS « Три поколения блюза» с Сиппи Уоллес и Джинни Читэм. [ 16 ]
Смерть и погребение
[ редактировать ]Торнтон был найден мертвым в возрасте 57 лет медицинским персоналом в пансионате Лос-Анджелеса. [ 42 ] 25 июля 1984 года. Она умерла от заболеваний сердца и печени из-за длительного злоупотребления алкоголем. В результате болезни она за короткое время похудела на 355 фунтов (161 кг), ее вес упал с 450 до 95 фунтов (с 204 до 43 кг). [ 14 ]
Торнтон был похоронен на кладбище Инглвуд-Парк в округе Лос-Анджелес, Калифорния . На могиле ее бедняки есть небольшой гранитный памятник с двумя дополнительными именами, указывающими на то, что ее тело было похоронено вместе с двумя незнакомцами. [ 33 ]
Подводя итог своей жизни, Торнтон сказала: «Я была счастлива. Были скучные моменты, но нужно терпеть настолько худшее, насколько это возможно, иначе ты никогда этого не увидишь. Я хотел бы остаться таким». [ 43 ]
Стиль
[ редактировать ]Выступления Торнтон характеризовались ее глубоким, мощным голосом и сильным чувством собственного достоинства. Прозвище «Большая мама» ей дал Фрэнк Шиффман, менеджер Гарлемского театра «Аполло» , из-за ее сильного голоса, роста и индивидуальности. Торнтон заявила, что она была громче любого микрофона и не хотела, чтобы микрофон когда-либо был таким же громким, как она. Элис Эчолс , автор биографии Дженис Джоплин, заявила, что Торнтон могла петь «красивым голосом», но не захотела.
На ее стиль сильно повлияла музыка госпел, которую она слушала, когда росла в доме проповедника, хотя ее жанр можно охарактеризовать как блюз. [ 25 ] Торнтона цитировали в статье 1980 года в «Нью-Йорк Таймс» : «Когда я подходил и слушал Бесси Смит и всех остальных, они пели от всего сердца и души и выражали себя. Вот почему, когда я исполняю песню Джимми Рида или кто-нибудь, у меня есть свой собственный способ петь это. Потому что я не хочу быть Джимми Ридом, я хочу быть самим собой, мне нравится вкладывать себя во все, что я делаю, чтобы чувствовать это». [ 44 ]
Такие ученые, как Морин Махон, похвалили Торнтон за подрыв традиционных ролей чернокожих или афроамериканских женщин. [ 25 ] Она добавила голос чернокожей женщины в поле, где доминировали белые мужчины, и ее сильная личность нарушила стереотипы о том, какой должна быть чернокожая или афроамериканка. Этот проступок был неотъемлемой частью ее выступления и сценического образа. [ 45 ]
Ученый Тайина Стептоу написала, что гендерное несоответствие Торнтона помогло утвердить рок-н-ролл как мятежную форму музыки. Она говорит, что Торнтона следует понимать как гомосексуалиста . [ 46 ]
Наследие
[ редактировать ]За свою карьеру Торнтон была номинирована на премию Blues Music Awards . шесть раз [ 25 ]
Помимо «Ball 'n' Chain» и «Они зовут меня большой мамой», Торнтон написал 20 блюзовых песен. Ее «Ball 'n' Chain» включена в ролл» Зала славы рок-н-ролла . список «500 песен, которые сформировали рок-н- [ 26 ] Только когда Дженис Джоплин перепела песню Торнтона «Ball 'n' Chain», она стала хитом. Хотя Торнтон не получила финансовой компенсации за свою песню, Джоплин организовала для Торнтона открытие концертов. Джоплин нашла свой певческий голос благодаря Торнтону, который похвалил версию Джоплина «Ball 'n' Chain», сказав: «Эта девушка чувствует себя так же, как и я». [ 47 ]
Впоследствии Торнтон получила большее признание за свои популярные песни, но ее влияние на блюз, рок-н-ролл и соул до сих пор недооценивают. [ 18 ] Музыка Торнтона также оказала влияние на формирование американской популярной музыки. Отсутствие признания, которое она получила за "Hound Dog" и "Ball 'n' Chain", когда они стали популярными хитами, является показателем отсутствия признания, которое она получила за свою карьеру в целом. [ 48 ] Многие критики утверждают, что отсутствие признания Торнтона в музыкальной индустрии является отражением эпохи расовой сегрегации в США , как физической, так и в музыкальной индустрии. [ 25 ] [ 48 ] Ученые предполагают, что отсутствие доступа Торнтон к более широкой аудитории (как белой, так и черной), возможно, было препятствием на пути ее коммерческого успеха как вокалистки и композитора. [ 25 ] [ 48 ]
В 2004 году был основан некоммерческий рок-лагерь Willie Mae для девочек, названный в честь Торнтона, чтобы предлагать музыкальное образование девочкам в возрасте от восьми до 18 лет. [ 25 ] Первая биография Торнтона « Большая мама Торнтон: жизнь и музыка » Майкла Сперке была опубликована в 2014 году. [ 16 ]
В 2022 году Торнтон появился в качестве персонажа в Элвисе Пресли « Элвис об биографическом фильме ». В фильме Торнтон (которую играет Шонка Дукуре в ее единственной роли в кино, поскольку она умерла вскоре после выхода фильма) показана как оригинальная певица песни «Hound Dog» и появляется в фильме, исполняя эту песню. Пресли (которого играет Остин Батлер ) слышит, как Торнтон поет «Hound Dog» на концерте, и решает записать кавер на песню. Исполнение Дукуре «Hound Dog» было полностью включено в саундтрек к фильму . [ 49 ] Фильм и саундтрек имели как критический, так и коммерческий успех, что привлекло к Торнтону большее внимание общественности.
В 2024 году Торнтон был выбран для включения в Зал славы рок-н-ролла в категории «Музыкальное влияние». [ 50 ] [ 51 ]
Похвалы
[ редактировать ]- 1953: "Hound Dog" (сингл), Peacock Records , лучшая песня в стиле ритм-н-блюз, Cash Box журнал
- 1979: блюзового фестиваля в Сан-Франциско Премия
- 1984: Призывник, Зал славы блюза , Фонд блюза, Мемфис, Теннесси
- 2006: Классика блюзовой записи - сингл или трек из альбома, "Hound Dog" (сингл), Peacock Records , Зал славы блюза , Blues Foundation, Мемфис, Теннесси
- 2013: ГРЭММИ Премия Зала славы , "Hound Dog" (сингл), Peacock Records (1953)
- 2017: Призывник, Национальный реестр звукозаписей, "Hound Dog" (сингл), Peacock Records , Библиотека Конгресса , Вашингтон, округ Колумбия
- 2020: Призывник, Зал музыкальной славы Алабамы , Таскамбия, Алабама
- 2024: Призывник, Зал славы рок-н-ролла , категория «Музыкальное влияние», Кливленд, Огайо.
Дискография
[ редактировать ]Это неполная дискография.
Студийные и концертные альбомы
[ редактировать ]Год | Заголовок | Этикетка |
---|---|---|
1966 [ 52 ] | Биг Мама Торнтон – В Европе | Архули |
1966 | Биг Мама Торнтон с блюз-бэндом Muddy Water Blues Band | Архули |
1969 | Сильнее грязи | Меркурий |
1970 | Как это есть | Меркурий |
1971 | Сохранено | Пентаграмма |
1975 | Тюрьма (Live) | Авангард |
1975 | Нахальная мама! (Жить) | Авангард |
Сборники
[ редактировать ]Год | Заголовок | Этикетка |
---|---|---|
1968 | Шарик и цепь | Архули |
1970 | Она вернулась | Бэкбит/Павлин |
1978 | Mama's Pride (сборник треков из Jail и Sassy Mama! ) | Авангард |
Источник: Big Mama Thornton из AllMusic , если не указано иное.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэлоун, Билл С.; Уилсон, Чарльз Рейган (2009). Новая энциклопедия южной культуры, Том. 12 (иллюстрированное изд.). Издательство Университета Северной Каролины. п. 370. ИСБН 9780807832394 . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Стамблер, Ирвин (1974). Энциклопедия поп, рока и соула . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 0312250258 .
- ^ Jump up to: а б Рассел, Тони (1997). Блюз: от Роберта Джонсона до Роберта Крея . Дубай: Carlton Books. п. 177. ИСБН 978-1-85868-255-6 .
- ^ «Большая мама Торнтон – Биография» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 3 июня 2016 года . Проверено 12 октября 2015 г.
- ↑ Блюзовый певец «Big Mama» Торнтон выпустил хит «Hound Dog». Затем появился Элвис , Washingtonpost.com ; по состоянию на 12 октября 2021 г.
- ^ Тредуэлл, Джейн (12 октября 2022 г.). « Большую маму Торнтона будут чествовать в Аритоне» . Трой, Алабама: Тройский посланник . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Уилли Н. Торнтон в федеральной переписи населения США 1930 года» . ancestry.com . Соединенные Штаты . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Махон, Морин. «Голос мамы» . Зал славы рок-н-ролла . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 2 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сперке, Майкл (2014). Биг Мама Торнтон: Жизнь и музыка . МакФарланд. п. 70. ИСБН 978-0-7864-7759-3 .
- ^ Jump up to: а б Штрахвиц, Крис. «Интервью Большой Мамы Торнтон» . Arhoolie.org . Фонд Архули . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Фэй, Роберт (1999). «Торнтон, Уилли Мэй («Большая мама»)». В Аппиа, Кваме Энтони; Гейтс, Генри Луи младший (ред.). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта (1-е изд.). Основные книги Civitas. п. 1845 год . ISBN 978-0-465-00071-5 .
- ^ Jump up to: а б Забо, Марта (3 октября 2022 г.). «Нерассказанная правда большой мамы Торнтон» . Grunge.com . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Дасгупта, Пубали (11 декабря 2020 г.). «Шесть подробных песен: полное руководство для новичков по Большой Маме Торнтон» . Faroutmagazine.co.uk . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гаар, Джиллиан (1992). Она бунтовщица: история женщин в рок-н-ролле . Сиэтл, Вашингтон: Сил Пресс. п. 4 . ISBN 978-1580050784 .
- ^ Jump up to: а б с «Уилли Диксон, Санниленд Слим и Биг Мама Торнтон обсуждают свою блюзовую карьеру и описывают некоторые из своих песен» . StudsTerkel.wfmt.com . Радиосеть WFMT. 1970 год . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сперке, Майкл. «Большая мама Торнтон: жизнь и музыка» . Mcfarlandbooks.com . Проверено 7 октября 2015 г.
- ^ «Уилли Мэй «Большая мама» Торнтон» . Спонтанное безумие . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Холден, Стивен (июль 1984 г.). «Уилли Мэй Торнтон, влиятельный блюзовый певец» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д «Борьба и триумфы Бесси Джонс, Большой Мамы Торнтон и Этель Уотерс» . библиотека.yale.edu . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Окли, Джайлз (1997). Музыка Дьявола . Да Капо Пресс . п. 214 . ISBN 978-0-306-80743-5 .
- ^ Jump up to: а б Гиллиланд, Джон (1969). «Шоу 7, The All American Boy: Enter Elvis and the Rock-a-Billies. Часть 1» (аудио) . Поп-хроники . Библиотеки Университета Северного Техаса .
- ^ Гончая: Автобиография Лейбера и Столлера . стр. 61–65
- ^ Рукс, Рикки (2006). Тексты: Написание лучших слов для ваших песен . Книги о бэкбите. п. 171; ISBN 0-87930-885-0
- ^ Jump up to: а б Март 2019 г. «Смитсоновский институт», оф. 42
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Махон, Морин (2011). «Слушаю голос Уилли Мэй «Большая мама» Торнтона: звуки расы и гендерных нарушений в рок-н-ролле» . Женщины и музыка: журнал гендера и культуры . 15 : 1–17. дои : 10.1353/wam.2011.0005 . S2CID 191365511 .
- ^ Jump up to: а б Бронсон, Фред. Книга хитов номер 1 в Billboard . Рекламные щиты книг; ISBN 0-8230-7677-6
- ^ Сантелли, Роберт. Большая книга блюза . п. 464
- ^ Хилл, Чарльз А. (12 апреля 2016 г.). «Кому принадлежит «Гончая собака»?» . Чарльз А. Хилл Посредничество . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Хилл, Чарльз А. (11 января 2024 г.). «№31 — «Гончая собака» — Биг Мама Торнтон» . Songsthatsavedyourlife.substack.com . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ Хержафт, Жерар (1 июля 1997 г.). Энциклопедия блюза, 2-е издание . Фейетвилл, Арканзас: Издательство Университета Арканзаса. ISBN 1557284520 .
- ^ «Городская аудитория — Хьюстон, Техас» . СкоттиМур.нет. 26 июля 2012 года . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Кушинг, Стив (2014). Пионеры возрождения блюза — музыка в американской жизни . Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0252096204 .
- ^ Jump up to: а б Ширер, Синтия (15 февраля 2017 г.). «Истончение Большой Мамы» . Оксфордский американский . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Оксфордский американский литературный проект, Inc. Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Гаар, Джиллиан Г. (17 августа 2017 г.). «Лето любви… и музыка в Монтерее!» . goldminemag.com . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Дениз, Линни (2023). Почему важен Уилли Мэй Торнтон . Техасский университет Press - Остин. п. 370. ИСБН 978-1-4773-2118-8 . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «Фестиваль американского фолк-блюза 1962–1965, Том 2 | Бесплатные трейлеры, краткий обзор сюжета, фотографии, актеры и съемочная группа | Фильмы MTV» . MTV.com. 19 декабря 2014. Архивировано из оригинала 16 января 2005 года . Проверено 7 октября 2015 г.
- ^ Томпсон, Марк (12 сентября 2014 г.). «Большая мама Торнтон – Жизнь и музыка» . Bluesblastmagazine.com . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Дикэр, Дэвид (1999). Исполнители блюза: биографии 50 легендарных исполнителей начала 20 века . Северная Каролина: Макфарланд и компания. п. 212 . ISBN 978-0786406067 .
- ^ Обзор в Европе на AllMusic
- ^ О'Нил, Джим. «Уилли Мэй «Большая мама» Торнтон» . Фонд Блюза . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Джонсон, Мария (2010). «Хорошую женщину просто невозможно удержать: Элис Уокер поет блюз». Афроамериканский обзор . 30 (2): 221–236. дои : 10.2307/3042356 . JSTOR 3042356 .
- ^ «Большая мама Торнтон: Биография | Рекламный щит» . www.billboard.com . Архивировано из оригинала 3 июня 2016 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ Нефф, Роберт; Коннор, Энтони (1975). Блюз . Доктор Годин. ISBN 9780879231521 .
- ^ «Большая мама Торнтон играет на редком клубном свидании; женщины «только что спели» хит в «Hound Dog» » . Нью-Йорк Таймс . 4 июля 1980 года.
- ^ Уотерман, Дик (2003). Между полуночью и днем: Последний неопубликованный блюзовый архив . Нью-Йорк: Устье Грома. ISBN 978-1933784458 .
- ^ Стептоу, Тайна (2018). «Большая мама Торнтон, Литтл Ричард и странные корни рок-н-ролла» . Американский ежеквартальный журнал . 70 (1): 55–77. дои : 10.1353/aq.2018.0003 . ISSN 1080-6490 . S2CID 149727178 .
- ^ Суэр, Кинсли (30 января 2019 г.). «Множество музыкальных влияний Дженис Джоплин» . Центральная сцена Портленда .
- ^ Jump up to: а б с Джонс, Далтон Энтони (январь 2015 г.). «Смертные приговоры: от Бытия к жанру (Условно-досрочное освобождение Большой Мамы)». Женщины и производительность: журнал феминистской теории . 25 : 59–81. дои : 10.1080/0740770X.2014.994840 . S2CID 142981288 .
- ^ «Музыка Элвиса: полное руководство по тому, кто что поет в саундтреке, от Джека Уайта до Джазмин Салливан и Стиви Никс» . Variety.com . 18 июня 2022 г.
- ^ «Призывники Зала славы рок-н-ролла 2024 года» . Зал славы рок-н-ролла . 22 апреля 2024 г. . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Грин, Энди (22 апреля 2024 г.). «Шер, Оззи Осборн, группа Дэйва Мэтьюза, Мэри Джей Блайдж возглавили Зал славы рок-н-ролла 2024 года» . Роллинг Стоун . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Сперке 2014, с. 166
Библиография
[ редактировать ]- Сперке, Майкл (2014). Биг Мама Торнтон: Жизнь и музыка. Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. ISBN 978-0-7864-7759-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1926 рождений
- 1984 смертей
- Афроамериканские певицы XX века
- Американские барабанщики 20-го века
- Американские певцы 20-го века
- Американские певицы 20-го века
- Исполнители Ace Records (Великобритания)
- Смертность от алкоголя в Калифорнии
- Американские блюзовые барабанщики
- Американские блюзовые гармонисты
- Американские блюзовые певцы
- Американские исполнители ритм-н-блюза
- Американские женщины-барабанщицы
- Артисты Arhoolie Records
- Похороны на кладбище Инглвуд-Парк.
- Артисты Mercury Records
- Музыканты из Монтгомери, Алабама
- Жители округа Дейл, штат Алабама
- Техасские блюзовые музыканты
- Артисты Vanguard Records
- Блюзовые музыканты Западного побережья
- Андрогинные люди