Ракета 88
«Ракета «88»» | ||||
---|---|---|---|---|
Сингл от Джеки Бренстона и его Delta Cats | ||||
сторона B | «Вернись туда, где тебе место» | |||
Выпущенный | Март 1951 г. [1] | |||
Записано | 3 или 5 марта 1951 г. | |||
Студия | Служба звукозаписи Мемфиса (Мемфис) | |||
Жанр | ||||
Длина | 2 : 48 | |||
Этикетка | шахматы | |||
Автор(ы) песен |
| |||
Продюсер(ы) | Сэм Филлипс | |||
Джеки Бренстон и Delta Cats хронология его синглов | ||||
| ||||
Аудио образец | ||||
« Rocket 88 » (первоначально стилизованная как Rocket «88» ) — песня, которая была впервые записана в Мемфисе, штат Теннесси , в марте 1951 года. Авторство записи принадлежит « Джеки Бренстону и его дельта-котам»; хотя Бренстон действительно исполнял вокал, на самом деле группой были Айк Тернер и его Kings of Rhythm . Сингл занял первое место в чарте Billboard R&B .
Многие музыкальные писатели признают его важность в развитии рок-н-ролльной музыки, а некоторые считают его первой рок-н-ролльной пластинкой . [5] В 2017 году Mississippi Blues Trail посвятила свою 200-ю отметку "Rocket 88" как влиятельному альбому. [6] Песня была занесена в Зал славы блюза в 1991 году. [7] Зал славы Грэмми в 1998 году, [8] Зал славы рок-н-ролла в 2018 году, [9] и Национальный реестр звукозаписи в 2024 году. [10]
Состав и запись
[ редактировать ]Оригинальная версия двенадцатитактовой блюзовой песни была приписана Джеки Бренстону и его группе Delta Cats, которая достигла первой строчки в R&B-чартах . [11] Бренстон был саксофонистом Айка Тернера , а Delta Cats на самом деле были Тернера Kings of Rhythm резервной группой , которая репетировала в отеле Riverside в Кларксдейле, штат Миссисипи . Бренстон исполнил ведущий вокал и официально указан как автор песен. Тернер возглавил группу и в некоторых источниках упоминается как композитор. [12] [13]
Позже Бренстон сказал, что песня не была особенно оригинальной; «Они просто позаимствовали из другого блюза об автомобиле, «Cadillac Boogie» Джимми Лиггинса » . [14] Песня была гимном радости Oldsmobile Rocket 88 . недавно представленного автомобиля [12] и был основан на песне 1947 года «Cadillac Boogie» Джимми Лиггинса . [15]
Опираясь на шаблон джамп-блюза и свинг-комбо , Тернер сделал этот стиль еще более грубым, наложив восторженный вокал Бренстона, его собственное фортепиано и соло на тенор-саксофоне 17-летнего Рэймонда Хилла . Вилли Симс играл на барабанах во время записи.
Обзор пластинки в журнале Time включал: [16]
Rocket 88 была дерзкой и сексуальной; он взял элементы блюза, наполнил их ритмом, настроем и электрогитарой и превратил черную музыку во что-то новое. Если блюз, казалось, олицетворял старую мудрость, то эта новая музыка казалась полной юношеских идей. Если блюз был о том, как выжать катарсическую радость из плохих времен, то эта новая музыка была о том, чтобы позволить хорошим временам наступить. Если блюз был о земных проблемах, то скала, которую создала команда Тернера, словно кричала, что небо теперь — предел.
Легенда о том, как появился звук, гласит, что усилитель Кизарта был поврежден на шоссе 61 , когда группа ехала из Миссисипи в Мемфис, штат Теннесси. Была предпринята попытка удержать диффузор на месте, набив усилитель ватными газетами, что непреднамеренно создавало искаженный звук; Филлипсу понравился звук, и он использовал его. [17] [18] Питер Гуралник в своей биографии Сэма Филлипса описывает, как усилитель выпал из багажника машины, когда у группы спустило колесо и они выкапывали запаску. [19]
Филлипс поделился своими воспоминаниями об усилителе в интервью журналу Rolling Stone : «Усилитель басов упал с машины. А когда мы вошли в студию, низкочастотный динамик лопнул, лопнул диффузор. Поэтому я приклеил газету и немного мешка бумаги. в нем, и именно здесь мы получили этот звук». Впоследствии Филлипс не жаловался на необычный эффект, который произвело «исправление». «Чем нетрадиционнее это звучало, тем больше я этим интересовался». [20]
Песня была записана в Мемфисской студии продюсера Сэма Филлипса в марте 1951 года и лицензирована Chess Records . для выпуска [21] Предполагалось, что пластинка будет приписана Айку Тернеру и его «Королям ритма» с участием Джеки Бренстон, но вместо этого были напечатаны «Джеки Бренстон и его Дельта-Кошки». [22] Тернер обвинил в этой ошибке Филлипса, поскольку именно он предоставил лицензию Chess. [22] Тернеру и группе заплатили всего по 20 долларов каждому (235 долларов США в долларах 2023 года). [23] ) для протокола, [24] за исключением Бренстона, который продал права Филлипсу за 910 долларов. [25]
Была ли это первая пластинка в жанре рок-н-ролл, ведутся споры. В статье The Guardian за 2014 год говорилось, что «репутация Rocket 88, возможно, больше связана с громкими более поздними заявлениями Сэма Филлипса, что он открыл для себя рок-н-ролл». [26] Time цитирует «Новую энциклопедию рок-н-ролла Rolling Stone» и Зал славы рок-н-ролла, подтверждающие, что «Rocket 88 вполне мог быть первой рок-н-ролльной пластинкой». [27]
Однако в более позднем интервью Айк Тернер высказал следующий комментарий: «Я не думаю, что «Rocket 88» — это рок-н-ролл. Я думаю, что «Rocket 88» — это R&B, но я думаю, что «Rocket 88» — это причина существования рок-н-ролла». [28]
График производительности
[ редактировать ]"Rocket 88" стал третьим по величине ритм-н-блюзовым синглом в музыкальных автоматах 1951 года, по данным журнала Billboard , и девятым по продажам пластинок. [29] Сингл достиг вершины чарта Best Selling R&B Records 9 июня 1951 года и оставался там три недели. [30] Он также провел две недели на вершине чарта самых популярных музыкальных автоматов R&B Records; провел в общей сложности пять недель на первом месте в чартах R&B. [11] [31]
Влияние
[ редактировать ]«Когда я был маленьким мальчиком, эта песня меня очень очаровала. Я никогда не слышал такого звука фортепиано. Я тогда никогда не играл на пианино. вы слышите то же вступление, что и к «Ракете 88», точно такое же, ничего не изменилось».
- Литтл Ричард (1999) [32]
Фортепианное вступление Айка Тернера в "Rocket 88" повлияло на Литтл Ричарда , который позже использовал его в своем хите 1958 года " Good Golly, Miss Molly ". [32]
Сэм Филипс , основатель Sun Records и Sun Studio , [33] и многие авторы предполагают, что "Rocket 88" имеет серьезные претензии на звание первой рок-н-ролльной пластинки. [26] Другие придерживаются более детальной точки зрения. Чарли Джиллетт , написавший в 1970 году в журнале The Sound of the City что это была «одна из нескольких пластинок, которую люди в музыкальном бизнесе называют «первой рок-н-ролльной пластинкой » . , сказал , [34] Ларри Бирнбаум предположил, что идея о том, что "Rocket 88" можно назвать "первой рок-н-ролльной пластинкой", впервые возникла в конце 1960-х; он утверждал, что: «Одна из причин, несомненно, заключается в том, что сломанный усилитель Кизарта предвосхитил звук фуззбокса, который был в период своего расцвета, когда «Rocket 88» была заново открыта». [35]
Историк музыки Роберт Палмер в статье «История рок-н-ролла Rolling Stone» в 1980 году назвал эту пластинку важной и влиятельной. Он отметил, что игра Хилла на саксофоне была «более дикой и грубой», чем на многих пластинках прыжкового блюза , а также подчеркнул «размытую, чрезмерно усиленную электрогитару» на пластинке. [36] В своей книге 1984 года « Невоспетые герои рок-н-ролла » Ник Тошес , хотя и отвергает идею о том, что ее можно назвать первой рок-н-ролльной пластинкой, «так же, как и любой первый современный роман – факт остается фактом: пластинка, о которой идет речь, была наполнена звуком и яростью, абсолютная новизна которых отличала ее от всего, что было раньше». [37] Поддерживая эту точку зрения, Билл Даль из AllMusic написал: [38]
Определить первый настоящий рок-н-ролльный альбом – поистине невыполнимая задача. Но вы не ошибетесь, ссылаясь на шахматную версию «Rocket 88» Джеки Бренстона 1951 года, которая представляет собой основополагающую часть захватывающей истории рока, в которой все необходимые элементы прочно присутствуют: практически неразборчивые тексты об автомобилях, выпивке и женщинах; Теноровый саксофон Рэймонда Хилла и бурлящий, тяжелый ритмичный низ.
Историк наскального искусства Павел Грушкин писал: [39]
Работая на основе джамп-блюза после биг-бэнда, Тернер приготовила мягкое, плавное буги-вуги с ровным ритмом, теперь сочетающимся с восторженным, сексуально наводящим вокалом Бренстон, который говорил о возможностях, открытиях и завоеваниях. . Все это в совокупности создало (как позже выразился один рецензент) «МАТЕРЬ всех песен в стиле R&B для эволюционирующей белой аудитории».
Майкл Кэмпбелл написал в книге «Популярная музыка в Америке: И ритм продолжается »: [40]
И искажение, и относительное выдающееся звучание гитары были новыми особенностями этой записи - именно эти элементы принесли "Rocket 88" столько номинаций как "первая" рок-н-ролльная пластинка. С нашей точки зрения, "Rocket 88" не была первой рок-н-ролльной пластинкой, потому что бит представляет собой шаркающий ритм, а не характерный рок-ритм, впервые услышанный в песнях Чака Берри и Литтл Ричарда. Тем не менее, дисторшн и центральное место гитары в общем звучании, безусловно, предвосхищают ключевые черты рок-стиля.
Сам Айк Тернер сказал в интервью Хольгеру Петерсену : [2]
Я не думаю, что «Rocket 88» — это рок-н-ролл. Я думаю, что «Rocket 88» — это R&B, но я думаю, что «Rocket 88» — причина существования рок-н-ролла… Сэм Филлипс заставил Дьюи Филлипса сыграть «Rocket 88» в своей программе — и это как первый черный пластинка должна была крутиться на белой радиостанции – и, чувак, все белые дети бросились в магазины пластинок, чтобы купить ее. И вот тогда Сэму Филлипсу пришла в голову идея: «Ну, чувак, если я найду себе белого мальчика, который будет звучать как черный мальчик, тогда я получу золотую жилу», и это правда. Итак, именно тогда у него появился Элвис , Джерри Ли Льюис и еще несколько парней, и они назвали это рок-н-роллом, а не R&B, и это причина, по которой я думаю, что рок-н-ролл существует, а не то, что "Rocket 88" была первый, но именно это и стало причиной первого. [2]
На протяжении многих лет каверы на песню исполняли несколько исполнителей, первым из которых был Bill Haley & His Comets в июле 1951 года. [41] Независимо от того, какая версия заслуживает похвалы, "Rocket 88" рассматривается как прототип рок-н-ролльной песни по музыкальному стилю и составу, а также по лирической теме, в которой автомобиль служит метафорой сексуального мастерства. [42]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Симс, Лидел (28 марта 1951 г.). «Ракета становится летающим диском и движется к рекордной славе» . Коммерческий призыв . п. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с Петерсен 2011 , с. 156.
- ^ Холл, Митчелл К. (2005). Перекресток: американская популярная культура и вьетнамское поколение . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742544444 .
- ^ Бергсман, Стив (2 июля 2019 г.). Я околдовал тебя: Причудливая жизнь кричащего Джея Хокинса . Дикий дом. ISBN 9781627310918 .
- ^ «Когда на самом деле родился рок-н-ролл?» . Хранитель . 16 апреля 2004 г.
- ^ «Миссисипи Блюз Трейл достигает 200-го места с «Ракетой 88» » . Управление развития штата Миссисипи . 9 ноября 2017 года . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ О'Нил, Джим (10 ноября 2016 г.). «Призывники Зала славы: Ракета '88' - Джеки Бренстон и его дельта-коты (Шахматы, 1951)» . Фонд Блюза . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ «Зал славы Грэмми» . Академии звукозаписи Премия «Грэмми» . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Графф, Гэри (18 апреля 2018 г.). «В Зал славы рок-н-ролла впервые введены песни, в том числе «Born to Be Wild» и «Louie Louie » . Рекламный щит . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ «The Notorious BIG, The Chicks, Green Day и другие включены в Национальный реестр звукозаписывающих компаний (полный список)» . Рекламный щит . 16 апреля 2024 г. Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уитберн 1988 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон, Эндрю. «Джеки Бренстон: «Ракета 88» – обзор» . Вся музыка . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Вайнштейн 2015 , с. 34 .
- ^ «Ракета '88' - Джеки Бренстон и его дельта-коты (Шахматы, 1951)» . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Хилл 2003 , стр. 70–76.
- ^ Фарли, Кристофер Джон (6 июля 2004 г.). «Элвис Рокс. Но он не первый» . Время . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Палмер 1981b , с. 222.
- ^ Палмер 1995 , с. 201.
- ^ Гуральник 2015 .
- ^ Кэй, Элизабет (13 февраля 1986 г.). «Сэм Филлипс: Интервью журналу Rolling Stone» . Роллинг Стоун .
- ^ Гуральник 1994 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Тернер и Которн, 1999 .
- ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «История Айка Тернера». Невоспетые (телесериал). ТВ Один . 3 июня 2015. Эпизод 83.
- ^ Тернер и Лодер 1986 .
- ^ Перейти обратно: а б Петридис, Алексис (16 апреля 2004 г.). «Когда на самом деле родился рок-н-ролл?» . Хранитель . ISSN 0261-3077 .
- ^ «Элвис крут, но он не первый» . Время . 30 июня 2017 г. Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Послушайте первую когда-либо записанную рок-н-ролльную песню» . Faroutmagazine.com . 13 ноября 2021 г. Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Уитберн 1988 , с. 597.
- ^ «Самые продаваемые пластинки в стиле R&B / Самые популярные пластинки в стиле R&B для музыкальных автоматов» (PDF) . Рекламный щит . 23 июня 1951 г. с. 33.
- ^ «Самые популярные пластинки музыкального автомата в стиле R&B» (PDF) . Рекламный щит . 7 июля 1951 г. с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Тернер и Коуторн 1999 , с. xi.
- ^ «Действительно ли рок-н-ролл начался с песни о машине?» . MotorTrend.com . 25 марта 2020 г. Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Джиллетт 1970 , с. 156.
- ^ Бирнбаум 2012 , с. 17.
- ^ Палмер 1981a , с. 11.
- ^ Тошес 1984 , с. 139.
- ^ Даль, Билл. «Джеки Бренстон: Биография» . Вся музыка . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Грушкин 2006 , стр. 26–27.
- ^ Кэмпбелл 2011 , с. 164.
- ^ «Художники, Билл Хейли и его кометы» . Эд Салливан . 14 июня 2015 года . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ Доусон и Пропс 1992 .
Библиография
[ редактировать ]- Бирнбаум, Ларри (2012). До Элвиса: Предыстория рок-н-ролла . Лэнхэм, Массачусетс: Scarecrow Press. ISBN 978-0810886384 .
- Кэмпбелл, Майкл (2011). Популярная музыка в Америке: и ритм продолжается (4-е изд.). Бостон, Массачусетс: Cengage Learning. ISBN 978-0810886384 .
- Коллис, Джон (2003). Айк Тернер: король ритма . Лондон: Не давить. ISBN 978-1-904316-24-4 .
- Доусон, Джим ; Пропс, Стив (1992). Какая была первая рок-н-ролльная пластинка? . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-12939-0 .
- Джиллетт, Чарли (1970). Звук города . Книги Сферы. ISBN 978-0722138601 .
- Гуральник, Питер (1994). Последний поезд в Мемфис: Восстание Элвиса Пресли . Нью-Йорк: Литтл Браун . ISBN 978-0316332200 .
- Гуральник, Питер (2015). Сэм Филлипс: человек, который изобрел рок-н-ролл . Нью-Йорк: Литтл Браун .
- Грушкин, Павел (2006). Rockin' Down the Highway: Автомобили и люди, которые сделали рок-ролл . Издательство МБИ. ISBN 978-0760322925 .
- Палмер, Роберт (1981a). История рок-н-ролла в журнале Rolling Stone . Пикадор.
- Палмер, Роберт (1981b). Глубокий блюз . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-006223-6 .
- Палмер, Роберт (1995). Рок-н-ролл: неуправляемая история . Книги Гармонии. ISBN 0-517-70050-6 .
- Петерсен, Хольгер (2011). Говорящая музыка: блюзовое радио и рутовая музыка . Бессонница Пресс. ISBN 978-1554830589 .
- Шепард, Джон (2003). Континуум-энциклопедия популярной музыки мира: исполнение и производство. Том. II . Континуум Интернэшнл. ISBN 978-0826463227 .
- Тошес, Ник (1984). Невоспетые герои рок-н-ролла . Секер и Варбург.
- Тернер, Айк ; Коуторн, Найджел (1999). Вернув себе имя: Признания Айка Тернера . Лондон: Девственница. ISBN 185-2278501 .
- Тернер, Тина ; Лодер, Курт (1986). Я, Тина: История моей жизни (1-е изд.). Нью-Йорк: Морроу. ISBN 978-0688059491 .
- Вайнштейн, Дина (2015). Рок-н-Америка: социальная и культурная история . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 9781442600188 .
- Уитберн, Джоэл (1988). Лучшие синглы в стиле R&B 1942–1988 годов . Меномони-Фолс, Висконсин: рекордное исследование . ISBN 0-89820-068-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Синглы 1951 года
- песни 1951 года
- Песни, написанные Айком Тернером
- Песни Джеки Бренстона
- Песни Билла Хейли
- Блюзовые песни
- Синглы Chess Records
- Лауреаты премии Зала славы Грэмми
- Записи песен, спродюсированные Сэмом Филлипсом
- Песни про машины
- Миссисипи Блюз Трейл
- Записи Национального реестра звукозаписи США