Эффект рифмы как причины
Эффект рифмы как причины , также известный как феномен Итона-Розена , [1] [2] [3] Это когнитивное искажение , при котором высказывания или афоризмы воспринимаются как более точные или правдивые, когда они рифмуются .
В экспериментах участники оценивали варианты высказываний, которые либо рифмуются, либо не рифмуются. Рифмованные слова неизменно считались более правдивыми, даже когда смысл контролировался. Например, рифмованное высказывание «Что скрывает трезвость, то раскрывает алкоголь» было оценено в среднем как более точное, чем его нерифмованный аналог «Что скрывает трезвость, алкоголь разоблачает» в разных группах испытуемых (каждая группа оценивала точность только одна из версий заявления). [4]
Этот эффект можно объяснить эвристикой Китса, которая предполагает, что люди оценивают истинность утверждения на основе его эстетических качеств. [5] Другое объяснение — эвристика беглости , которая утверждает, что утверждения предпочтительнее из-за простоты их когнитивной обработки. [6]
Исследования и теории
[ редактировать ]Результативное исследование «Рыбак рыбака слетается в стаю вместе (?): рифма как причина в афоризмах» [4] исследует влияние рифмы на создание и восприятие афоризмов. В исследовании делается вывод, что рифмованные афоризмы более запоминаются и убедительны, действуют как эвристика, усиливающая их воздействие.
Исследование «хиастической структуры», типа лингвистической структуры, которая преобразует фразировку эстетически приятным образом, демонстрирует ее эффективность в повышении воспринимаемой точности высказываний. Эта более высокая воспринимаемая правдивость, вероятно, связана с запоминающейся и связной природой хиастических структур. [7]
В исследовании «Причина рифмовать: фонологическое и семантическое влияние на лексический доступ» участники, которым применяли рифмующиеся простые числа в задании на завершение словесного предложения, реагировали быстрее, чем те, которым подвергались нерифмованные простые числа. Это указывает на то, что рифма улучшает лексический доступ, делая рифмованные высказывания более запоминающимися и приемлемыми. [8]
Более того, люди часто полагаются на эвристику, например, «авторитетные источники делают правдивые утверждения» или «знакомые высказывания правдоподобны», особенно когда им не хватает опыта или мотивации для тщательной оценки сообщения. [9] Эта зависимость обычно носит подсознательный характер. [10] предполагая, что при определенных условиях люди могут приравнивать легкость рифмы к правдивости сообщения.
Эвристика Китса
[ редактировать ]Эвристика Китса иллюстрирует, как поэтическая структура влияет на восприятие строки слов, подчеркивая более широкую концепцию того, как эстетика влияет на наши суждения. Названная в честь Джона Китса , эта эвристика отсылает к его знаменитой фразе: «Красота — это истина, истина, красота — это все, что вы знаете на земле, и все, что вам нужно знать», рифмованный афоризм, прославленный своей поэтической красотой и философской глубиной. Эта эвристика предполагает, что люди могут частично основывать свою оценку правдивости утверждения на его эстетических характеристиках. [5]
Результаты экспериментов показывают, что участники последовательно оценивали рифмованные афоризмы как более приятные и правдивые, чем нерифмованные, даже если содержание было идентичным или рифмованное содержание не имело логической обоснованности. [4] Этот эффект наиболее силен, когда поэтические качества, такие как беглость рифмы, тесно связаны с воспринимаемой правдивостью семантического содержания.
Следовательно, можно сделать вывод, что наличие рифмы в поэтической структуре афоризма действует как сигнал к более глубокому смыслу. Люди предпочитают рифмы из-за их «приятной эстетики», поскольку рифма создает ощущение единства и связности, повышая привлекательность, повторяемость и запоминаемость афоризма. Эту когнитивную предвзятость часто объясняют эвристикой беглости, когда простота обработки рифмованного утверждения повышает его воспринимаемую правдивость.
Эвристика беглости
[ редактировать ]Эвристика беглости определяется как тенденция придавать более высокую ценность объектам или фразам, которые легче найти или обработать. [11] Согласно этой эвристике, воспринимаемая ценность фразы связана с тем, насколько быстро и легко она обрабатывается. [12] Рифмованные высказывания обычно демонстрируют более высокую беглость, что облегчает их извлечение и обработку, что приводит к предположению, что они имеют большую ценность.
Люди не всегда принимают решения на основе рационального анализа или декларативных знаний. Вместо этого простота обработки может привести к более положительным оценкам афоризмов. Стимулы, которые обрабатываются с трудом, обычно кажутся психологически далекими и воспринимаются более абстрактно. И наоборот, наиболее привлекательными вариантами часто являются те, которые проще всего обработать.
Например, города, названия которых обрабатываются плавно, воспринимаются как более близкие, чем города, названия которых обрабатываются менее плавно. Это предпочтение беглости объясняет, почему рифмованные высказывания часто считаются более правдивыми и приятными: простота когнитивной обработки делает их более привлекательными и заслуживающими доверия. [13]
Критика
[ редактировать ]Несмотря на преобладание известных рифмующихся афоризмов (например, «Друг в беде — настоящий друг»), критики утверждают, что участники могут отдавать им предпочтение не из-за их рифмованных свойств, а потому, что они подсознательно связывают их с накопленной веками мудростью. . [14] Анкеты, в которых основное внимание уделялось содержательным особенностям слоганов социальной рекламы, не выявили существенной разницы в воспринимаемой достоверности рифмованных и нерифмованных слоганов.
Кроме того, на «эффект рифмы как причины» влияет уровень внимания, уделяемого содержанию. Когда участникам экспериментов давали четкую инструкцию различать поэтическую структуру и смысловое содержание, воспринимаемая правдивость рифмованных высказываний значительно снижалась. [4] Аналогичное снижение эффекта наблюдалось, когда у участников уже существовало мнение об афоризмах. [14]
Более того, частота и давность воздействия соответствующих стимулов сильно коррелируют с беглостью запоминания, что связано с эвристикой беглости. [11] Это говорит о том, что эффект может быть больше связан с улучшением беглости обработки информации, [15] [16] который возникает из-за многократного воздействия или факторов окружающей среды, таких как манипуляции с беглостью речи, а не из-за присутствия самой рифмы. Эти факторы способствуют большей узнаваемости и легкости запоминания, что способствует восприятию правдивости утверждений.
Последствия для реального мира
[ редактировать ]Исследования показывают, что люди предпочитают рифмованные лозунги их нерифмованным эквивалентам, находя их более привлекательными, уникальными, запоминающимися и убедительными. Это делает рифмы особенно эффективными в рекламе. Однако качество рифм имеет решающее значение для определения их достоверности. [14] Чтобы гарантировать, что клиенты принимают претензии автоматически и без глубокого анализа, маркетинговые сообщения должны быть максимально свободными. Это подчеркивает важную роль, которую эстетика играет в повседневной жизни, влияя на наш выбор и восприятие.
В дошкольном образовании фонологическое сходство, обнаруженное в детских стишках, может привести к тому, что малыши будут больше концентрироваться на фонологических элементах, чем на семантических, что отрицательно влияет на сохранение кратковременной памяти. [17] Это может быть связано с тем, что фонетическая обработка создает мимолетные следы в памяти или потому, что она не способствует «переносу соответствующей» информации в долговременную память, что затрудняет понимание детьми смысла предложений. [18] Таким образом, эффект «рифмы как причины» может привести к поверхностной обработке информации, которая недостаточна для семантического понимания в когнитивном развитии детей.
В юридическом контексте рифмы могут улучшить удержание присяжных и выполнение инструкций адвокатов, потенциально искажая результаты. Эта манипуляция показывает, как рифма может влиять на принятие решений даже в таких критических ситуациях, как зал суда. [5]
Эти результаты подчеркивают влияние языка на убедительное общение и предполагают, что лингвистическая эстетика может формировать наше восприятие мира. Понимая эффект рифмы как причины, мы можем лучше понять, как язык влияет на мышление и поведение в различных контекстах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марш, Роберт (2017). «Timex и Беовульф и секрет копирайтинга, который вы должны знать» .
- ^ «Эффект рифмы как причины: почему рифма делает ваше сообщение более убедительным» . 2019.
- ^ МакОуэн, Питер Уильям; Керзон, Пол (2017). Сила вычислительного мышления: игры, магия и головоломки, которые помогут вам стать вычислительным мыслителем .
- ^ Jump up to: а б с д МакГлоун, Миссисипи; Дж. Тофигбахш (2000). «Рыбак рыбака слетается вместе (?): рифма как причина в афоризмах». Психологическая наука . 11 (5): 424–428. дои : 10.1111/1467-9280.00282 . ПМИД 11228916 . S2CID 15967239 .
- ^ Jump up to: а б с МакГлоун, Миссисипи; Дж. Тофигбахш (1999). «Эвристика Китса: рифма как причина в интерпретации афоризмов». Поэтика . 26 (4): 235–244. дои : 10.1016/s0304-422x(99)00003-0 .
- ^ Канеман, Дэниел (2011). Мышление быстрое и медленное . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.
- ^ Кара-Якубян, Мане; Уокер, Александр К.; Шарпинский Константин; Ассадурян, Гарни; Фугельсанг, Джонатан А.; Харрис, Рэнди А. (июнь 2022 г.). «Красота и истина, истина и красота: Хиастическая структура повышает субъективную точность высказываний» . Канадский журнал экспериментальной психологии . 76 (2): 144–155. дои : 10.1037/cep0000277 . ISSN 1878-7290 . PMID 35266782 . S2CID 247361524 .
- ^ Рэпп, Дэвид Н.; Сэмюэл, Артур Г. (2002). «Причина рифмовать: фонологические и семантические влияния на лексический доступ» . Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 28 (3): 564–571. дои : 10.1037/0278-7393.28.3.564 . ISSN 1939-1285 . ПМИД 12018508 .
- ^ Чакраварти, Дипанкар (1997). «Обзор психологии отношений» . Журнал маркетинговых исследований . 34 (2): 298–303. дои : 10.2307/3151869 . ISSN 0022-2437 . JSTOR 3151869 .
- ^ Нисбетт, Ричард Э.; Уилсон, Тимоти Д. (апрель 1977 г.). «Эффект ореола: свидетельства бессознательного изменения суждений» . Журнал личности и социальной психологии . 35 (4): 250–256. дои : 10.1037/0022-3514.35.4.250 . hdl : 2027.42/92158 . ISSN 1939-1315 . S2CID 17867385 .
- ^ Jump up to: а б Хертвиг, Ральф; Херцог, Стефан М.; Шулер, Лаэль Дж.; Реймер, Торстен (2008). «Эвристика беглости: модель того, как разум использует побочный продукт поиска информации» . Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 34 (5): 1191–1206. дои : 10.1037/a0013025 . hdl : 11858/00-001M-0000-0024-FC25-9 . ISSN 1939-1285 . ПМИД 18763900 .
- ^ Шулер, Лаэль Дж.; Хертвиг, Ральф (июль 2005 г.). «Как забывание помогает эвристическому выводу» . Психологический обзор . 112 (3): 610–628. дои : 10.1037/0033-295X.112.3.610 . hdl : 11858/00-001M-0000-0025-838B-B . ISSN 1939-1471 . ПМИД 16060753 .
- ^ Альтер, Адам Л.; Оппенгеймер, Дэниел М. (февраль 2008 г.). «Влияние беглости речи на психологическую дистанцию и умственное мышление (или почему Нью-Йорк — большой город, а Нью-Йорк — цивилизованные джунгли)» . Психологическая наука . 19 (2): 161–167. дои : 10.1111/j.1467-9280.2008.02062.x . ISSN 0956-7976 . ПМИД 18271864 . S2CID 15403377 .
- ^ Jump up to: а б с Филькукова, Петра; Клемпе, Свен Хроар (октябрь 2013 г.). «Рифма как причина в коммерческой и социальной рекламе» . Скандинавский журнал психологии . 54 (5): 423–431. дои : 10.1111/sjop.12069 . ПМИД 23841497 .
- ^ Джейкоби, Ларри Л.; Келли, Коллин М. (сентябрь 1987 г.). «Бессознательное влияние памяти на предыдущее событие» . Бюллетень личности и социальной психологии . 13 (3): 314–336. дои : 10.1177/0146167287133003 . ISSN 0146-1672 . S2CID 145729162 .
- ^ Бегг, Ян Мейнард; Анас, Энн; Фариначчи, Сюзанна (декабрь 1992 г.). «Диссоциация процессов в убеждении: воспоминание об источнике, знакомство с утверждениями и иллюзия истины» . Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 121 (4): 446–458. дои : 10.1037/0096-3445.121.4.446 . ISSN 1939-2222 . S2CID 229079 .
- ^ Хейс, Дональд С.; Чемельски, Брюс Э.; Палмер, Мелвин (январь 1982 г.). «Детские стишки и отрывки в прозе: симпатия дошкольников и кратковременное запоминание сюжетных событий» . Психология развития . 18 (1): 49–56. дои : 10.1037/0012-1649.18.1.49 . ISSN 1939-0599 .
- ^ Моррис, К. Дональд; Брансфорд, Джон Д.; Фрэнкс, Джеффри Дж. (1 октября 1977 г.). «Уровни обработки и передача соответствующей обработки» . Журнал вербального обучения и вербального поведения . 16 (5): 519–533. дои : 10.1016/S0022-5371(77)80016-9 . ISSN 0022-5371 .