Деколонизация данных
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Деколонизация данных — это процесс отказа от колониальных, гегемонистских моделей и эпистемологических рамок, которые определяют сбор, использование и распространение данных, связанных с коренными народами и странами, вместо этого отдавая приоритет и сосредотачивая парадигмы, рамки, ценности и практики обработки данных коренных народов. Деколонизация данных основана на убеждении, что данные, относящиеся к коренным народам, должны принадлежать и контролироваться коренными народами, концепция, которая тесно связана с суверенитетом данных , а также с деколонизацией знаний . [1]
Деколонизация данных связана с движением за деколонизацию , возникшим в середине 20 века. [2]
История
[ редактировать ]В различных колониальных государствах данные использовались для идентификации коренных народов с использованием западных систем классификации, что приводило к стиранию идентичности коренных народов и возникновению повествований, в которых основное внимание уделялось неблагоприятным условиям в общинах коренных народов. [ нужна ссылка ]
Системы знаний коренных народов были заменены западными ценностями и системами, что привело к обесцениванию способов познания коренных народов. Практика использования данных коренных народов, как правило, более целостная, ценит разнообразные личные мнения и сосредоточена на сообществе людей ради собственной выгоды, а не на западных практиках, которые тесно связаны с категоризацией людей как продуктов, копируя колониальные структуры. [3] Такие традиции, как устная история, использование традиционных знаний и другие практики, которые считались «ненаучными», были обесценены и заменены западными способами познания, которые представлялись универсальными и объективными. [3] Такие инструменты, как перепись, использовались для контроля повествований о коренных народах, учитывая коренные народы так, как их рассматривало канадское правительство, а не как они считали себя. [4]
Деколонизация данных направлена на противодействие негативным нарративам, которые подкрепляются колониальной практикой использования данных, которая сохраняется и в постколониальную эпоху. [5]
Принципы
[ редактировать ]Самоидентификация
[ редактировать ]Коренные народы ценят право на самоидентификацию и определяют свою идентичность при сборе данных. [3] Коренные народы ценят разнообразие своих сообществ и хотят, чтобы это разнообразие учитывалось в данных. [3]
Самоопределение
[ редактировать ]Коренные народы ценят право принимать решения относительно своих данных. Они ценят право контролировать, как о них собираются данные, как их данные хранятся, кому принадлежат данные и как они используются. [2]
На практике
[ редактировать ]Политика
[ редактировать ]Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов
[ редактировать ]Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (ДООНПКН) была впервые представлена Генеральной Ассамблее в 2007 году. ДООНПКН излагает всеобъемлющие права коренных народов и служит руководством для стран, стремящихся к примирению со своим коренным населением. В статье 18 особо очерчены права коренных народов принимать решения по вопросам, которые затрагивают их права, и это также влияет на их права на данные. [6] [7] Четыре страны проголосовали против UNDRIP, когда она была впервые предложена: Канада, США, Новая Зеландия и Австралия, хотя все четыре позже согласились с декларацией. [8]
Канада
[ редактировать ]Канадское правительство начало поддерживать UNDRIP в 2010 году, а к полной реализации приступило в 2021 году. В 2015 году Комиссия по установлению истины и примирению призвала все уровни канадского правительства принять UNDRIP. [9]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Соединенные Штаты поддерживают декларацию, но не поддерживают UNDRIP. В 2016 году Организация американских государств ратифицировала Американскую декларацию о правах коренных народов, аналогичную UNDRIP. [10]
Новая Зеландия
[ редактировать ]Новая Зеландия объявила о своей поддержке UNDRIP в 2010 году и в настоящее время работает с Māori Development над разработкой и реализацией своего плана Декларации. [11]
Здравоохранение
[ редактировать ]Деколонизация данных в сфере здравоохранения предполагает реформирование инфраструктуры здравоохранения и политики с целью отдать приоритет коренным народам. Существующие структуры данных здравоохранения собирают, хранят и используют данные о коренных народах без обязательного учета вклада коренных народов, воссоздавая динамику власти, которая ранее приводила к нанесению вреда коренным народам. Деколонизация таких структур передаст контроль над данными, связанными со здравоохранением, и использованием этих данных в руки коренных народов. [1]
Палестинский ученый в области общественного здравоохранения Даня Като изложил некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при создании деколонизированных систем данных здравоохранения. [1]
- Центрирование сообщества: Центрирование проблем и мнений коренных народов на всех уровнях.
- Разнообразие: обеспечение того, чтобы мнения и принятие решений исходили от различных сообществ коренных народов, а не от нескольких токенов.
- Прозрачность: обеспечение полной осведомленности сообществ коренных народов о том, как их данные собираются и агрегируются.
- Согласие: приоритет информированного согласия коренных народов, быстрое и точное информирование их обо всех действиях, которые предпринимаются с их данными.
- Конкретные действия: сосредоточение внимания на действиях, которые приносят реальные результаты для коренных народов, а не на дискурс для исследователей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Като, Даня М. (21 июля 2022 г.). «Размышления о «деколонизации» больших данных в глобальном здравоохранении» . Анналы глобального здравоохранения . 88 (1): 56. дои : 10.5334/aogh.3709 . ISSN 2214-9996 . ПМЦ 9306674 . ПМИД 35936229 .
- ^ Jump up to: а б Леоне, Дональд Закари (2021). Колониализм данных в Канаде: деколонизация данных посредством управления данными коренных народов (текстовая диссертация). Карлтонский университет. дои : 10.22215/etd/2021-14697 .
- ^ Jump up to: а б с д Форсайт, Дженис; Макки, Тейлор; Бенсон, Алекс (2021). «Данные, дискурс развития и деколонизация: разработка модели оценки хоккея среди молодежи коренных народов в Канаде» . Канадские этнические исследования . 53 (3): 121–140. дои : 10.1353/ces.2021.0022 . ISSN 1913-8253 . S2CID 244912753 .
- ^ Куинлесс, Жаклин М. (15 февраля 2022 г.). Деколонизация данных: тревожные разговоры о методах социальных исследований . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-4875-2333-6 . OCLC 1310239577 .
- ^ Китчин, Роб (2022). Революция данных: критический анализ больших данных, открытых данных и инфраструктур данных (2-е изд.). Лос-Анджелес, Калифорния. ISBN 978-1-5297-3375-4 . OCLC 1285687714 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Рейни, Стефани Кэрролл; Кукутай, Таху; Уолтер, Мэгги; Фигероа-Родригес, Оскар Луис; Уокер, Дженнифер; Аксельссон, Пер. «Проблемы открытых данных – суверенитет данных коренных народов» . Состояние открытых данных . Открытые данные для сети развития . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Мир коренных народов 2020: Суверенитет данных коренных народов» . IWGIA — Международная рабочая группа по делам коренных народов . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Декларация ООН о правах коренных народов» . Объединенные Нации . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Декларация объяснила» . Министерство юстиции правительства Канады. 12 апреля 2021 г. Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Коренные народы» . Агентство США по международному развитию. 01.04.2020 . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «Декларация ООН о правах коренных народов» . Те Пуни Кокири, Правительство Новой Зеландии . Проверено 8 декабря 2022 г.