Jump to content

Струнный квартет № 9 (Симпсон)

Струнный квартет № 9 Роберта Симпсона был написан в ответ на заказ квартета Дельме в 1982 году по случаю их 20-летия, совпавшего с 250-летием со дня рождения Йозефа Гайдна . Симпсон был среди пяти британских композиторов, написавших произведения, посвященные этому двойному событию, создав очень большой набор вариаций на тему Гайдна, произведение продолжительностью около пятидесяти семи минут. Его первое выступление состоялось в Вигмор-холле в Лондоне 6 октября 1982 года.

Структура

[ редактировать ]

Струнный квартет № 9 состоит из тридцати двух вариаций на тему менуэта из Йозефа Гайдна , Симфонии № 47 соль мажор за которой следует крупномасштабная фуга. Стоит отметить аспект этой темы: это палиндром: вторая половина — это первая половина, сыгранная задом наперед. Каждая из тридцати двух вариаций Симпсона на эту тему также является палиндромом.

Есть еще общий тональный план – тема в соль, как и первые четырнадцать вариаций. Вариации с XV по XIX понижаются по высоте по тонам - фа, ми-бемоль, ре-бемоль, си, ля - восстанавливая исходную соль для вариаций с XX по XXII. Начиная с XXIII, тональность повышается на тон от полутона выше G — ля-бемоль, си-бемоль, до, ре, ми, фа-диез — до тех пор, пока соль не восстановится в XXIX и для фуги. Таким образом, пройдены все двенадцать тональностей.

Все вариации Симпсона I, II и III на тему Гайдна взяты из набора более раннего произведения 1948 года «Вариации на тему Гайдна » для фортепиано соло. Вариация I находится в том же темпе, что и тема, в целом лирична и характерна с редкими хроматическими вкраплениями, нарушающими в целом солнечную атмосферу. Вариант II отмечен Meno mosso, poco espress. и расслаблен, динамический уровень pp повсюду, поскольку музыка лирически течет через нежный контрапункт. Вариация III сильно контрастирует с предыдущей вариацией, в которой каждый из струнных инструментов играет короткие, упругие фрагменты, чередующиеся между арко и пиццикато.

Вариант IV еще быстрее, чем предыдущий вариант: все струны звучат в октавном унисон во время игры полуквавера, с крещендо к средней точке палиндрома и декрещендо к концу. Вариация V , отмеченная Molto allegro, более диссонансна и контрапунктична, построена в основном на триольных мотивах, а тональность труднее уловить.

Вариация VI в основном состоит из контрапунктических линий, разделенных интервалом в одну квинту, создавая большое впечатление общего тонального прогресса, как и Вариация VII , которая охватывает аналогичную процедуру, но имеет другой общий ритмический характер и более легкую текстуру. Вариация VIII на данный момент является самой жесткой вариацией, построенной на диссонансных столкновениях темы, помещенных в параллельные инверсии. Не менее рельефен вариант IX , имеющий схожую структуру, но иную фактуру и ритмический характер (как и пара вариаций VI и VII).

Текстура быстро меняется для вариаций X, XI, XII и XIII , каждая из которых имеет длину всего двенадцать тактов. Они образуют группу, каждая из четырех вариаций постепенно становится громче и актуальнее предыдущей. Все они приобретают схожий характер шорохов и выжидательного настроения. Кульминация достигается в вариации XIV , ритмически строгой и интенсивной ff. Можно увидеть, что вариации до этого момента составляли «быстрое движение».

Это уступает место медленному движению, которое составляют широкие вариации XV и XVI . Настроение созерцательное и загадочное, определяющей чертой которого являются таинственные подъемы и падения полутона в сопровождении мелодии альта в XV и мелодии первой скрипки в XVI.

Затем эта медленная часть уступает место тому, что можно назвать небольшим скерцо, состоящим из вариаций XVII, XVIII и XIX . Динамический уровень повсюду — ppp или pp, текстура приглушенная и жужжащая, как насекомые. После хроматической и яростной вариации XX следует еще одна медленная, загадочная вариация XXI , в которой тема странным образом распределяется вокруг инструментов – это можно рассматривать как своего рода трио, прерывающее быстрое движение скерцо. Быстрая музыка возвращается в вариациях XXII и XXIII . В варианте XXIV наблюдается смещение долей и частей, при котором обратная часть палиндрома фактически перекрывается с оригиналом, что приводит к своеобразному эффекту. Вариант XXV — еще один быстрый вариант, отмеченный Allegro molto vivace.

Настроение снова меняется в вариациях XXVI и XXVII , одновременно мелодичных и расслабленных, в частности в XXVII, исполненной в неземной тональности ми мажор. Далее следуют еще две контрастные вариации, в том числе престисимо -вариация XXVIII и интенсивная вариация XXIX .

Они сменяются другой медленной частью, состоящей из вариаций XXX, XXXI, XXXII и начала фуги. Каждый из этих трех вариантов постепенно вызывает эмоции: XXX загадочный и темный, XXXI, кажется, движется к большему свету. Последняя вариация, XXXII, представляет собой эмоциональную кульминацию из трех, рефлексивное адагиссимо. Это переходит прямо в фугу без пауз.

Фуга . , продолжающаяся примерно тринадцать минут, начинается соло второй скрипки, объявляя грустную, лирическую тему, которая плавно поднимается и опускается Затем к нему присоединяется альт, который играет тему в инверсии, придавая музыке модальную текстуру. В течение нескольких минут фуга развивается в печальном настроении, перетекая в нежный контрапункт, прежде чем достичь кульминации. После того, как кульминация утихает, музыка становится более фрагментированной, и возникает общее ощущение ожидания дальнейшего развития. Здесь гармонический цвет меняется. Хотя размер фуги не меняется на протяжении всей фуги, общий эффект представляет собой ускорение, поскольку длительность нот постепенно сокращается. Через несколько минут достигается более интенсивное аллегро. Ближе к концу два типа гармонических цветов представлены одновременно как зеркальные отражения, но ни один из них не побеждает другой, поскольку образы удерживают друг друга в равновесии. В конечном итоге музыка становится домом благодаря настойчивому требованию первой скрипки на открытой струне G, действующей как водоворот, непреодолимо втягивающий в себя все остальные инструменты из музыкального водоворота.

Критический прием

[ редактировать ]

В целом критическая оценка этой работы была очень положительной. Композитор и музыковед Лайонел Пайк описал это как «замечательное проявление силы... [Симпсон] тщательно исследовал каждый аспект темы Гайдна таким образом, что его богатое воображение, изобретательность и контрапунктические навыки затрудняют сравнение с вариациями, написанными И. С. Бахом. чтобы Гольдберг сыграл с страдающим бессонницей графом Кайзерлингом». [ 1 ] В обзоре Tempo Дэвид Дж. Браун отметил, что «идеи Симпсона настолько характерны, что их реверсы почти всегда не только увлекательны сами по себе, но и проливают все больше и больше света на оригинальные формы. То, что для некоторых композиторов могло быть невыносимой смирительной рубашкой. является для него инструментом освобождения» и описал финальную «медленную часть» квартета – ХХХ-вариации к первой половине фуги – как обладающую «интенсивностью и совершенно несентиментальной глубиной чувства, которая соответствует всему в квартетах Шостаковича, не ищи дальше». Было сделано заключительное замечание: «Однако, пожалуй, самое примечательное в этой замечательной работе то, что ответ Симпсона на его добровольный интеллектуальный вызов полон эмоциональной силы, а также разума, служащего сердцу, и наоборот редким образом». [ 2 ]

Дискография

[ редактировать ]

В настоящее время единственным коммерчески доступным компакт-диском является релиз Hyperion Records в исполнении квартета Дельме.

  1. Примечания на обложке: Запись 9-го квартета Симпсона на Hyperion.
  2. Tempo, Новая серия № 152, стр.32 (март 1985 г.), Симпсон. Струнный квартет № 9. Рецензия Дэвида Дж. Брауна.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44a2022991668f9ec8bf43d647587f93__1644521220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/93/44a2022991668f9ec8bf43d647587f93.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
String Quartet No. 9 (Simpson) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)