Симфония № 7 (Симпсон)
Роберт Симпсон написал свою Седьмую симфонию в 1977 году, в том же году, когда он завершил свою Шестую симфонию . Сочинение началось 26 сентября и завершилось 23 октября в Чирсли. [ 1 ] Произведение посвящено Гансу Келлеру и его жене Милейн Келлер и впервые было исполнено Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля под управлением Брайана Райта в филармонии Ливерпуля 30 октября 1984 года. Это одночастное произведение, состоящее примерно из 28 произведений. Продолжительностью несколько минут, и с момента своего первого исполнения она стала одной из наиболее часто звучащих симфоний Симпсона.
Структура
[ редактировать ]Работа построена в виде одного непрерывного движения, хотя и разделенного на три отдельных раздела. Первый из них занимает более половины симфонии по продолжительности и начинается «Sostenuto, marcato», постепенно ускоряя темп, пока не будет достигнуто фугато с пометкой «Intensivo». Вторая часть представляет собой спокойное адажио, которое сменяется третьей, заключительной частью: бурным финалом Аллегро.
Инструментарий
[ редактировать ]Симпсон написал свою Седьмую симфонию для камерного оркестра, состоящего из двух флейт, двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов, двух валторн, двух труб, литавр и струнных. Однако из-за сильного ветра и письма на литаврах требуется больший вес струн.
Состав
[ редактировать ]На протяжении всего произведения композитор исследует резонансы, присущие «кластерной» гармонии, представленной в горизонтальной форме в самом начале произведения – очень драматичному началу фаготов, виолончелей и контрабасов, характеризующемуся тяжелым, акцентированным пунктирным ритмом и прыжок вверх на квинту и спуск на шестую. Ноты этой темы, если они расположены в одной октаве, содержат каждый полутон от ля до ре. Три верхние ноты (до, до-диез и ре) имеют большое значение для произведения, и каждая доминирует по очереди – До в начале, ре в середине и до-диез в конце. Кластер распутывается и исследуется различными способами, в результате чего возникает характерная звучность: распределенная по оркестру на несколько октав, мажорная треть сверкает поверх диссонансного кластера. Тщательная оценка и противоречивые регистры звучности представлены в начале, включая основную третью высоту духовых инструментов (си-бемоль-ре), которая удерживает в пределах всего тона (си-натуральный-до-диез), представленного низкими частотами у басов и виолончелей. Центральным элементом обоих этих элементов является нота «до», которая находится в среднем диапазоне между этими двумя крайними регистрами оркестра, что придает ноте магнетическое качество. На протяжении всего произведения кластер перемещается на разные высоты, всегда при этом центральная нота имеет магнетическое качество. Первый пятый скачок работы продуктивен во многих отношениях. Один из таких способов — вызвать удвоения на квинте различных гармоний и даже мелодических строк.
После первоначального драматического вступления, отмеченного «Sostenuto, marcato», представлены волны необычной звучности, возникшие из характерной гармонии, обрисованной выше, музыка затухает, открывая ноту соль, выдержанную в струнных и кларнетах в одной и той же октаве в течение постепенного диминуэндо. Это намек на финал произведения, о котором пойдет речь ниже. Это уступает место спокойному, неземному письму на струнных инструментах на тихом устойчивом фоне деревянных духовых инструментов, отмеченному «Мено Моссо», который вводит более лирический материал, основанный на плавности терций, предвещающий спокойствие центрального Адажио. У виолончелей и басов представлена циклическая ритмическая фигура, основанная на нотах G, F#, E, образующих повторяющийся рисунок. Однако спокойная атмосфера недолговечна, и по мере нарастания динамики начинают накапливаться диссонансы. Огромный диссонирующий кластерный аккорд чудесным образом превращается в неземной ре мажорный аккорд струнных. Это первый признак того, что нота Ре вытеснит До в тональной битве. Спокойствие временно возвращается, и звучит краткий отрывок из хорала трубы - идея, которую мы еще раз представим позже.
Возникает большое крещендо, и музыка быстро набирает интенсивность, достигая кульминации в начале раздела с надписью «Piu mosso». В этом отрывке в течение нескольких минут музыка звучит довольно агрессивно, где конфликт представлен в наиболее драматичной манере. Ярость скрипичных полумикваверов, резкие пунктирные ритмы басов и яростные междометия труб и литавр диссонансно продвигают музыку через все более сложную структуру, пока темп не удваивается до «Аллегро». Кульминация достигается там, где звучит диссонирующий кластерный аккорд (содержащий ноты, читающиеся вверх, разбросанные по нескольким октавам от всего оркестра: до натуральная, ре, ми, до#, ми-диез). Наконец, динамика внезапно смягчается до пианиссимо и создается новое настроение, когда небольшие мотивные фрагменты тихо передаются между инструментами в оркестре над низким струнным пиццикато – эффект таинственной, пульсирующей энергии (темп остается Аллегро). Интенсивность и срочность постепенно снова нарастают, хотя динамика кажется подавленной. Крещендо нарастает до тех пор, пока не высвободится новый пассаж энергии, где навязчиво повторяется быстрый мотив, основанный на ноте ре, сначала в первых скрипках, а затем переходящий в деревянные духовые, поверх драматического тремоло альтов и виолончелей. Деревянные духовые и медные духовые инструменты играют гармонические фрагменты, часто сопоставляя мажорные трети в высоком регистре над мрачно диссонирующей гармонической текстурой.
Вся эта энергия завершается огромным фугато (основанным на уже существующем материале) с пометкой «Intensivo», которое вырывается из гармонического поля. Фактура теперь более контрапунктична и полифонична, а динамика фортиссимо сохраняется в течение нескольких минут, после достижения окончательного сокрушительного диссонанса музыка растворяется в единственной загадочной линии, удвоенной в партиях виолончели и баса, которая представляет собой переход ко второй части композиции. симфония, центральное адажио.
Адажио является центральным элементом всего произведения и действует как рефлексивное созерцание посреди насилия и беспорядков. После звучности, представленной пианиссимо на деревянных духовых инструментах и виолончелях, вступают первая и вторая скрипки, отмеченные ppp в верхнем регистре. Эффект подобен эффекту солнца, пробивающегося сквозь середину – середина здесь представляет собой мягкий устойчивый спокойный диссонанс на заднем плане, а солнце представлено нежной линией скрипки. Через несколько мгновений над текстурой появляется лирический трубный хорал с пометкой «tranquillo». Скрипичная линия подхватывается рожками, и в фактуру входит повторяющаяся циклическая фигура из Meno mosso в части 1. Напряжение нарастает ненадолго, но затухает, раскрывая самую глубоко созерцательную музыку во всем произведении – продолжительные звуки на заднем плане, когда струны передают друг другу лирические фрагменты. Музыка практически незаметно переходит в заключительную часть произведения – Аллегро.
Аллегро начинается очень мягко, с виолончелей и басов, пытающихся объединить ноту C, но им противоречат продолжительные C# и D в трубах. Растущее чувство ожидания создается по мере того, как резкие междометия деревянных духовых инструментов становятся все более частыми, а динамика постепенно нарастает, достигая кульминации в огромном диссонансе, который создает настроение для оставшейся части финала. Музыка звучит довольно агрессивно, с беспощадно сталкивающимися диссонансами деревянных духовых инструментов и множеством гоночных струнных полукваверов. После того, как назревает буря, ритардандо приводит к финальному, сокрушительному диссонансу произведения, где доминируют все три ноты (до, до# и ре). Диссонанс обрезается, обнажая ноту C#, которая с этого момента и до конца сохраняется в умеренной динамике, не двигаясь. Небольшие фрагменты бури разносятся вокруг, но постепенно исчезают в атмосфере всепоглощающей мрачности, представленной в ноте C#, выдержанной на средних струнах в течение нескольких минут. Эффект этого окончательного финала мрачен и глубоко холоден.
Дискография
[ редактировать ]В настоящее время единственным коммерчески доступным компакт-диском является релиз Hyperion Records , который также включает Симфонию № 6 в исполнении Королевского филармонического оркестра Ливерпуля под управлением Вернона Хэндли . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Описание рукописи Мс.Мус.1738/1/7» (PDF) . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Эндрю Джексон, « Записи и обзоры произведений Симпсона, заархивированные 11 октября 2008 г. в Wayback Machine . По состоянию на 4 марта 2008 г.