Симфония № 5 (Симпсон)
Симфония № 5 Роберта Симпсона была написана в 1972 году и «посвящается в восхищении» Лондонскому симфоническому оркестру , давшему премьеру 3 мая 1973 года под управлением Эндрю Дэвиса . Второе выступление в Англии состоялось только в 1984 году. [ 1 ]
Используемый оркестр Симфония такого же размера, как и № 4 .
Структура
[ редактировать ]В симфонии пять частей:
Форма произведения в целом симметрична: две хриплые, яростные части аллегро заключают в себе две медленные «канонические» части, которые, в свою очередь, заключают в себе центральное скерзино.
Состав
[ редактировать ]В произведении преобладает шестинотный аккорд, распределенный на пять октав. Он содержит пять из шести нот, составляющих октаву полнотоновой гаммы, при этом нота «до» повторяется высоко в струнах вверху. Недостающая нота си-бемоль становится центром тонального перетягивания каната, которое начинается позже в симфонии против тональности до, которая является тональным ароматом того, что можно назвать аккордом. Симфония начинается, казалось бы, неподвижно и звучит на едва слышимых звуках струнных.
Пустынный музыкальный ландшафт вступления остается нарушенным лишь далекими перекатами литавр и слабыми проблесками света деревянных духовых инструментов. Без предупреждения на сцену врывается первая часть Аллегро на fff – громоподобные литавры, резкие ритмы труб и пикколо и стремительные полукваверы в струнах на заднем плане, когда тромбоны объявляют тему, характеризующуюся восходящим движением и, в свою очередь, высота, понижение на полутон вниз, за которым следуют повторяющиеся ноты на большую треть ниже. Эта тема выступает в качестве первой темы телеграфно аргументированной сонатной формы, но также снова появится в заключительном разделе, хотя и в новой форме. Это приводит к драматическому появлению другого тематического элемента, начинающегося с дважды повторенного удара вниз по второстепенной трети, которая имеет большое сходство с первой темой. Сразу после объявления этого второго тематического элемента, который будет вновь появляться на различных этапах позже в этой партии, идет вторая тема - единственная часть части, предлагающая вообще какую-либо передышку и исполняемая соло на гобое. Это развитие элементов первой темы, но больше она не появится. Далее следует развивающий раздел, и музыка становится все более напряженной, приближаясь к разрушительной кульминации, состоящей из драматического повторения второго тематического элемента в первой теме. После такого рода кульминации следует сердитое и интенсивное фугато, постепенно перерастающее в разнообразное повторение начального шторма, прежде чем резко обрывается в том месте, где снова появится вторая тема – здесь раскрывается Аккорд точно в том же звуке, что и открыл симфонию, ппп в струнных. Остальной оркестр пытается вернуть музыку в движение, но Аккорд тихо, невозмутимо упорствует. Это подготавливает почву для второго раздела, первого Canon.
Несомненно, самый спокойный из пяти разделов, первый Канон начинается с темы пикколо, действующей как первая каноническая запись, на самой верхней ноте Аккорда, C. Последующие канонические записи начинаются со следующей ноты в Аккорде – на кларнете. , гобой, фагот, бас-кларнет, а также виолончели и контрабасы соответственно. Благодаря этой серии канонических записей «Аккорд» постепенно был разобран, и атмосфера мало чем отличалась от атмосферы птиц, нарушающих ночную тишину в лучах рассвета.
Канон прерывается началом короткого центрального скерзино, в котором доминируют четыре элемента: боковой барабанный ритм, акциаккатура, движущийся вверх двухголосный звук, который на пике опускается вниз, и скользящий вниз тематический фрагмент в бас. В этом разделе структурно описывается арка, восходящая к агрессивной кульминации. В этот момент тональность си-бемоль бросает вызов, выражая тональный конфликт произведения, но тональность смещается к до, как только кульминация отступает, и до до прокладывает путь для второго канона.
В отличие от первого Канона, настроение второго Канона прямо тревожное и предчувствующее, как бы предвосхищающее катастрофу. В первом Каноне Аккорд был разобран, но здесь произойдет обратный процесс – Аккорд будет перестроен, начиная с C, самой нижней ноты, и постепенно поднимаясь вверх. Каждая запись состоит из длинной арочной мелодии. При появлении каждой записи центральная нота предыдущей записи становится основой причудливого остинато под ней, что означает, что нота остинато является шагом на аккорде позади центральной ноты соответствующей записи. К концу этого канона аккорд был перестроен, тикая на струнах пиццикато и деревянных духовых инструментах, как будто имитируя бомбу замедленного действия, грозящую взорваться. Внезапно вступают некоторые медные и оставшиеся деревянные духовые инструменты с аккордом на минорную треть выше, и теперь одновременно звучат не менее десяти из двенадцати полутонов хроматической гаммы. По мере того, как напряжение и громкость возрастают почти до невыносимого уровня, трубы и тромбоны вместе звучат две оставшиеся ноты, си-бемоль и ре-бемоль, которые переходят в заключительную часть произведения, финал, начинающийся с звучания этих двух нот и грохота литавр. .
Последняя и самая длинная часть, пожалуй, самая жестокая музыка, которую когда-либо писал Симпсон, ее почти постоянно громкая динамика дополняется вулканическим и бурным характером. Духовые и перкуссионные инструменты перемежаются мощными остинатами, тихо выстраиваемыми в струнных. После нескольких взрывных эпизодов в струнных повторяется аккорд из шести нот; После финальной серии вспышек остального оркестра симфония завершается, когда она начинается с неподвижно удерживаемого аккорда из шести нот.
Дискография
[ редактировать ]Запись премьеры доступна на Lyrita Records . Еще один коммерчески доступный компакт-диск - релиз Hyperion Records , который также включает Симфонию № 3 в исполнении Королевского филармонического оркестра под управлением Вернона Хэндли . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марк Доран, « Роберт Симпсон: Его Пятая симфония на выпускном вечере », The Musical Times 131 1770 (1990): 422–423. «Эндрю Дэвис снова дирижирует на выпускном вечере 9 августа».
- ^ Эндрю Джексонс, « Записи и обзоры произведений Симпсона , заархивированные 11 октября 2008 г. в Wayback Machine . По состоянию на 4 марта 2008 г.