Пол Линь Та-куанг
Пол Линь Та-куанг | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 4 июля 2004 г. | ( 2004-07-04 )
Альма-матер | Мичиганский университет Гарвардский университет |
Род занятий | Политолог, активист мира |
Супруг (а) | Эйлин Сиу-Цунг Чен (1924-, 91 год) |
Дети | Кристофер (1945–1966) Дуглас (1949-, 66 лет) |
Родители) | Джордж Лим Юэнь (Лин Цзуоран) (1882–1967) Чиу Мон Сом (1882-1938) |
Родственники | Дэвид 林达伟(брат) Эндрю 林達文 (брат, женат на Перл Сунь Суй Ин 孫穗英 (1922-), внучка Сунь Ятсена) |
Пол Линь Та-куан ( упрощенный китайский : 林达光 ; традиционный китайский : 林達光 ; пиньинь : Линь Дагуан ; Уэйд-Джайлс : Линь Та-куан (14 марта 1920 - 4 июля 2004) был канадско-китайским политологом и борцом за мир . , директор-основатель Центра восточноазиатских исследований Макгилла. (1965–1982) и ректор Университета Восточной Азии в Макао (ныне Университет Макао ) с 1986 по 1988 год.
Биография
[ редактировать ]Молодежь в Канаде
[ редактировать ]Линь - сын Джорджа Лим Юэня (Лин Цзуоран, 林zuoran) (1882-1967) и Чиу Мон Сом (1882-1938, 赵文琛). Он женился на Эйлин Сиу-Цунг Чен (1924-, 陈素), и у них было двое. сыновья Кристофер (1945-1966, Линь Кай) и Дуглас (1949-, Линь Чао).
Его отец был англиканским священнослужителем, первым китайцем, ставшим таковым в Канаде. [ 1 ] У него было два брата: Дэвид 林达伟 (1915–2002) и Эндрю 林达文. Дэвид стал врачом; он женился на Флоренс Си 萱萱, дочери финансиста Терпина Си 西德萱 (1891–1968) и был близким другом Сунь Кэ Суна. Кэ (1891-1973), сын Сунь Ятсена Сунь Ятсена. [ 2 ] Эндрю женился на дочери Сунь Кэ, Перл Сунь Сан Кэин (1922-). [ 3 ]
Пол был близок к семье Сунь и к политически известной вдове Сунь Ятсена, мадам Сун Цин-лин 宋慶齡 (1893–1981), а также через свою жену Эйлин, чей отец Чэнь Син陳行 (1890–1953) был правым рука ТВ Сунга или Сун Цзы-вэня宋子文(1891-1971), брат Сун Цин-лин.
Он учился в Университете Британской Колумбии (UBC) в течение одного года (1938–39), а затем переехал в Соединенные Штаты.
Студенческие годы в США
[ редактировать ]В 1939 году он поступил в Мичиганский университет в Анн-Арборе , чтобы изучать инженерное дело, но вскоре обнаружил, что «его академические интересы лежат в другом месте, в международном праве, «которое можно было бы использовать для защиты интересов Китая»; [ 4 ] он получил высшее образование в этой области в 1943 году. В Анн-Арборе он занимался публичными выступлениями, выиграв первый приз на Северной ораторской лиге 1942 года с речью в поддержку военных действий Китая против Японии. Он также стал членом Христианской ассоциации китайских студентов (CSCA), старейшей и самой влиятельной группы китайских студентов в Америке. [ 5 ] которая становилась все более политизированной из-за давления китайско-японской войны. [ 6 ] Он станет президентом Ассоциации в 1944 году. К тому времени он переехал в Кембридж, штат Массачусетс, чтобы учиться в Школе права и дипломатии Флетчера и в Гарварде. С окончанием войны против Японии, когда Китай погрузился в гражданскую войну между националистами и коммунистами, CSCA стал все более и более критически относиться к националистическому режиму и к его поддержке Америкой против коммунизма. Чувствуя все более враждебный политический климат в Соединенных Штатах, он решил переехать в Китай со своей семьей в 1949 году, прежде чем закончить диссертацию в Гарварде. В 1951 году CSCA была расформирована, а запретительные судебные приказы запретили большинству китайских студентов возвращаться в КНР. [ 7 ]
Китайские годы 1949-1964 гг.
[ редактировать ]В Китае он сблизился с премьер-министром Чжоу Эньлаем благодаря своим контактам с известным вернувшимся китайским ученым, которого он знал по Мичигану и Гарварду, Пу Шоучаном 浦壽昌 (1922-2019). [ 8 ] Он также сблизился с Сун Цин-лином , с которым у него были семейные связи через его брата Эндрю, а также через его жену.
Он работал как внештатный переводчик современной китайской литературы, так и редактор англоязычного международного новостного бюллетеня. Он также был диктором и художественным руководителем англоязычной службы Радио Пекина . Он монтировал и озвучивал документальные фильмы о Китае для Центральной студии документальных фильмов. К концу своего пребывания он был профессором международного права и отношений в Университете Хуацяо . В 1958 году он принял участие в первой волне «интеллигенции, отправленной в деревню» и провел год, работая с крестьянами в бедной деревне в Северном Китае.
Незадолго до начала Культурной революции Сун Цинлинь посоветовал ему вернуться в Канаду вместе с семьей.
Возвращение в Канаду и роль в разрядке напряженности в отношениях с Китаем (1964–1970).
[ редактировать ]Он вернулся в Ванкувер в 1964 году. После непродолжительного периода преподавания в UBC, в 1965 году ему предложили должность в Макгилле, где он преподавал историю Китая и возглавил новый Центр исследований Восточной Азии. Линь возглавил создание университетского факультета восточноазиатских исследований с нуля, поскольку МакГилл похоронил историю некогда известной Школы китаеведения и Гестской китайской исследовательской библиотеки между 1928 и 1937 годами. В то время он считался противоречивой фигурой, возражал. серии враждебных редакционных статей и репортажей, вдохновленных националистическим режимом на Тайване. [ 9 ] Даже его брат Дэвид из-за его лояльности китайскому националистическому правительству, зарубежным представителем которого он был в Канаде, отдалился от него. [ 10 ] Смерть его сына Кристофера в автокатастрофе недалеко от границы между США и Канадой в августе 1966 года породила сильное, но бездоказательное подозрение, что это был удар, организованный националистическим правительством в качестве предупреждения его отцу, что не является чем-то необычным. в то время. [ 11 ]
Он был одним из самых влиятельных голосов, выступавших за признание Китая, особенно заметно на конференции в Банфе 1966 года, на которой собрались ученые, иностранные и канадские дипломаты, а также на созыве в Женеве 1967 года, основанном на Папы Иоанна XXIII энциклике «Pacem in Terris » («Мир на Террисе») . Земля). В 1969 году он организовал консультацию Макгилла по Китаю, собрав вместе канадских, а также американских академических и общественных деятелей с целью улучшения китайско-канадских и китайско-американских отношений. С канадской стороны это был важный шаг, ведущий к официальному признанию октября 1970 года недавно избранным правительством Трюдо . [ 12 ] С американской стороны, в январе 1970 года Генри Киссинджер послал своего соратника Эрнста Флориана Винтера с просьбой передать Чжоу Эньлаю конфиденциальное послание, в котором сообщалось о желании Киссинджера встретиться с китайскими лидерами ввиду визита президента Никсона в Китай. [ 13 ] Вскоре после этого Линь отправился в Китай, чтобы передать послание и встретиться с Чжоу Эньлаем, оставаясь там с мая по октябрь 1970 года. [ 14 ] По возвращении он стал объектом парламентского допроса, обвиняющего Пьера Трюдо в планировании назначить Линя первым послом в Китае. [ 15 ]
Позже роль посредника и академика (1970–1988).
[ редактировать ]Не получив такой номинации, Линь в целом воспринимался как советник Трюдо и Киссинджера и в последующие годы служил одним из основных неформальных каналов между Китаем и канадскими и американскими политиками, журналистами и учеными. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Помимо этой неформальной роли, Линь играл ключевую роль в развитии экономических связей между Канадой и Китаем, где в 1978 году он возглавил новаторскую торговую делегацию. Он также выступил за создание Канадско -китайского делового совета , который до сих пор остается процветающей организацией.
26 ноября 1979 года Дэн Сяопин встретился с Линем и Фрэнком Гибни из Британской энциклопедии США. В ходе встречи Дэн объявил о новой позиции по экономической политике, представив концепцию социалистической рыночной экономики . Отвечая на вопрос Линя о прошлых ограничениях роли рыночной экономики в Китае, Дэн уточнил: "почему при социализме не может быть рыночной экономики"? Мы не можем сказать, что это капитализм. Наша плановая экономика находится на первом месте; она интегрируется с рыночной экономикой, но это социалистическая рыночная экономика». [ 19 ]
Он участвовал в Международном диалоге с китайскими церквями в Монреале в октябре 1981 года, где встретился со своим давним другом К. Х. Тином 丁光訓 (1915-2012), в то время англиканским епископом Чжэцзяна и видным деятелем китайского христианства. [ 20 ] [ 21 ]
Он ушел из Макгилла в 1982 году.
В 1984 году он сотрудничал с Гэри Бушем в канадском короткометражном документальном фильме « Дети Сун Чинг-лина », который был номинирован на премию Оскар за лучший короткометражный документальный фильм.
Он был назначен ректором Университета Восточной Азии (позже Университета Макао ) в 1986 году. В качестве ректора он присвоил почетную степень доктора права бывшему государственному секретарю США Генри Киссинджеру и бывшему премьер-министру Канады Пьеру. Эллиот Трюдо. В 1988 году он ушел с поста ректора Университета Восточной Азии из-за ограничения академической свободы в соответствии с политикой правительства Макао.
Поздний политический активизм и последние годы (1989–2004 гг.)
[ редактировать ]После отставки Линь вернулся в Ванкувер и стал почетным профессором Института азиатских исследований Университета Британской Колумбии. Он основал и возглавил Китайскую программу интегративных исследований и разработок Института и был назначен членом Сената UBC в 1994 году.
Он сыграл роль в организации ряда гражданских обществ Ванкувера.
После 1989 года он стал ярым критиком репрессий на площади Тяньаньмэнь.
В 1998 году он стал членом Ордена Канады — высшей национальной награды.
В равной степени активно занимаясь общественной и благотворительной деятельностью, Лин основал личную благотворительную организацию и постоянно делал пожертвования в поддержку детей, больниц, искусства и социальных служб в Ванкувере. Супруги Линь основали Канадский детский фонд Сунг Чинг Лин, целью которого является объединение народов Канады и Китая, а также содействие образованию, здоровью и благополучию детей.
В последние годы своей жизни он работал над своей автобиографией, завершенной его женой Эйлин Чен Линь. В глазах китайской бури: жизнь между Востоком и Западом (Монреаль: McGill-Queen's University Press, 2011).
Личное участие
[ редактировать ]- Детский фонд Сунг Чинг Лин Канады
- Стипендия памяти сына Кристофера (1945-1966).
Награды
[ редактировать ]В 1992 году Гонконгское общество китайских учёных назвало его «Самым выдающимся китайским учёным».
в Оттаве назвал Линя членом Ордена Канады, высшей национальной награды, В 1998 году генерал-губернатор Канады в знак признания его пожизненной приверженности развитию канадско-китайских отношений .
По словам близкого друга и коллеги, Линь был «поистине великим канадцем и великим китайцем», человеком, который жил «жизнью принципов и жизнью мужества».
Список публикаций
[ редактировать ]- « Смена ценностей в современном Китае ». Сокращенная стенограмма устного выступления, сделанного на докладе Североамериканской рабочей группы по «Возвышению Китая», проведенном под эгидой Политической комиссии Всемирной студенческой христианской федерации в рамках проекта по изучению Китая в Ла Солитьюде , Монреаль, Канада, 7–13 января 1968 г., стр. 197–209.
- «Исторические перспективы современного Китая», первая глава в книге «Современный Китай» , Канадский институт международных отношений, 1968.
- «За пределами сосуществования», в книге « За пределами сосуществования: требования мира» , изд. Эдвард Рид, Нью-Йорк, Grossman Publishers, 1968.
- «Образование в Китае», глава в книге «Китай: век борьбы» , Канадский институт международных отношений, 1971.
- «Медицина в Китае», журнал Center Magazine, Центр изучения демократических институтов, Санта-Барбара, Калифорния, июнь 1974 г.
- «Война или мир: состояние земного шара», стенограмма симпозиума, Университет Пенсильвании, 1974 г.
- «Развитие, основанное на ценностях: комментарии о пути Китая и его последствиях», заключительная глава книги « О создании справедливого мирового порядка» , под ред. Сол Х. Мендловиц, Нью-Йорк, The Free Press (MacMillan), 1975.
- «Исторические перспективы стратегий развития Китая», глава в книге «Глобальные цели», под ред. Доктор Эрвин Ласло для Римского клуба, 1977 г.
- «Эндогенное интеллектуальное творчество и возникающий новый международный порядок», Азиатский симпозиум Университета Организации Объединенных Наций, Киотский университет, 1978 г.
- «Новый этап развития Китая», монография в серии исследований, Высшая школа бизнеса, Колумбийский университет, 1981 г.
- « Китай после бури ». Мировая ссылка . Сентябрь-октябрь. 1989. с. 48-49.
Документальные фильмы для телевидения и кино
[ редактировать ]10-серийный образовательный сериал о современной истории Китая, транслируемый телеканалом CTV в 1968–1969 годах.
1984 Документальный фильм « Дети Сун Цин-лин ».
Личные документы
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лин, Пол Т.К. (2011). В эпицентре китайской бури: жизнь между Востоком и Западом . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 7.
- ^ Сун, Лу Ся (2008) Знаменитые дамы Шанхая : Showway Information Technology Co., Ltd., стр. 120.
- ^ Луо, Юаньсюй (2008). Восток становится Западом: семь китайских христианских семей общаются с Китаем и Западом на протяжении столетия : Гонконг: Объединенная издательская компания, стр. 161.
- ^ Лин, Пол Т. (2011). В эпицентре китайской бури: жизнь между Востоком и Западом . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 17.
- ^ Лай, Х. Марк (2010). Китайско-американская транснациональная политика . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. п. 127.
- ^ Ценг, Тимоти (1996). «Религиозный либерализм, международная политика и реалии диаспоры: Христианская ассоциация китайских студентов Северной Америки, 1909–1951». Журнал американо-восточноазиатских отношений (3/4): 321–322.
- ^ Лай, Х. Марк (2010). Китайско-американская транснациональная политика . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. стр. 140–143.
- ^ Лай, Х. Марк (2010). Издательство Университета Иллинойса . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. п. 213.
- ^ Эванс, Брайан Л. (2012). Преследуя Китай: мемуары офицера связи-бобра . Эдмонтон: Издательство Университета Альберты. п. 140.
- ^ Лин, Пол Т.К. (2011). В эпицентре китайской бури: жизнь между Востоком и Западом . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 114–116.
- ^ Нумофф, Сэм (2011). «Рецензия на книгу Пола Т. К. Линя и Эйлин Чен Линь «В глазах китайской бури: жизнь между Востоком и Западом». Труд, капитал и общество . 44 (1): 207.
- ^ Эванс, Брайан Л. (2012). Преследуя Китай: мемуары офицера связи-бобра . Эдмонтон: Издательство Университета Альберты. стр. 139–141.
- ^ Лин, Пол Т.К. (2011). В эпицентре китайской бури: жизнь между Востоком и Западом . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 167.
- ^ Лин, Пол Т.К. (2011). В эпицентре китайской бури: жизнь между Востоком и Западом . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 171–175.
- ^ Эванс, Брайан Л. (2012). Преследуя Китай: мемуары офицера связи-бобра . Эдмонтон: Издательство Университета Альберты. п. 140.
- ^ Баум, Ричард (2010). China Watcher: Исповедь пекинского Тома . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 87.
- ^ «Хронология других событий обменной деятельности Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе с Китаем, 1972–90» . Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ Китли, Роберт (31 декабря 2012 г.). «После пинг-понга, до Киссинджера» . КитайФайл . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ Чжан, Синсин (2015). Избранные очерки по истории современного Китая . Лейден: Брилл. п. 5.
- ^ Лин, Пол Т.К. (2011). В эпицентре китайской бури: жизнь между Востоком и Западом . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 226–229.
- ^ Викери, Филип Л. (2007). Реконструкция христианства в Китае: К. Х. Тин и китайская церковь . Мэрикнолл. Нью-Йорк: Книги Орбис. п. 73.
Ссылки
[ редактировать ]- Баум, Ричард, Наблюдатель за Китаем: Исповедь пекинского Тома . Вашингтонский университет Press, 2010.
- Эванс, Брайан Л., Преследуя Китай: мемуары офицера связи-бобра . Эдмонтон: Издательство Университета Альберты, 2012.
- Эванс, Пол М., Вовлечение Китая: миф, стремления и стратегия в канадской политике от Трюдо до Харпера . Торонто: Университет Торонто Press, 2014.
- Хуан, Анниан Хуан Аннянь «Безмолвные шипы: китайские рабочие и строительство североамериканских железных дорог» . Пекин: Wuzhou Communication Press, 2006.
- Лай, Х. Марк, Китайско-американская транснациональная политика . Урбана: Издательство Университета Иллинойса, 2010.
- Лан, Кеннет, «Восток-Запад» 101: Профессора, которые привезли исследования Восточной Азии в Канаду . Блумингтон, Индиана: Author Solutions Inc., 2019.
- Лан, Кеннет, «Преподавание китайского языка в Канаде: Эпосы трех китайских ученых», Исследования в области образования и развития Азии , Vol. 8, выпуск 1 (2019), стр. 38–46.
- Лари, Диана, Гражданская война в Китае: социальная история, 1945–1949 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2015 г.
- Ли, Орлан, Моральный порядок и уголовное право: усилия по реформированию в Соединенных Штатах и Западной Германии , Гаага, Нейхофф, 1973.
- Ли Нингю Ли Нингю, Китайская шлифовка из кленовой кости: дань уважения китайцам, которые работали на железных дорогах Канады более века назад . Куньмин: Народное издательство Юньнани, 2000.
- Лян Гуантин Лян Гуантин, китайская молодежь, получившая образование в Америке, и их поиски христианской веры: исследование китайского студенческого христианского движения в Северной Америке, 1909–1951 гг. Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2010.
- Линь, Пол Т.К. и Чен Линь, Эйлин , В эпицентре китайской бури: жизнь между Востоком и Западом . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина, 2011.
- Рецензии на книгу Пола Т.К. Линя и Эйлин Чен Линь «В эпицентре китайской бури: жизнь между Востоком и Западом».
- 1) Нумофф, Сэм; Труд, капитал и общество ; 2011, Том. 44 Выпуск 1, стр.207
- 2) Ву, Франклин Дж.; China Review International ; 2011, Том. 18 Выпуск 3, с358
- 3) Тиссейр, Мишель; Тихоокеанские дела ; Март 2013 г., Том. 86 Выпуск 1, с145
- Ло Юаньсюй Йорк Ло, Восток и Запад: китайские христианские семьи и их роль в двух столетиях отношений Востока и Запада . Гонконг: Sanlian Bookstore (Hong Kong) Co., Ltd., 2012.
- Сун Люксия Сун Люксия, известная женщина из Тайбэя: Showway Information Technology Co., Ltd., 2008.
- Ценг, Тимоти, «Религиозный либерализм, международная политика и реалии диаспоры: Христианская ассоциация китайских студентов Северной Америки, 1909–1951», Журнал американо-восточноазиатских отношений , Vol. Т. 5, № 3/4 (ОСЕНЬ-ЗИМА 1996), стр. 305–330.
- Ван, Мэнкуй, китайские экономисты об экономической реформе. Собрание сочинений Ван Мэнку и. Абингдон, Оксон: Рутледж, 2014.
- Викери, Филип Л., Реконструкция христианства в Китае: К. Х. Тинг и китайская церковь . Мэрикнолл. Нью-Йорк: Книги Орбис, 2007.
- Чжан Синсин, Избранные очерки по истории современного Китая . Лейден: Брилл, 2015.
- Словарь китайских имен. Том современных деятелей (ред. Ляо Гайлун, Ло Чжуфэн, Фань Юаньчжу: Издательство Шанхайского словаря, 1992).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хронология других событий обменной деятельности Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе с Китаем , 1972–90, автор Сью В. Фан.
- Пол Лин , Веб-страница архива библиотеки Гонконгского университета науки и технологий
- 1920 рождений
- 2004 смертей
- Канадцы китайского происхождения
- Академический состав Университета Макгилла
- Члены Ордена Канады
- Ученые из Ванкувера
- канадские политологи
- Академический состав Университета Британской Колумбии
- Выпускники Мичиганского университета
- Академический состав Университета Макао
- Выпускники Гарвардского университета
- Политологи ХХ века