Возьмите лопату
Возьмите лопату | |
---|---|
Рожденный | Марта Ачола Пала Колено , Кения |
Другие имена | Ачола Пала Окейо, Ачола О. Пала |
Занятие | Социолог |
Годы активности | 1977 – настоящее время |
Ачола Пала — кенийский антрополог, социолог и специалист по женской политике. Пала родилась в небольшом городке на западе Кении и получила образование в Университете Восточной Африки и Гарварде . Она работала научным сотрудником в Университете Найроби , а позже была руководителем исследований в области социальных наук в Международном центре физиологии и экологии насекомых . Обеспокоенная расширением прав и возможностей женщин и влиянием государственной политики на женщин, она работала с многочисленными подразделениями Организации Объединенных Наций, включая ЮНЕСКО , ЮНИСЕФ , Университет Организации Объединенных Наций и Всемирный продовольственный совет , прежде чем стать главой африканского отдела ЮНИФЕМ . Она также участвовала в многочисленных конференциях по положению женщин, включая 1980 , 1985 и Всемирные конференции по положению женщин 1995 годов . Она работала с Эстер Джонатан Вандекой, чтобы заручиться правительственной поддержкой конференции 1985 года, состоявшейся в Найроби, и сыграла важную роль в представлении факела мира на конференции в Пекине 1995 года.
Пала была одной из учёных-феминисток, основавших в 1977 году Ассоциацию африканских женщин за исследования и развитие (AAWORD) для продвижения женских исследований и исследований африканских женщин, проводимых африканскими женщинами. Она также была одним из основателей организации «Альтернативы развития с участием женщин для новой эры» (DAWN), созданной в 1984 году для содействия сотрудничеству между женщинами-учеными на всем глобальном Юге . Интеллектуальная женщина-новатор из Кении, она известна за поощрение африканских исследований. Ее исследование оценило негативное влияние государственной политики на женщин и подчеркнуло важность предоставления женщинам возможности разрабатывать политические решения, основанные на их собственных приоритетах и культурных традициях. За время своего пребывания на посту руководителя Африканского отдела ЮНИФЕМ она смогла реализовать политику, которая требовала, чтобы в кенийском офисе организации все программы возглавлялись африканскими женщинами.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Ачола Пала родился в округе Кисуму, Кения, в семье Агнес (урожденной Боло) и Осии Палы. Оба ее родителя посещали школу Джинс в Кабете, районе Найроби . Ее отец был учителем, а мать работала в программах развития. Обе были феминистками и были заинтересованы в создании школ и предоставлении технических навыков для улучшения своего сообщества. [ 1 ] Ее родители поощряли всех своих детей, включая девочек, получать образование. Одним из девяти братьев и сестер, старшим братом Палы был Фрэнсис Отиено Пала , соучредитель Национальной библиотечной службы Кении . [ 1 ] [ 2 ] Она начала свое образование в местной школе Диемо, но через два года училась в Бутере , где учителем была ее старшая сестра Патрисия Аньянго, Олоо. Патрисия обучала ее на дому в течение двух лет, после чего вернулась в Дьемо, чтобы завершить начальное образование. [ 1 ] Семья проживает в избирательном округе Семе , округа Кисуму Кения. [ 2 ] В 1960-х годах она окончила среднюю школу для девочек Бутере, где была одной из двух учениц, получивших первый дивизион на Кембриджском школьном экзамене. Она готовилась к экзаменам A-Level в средней школе для девочек Лимуру. [ 1 ] прежде чем его выбрали для обучения в Университете Восточной Африки (ныне Университет Дар-эс-Салама ). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Во время учебы в конце 1960-х годов она работала стажером в программе развития кенийских детей. [ 3 ]
Окончив обучение в 1970 году, [ 1 ] Пала продолжила образование, получив степень магистра педагогики в Гарвардском университете . [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] Она вернулась в Кению в 1973 году и заняла должность младшего научного сотрудника в Институте исследований развития при Университете Найроби. Получив грант Фонда Рокфеллера , она вернулась в Гарвард, получив докторскую степень по антропологии. [ 1 ] [ 2 ] Ее диссертация « Изменения в экономике и идеологии: исследование Джолуо в Кении с особым упором на женщин» была завершена в 1977 году. В ней оценивалось, как земельные реформы, требующие индивидуальной регистрации собственности, уменьшили способность женщин принимать решения о наследовании скота и земли. [ 7 ] По мнению ученых Ванджику Мукаби Кабиры, Элизабет Аумы и Брендера Акота, Пала - одна из новаторских «кенийских женщин-интеллигенток». [ 8 ] В 1977 году она стала одной из основательниц Ассоциации африканских женщин по исследованиям и развитию (AAWORD), организации, созданной для продвижения женских исследований и исследований африканских женщин, проводимых африканскими женщинами. [ 4 ] Она привнесла идеи женского освободительного движения в политические дискуссии о расширении прав и возможностей женщин и стремлении к паритету посредством использования африканских социальных структур и структур знаний, а не через призму европоцентризма . [ 8 ] Примерно в то же время она вышла замуж за дипломата Майкла Г. Окейо, который был членом кенийской делегации в Организации Объединенных Наций. [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ]
Карьера
[ редактировать ]После окончания учебы Пала была нанята офицером связи на Всемирной конференции, посвященной Десятилетию женщины Организации Объединенных Наций , а в 1980-х годах читала лекции женским группам в Нью-Йорке. [ 11 ] Она посетила Всемирную конференцию по положению женщин 1980 года в Копенгагене , Дания, и вместе с другими африканскими феминистками представила афроцентрические идеи о женщинах и окружающей среде. [ 12 ] Находясь в Нью-Йорке, она также работала консультантом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международного чрезвычайного детского фонда ООН . В качестве исследователя она работала в Совете по народонаселению . [ 3 ] инициатива в области здравоохранения Объединенных Наций Центра политических исследований Университета Организации , которая фокусируется на репродуктивном здоровье, ВИЧ / СПИДе и проблемах общественного здравоохранения, с которыми сталкиваются женщины, дети и бедные слои населения. [ 13 ] Она была членом группы независимых экспертов, которая консультировала Всемирный продовольственный совет по вопросам сокращения недоедания и голода. [ 3 ] Вернувшись в Кению, она возобновила свою работу в качестве научного сотрудника в Университете Найроби в области политики развития. [ 3 ] [ 12 ]
У Палы и ее мужа было трое детей, прежде чем они вернулись в Нью-Йорк в 1984 году на год, в течение которого она читала лекции о проблемах, с которыми сталкиваются женщины в развивающихся странах. [ 3 ] Она присутствовала на конференции по развитию, состоявшейся в том же году в Бангалоре , Индия, на которой была основана организация « Альтернативы развития с участием женщин для новой эры» (DAWN), в которой Пала была одним из основателей из Африки. Организация представляет собой сеть ученых-феминисток и активисток, ориентированных на глобальный Юг . [ 14 ] [ 15 ] Когда семья вернулась в Кению в 1985 году, она и другие феминистки подтолкнули правительство, у которого не было министерства по делам женщин, к созданию женского департамента в Министерстве социальных служб. [ 12 ] Работая с Эстер Джонатан Вандекой , недавно назначенной главой департамента, они оказали давление на правительство, чтобы оно поддержало проведение Третьей Всемирной конференции по положению женщин в Найроби. Хотя они столкнулись с сопротивлением, она и Джонсон добились разрешения на проведение конференции. [ 16 ] В 1986 году она стала руководителем отдела социальных исследований в Международном центре физиологии и экологии насекомых . [ 2 ] [ 17 ] Она проработала там пять лет, чтобы объединить исследования центра с учетом социально-экономических соображений. [ 2 ] [ 18 ] прежде чем стать главой африканского отдела Фонда развития женщин Организации Объединенных Наций (ЮНИФЕМ). [ 2 ] [ 19 ]
Пала участвовала в пацифистском движении еще со школьной скамьи, приняв участие в мирной конференции в Швеции в 1976 году. [ 20 ] В 1990-е годы, когда во многих африканских странах были беспорядки, она предложила директору ЮНИФЕМ перенять традиционный африканский обычай для содействия миру. Во время движения за независимость 1960-х годов Джулиус Ньерере прошёл с факелом независимости от Дар-эс-Салама до Аруши . Путешествие и факел стали символом, объединяющим людей на пути к делу. Точно так же Пала выступала за использование факела как символа приверженности женщин миру. Идея была выдвинута на Всемирной конференции по положению женщин 1995 года, проходившей в Пекине , Китай. После конференции ей удалось убедить ЮНИФЕМ открыть офис в Найроби и принять политику, согласно которой в Кении программы ЮНИФЕМ должны были возглавлять африканские женщины. [ 21 ] После ухода из ЮНИФЕМ Пала сосредоточилась на низовых женских организациях, которые занимались социальными изменениями и расширением прав и возможностей женщин. [ 2 ]
Исследовать
[ редактировать ]Некоторые из ее ранних работ исследовали негативное влияние государственной политики на женщин. В одном исследовании изучалось, могут ли женщины претендовать на государственную помощь для улучшения использования своих земель. Поскольку политика провинции Ньянза требовала обработки 15 акров земли, очень немногие женщины могли получить государственную помощь, поскольку большинство регистраций прав собственности принадлежало мужчинам. [ 22 ] Кроме того, поскольку система регистрации отдавала предпочтение мужьям или сыновьям, традиционная роль женщин в распределении земли была подорвана и привела к общей потере социального статуса женщин. [ 23 ]
Более поздние работы были посвящены правам африканских феминисток устанавливать свои собственные приоритеты, основанные на их собственных культурных традициях. [ 24 ] отмечая, что эти традиции не застоялись, поскольку они были сформированы колониализмом, [ 25 ] Пала признал, что глобальные традиции сопротивления в черном обществе порабощению часто используются властями для дегуманизации сообществ и разрушения их социально-экономических структур. [ 26 ] Пала также предостерег от разработки политики и рамок для африканских женщин на основе опыта диаспоры людей, которые были вынуждены мигрировать в страны Карибского бассейна, Европу, Северную Америку и Южную Америку. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Избранные работы
[ редактировать ]- Пала, Ачола О. (1978). Доступ женщин к земле и их роль в сельском хозяйстве и принятии решений на ферме: опыт Джолуо в Кении . Найроби, Кения: Институт исследований развития, Университет Найроби . OCLC 5575159 . [ 28 ]
- Пала, Ачола Окейя (май – июнь 1980 г.). «Уравнение Джолуо: земельная реформа = более низкий статус женщин». Церера . 1 (75). Рим, Италия: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций: 37–92. ISSN 0009-0379 . [ 7 ]
- Пала Окейо, Ачола (март 1981 г.). «Размышления о мифах развития» . Отчет по Африке . 26 (2). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Институт Африки и Америки : 7–10. ISSN 0001-9836 .
- Пра, Квесик; Окейя, Ачола Пала (декабрь 1989 г.). «Роль социальных наук в создании технологий для фермерского сообщества Африки» . Международный журнал науки о тропических насекомых . 10 (6). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета : 777–782. дои : 10.1017/S1742758400012534 . ISSN 1742-7584 . OCLC 7996515182 . S2CID 86725255 .
- Пала, Ачола О. (1995). Связь между культурами и континентами: чернокожие женщины высказываются по поводу идентичности, расы и развития . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Фонд развития женщин Организации Объединенных Наций . ISBN 978-0-912917-35-1 .
- Пала, Ачола О. (2005). «16. Определения женщин и развития: африканская перспектива» . В Оевоми, Ойеронке (ред.). Африканские гендерные исследования: читатель (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 299–312. ISBN 978-1-4039-6282-9 .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Мугане 2022 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Букения 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мануэль 1984 .
- ^ Jump up to: а б Джейкоб-Халисо и Фалола 2021 , с. 15.
- ^ Джейкобс 2011 , с. 153.
- ^ The Times Colonist 1976 , стр. 5.
- ^ Jump up to: а б Дикерман 1989 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Кабира, Аума и Акот 2022 , с. 9.
- ^ Утренний звонок 1979 , с. 12.
- ^ Новости журнала 1990 , с. 14.
- ^ Ежедневные новости 1980 , стр. МБ2.
- ^ Jump up to: а б с Мугане 2022 , с. 104.
- ^ Нолен и Лота 2014 .
- ^ Атробус 2015 , стр. 164–165.
- ^ Сен и Гроун 1987 , с. передний форзац.
- ^ Мугане 2022 , стр. 104–105.
- ^ Митчелл 1993 .
- ^ Рубин 1989 , с. 55.
- ^ Офосу-Ама 1994 , с. 15.
- ^ Мугане 2022 , с. 102.
- ^ Мугане 2022 , с. 105.
- ^ Дикерман 1989 , стр. 110–111.
- ^ Дикерман 1989 , стр. 111–112.
- ^ Петти 1996 , с. 75.
- ^ Петти 1996 , с. 76.
- ^ Коллинз 2002 , с. 206.
- ^ Коллинз 2002 , с. 29.
- ^ Дикерман 1989 , с. 110.
Библиография
[ редактировать ]- Атробус, Пегги (2015). «DAWN, Феминистская сеть третьего мира: переворачивающиеся иерархии» . В Бакш-Судине, Раввида; Харкорт, Венди (ред.). Оксфордский справочник транснациональных феминистских движений . Издательство Оксфордского университета . стр. 159–187. ISBN 978-0-19-994349-4 .
- Букения, Остин (8 мая 2021 г.). «Доктор Ачола Пала: уполномоченный и расширяющий возможности наставника страны» . Ежедневная нация . Найроби, Кения. Архивировано из оригинала 19 марта 2022 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
- Коллинз, Патрисия Хилл (2002). Черная феминистская мысль: знания, сознание и политика расширения прав и возможностей (пересмотренное издание, посвященное 10-летию). Абингдон, Оксон: Рутледж . ISBN 978-0-415-92483-2 .
- Дикерман, Кэрол (1989). Гарантии владения и регистрации земли в Африке: обзор и обобщение литературы (PDF) (отчет). Мэдисон, Висконсин: Центр землевладения, Университет Висконсина . ISSN 0084-0793 . Отчет №137. Архивировано (PDF) из оригинала 23 января 2023 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
- Джейкобс, Салли Х. (2011). Другой Барак: смелая и безрассудная жизнь отца президента Обамы (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: PublicAffairs . ISBN 978-1-58648-793-5 .
- Кабира, Ванджику Мукаби; Аума, Элизабет; Акот, Брендер (2022). "Введение". В Кабире – Ванджику Мукаби; Васамба, Питер; Вамую, Рут; Акот, Брендер (ред.). Беседы со следопытами: кенийские женщины в политике, лидерстве, социальной мобилизации и разработке конституции (PDF) . Найроби, Кения: Университет Найроби . стр. 1–12. ISBN 978-9914-42-000-5 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 апреля 2023 года.
- Мануэль, Дайан Касселберри (15 мая 1984 г.). «Африканские женщины обретают силу в невзгодах» . Христианский научный монитор . Бостон, Массачусетс. Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
- Митчелл, Марта (1993). «Всемирная программа Файнштейна по борьбе с голодом» . Энциклопедия Брунониана . Провиденс, Род-Айленд: Университет Брауна . Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- Мугане, Агнес (2022). «7. Разговор с профессором Ачолой Палой». В Кабире — Ванджику Мукаби; Васамба, Питер; Вамую, Рут; Акот, Брендер (ред.). Беседы со следопытами: кенийские женщины в политике, лидерстве, социальной мобилизации и разработке конституции (PDF) . Найроби, Кения: Университет Найроби . стр. 99–112. ISBN 978-9914-42-000-5 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 апреля 2023 года.
- Нолен, Жаннетт Л.; Лота, Глория (4 декабря 2014 г.). «Совет по народонаселению» . Britannica.com . Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- Офосу-Амаа, Корантенг (весна 1994 г.). « Возврат инициативы в Африке»: Межвузовская конференция HASA по Африке» (PDF) . Информационный бюллетень Гарвардского фонда . XIII (2). Кембридж, Массачусетс: 15–16. Архивировано (PDF) из оригинала 13 августа 2021 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- Петти, Шейла Дж. (весна 1996 г.). « Какой может быть африканская женщина»: африканские женщины-кинематографисты создают женщин» . Дискурс . 18 (3). Детройт, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна : 72–88. ISSN 1522-5321 . JSTOR 41389421 . OCLC 5543412283 . Проверено 29 апреля 2023 г.
- Рубин, Дебора С. (1989). «Междисциплинарное исследование по совместному использованию сахарного тростника и продовольственных культур в Южной Ньянзе, Кения». В Грюнфельдте, Дэвид; Мук, Джойс Левингер Мук (ред.). Перспективы социальных наук в управлении сельскохозяйственными технологиями (PDF) . Коломбо, Шри-Ланка: Международный институт управления ирригацией. стр. 45–56. OCLC 21793646 . Архивировано (PDF) из оригинала 7 декабря 2017 года.
- Сен, Гита; Вырос, Карен (1987). Развитие, кризисы и альтернативные взгляды: перспективы женщин третьего мира (PDF) . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Ежемесячный обзор прессы . ISBN 978-0-85345-718-3 .
- Якоб-Халисо, Оладжумоке; Фалола, Тойин (2021). « Введение: деколонизация исследований африканских женщин ». В Якоб-Халисо, Оладжумоке; Фалола, Тойин (ред.). Справочник Пэлгрейва по исследованиям африканских женщин . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 3–43. дои : 10.1007/978-3-030-28099-4 . ISBN 978-3-030-28099-4 .
- "События" . Ежедневные новости . Нью-Йорк, Нью-Йорк. 20 апреля 1980 г. с. МБ2 . Проверено 28 апреля 2023 г. - через Newspapers.com .
- «То, что врачи прописали» . Новости журнала . Уайт-Плейнс, Нью-Йорк. 3 января 1990 г. с. 14 . Проверено 29 апреля 2023 г. - через Newspapers.com .
- «Парли осуждает жестокое обращение с женщинами-фермерами мира» . Утренний звонок . Аллентаун, Пенсильвания. Ассошиэйтед Пресс . 19 июля 1979 г. с. 12 . Проверено 28 апреля 2023 г. - через Newspapers.com .
- «Технологии отнимают рабочие места у деревенских женщин» . Колонист Времени . Виктория, Британская Колумбия. Нью-Йорк Таймс . 30 июня 1976 г. с. 5 . Проверено 28 апреля 2023 г. - через Newspapers.com .
- Живые люди
- Люди из округа Сиая
- Выпускники Университета Восточной Африки
- Выпускники Гарвардского университета
- Академический состав Университета Найроби
- Кенийские писательницы XX века
- Кенийские писатели XX века
- Кенийские антропологи
- Кенийские социологи
- Пацифистские феминистки
- Ученые по женским исследованиям
- Кенийские женщины-учёные XXI века
- Кенийские женщины-учёные XX века
- Антропологи 20-го века
- Антропологи XXI века
- Женщины-антропологи
- Кенийские женщины-социологи
- Кенийские социологи