Пейшенс Купер
Пейшенс Купер | |
---|---|
![]() Купер на рекламном портрете 1930 года. | |
Рожденный | |
Умер | 5 апреля 1993 г. [ 1 ] | ( 87 лет
Занятие | Актриса |
Годы активности | 1920–1946 |
Супруги |
Пейшенс Купер — англо-индийская актриса и одна из первых суперзвезд Болливуда . Она была дочерью Фиби Стеллы Гэмбл (родившейся в Калькутте в 1881 году; дочери Джона Фредерика Гэмбла и Фиби Стеллы Клемент, чья мать была армянкой , и Джеймса Альфреда Купера. Англо-индейка) . [ 2 ] родился в Ховре , Западная Бенгалия, крестился 30 мая 1905 года. [ 3 ] Купер сделал успешную карьеру как в немом , так и в звуковом кино. Ей приписывают первые двойные роли в индийском кино — сестер-близняшек в «Патни Пратаап» и матери и дочери в «Кашмири Сундари», [ 4 ] хотя ранее, в 1917 году, актриса Анна Салунке сыграла роли как главного мужского персонажа Рама, так и главной женской роли Ситы в фильме « Ланка Дахан» . [ 5 ]
Сценическая карьера
[ редактировать ]Купер начала свою карьеру в качестве танцовщицы в Музыкальная комедия Бандмана» евразийской труппе « . Позже она присоединилась Джамшеджи Фрамджи Мадана в к Коринитской сценической труппе качестве актрисы.
Кинокарьера
[ редактировать ]
Купер впервые произвел впечатление с помощью Налы Дамаянти (1920). В фильме снимались Кеки Адаяния в роли Налы и Купер в роли Дамаянти. Этот фильм представлял собой крупнобюджетную постановку театра Мадан, режиссером которого выступил Эудженио де Лигуоро , известный в Италии своими востоковедными спектаклями, такими как Фашино д'Оро (1919). Нала Дамаянти в то время была известна своими спецэффектами - восхождением Нарады с горы Меру на небеса, превращениями четырех богов в олицетворения Налы, превращением Кали в змею среди других.
Следующим ее фильмом стал «Вишну Автар» , вышедший в 1921 году. Де Лигуоро также снял «Дхрува Чартитра» (1921), мифологический фильм, основанный на легенде о Дхруве, чье стремление к вечному знанию и спасению было вознаграждено, когда он стал самой яркой звездой на небесах, полюсом. звезда, также известная как Дхруватара. Фильм был снят как попытка международного прорыва Madan Theaters, и в актерском составе приняли участие многие европейцы, а также Купер, сыгравший главную женскую роль Сунити.
Одним из самых больших успехов Купера стал «Пати Бхакти» (1922). Купер сыграла Лилавати в фильме, снятом самим великим Джей-Джеем Маданом , пропагандирующем, что женщины должны быть преданы своему мужу. Этот фильм считается ее величайшим фильмом, и он также вызвал небольшой спор, поскольку в Мадрасе цензор потребовал удалить танцевальный номер по причине непристойности.
Купер также сыграла, пожалуй, первые двойные роли в фильмах на хинди — Патни Пратап (1923), где она сыграла двух сестер, и Кашмири Сундари (1924), где она сыграла мать и дочь.
Купер снимался в фильмах вплоть до середины 1930-х годов. Одним из последних ее крупных фильмов был «Зхари Саап» (1933). Это был типичный фильм Купера о восстании средневекового вождя против доброго наваба Бакара Малика. Сын наваба-преступника клянется отомстить, и, наконец, все хорошо, что хорошо кончается. В драматическом конфликте фильма вождь желает жениться на принцессе, которую он воспитал как собственную дочь.
Купер снялась более чем в 40 фильмах, пока не вышла на пенсию в 1944 году, после съемок в своем последнем фильме « Ираада» . Купер часто играла роль сексуально обеспокоенной, но невинной женщины, всегда находящейся в центре моральных дилемм, часто вызванных мужчинами в ее жизни.
Важным аспектом звездного имиджа Купера было успешное достижение «голливудского образа», несмотря на разные световые и технические условия. Ее характерные англо-индийские черты, такие как темные глаза, острые черты лица, черные волосы и светлый оттенок кожи, позволили техникам экспериментировать с импортированной техникой освещения на уровне глаз и добиться внешнего вида, похожего на голливудских звезд эпохи немого кино.
Небольшое количество женщин , особенно индуисток , в киноиндустрии в 1920-е годы (из-за консервативных взглядов) означало, что англо-индийские актрисы, такие как Купер, были востребованы. Ее появление в череде успешных фильмов привело к тому, что ее назвали первой женщиной-индийской кинозвездой.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Принято считать, что Купер женился на Мирзе Ахмаде Испахани Сахебе (МАХ Испахани), известном индийском бизнесмене. В 1947 году они мигрировали в Пакистан. [ 6 ] На самом деле она вышла замуж за М.А.Х. Испахани в возрасте 21 года и вскоре развелась. Затем она вышла замуж за Гуля Хамида Кхана, одного из первых актеров немого кино. Он умер шесть лет спустя от болезни Ходжкина. [ 7 ] Она оставалась друзьями с М.А.Х. Испахани до конца своей жизни. Купер сменила имя на Сабра Бегум и прожила последние дни со своими двумя приемными дочерьми Зинат и Халимой в Карачи, Пакистан. Ее приемная дочь Сайеда Нафис Ризви живет в Хьюстоне, штат Техас, США. [ нужна ссылка ] . За свою жизнь она воспитала и/или усыновила 17 детей. Купер умер в 1993 году. [ 8 ]
Фильмография
[ редактировать ]Год | Фильм | Директор | Примечания |
---|---|---|---|
1920 | Нала Дамаянти | Евгений Лигурийский | |
1921 | Бишу Абатар | Джйотиш Бандиопадхьяй | |
Дхруба Чаритра | Джйотиш Баннерджи | ||
Нал Дамаянти | Джйотиш Бандиопадхьяй | ||
Дхрува Чаритра | Юджин Де Лигуоро | ||
Бехула | К. Легран | [ 9 ] | |
Вишну Аватар | К. Легран | ||
1922 | Часы | ||
Ратнавали | Джйотиш Баннерджи | ||
Пати Бхакти | Джей Джей Мадан | ||
Красивая Камини | Сисир Кумар Бхадури | ||
Рамаян | Джйотиш Бандиопадхьяй | Серийный | |
Рамаян | Юджин Де Лигуоро | Серийный | |
Танцующая звезда | Джйотиш Бандиопадхьяй | ||
Ратнавали (фильм 1922 года) | К. Легран | ||
Раджа Бходж | |||
Мохини (фильм 1922 года) | Сисир Кумар Бхадури | ||
Бхагирати Ганга | |||
Раджкумари Будур | Джей Джей Мадан | ||
Лейла Меджну (фильм 1922 года) | Джей Джей Мадан | ||
1923 | Матри Снеха | Джйотиш Баннерджи | |
Нурджехан (фильм 1923 года) | Джей Джей Мадан | ||
1924 | Жена Пратап | Джей Джей Мадан | Серийный |
тюркский слух | Джей Джей Мадан | ||
1925 | Сати Лакшми | Джйотиш Баннерджи | |
Адорат Чхели | Джей Джей Мадан | ||
Мировая чакра | |||
Кашмири Сундари | |||
1926 | Прафулла | Джйотиш Баннерджи | |
Джойдев | Джйотиш Баннерджи | ||
Дхармапатни | Джйотиш Баннерджи | ||
1927 | вчера | Приянатх Гангули | |
Кришнакантер Уилл | Приянатх Гангули | ||
Дургеш Нандини | Приянатх Гангули | ||
Чандидас | Джйотиш Баннерджи | ||
1928 | отравление глаз | ||
Хор-э-араб | Ратанша Синор | ||
Бхранти | Джйотиш Баннерджи | ||
1929 | Гирибала | Модху Босе | |
Сосуд Кундала | Приянатх Гангули | ||
1930 | Бхарат Рамани | Джйотиш Баннерджи | |
Ваман Аватар | |||
Раджсингх | Джйотиш Баннерджи | ||
Вчерашний брак | Приянатх Гангули | ||
Ганеш Джанма | Джал Ария | ||
1931 | Бибаха Бибхрат | Джйотиш Баннерджи | |
Алладин и чудесная лампа | Джал Ария | ||
жертва общества | |||
Сатьявади Раджа Харишчандра | Джей Джей Мадан | ||
Бхарати Балак | Ага Хашр Кашмири | ||
1932 | Пати Бхакти | ||
Чатра Бакавали | Джей Джей Мадан | Фантастика | |
Билвамангал | Фрам Мадан | ||
Алибаба и сорок разбойников | Джей Джей Мадан | ||
Образованная жена | |||
Хатили Дулхан | Джей Джей Мадан | ||
1933 | Мадхур Мурали | ||
Наш доктор | Джей Джей Мадан | ||
Захари Саап | Джей Джей Мадан | ||
1934 | Кисмет Ка Шикар | ||
Преданный Богу | В.М. Гунджал | ||
Бедный мир | Сорабджи Керавала | ||
Аноха Прем | ФР Ирани | ||
Девушка продана | Мохаммад Хусейн | ||
Сахи Лютера | Сорабджи Керавала | ||
1935 | Дил Ки Пьяас | Джей Джей Мадан | |
Асмат Ка Моти | Нападающий Сетна | ||
Худадад | |||
Прем Ки Рагини | |||
Сулагто Сансар | GR Сетхи | ||
Мой любимый | Эзра Мир | ||
1936 | Нур-Э-Вахадат | GR Сетхи | |
Повстанческая полиция | АР Кардар | ||
Хайберский перевал | Гуль Хамид | ||
1937 | Фахр-и-Ислам | Нанубхай Вакил | |
1943 | Рани | ПК Баруа | |
1944 | Чандра Каланка | Праматеш Чандра Баруа | |
Ираада | С. Шамсуддин | ||
1946 | Хан сэр | Прем Сетна |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Терпение Купер» . Синемаази . 4 мая 2024 г.
- ^ стр. 163, Парама Рой, Индийский трафик: рассматриваемые идентичности в колониальной и постколониальной Индии, University of California Press, ISBN 0-520-20487-5
- ^ Ancestry.com. Индия, Некоторые рождения и крещения, 1786–1947 гг. [онлайн-база данных]. UT, США: Ancestry.com Operations, Inc., 2014. Исходные данные: Индия, Рождения и крещения, 1786-1947 гг. Солт-Лейк-Сити, Юта: FamilySearch, 2013.
- ^ «Личности индийского кино – звезды немого экрана» . indiaheritage.org. Архивировано из оригинала 19 октября 2007 года . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ «Дадасахеб Пхальке, отец индийского кино» . Академия Дадасахеба Пхалке. Архивировано из оригинала 18 декабря 2012 года . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ Статья из Экономического и политического еженедельника. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Гюль Хамид: Безмолвная звезда, которую услышали» . «Экспресс Трибьюн» . 17 мая 2014 г.
- ^ «Болливудские дивы» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ «Фильм 1921 года с Пейшенс Купер, первой англо-индийской актрисой Индии, восстановлен в парижской лаборатории» . Времена Индии . 30 ноября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1905 рождений
- 1993 смертей
- Индийские актрисы немого кино
- Актрисы из Калькутты
- Англо-индийский народ
- Индийский народ армянского происхождения
- Актрисы европейского происхождения в индийских фильмах
- Индийские эмигранты в Пакистане
- Пакистанцы англо-индийского происхождения
- Пакистанцы армянского происхождения
- Актрисы из Британской Индии
- Актрисы индийского кино
- Индийские актрисы 20-го века
- Актрисы хинди кино