плеймейкер
В ассоциативном футболе плеймейкер , — это футболист, который контролирует ход игры команды и часто участвует в наступательных и оборонительных пасах которые приводят к голам , благодаря своему видению, технике, контролю мяча, творческому подходу и способности пасовать. [ 1 ]
В английском футболе этот термин несколько пересекается с атакующим полузащитником , но эти два типа полузащитников не обязательно одинаковы, поскольку плеймейкеры не обязательно ограничены одной позицией. Некоторые плеймейкеры также могут действовать на флангах или в качестве креативного нападающего второго плана ; некоторые также могут играть более центральную роль в полузащите, попеременно играя в более наступательных ролях и участвуя в построении игры в полузащите. Другие игроки по-прежнему действуют как глубоко расположенные плеймейкеры, в свободной роли, за линией полузащиты . Плеймейкеры обычно не известны своими защитными способностями, поэтому их часто поддерживает опорный полузащитник . Поскольку многие полузащитники и нападающие обладают вышеупомянутыми творческими и техническими качествами, они, как правило, являются плеймейкерами команды.
Продвинутые плеймейкеры
[ редактировать ]
Наиболее совершенных и универсальных плеймейкеров часто называют продвинутыми плеймейкерами или плеймейкерами свободной роли, поскольку они могут действовать как на центральных, атакующих позициях полузащиты, так и на более широких позициях на флангах. Атакующих плеймейкеров иногда называют «номером 10» команды, поскольку они часто носят футболку с номером 10 . Атакующий плеймейкер полузащиты будет занимать свободную позицию между полузащитой и нападающими либо в центре поля, либо на любом фланге. Эти нападающие плеймейкеры часто делают острые передачи вингерам или нападающим, доводя их до ворот или нанося убийственные навесы, а также сами забивают голы. Это также, как правило, быстрые, ловкие и высокотехничные игроки с хорошим зрением, бросать , пасовать, навешивать и вести мяч умением ; они известны тем, что забивают голы, а также обеспечивают результативные передачи , пасы и инициируют атакующие игры. В итальянском футболе, поскольку творческие, техничные и продвинутые плеймейкеры, как известно, не привязаны к одной позиции, их часто называют «фантазистами» или «треквартистами». [ 2 ] В Бразилии нападающий плеймейкер известен как «meia atacante». [ 3 ] тогда как в Аргентине он известен как «энганче». [ 4 ] На английском языке эту позицию иногда в просторечии называют игрой «в лунке», поскольку эти плеймейкеры часто связывают полузащиту и атаку, по существу действуя в промежутке между полузащитой и защитой противника. [ 5 ] [ 6 ] Диего Марадона , Зико , Мишель Платини , Марта , Пеле , Зинедин Зидан , Кака , Лионель Месси , Роберто Баджо , Руи Коста , Михаэль Лаудруп , Джордж Хаги , Джей-Джей Окоча , Сюнсуке Накамура и Франческо Тотти - вот некоторые примеры футболистов, которые были На протяжении всей своей карьеры выступал в качестве продвинутых плеймейкеров полузащиты. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Глубоко сидящие плеймейкеры
[ редактировать ]
Глубоко расположенные плеймейкеры , которые часто носят футболки с номерами 8, 6 или 5 (особенно в южноамериканском футболе ), [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] действовать из глубокой позиции, внутри или даже за основной линией полузащиты, выполняя, по-видимому, роль центрального или оборонительного полузащитника , где они могут использовать пространство и время владения мячом, чтобы диктовать темп игры своей команды и координировать действия всей команды, не только атаки по воротам. Глубоко расположенные плеймейкеры часто известны своим видением, техникой и пасами. Многие из них также известны своей способностью переключать игру или делать длинные передачи , которые выделяют игроков, совершающих атакующие движения, а также своей способностью наносить удары на расстоянии. Хотя некоторые глубоко расположенные плеймейкеры не известны своими навыками отбора мяча, скоростью работы или защитными навыками, это стало более распространенным среди полузащитников, играющих от штрафной к штрафной, с хорошей передачей, техникой, видением и способностью отбивать мяч, таких как Яя. Туре , чтобы играть в этой роли, поскольку он находится в положении, аналогичном положению опорного полузащитника, и эта роль позволяет им разбивать игру и впоследствии самим создавать возможности для взятия ворот после отыгрыша владения мячом. В статье 2013 года для Писатель The Guardian Джонатан Уилсон описал эту уникальную творческую роль опорного полузащитника как роль «создателя», назвав Хаби Алонсо типичным примером игрока, действовавшего на этой позиции, отметив, что: «Хаби Алонсо, хотя и способен отбирать мяч, но сосредоточен держать мяч в движении, время от времени отдавая длинные пасы по флангам, чтобы изменить угол атаки, как в старом стиле » . [ 18 ]
В Италии глубоко залегающий плеймейкер известен как «региста». [ 19 ] тогда как в Бразилии он известен как «мейя-броненосец». [ 3 ] В Италии роль regista развилась из позиции центрального полузащитника или центромедиано методиста в системе Витторио Поццо ( методической предшественник позиции центрального или опорного полузащитника в схеме 2–3–2–3), поскольку методисты Обязанности были не только оборонительными, но и творческими; Таким образом, перед методистом стояла задача не только прервать владение мячом, но и начать атакующую игру после отыгрыша мяча. [ 20 ] Хави , Андреа Пирло , Тони Кроос , Лука Модрич , Майкл Каррик , Пол Скоулз , Миралем Пьянич , Жоржиньо , Маркос Сенна , Сандей Олисе и Пеп Гвардиола – это еще несколько примеров игроков, которые на протяжении всей своей карьеры действовали как глубокомысленные плеймейкеры. [ 18 ] [ 7 ] [ 16 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Другие варианты
[ редактировать ]
Плеймейкеры не обязательно ограничены одной позицией; Многие атакующие плеймейкеры в современном футболе играют комбинацию этих разных атакующих ролей, часто действуя на свободной позиции. Некоторые плеймейкеры также могут играть более центральную роль в полузащите или им даже может быть предоставлена свобода чередоваться между игрой в более наступательных творческих ролях и участием в подготовительных играх, а также контролировать темп команды на более глубокой позиции в полузащите, например, Зинедин. Зидан, [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Несиб , [ 30 ] или Хуан Роман Рикельме . [ 31 ] Креативность, мастерство, видение, техника, тактическая осведомленность и хорошая способность пасовать — вот истинные требования к хорошему плеймейкеру. [ 32 ] С ростом физических и спортивных требований современного футбола для полузащитников, особенно тех, кто известен своим динамизмом, способностью читать игру и скоростью работы без мяча, становится все более распространенным играть более глубокие роли. и им будет предоставлено больше оборонительных обязанностей в дополнение к их творческим обязанностям: такие полузащитники, как Бастиан Швайнштайгер , Тони Кроос и Поль Погба , часто играют в центре поля и выполняют несколько ролей, выполняя одновременно функции полузащитники и создатели бокса-в-бокс, обычно отступающие назад и помогающие прессинговать соперников и отыгрывать владение мячом, а затем либо выносящие мяч вперед, либо диктующие игру и начинающие атаку своим видением, техникой и пасом. [ 23 ]
По словам Джонатана Уилсона , Лука Модрич — еще один пример полузащитника, выполняющего на поле несколько ролей; Хотя первоначально он начинал как атакующий полузащитник в «Динамо Загреб» он был переведен на более глубокую игровую роль в центре полузащиты , во время его пребывания в «Тоттенхэме» , что позволило ему проводить атаку и создавать моменты для товарищей по команде. [ 33 ] Он продолжал играть более глубокую роль в полузащите в «Реала системе » 4–2–3–1. Однако Уилсон отметил, что, хотя Модрич, по-видимому, играет на позиции опорного полузащитника, он «не является ни полностью разрушительным, ни творческим», а «карьером», который «способен совершать поздние пробежки или нести мяч у своих ног», но в его дело «с намеком на regista ». [ 18 ]
Вингер
[ редактировать ]
Опытные плеймейкеры также могут действовать на флангах , занимая более широкую атакующую позицию , в качестве полувингера , перевернутого нападающего , а также в качестве внешнего нападающего в схеме 4–3–3 или 4–2–3–1. . В последние годы эта позиция стала более распространенной для атакующих плеймейкеров, поскольку схемы, в которых используются чисто атакующие плеймейкеры, такие как 4–3–1–2/4–1–2–1–2, часто могут привести к тому, что команды проблемы с защитой при потере владения мячом, поскольку атакующие полузащитники обычно не славятся своим вкладом в оборону, хотя современные плеймейкеры часто более тактически ответственны в этом отношении, чем классические плеймейкеры. Эта позиция также позволяет игрокам сражаться с защитниками один на один на фланге, пробивать мяч внутрь к центру поля и либо бить по воротам более сильной ногой, либо выполнять навесные пасы или навесы. [ 34 ] [ 4 ] [ 2 ] Например, Лионель Месси , который от природы является левшой, изначально занимал эту позицию на правом фланге под руководством своего бывшего тренера «Барселоны» Франка Райкаарда , рядом с правоногим Роналдиньо на левой стороне поля. [ 35 ] Некоторые плеймейкеры, такие как Дэвид Бекхэм , [ 36 ] даже действуют в качестве крайнего полузащитника в схеме 4–4–2, используя свое видение, чтобы находить товарищей по команде, совершающих пробежки, которым они затем могут делать длинные передачи и керлинговые навесы , хотя эта позиция «чистого нападающего » стала менее распространенной в современном мире. образования. [ 2 ] [ 37 ]
Девять с половиной
[ редактировать ]Есть и другие подобные варианты продвинутой игровой роли. Другие продвинутые плеймейкеры, по-видимому, действуют как свободный, креативный второй нападающий или внутренний нападающий , часто играя на фланге, рядом с основным нападающим или даже в центре поля, а затем возвращаясь к более глубокой роли, чтобы связать атаку. полузащита и атака. [ 9 ] Атакующий полузащитник/плеймейкер Мишель Платини описал бы эту более продвинутую творческую роль (примером которой является Роберто Баджо) как девять с половиной («nove e mezzo», по-итальянски), поскольку это было что-то среднее между ролью забивающего нападающего ( номер на футболке). 9 ) и атакующий полузащитник (номер 10 на футболке). [ 38 ]
Эта свободная позиция давала этим мобильным, креативным и техничным игрокам, которые также часто были одарены взглядом на гол, а также хорошим зрением, ускорением и навыками владения мячом, свободу внезапно вырваться вперед и совершать дриблинг, глубоко падать, чтобы проиграть. свои маркеры и подбирают мяч, объединяются с товарищами по команде и сами забивают много голов, а также помогают им. Однако, в отличие от простого плеймейкера номер десять, нападающий девяти с половиной лет обычно не участвует в раскачивании так активно, как атакующий полузащитник. Их роль в первую очередь заключается в роли ассистента, который может играть один-два, а также удерживать и отдавать мяч более атакующим товарищам по команде. Поскольку опорный нападающий изначально возник из свободно играющих атакующих полузащитников, адаптировавшихся к более продвинутой позиции в тактически строгих схемах 4–4–2 1990-х годов, в которых их часто использовали в паре с более физически одаренным и сильным нападающим. , их вклад в защиту также обычно выше, чем у простого плеймейкера номер десять. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
В Италии эта роль известна как «рифиниторе» или «секунда пунта». [ 38 ] тогда как в Бразилии он известен как «сегундо атаканте» или «понта-де-ланса». [ 41 ] [ 42 ]
Ложная девятка
[ редактировать ]
Вариант глубоко расположенного нападающего , более известный как « ложная девятка », также имеет некоторое сходство с ролью атакующего полузащитника, хотя игрок с ложной девяткой, похоже, играет как центральный нападающий, а не как атакующий полузащитник. Ложная девятка часто является быстрым, ловким, миниатюрным, креативным и техничным игроком с хорошим зрением, движением, позиционированием и способностью пасовать, а также склонностью к забиванию голов. Ложная девятка, по-видимому, играя в качестве одинокого нападающего , глубоко опустится на роль полузащитника под номером 10, привлекая к себе защитников и создавая пространство для других товарищей по команде для атакующих атак. Это позволяет пространству ложной девятки вести мяч и забивать или предоставлять помощь другим игрокам, вбегающим в созданное ими пространство. Примерами ложных девяток являются Лионель Месси под руководством Пепа Гвардиолы, Тито Виланова и Херардо Мартино в «Барселоне» , Сеск Фабрегас в сборной Испании под руководством Висенте дель Боске , Франческо Тотти в «Роме» под руководством Лучано Спаллетти и Руди Гарсиа , а также Роберто Фирмино. под руководством Юргена Клоппа . [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] Эта позиция наиболее распространена в схеме 4–6–0, замаскированной под схему 4–3–3 или 4–2–3–1. [ 46 ] На итальянском футбольном жаргоне эта роль известна как «centravanti di manovra» (что буквально переводится как «маневрирующий центральный нападающий»). [ 47 ] [ 48 ]
Ложная десятка
[ редактировать ]В дополнение к своим творческим обязанностям во время владения мячом, в современной игре на продвинутых плеймейкеров возлагается больше обязанностей без мяча, чем в прошлом, а также от них требуется более высокая скорость работы в защите; Таким образом, роль номера 10 изменилась в последние годы, и схемы, в которых используется традиционный продвинутый плеймейкер, стали менее распространенными. Однако в составах, в которых все еще используется атакующий полузащитник, роль номера 10 вместо этого описывается как роль « ложной 10 » (или иногда ее даже называют ролью «центрального нападающего»). Ложная-10 также имеет те же характеристики, что и ложная-9, и часто используется в схеме 4–2–3–1. Ложная-10 также обычно является быстрым, атакующим, техничным и креативным игроком, который, очевидно, играет более глубокую роль, чем ложная-9, однако обычно начинает с позиции атакующего полузащитника позади нападающего или иногда в качестве нападающего, как роль часто интерпретируется игроками, которые естественно играют на этих позициях. Таким образом, ложная 10 часто является более динамичным, чем статичным игроком, перед которым стоит задача вытаскивать противников из позиции своими движениями; действительно, ложная 10 часто удивляет защитников, выходя из позиции, уходя в сторону на фланг, создавая пространство для других игроков, в частности крайних защитников и полузащитников, для совершения атакующих действий, либо путем перегрузки флангов, либо путем перегрузки флангов, или вытягивая противников из позиции. Затем «ложная десятка» будет продвигаться по флангу и обеспечивать поставки в штрафную для товарищей по команде или передавать мяч свободному товарищу по команде, который использует вновь созданное пространство либо на фланге, либо в центре. В обороне они часто участвуют в прессинге своей команды, чтобы вернуть владение мячом; им также может быть поручено найти бреши в обороне противника и самим совершать поздние забеги в штрафную. [ 49 ] [ 50 ]
Ложная-10 также может иногда функционировать вместе с ложной-9 в схеме 4–3–3 (4–6–0) или в схеме 4–2–3–1. Когда другие нападающие или «ложные девятки» отводят защитников от «ложных 10», создавая пространство в центре поля, «ложная 10» также удивляет защитников, снова выходя из позиции, часто совершая наступательные броски вперед с дриблингом или переходя к пасам от ложных девяток, что приводит к голам и результативным передачам. [ 46 ] Эту роль эффектно продемонстрировали Уэсли Снейдер и Месут Озил во время чемпионата мира по футболу 2010 года . [ 46 ]
Ложный атакующий полузащитник
[ редактировать ]
Описание «ложная-10» (или ложный атакующий полузащитник ) также несколько иначе использовалось в итальянском футболе . Таким образом, ложный атакующий полузащитник обычно является техничным, мобильным и креативным игроком с хорошим видением, позиционированием, контролем мяча и способностью дальнего паса, а также игроком с достойными защитными качествами и хорошими способностями к стрельбе на большие расстояния. Ложная-10 действует аналогично ложной-9, хотя, по-видимому, играет роль номера 10, но все же привлекает игроков соперника обратно в полузащиту. Ложная 10 в конечном итоге займет центральную позицию в полузащите и будет действовать как глубоко расположенный плеймейкер, создавая пространство для других игроков, чтобы совершать атакующие движения и получать длинные передачи от плеймейкеров полузащиты. В дополнение к своим творческим обязанностям ложному атакующему полузащитнику также часто приходится погружаться глубоко в полузащиту, чтобы помочь своей команде защищаться и вернуть мяч. [ 51 ] [ 52 ]
Ложный вингер
[ редактировать ]Вместо этого «ложный нападающий» или «семь с половиной» - это ярлык, который использовался для описания творческого типа игрока, который обычно играет в центре, но вместо этого на бумаге развернут широко; однако в ходе матча они будут перемещаться внутрь и действовать в центре поля, чтобы вытащить защитников из позиции, перегрузить полузащиту и дать своей команде численное преимущество в этой зоне, чтобы они могли диктовать правила играть с пасом, доминировать над мячом в центре поля и создавать моменты для своих атакующих товарищей по команде; эта позиция также оставляет пространство для крайних защитников, которые могут совершать перекрывающиеся атакующие движения по флангу. Самир Насри , который был задействован в этой роли, однажды назвал ее «неосевым плеймейкером». [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ]
Организация игры на других позициях
[ редактировать ]подметальная машина
[ редактировать ](или «либеро» по-итальянски) также может Подметальщик выступать в роли второстепенного плеймейкера команды; эту позицию часто связывают с бывшими центральными защитниками, такими как Франц Беккенбауэр , Франко Барези , Рональд Куман , Фернандо Йерро , Альдаир и Гаэтано Ширеа , которые обладали хорошими навыками владения мячом, видением и дальними пасами. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Хотя эта позиция в значительной степени устарела в современных футбольных расстановках, из-за использования зональной разметки такие игроки, как Даниэле Де Росси , Жером Боатенг , Матс Хуммельс , Леонардо Бонуччи и Давид Луис , играли аналогичную роль центрового при игре с мячом. - назад в задней линии из трех человек. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] Их техника и способности к игре с мячом позволяют им продвигаться в полузащиту и выступать в качестве второстепенного плеймейкера команды, чтобы создавать голевые моменты, когда основной глубоко расположенный плеймейкер их команды находится под сильным наблюдением противника. [ 65 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ]
Подметальная машина
[ редактировать ]
В некоторой ограниченной степени вратари с хорошими навыками владения мячом, видением, навыками паса, дальнего броска и удара ногами также могут проводить контратаки и создавать возможности для взятия ворот ; такие вратари, как Рене Игита , Фабьен Бартез , Эдвин ван дер Сар и совсем недавно Мануэль Нойер , Клаудио Браво , Марк-Андре тер Штеген , Алиссон Беккер и Эдерсон Мораес , среди прочих, известны своим умением обращаться с мячом у своих ног. и их высокая точность паса при ударах от ворот; их стиль игры побудил некоторых экспертов окрестить их « подметальщиками » или плеймейкерами. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ]
Качества хорошего плеймейкера
[ редактировать ]
Возможно, самое важное качество плеймейкера — это видение и способность читать игру, а также занимать хорошие позиции, обеспечивающие эффективный прием и распределение мяча. Интуиция и креативность — другие ключевые элементы игры плеймейкера, поскольку ему необходимо знать, где находятся разные игроки в разное время, не затрачивая слишком много времени на то, чтобы зацикливаться на мяче. Хороший плеймейкер обладает хорошим контролем мяча, балансом, техническими способностями и навыками ведения мяча и часто владеет мячом, позволяя другим членам команды совершать атакующие действия. Официальная роль плеймейкера заключается в том, чтобы обеспечить или облегчить финальную передачу, ведущую к голу. [ 78 ] В футбольной терминологии это часто называют убийственным мячом или финальным мячом и официально регистрируется как результативная передача .

Продвинутые плеймейкеры часто известны своей способностью забивать голы, а также своими техническими навыками, пасами и способностью создавать моменты. Часто (но не всегда) это быстрые, ловкие и мобильные игроки с хорошим тактическим интеллектом; их движение вне мяча так же важно, как и их движение с мячом, поскольку они должны создавать пространство для дальнейших атакующих игр. Многие плеймейкеры также являются специалистами по штрафным , пенальти и мертвым мячам , которые также способны закручивать мяч в штрафную со стандартных положений, обеспечивая дальнейшие поставки для товарищей по команде, хотя это не обязательно является чертой, необходимой для того, чтобы быть хорошим игроком. плеймейкер. [ 9 ]
Плеймейкеры и тактика
[ редактировать ]английский футбол
[ редактировать ]
Классические плеймейкеры под номером 10 и глубоко расположенные плеймейкеры не часто славятся своими навыками отбора или защиты, поэтому английские комментаторы часто рассматривают их как роскошь в футбольной команде, но они сохраняют свои места благодаря своей способности менять ход игры. [ 79 ] [ 80 ] с хорошим видением, умением отбора мяча, тактическим интеллектом, пасом и техническими способностями стали обычным явлением Из-за этого в прошлом в Англии полузащитники играть роль плеймейкера, как показали различные тренеры, нанимавшие таких игроков, как Пол Скоулз. , На этой позиции находятся Стивен Джеррард Фрэнк Лэмпард , Яя Туре и Хаби Алонсо. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ] При схеме 4–4–2 плеймейкер обычно играет вместе с опорным полузащитником, чтобы гарантировать, что команда не уязвима для атаки. Однако при разных расстановках команда может играть с несколькими плеймейкерами. Большинство английских команд обычно используют только одного плеймейкера, чтобы свести к минимуму недостатки защиты, а также потому, что использование более одного плеймейкера может ухудшить стиль игры каждого плеймейкера. [ 84 ] [ 85 ] Обратной стороной этого подхода является то, что команде не хватает необходимой креативности, когда она сталкивается с обороняющимся противником. Некоторые современные команды, использующие такие схемы, как 4–2–3–1, 4–4–1–1, 4–5–1 и 4–1–2–1–2/4–3–1–2, имеют несколько плеймейкеры. [ 86 ] Некоторыми примерами немногих известных английских игроков на этой позиции являются Пол Гаскойн и Гленн Ходдл , в то время как большинство плеймейкеров в Премьер-лиге, как правило, являются иностранцами. [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ]
Итальянский футбол
[ редактировать ]Карло Маццоне и Карло Анчелотти были известны тем, что смогли адаптировать свои схемы, чтобы позволить им включать в свой стартовый состав различных плеймейкеров. В «Брешии » Маццоне переместил Андреа Пирло, изначально атакующего полузащитника, на позицию глубокого полузащитника, в то время как Роберто Баджо играл роль атакующего полузащитника. [ 9 ] В «Милане» Анчелотти сделал аналогичный ход, также наняв Пирло в качестве глубокого плеймейкера, позволив Ривалдо или Руи Косте , а затем Каке играть в качестве атакующего полузащитника, в то время как Кларенс Зеедорф и Дженнаро Гаттузо или Массимо Амброзини защищали их в обороне. Ромбическая схема полузащиты Анчелотти 4–4–2. [ 90 ] Благодаря силе полузащиты «Милана» за время своего пребывания в клубе Анчелотти смог выиграть несколько внутренних и международных титулов. Марчелло Липпи в Италии также использовал двух плеймейкеров во время победного чемпионата мира по футболу 2006 года : Франческо Тотти играл передовую творческую роль позади нападающих, а Пирло - в глубокой роли плеймейкера. Двух плеймейкеров в обороне поддерживали такие полузащитники, как Даниэле Де Росси, Дженнаро Гаттузо и Симоне Перротта ; [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] И Пирло, и Тотти стали лучшими ассистентами турнира. [ 94 ]

Однако бывший тренер сборной Италии Ферруччо Валькареджи разработал совершенно другую стратегию, которая позволила ему использовать двух плеймейкеров во время своего пути к финалу чемпионата мира 1970 года , где Италия в конечном итоге потерпела крупное поражение от Бразилии. Из-за его сосредоточенности на стабильности в обороне, а также наличия двух чистых и результативных нападающих, Джиджи Ривы и Роберто Бонинсенья , Валькареджи чувствовал, что невозможно выставить на поле двух самых почитаемых продвинутых плеймейкеров Италии того времени, Джанни Риверу . и Сандро Маццола рядом друг с другом. Он считал, что два креативных игрока несовместимы друг с другом из-за соперничества между их соответствующими клубами , и поскольку он чувствовал, что размещение обоих игроков рядом с нападающими нарушит баланс в стартовом составе, в частности Ривера, в отличие от Маццола не славился своим атлетизмом или скоростью работы в обороне. Поэтому он разработал печально известный план игры «стаффетта» ( эстафета ), который, по сути, заключался в том, что Маццола играл первую половину каждого матча, а Ривера играл вторую половину; за восемь лет пребывания Валкареджи в Италии национальная команда проиграла всего шесть матчей. Несмотря на победу Италии в На Евро-1968 и втором месте на чемпионате мира 1970 года эта тактика подверглась широкой критике со стороны средств массовой информации, в частности из-за плохой игры Италии на групповом этапе и в финале, несмотря на то, что она продемонстрировала свою способность успешно применять более наступательный, захватывающий стиль игры с Риверой в полуфинале против ФРГ . [ 95 ] Во время чемпионата мира 1998 года тренер сборной Италии Чезаре Мальдини подвергся аналогичной широко распространенной критике в СМИ за использование стратегии, напоминающей «стаффетту» 1970 года между Роберто Баджо и Алессандро Дель Пьеро , которые попеременно занимали роль творческого второго нападающего, а также ярого и непревзойденного нападающего. нападающий или центральный нападающий (обычно Кристиан Вьери или иногда Филиппо Индзаги ) в схеме 4–4–2; [ 96 ] Менеджера Джованни Трапаттони также первоначально критиковали за то, что он не выставил плеймейкеров Франческо Тотти и Дель Пьеро рядом друг с другом во время чемпионата мира 2002 года . [ 97 ]

Во время своего пути к Евро-2012 финалу и полуфиналу Кубка конфедераций FIFA 2013 бывший тренер сборной Италии Чезаре Пранделли также использовал в своей команде нескольких плеймейкеров; он часто использовал Риккардо Монтоливо , Альберто Аквилани , Даниэле Де Росси , Антонио Ночерино или Тьяго Мотту в роли плеймейкера ложной 10, а также на других позициях полузащиты в своей схеме 4–3–1–2; эта формация была лишена настоящего атакующего полузащитника и была сосредоточена на постоянно меняющихся позициях полузащитников. Полузащита Пранделли была сосредоточена на творческой игре Андреа Пирло и Монтоливо в их роли глубокого плеймейкера и ложных атакующих полузащитников, причем Пирло, по-видимому, использовался в качестве опорного полузащитника перед защитой, чтобы у него было больше времени на поле. мяч в «перевернутом» ромбе полузащиты (4–1–3–2). В обороне Пирло поддерживали динамичные полузащитники, такие как Клаудио Маркизио и Де Росси, из-за отсутствия у него скорости или заметных защитных способностей. Пространство, созданное движением Монтоливо в виде ложной 10, позволило более быстрым и атакующим полузащитникам, таким как Маркизио, совершать атакующие движения, чтобы получать длинные передачи Пирло и Монтоливо из полузащиты, в то время как второй нападающий Антонио Кассано выходил на фланг или на позицию атакующего полузащитника, чтобы связать игру между атакой и полузащитой. Помимо того, что Монтоливо действовал в качестве плеймейкера и создавал пространство в роли ложной 10, он также смог облегчить давление, оказываемое на Пирло в роли глубоко лежащего плеймейкера, поддерживая его в защите и предоставляя Пирло и команде второстепенный творческий потенциал. вариант. [ 51 ]
Хотя Эленио Эрреры знаменитая тактика катеначчо в годы « Ла Гранд Интер » в 1960-е годы в первую очередь считалась связанной с оборонительным, но эффективным футболом. [ 98 ] Креативные плеймейкеры сыграли фундаментальную роль в успехе миланского «Интера» в этот период. Эррера и бывшие игроки Гранде Интер, в том числе Маццола и Факкетти, заявляли, что, по их мнению, команда Гранде Интер была более атакующей, чем это часто представлялось, и что подражатели тактики Эрреры катеначчо часто несовершенно копировали его прагматичный стиль игры. . [ 99 ] Луис Суарес (бывший атакующий плеймейкер, который впервые добился успеха благодаря более гибкой и атакующей тактике Эрреры в «Барселоне») был основной творческой силой команды Эрреры «Интер», действуя как глубоко расположенный плеймейкер благодаря своим навыкам владения мячом, видению и дальности паса. [ 100 ] Сандро Маццола в роли нападающего, атакующего полузащитника, правого внутреннего или опорного нападающего, а также Армандо Пикки на позиции Либеро или подметателя иногда также выполняли функции второстепенных плеймейкеров, а также левый нападающий Марио Корсо . Помимо силы почти непробиваемой защиты, некоторыми из ключевых элементов команды Эрреры «Интер» было использование вертикального футбола и очень быстрых, эффективных и зрелищных контратак , которые приводили к голам, забитым с очень небольшим количеством касаний и передач. [ 101 ] Это стало возможным благодаря использованию Эррерой очень быстрых, энергичных, атакующих, двусторонних крайних защитников для проведения контратак, таких как Джачинто Факкетти и Тарчизио Бургнич . [ 101 ]

Быстрые, энергичные техничные нападающие ( Хаир да Кошта и Марио Корсо ) и атакующий полузащитник/нападающий второго плана (Маццола) также время от времени перемещались на более глубокие позиции, чтобы творчески и оборонительно поддерживать полузащиту, оставляя защитникам пространство для атаки, что часто ловило мяч. команды-соперники врасплох. В гибкой схеме Эрреры 5–3–2 в «Интере» четыре защитника, опекающие игроков, были плотно закреплены за каждым нападающим соперника, в то время как дополнительный подметающий мяч при необходимости возвращал потерянные мячи и делал двойную опеку. [ 102 ] Под руководством Эрреры, чаще всего во время выездных матчей в Европе, высокоорганизованные и дисциплинированные игроки «Интера» обычно защищались, терпеливо сидя за мячом, что часто приводило к очень трудным победам. Отвоевав владение мячом, Пикки, обычно традиционный и оборонительно настроенный подметальщик, часто продвигался в центр поля и иногда отдавал длинные передачи нападающим или, что чаще, носил мяч и направлял его в сторону Луиса Суареса, чьи игровые способности играли важную роль. решающую роль в мастерстве «Интера» в контратакующем футболе. Благодаря выдающемуся видению Суареса и его способности пасовать, он мог быстро запустить нападающих или крайних защитников в контратаки с помощью быстрых длинных передач после получения мяча, что обычно позволяло защитникам продвигаться к воротам и забивать или помогать забивать голы. - голевые моменты. [ 101 ] Под руководством Эрреры «Интер» выиграл три Серии А титула (два из них выиграли подряд), два Кубка Европы подряд подряд и два Межконтинентальных кубка он получил прозвище « Иль Маго ». , а за успехи и тактическое мастерство [ 103 ]
Испанский футбол
[ редактировать ]
За время своего весьма успешного пребывания на посту главного тренера «Барселоны» Пеп Гвардиола смог включить в свою команду несколько умелых игроков с качествами плеймейкера, таких как Хави, Андрес Иньеста , Серхио Бускетс , Сеск Фабрегас и Лионель Месси, используя свой личный опыт. вариация тактики тики-така , позволяющая команде перемещать мяч, менять позиции, создавать пространство, совершая атакующие движения, и сохранять владение мячом. Использование им сильного прессинга в схеме 4–3–3 давало каждому игроку ответственность за защиту в случае потери владения мячом. [ 104 ] Гвардиола также часто использовал Месси в роли ложной девятки, что было особенно эффективно из-за частоты атакующих атак игроков «Барселоны», а также их дисциплинированной позиции, командной работы, видения, технических навыков, креативности и способности пасовать. , что позволило Месси создать и забить несколько голов. [ 105 ]
Висенте дель Боске также применил аналогичную тактику (например, использование тики-така , сильного прессинга и ложной девятки в схеме 4–3–3 или 4–6–0) во время своей успешной попытки выхода в три международных финала подряд. Тренер сборной Испании в период с 2010 по 2013 год , выигравший чемпионат мира 2010 года и Евро-2012 . Его тактика позволила нескольким полузащитникам, таким как Хаби Алонсо, Серхио Бускетс, Хави, Андрес Иньеста, Давид Сильва , Хуан Мата и Сеск Фабрегас, эффективно действовать вместе. [ 106 ]
См. также
[ редактировать ]- Позиции футбольной ассоциации
- Формирование
- Вперед
- Полузащитник
- Защитник
- Вратарь
- Разыгрывающий защитник , баскетбольная позиция с ролью, аналогичной роли плеймейкера футбольной ассоциации, фактически переводится как «плеймейкер» на нескольких европейских языках.
- Защитник , позиция в американском футболе с ролью, аналогичной глубокому плеймейкеру футбольной ассоциации.
- IFFHS лучшему плеймейкеру мира Премия
- Премия IFFHS лучшей женщине-плеймейкеру мира
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Playmaker – определение Playmaker на Dictionary.com» . Словарь.com .
- ^ Jump up to: а б с «Фантастика» . Fantasista10.co.uk . Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Плеймейкер» . МТВ. Архивировано из оригинала 12 января 2015 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Тактика: меняющаяся роль плеймейкера» . Мировой футбол . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ Феликс Кейт (22 октября 2014 г.). «Почему плеймейкеры — самый ценный актив Премьер-лиги» . Отчет отбеливателя . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Бен Уэлч (24 февраля 2012 г.). «Соединение полузащиты и атака с нападающим в лунке» . ЧетыреЧетыреДва . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Вопрос: какова роль плеймейкера в современной игре?» . Хранитель . Проверено 31 октября 2014 г.
- ^ "Номер 10" . FIFA.com
- ^ Jump up to: а б с д Манчини, Роберто. «НОМЕР 10» . www.robertomancini.com . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ «2003: Волшебная Марта набирает темп в Штатах» . FIFA.com. 15 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2016 г. Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Стори, Дэниел (15 сентября 2018 г.). «10 лучших плеймейкеров 90-х: Зизу, Лаудруп, Баджо, Бергкамп…» . www.planetfootball.com . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Массарелла, Луи (5 ноября 2015 г.). «Пеле или Пушкаш? Марадона или Месси? Кто лучший десятый номер всех времен?» . ЧетыреЧетыреДва. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ «Джей-Джей Окоча: великолепный дриблер, который танцами проложил себе путь к футбольному величию» . FIFA.com. 27 апреля 2023 г. Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Молинаро, Джон (20 ноября 2009 г.). «Японец Накамура — специалист по штрафным ударам» . Си-би-си Спорт . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Ашиш Шетти (19 апреля 2014 г.). «Понимание роли регистратуры в футболе» . SportsKeeda.com . Проверено 15 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Амит Сингх (4 июня 2012 г.). «Хави, Пирло, Каррик, Модрич… Тактический и статистический анализ глубоко залегающих плеймейкеров в 2011–2012 годах» . Just-Football.com . Проверено 15 августа 2016 г.
- ^ «Поколение следующего: Матиас Краневиттер среди пяти молодых аргентинских номер 5, которые сыграют главную роль в 2015 году» . Just-Football.com . 4 января 2015 года . Проверено 15 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Уилсон, Джонатан (18 декабря 2013 г.). «Вопрос: о чем говорит нам меняющаяся роль опорных полузащитников?» . Хранитель . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ «Региста и эволюция плеймейкера» . Футбол-Аналитика.com . Архивировано из оригинала 7 ноября 2019 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ Радонья, Фьоренцо (20 декабря 2018 г.). «Полвека без Витторио Поццо, легендарного (и обсуждаемого) тренера, изменившего итальянский футбол: уход на пенсию и директор» . Il Corriere della Sera (на итальянском языке). п. 8 . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Кокс, Майкл (19 марта 2012 г.). «Пол Скоулз, Хави и Андреа Пирло возрождают глубокого плеймейкера» . Хранитель . Лондон . Проверено 29 июня 2012 г.
- ^ «Возрождение глубокого плеймейкера» . Ложь 9 . Архивировано из оригинала 2 июля 2015 года . Проверено 29 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Современная роль плеймейкера» . FIFA.com . 1 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 23 июня 2016 года . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «Реал Мадрид и Барселона хотят Пьянича? Вот план Ювентуса» . Кальциомеркато. 26 января 2018 года . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Мэтью Амальфитано (1 ноября 2014 г.). «Все, что вам нужно знать о... Жоржиньо» . ЧетыреЧетыреДва . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Н, Тимоти (19 августа 2010 г.). «Месут Озил и 10 лучших полузащитников Испании» . Отчет отбеливателя . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Киаран Келли (7 декабря 2011 г.). «Зинедин Зидан: порочный гений» . Назад Футбол . Проверено 6 июля 2015 г.
- ^ Бандини, Паоло (3 мая 2017 г.). «Нулевой год: становление Зинедина Зидана («Ювентус», 1996/97)» . ЧетыреЧетыреДва. Архивировано из оригинала 25 октября 2019 года . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Винченци, Массимо (4 декабря 2000 г.). «Зидан видит «Золотой мяч», но Шева — его оруженосец» . La Repubblica (на итальянском языке) . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ «Больше от Луизы Несиб» . Канадская радиовещательная корпорация (на французском языке). 14 июля 2011 года . Проверено 11 сентября 2011 г.
- ^ Джейсон Коули (18 июня 2006 г.). «Одинокий Рикельме — лучший мужчина» . Хранитель . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Эбрагим Садиен (5 июля 2013 г.). «Региста и эволюция плеймейкера» . Футбольный анализ . Архивировано из оригинала 7 ноября 2019 года . Проверено 6 июля 2015 г.
- ^ Дэви, Крис (20 июня 2011 г.). «Как вклад Луки Модрича делает его незаменимым активом Тоттенхэма» . WhoScored.com . Проверено 14 июля 2017 г.
- ^ «Как 2000-е изменили тактику №2: классическая борьба номер 10» . Zonalmarking.net . Архивировано из оригинала 8 апреля 2019 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ «Лионель Месси» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 г. Проверено 5 января 2015 г.
- ^ «Дэвид Бекхэм, Великобритания» . ESPN.co.uk. Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ Колман Корриган. «Закат старомодного нападающего» . Givemesport.com . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 6 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Платини: Баджо, Il Fu Nove E Mezzo» (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 4 июня 2013 года . Проверено 16 июня 2012 г.
- ^ «Руководство по позициям: за нападающим» . Би-би-си Спорт. Сентябрь 2005 года . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Мюррей, Грег (29 декабря 2016 г.). «Восхождение второй точки » Футбол Италия Получено 9 января.
- ^ Гимарайнш, Леви (2 июня 2013 г.). «Второй нападающий: позиция не в пользу» . Больной футболом . Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 года . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Величайшие вторые нападающие/инсайд-форварды всех времен» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ «Ложная девятка Барселоны» . Ложь 9 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 15 июня 2012 г.
- ^ «Пытался ли Гвардиола повторить великолепную схему «Ромы» 2007 года без нападающих под руководством Лучано Спаллетти?» . Ихтактика.com . Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 15 июня 2012 г.
- ^ FIFA.com. «Клубный чемпионат мира по футболу 2019 года - Новости - Что движет «Ливерпулем»?» . www.fifa.com . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ложная-10» . Tomwfootball.com . Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 года . Проверено 16 июня 2012 г.
- ^ Балице, Никола (4 декабря 2019 г.). «После Белотти Б у Торо — Беренгер» . Il Corriere della Sera (на итальянском языке) . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Вокалелли, Алессандро (4 декабря 2019 г.). «Повторное открытие настоящего номера 9» . Тутто Спорт (на итальянском языке) . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Барселона, Фабио (31 июля 2017 г.). «Тактический словарь: атакующий полузащитник» (на итальянском языке). www.ultimouomo.com . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ «Представляем… центрального нападающего?» . Zonalmarking.net . Архивировано из оригинала 7 ноября 2019 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Хорнкасл. «Хорнкасл: Риккардо Монтоливо находится на обеих сторонах разрыва между Германией и Италией» . Оценка . Архивировано из оригинала 20 августа 2014 года . Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ Уилсон, Джонатан (20 декабря 2011 г.). «Тренды футбольной тактики 2011 года» . Хранитель . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Кокс, Майкл (6 августа 2013 г.). «Роберто Сольдадо прекрасно воплощает «вертикальный» футбол AVB» . ЭСПН ФК . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Кокс, Майкл (18 ноября 2016 г.). «Манчестер Юнайтед» должен сыграть с Полем Погба на лучшей позиции, чтобы получить от него максимальную пользу» . ЭСПН ФК . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Балди, Райан (1 июля 2016 г.). «Манчестер Юнайтед», познакомьтесь с Мики: арсенал одного человека, который оживит вашу атаку» . ЧетыреЧетыреДва . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Дэвис, Тоби (22 марта 2015 г.). «АНАЛИЗ-Футбол-Тактическая смекалка Ван Гала одерживает победу над боссами» . Рейтер . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Мюррей, Эндрю (16 августа 2016 г.). «Подробное чтение: 16-очковый план Гвардиолы для достижения доминирования – его методы, менеджмент и тактика» . ЧетыреЧетыреДва . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Ндио, Дэвид (3 августа 2017 г.). «Юлиан Вейгль: Современная регистратура» . Середина . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ МакНиколас, Джеймс (1 июля 2015 г.). «Тактическая эволюция полузащитника «Арсенала» Санти Касорлы» . Отчет отбеливателя . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ «Вспоминая Ширеа, лучшего игрока «Ювентуса»» . FIFA.com . Архивировано из оригинала 9 января 2015 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ «Биография Франца Беккенбауэра» . Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ «BBC Football – Руководство по позициям: подметальщик» . Би-би-си. Сентябрь 2005 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ «Франкино (известный как Франко) БАРЕСИ (II)» . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ Рзуки, Мина (4 августа 2018 г.). «Ювентус» имеет смысл обменять Маттиа Кальдару на Леонардо Бонуччи» . ЭСПН ФК . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Даниэле Де Росси и странная история Либеро» . Forzaitalianfootball.com . 13 июня 2012 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ Мигель Делани (15 апреля 2017 г.). «Антонио Конте считал возрождение Давида Луиса и преодоление критики «Челси» «большим вызовом» » . Независимый . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Лиам Туми (15 апреля 2017 г.). «Челси» никогда не сомневался в качествах Давида Луиса как лучшего защитника – Антонио Конте» . ЭСПН ФК . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Бидвелл, Ник (21 ноября 2016 г.). «Заметки Ника Бидуэлла из Германии: Бавария Мюнхен колеблется, а новички из Лейпцига выходят на первое место» . Мировой футбол . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ «ТАТИЧЕСКИЙ УГОЛ Ювентус-Лацио – Бонуччи пропустил два гола при двух бросках: символ ужасной ночи» (на итальянском языке) . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ Балди, Райан (11 января 2017 г.). «Почему система с тремя защитниками в этом сезоне стала настолько популярной в футбольном мире» . www.sbnation.com . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ «Объяснение футбольных позиций: имена, номера и что они делают» . www.bundesliga.com . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ «Мануэль Нойер и эволюция вратаря» . ЧетыреЧетыреДва . Проверено 9 января 2015 г.
- ^ «Почему Мануэлю Нойеру не следует выигрывать Золотой мяч» . Оценка . 2 декабря 2014 года . Проверено 9 января 2015 г.
- ^ Люк Браун (6 апреля 2018 г.). «Как Эдерсон переосмыслил то, что ожидают от вратаря» . Независимый . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ Тим Викери (10 февраля 2010 г.). «Наследие Рене Игиты» . Би-би-си. Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ Пол Уилсон (28 января 2001 г.). «Бартез, лучшая покупка» . Хранитель . Проверено 13 января 2018 г.
- ^ « Клаудио Браво из «Манчестер Сити» — плеймейкер, а не вратарь » . Би-би-си Спорт . Проверено 11 декабря 2016 г.
- ^ «FM-Tactics – предоставлено Football Manager Britain» . FM-tactics.co.uk . Архивировано из оригинала 6 февраля 2009 года . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Почему Англия традиционно боялась фантазистов?» . Thisfootballtimes.co . 18 июня 2018 года . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Брайан Глэнвилл о нехватке английских плеймейкеров – World Soccer» . Worldsoccer.com . 6 сентября 2011 года . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Взаимосвязь возраста и регистрации» . Thisfootballtimes.co . 19 апреля 2015 года . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Являются ли полузащитники новыми игроками?» . Ихтактика.com . Проверено 15 мая 2012 г.
- ^ Остин, Саймон (25 сентября 2011 г.). «Лэмпард может заново изобрести себя в «Челси»» . Би-би-си Спорт . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ «Кокс: Нехватка глубоко сидящих плеймейкеров в Преме» . Espn.co.uk. 23 августа 2016 года . Проверено 22 августа 2018 г.
- ^ Берн-Мердок, Джон (10 июля 2016 г.). «Если национальная сборная хочет добиться успеха, английский футбол должен прекратить передавать творчество на аутсорсинг» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Уилсон, Джонатан (18 августа 2010 г.). «Вопрос: какова роль плеймейкера в современной игре? – Джонатан Уилсон» . Хранитель . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Ахиллесова пята английского футбола» . Экономист . 28 июня 2016 г. Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Где все британские глубинные плеймейкеры?» . FootballFanCast.com . 2 апреля 2012 года . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Английская Премьер-лига уделяет особое внимание воспитанию нового поколения плеймейкеров» . Национальная почта . 11 августа 2013 года . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Два года в проекте Моуринью и трофей лиги, который нужно показать. Куда Мадрид пойдет дальше?» . Ихтактика.com . Проверено 15 мая 2012 г.
- ^ «Италия-2006: чемпионы мира. Гроссо Джокер, Каннаваро и Буффон Муро: рейтинг симпатий 7,5» . 6 июня 2014 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Тотти проваливает последнее испытание и оставляет подпорченную международную репутацию» . Хранитель . 10 июля 2006 г. Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Италия — чемпион мира. Франция выбывает из игры после пенальти» . La Repubblica (на итальянском языке) . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Андреа Пирло: какое место он занимает среди лучших итальянских полузащитников всех времен?» . Отчет отбеливателя . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Мексика 70 и те шесть минут Риверы» . Футбольные истории (на итальянском языке) . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Курро, Энрико (15 июня 1998 г.). «Мальдини выбирает Баджо, но Алекс хочет эту работу» . La Repubblica (на итальянском языке) . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Сомнения в Ловушке Дель Пьеро-Тотти вместе?» . Панорама (на итальянском языке) . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Фокс, Норман (11 ноября 1997 г.). «Некролог: Эленио Эррера» . Независимый . Великобритания . Проверено 22 апреля 2011 г.
- ^ «Маццола: «Интер» — моя вторая семья» . FIFA.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 11 сентября 2014 г.
- ^ «Отличная командная тактика: разрушение «Большого Интера» Эленио Эрреры » . Отчет отбеливателя . Проверено 10 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Эленио Эррера: Больше, чем просто катеначчо» . FIFA.com . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 10 сентября 2014 г.
- ^ «Ла Гранде Интер: Эленио Эррера (1910–1997) – «Волшебник» » . Всегда Интер (на итальянском языке). 15 октября 2012 года . Проверено 10 сентября 2014 г.
- ^ «La leggenda della Grande Inter» [Легенда о Гранде Интере]. Inter.it (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 19 октября 2012 года . Проверено 10 сентября 2014 г.
- ^ «Сравнение Марсело Бьелсы с Пепом Гвардиолой» . Ихтактика.com . Проверено 15 мая 2012 г.
- ^ «Полное руководство по ложной девятке и тому, кто в нее играет лучше всего» . Отчет отбеливателя . Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ «Испания против Италии: анализ «ложной девятки» и центральной защиты из трех человек» . Отчет отбеливателя . Проверено 20 августа 2014 г.