Dina Pronicheva
Дина (Вера) Мироновна Проничева | |
---|---|
![]() Проничева выступает в качестве свидетеля на киевском суде по делу о военных преступлениях пятнадцати сотрудников немецкой полиции, ответственных за оккупированную Киевскую область (24 января 1946 г.) | |
Рожденный | Чернигов , Черниговская губерния , Российская империя. | 7 января 1911 г.
Умер | 1977 (65/66 лет) Киев , Украинская ССР , СССР. |
Верность | ![]() |
Услуга/ | Красная Армия |
Лет службы | 1941 |
Единица | ![]() |
Битвы/войны | Битва за Киев (1941) , Вторая мировая война. |
Дина (Вера) Мироновна Проничева ( укр . Мироновна Проничева , Дина Мироновна Проничева ; 7 января 1911 — 1977) — советская еврейская актриса Киевского театра кукол , прошла военную подготовку по связям с общественностью. Ветеран 37-й армии Советского Союза, переживший евреев в Бабьем Яру резню нацистскими немецкими войсками в Киеве 29–30 сентября 1941 года. [ 1 ] который также работал на немецкую оккупацию.
Множественные противоречивые свидетельства
[ редактировать ]Формированию целостной версии жизни Дины Проничевой мешают многочисленные противоречивые устные и письменные показания. Карел К. Беркхофф объясняет противоречия в показаниях Дины несколькими факторами: «Официальная цензура, самоцензура и неправомерная художественная или редакционная лицензия привели к появлению записей, которые различаются по существу и, особенно, по стилю. Большинство текстов не соответствуют стандартам интервью по современной устной истории». Позже Проничева заявила в Западной Германии, что сама никогда не записывала свои показания. Беркхофф также заявляет, что «похоже, что она, возможно, поддалась досудебному давлению со стороны обвинения Киевского трибунала, чтобы она сказала определенные вещи». Беркхофф рекомендует использовать версию показаний историка Советского Союза. [ 2 ] Проничевой Версия показаний историка Советского Союза включает отчет о ярких галлюцинациях во время пребывания в Бабьем Яру, когда она видела людей, которых там не было. [ 3 ] Большинство версий ее показаний даны под именем Дины Проничевой, но другая приводится под именем Дина Вассерман или Вассерман.
Биография
[ редактировать ]Согласно ее письменным показаниям на процессе 1946 года над 15 обвиняемыми немцами, Дина Проничева родилась в Чернигове 7 января 1911 года. [ 4 ] и был еврейского происхождения. Окончила театрально-военную школу связи. В 1941 году работала в кукольном театре, затем присоединилась к 37-й Армии Советского Союза, чтобы работать в отделении связи. Затем ее перевели машинисткой в 37-ю армию. 17 сентября 1941 года ей было приказано оставаться в тылу врага, пока армия отступает.
Опыт в условиях немецкой оккупации
[ редактировать ]Немцы охотятся на евреев после пожаров в Киеве
Проничева свидетельствует, что после пожаров в Киеве 24 и 25 сентября «началась охота на евреев. Немцы по ночам ходили по квартирам в поисках евреев. Я жила со своей свекровью. Она была набожной женщина, а на стенах висели иконы, и когда приходили немцы, она указывала на иконы, чтобы показать, что мы русские, и они меня не беспокоили». После пожаров, по ее словам, "в городе ходили слухи, что все пожары происходят из-за оставшихся здесь и не эвакуированных евреев". [ 4 ]
Опыт прибытия в Бабий Яр
28 сентября 1941 года был отдан приказ за подписью комендатуры евреям взять теплую одежду и собраться на улице Дегтярева на следующий день в 8 часов утра, иначе им грозит расстрел. [ 5 ] Карел К. Беркхофф утверждает, что приказ не был подписан. [ 6 ] Братья Дины Проничевой остались в советских войсках и ушли на фронт, а детей она оставила с мужем. На месте еврейского кладбища Проничева увидела, как немцы и украинцы охраняют противотанковые заграждения, пропуская людей внутрь, но не выпуская их. Немцы забрали вещи ее родственников и разлучили их с ней. Она видела, как немцы с кастетами , дубинками и тяжелыми палками избивали проходивших мимо людей, в том числе и Проничеву. Согласно письменным показаниям Проничевой советским историкам, Проничева затем посмотрела на обнаженных людей, идущих навстречу казни на тропе под ней, и увидела свою мать, которая кричала ей, чтобы она ушла, поскольку она не была похожа на еврейку. По другой версии ее показаний, Проничева была с матерью, и они обнялись, а мать сказала ей, что она русская и должна идти. [ 7 ]
Согласно показаниям Проничевой советским историкам, она тогда сказала украинскому милиционеру, что она украинка, а не еврейка, и оказалась там по ошибке. Милиционер поверил ей из-за русского отчества на ее профсоюзном билете и сказал: «Сиди и жди до вечера. Мы отпустим вас после того, как расстреляем всех евреев». [ 8 ] Согласно второму письменному показанию, она показала свой паспорт толстому офицеру за столом и сказала, что она русская, но подбежал милиционер и сказал: "Не верьте ей, она жидовка. Мы ее знаем...", поэтому немецкий офицер велел ей стоять в стороне, а затем приказал раздеться и пойти в пропасть. [ 7 ] По другой версии ее показаний, данных под именем Дина Вассерман, в паспорте она была записана как русская. [ 9 ] В другом сообщении говорится, что она была зарегистрирована как еврейка по национальности. [ 2 ] В своих показаниях советским историкам Проничева рассказала, что выбросила удостоверение личности, не доехав до этого места, и ей велели не раздеваться, так как уже поздно, а немцы устали. [ 10 ] На суде по делу о военных преступлениях 1946 года Проничева показала, что выбросила паспорт, затем показала полицейскому свой профсоюзный билет и трудовую книжку, в которых не было указано ее еврейское гражданство, и сказала ему, что она украинка, после чего ее отвели в сторону и сказали не раздеваться, так как уже поздно. [ 11 ]
Видеть, как волосы белеют на глазах
Во время ожидания Проничева свидетельствует, что видела, как людей раздевали и избивали, поседевших за считанные минуты, а также видела, как младенцев отделяли от матерей и бросали через песчаную стену. [ 12 ] Карел К. Беркхофф утверждает, что во многих различных версиях истории Проничевой «утверждается, что волосы некоторых жертв Бабьего Яра поседели (или поседели) на глазах Проничевой. Хотя такие явления упоминались во многих других случаях и местах, быстрое побеление удаление волос на голове в экстремальных ситуациях невозможно». [ 13 ]
Приказано казнить
Проничева свидетельствует, что немецкий офицер сказал ожидавшей группе, что их всех расстреляют, чтобы не было свидетелей, но их не раздевали. Подойдя к уступу, где людей расстреливали из пулеметов, она спрыгнула со скалы, но не почувствовала боли при приземлении, несмотря на то, что кровь текла из ее лица. Затем полицейский или немец споткнулся о нее, в результате чего она перевернулась. Затем он посветил факелом ей в лицо, но не увидел крови на ее теле. Затем ее схватили, избили и бросили, поставили на грудь и левую руку, но притворились мертвой, и немцы ушли. [ 14 ]
Первый побег и яркие галлюцинации
Проничева тогда стала закапывать заживо песком и начала кашлять, но отодвинула песок здоровой правой рукой, на которую немец не наступил, и отошла к стене, чтобы спрятаться за расстрельной стеной с встреченным ею четырнадцатилетним ребенком по имени Мотия, где на рассвете она стала свидетельницей того, как немцы насиловали и убивали еврейских женщин, а также убивали ребенка и старуху. Затем у нее начались яркие галлюцинации , когда она увидела перед собой свою семью в белых одеждах. [ 3 ] Сообщения о ее ярких галлюцинациях присутствуют не во всех версиях ее показаний. После галлюцинаций и потери сознания ее будит мальчик.
Когда мальчик, с которым она была, шел впереди нее, немцы застрелили его. [ 4 ] В другом письменном показании, данном под именем Дина Вассерман, она свидетельствует, что мальчик рассказал ей, что ему одиннадцать лет и его зовут Фима Шнейдерманн. [ 9 ]
Второй побег и работа на благо нацистской немецкой оккупации
В письменных показаниях она утверждает, что, выйдя из оврага, она нашла тогда дачу, куда сын жительницы привел к ней немецкого офицера, сказав немцу, что она еврейка. [ 15 ] Затем она выполняла работу по дому для нескольких немецких офицеров, пока ее не поместили в машину с военнопленными, из которой она выпрыгнула вместе с другой пленной Любой. Затем в дом, куда они переехали, пришла полиция, но Проничева спряталась под подушками и не была найдена.
Позже их обнаружили немцы, но товарищ немецких офицеров спас Проничева, заявив, что она работала на него, и перевез их в бывшую армейскую казарму, где она работала на немцев.
Проничева свидетельствует, что позже ее предали, но пришедшим за ней полицейскому и гестаповцу сказали, что у нее больное сердце и, возможно, она не еврейка, поскольку документы у нее в порядке.
Третий побег, госпитализация и тюремное заключение
Проничева свидетельствует, что 23 февраля 1942 года ее снова приехало гестапо, но она спряталась на чердаке и ее не нашли, после чего убежала в лес. На Дарницком мосту ей не пришлось предъявлять пропуск, так как она воспользовалась письмом о необходимости госпитализации. Затем она осталась с несколькими людьми и ночевала на чердаках, подвалах, туалетах и руинах, пока ее не подобрали на улице и не отвезли в больницу.
После выписки из больницы она поехала в Шулявку, где ее опознали и схватили. Затем ее продержали в Лукьяновской тюрьме двадцать восемь дней.
Четвертый побег и театральная работа
Проничева на суде показала, что в Лукьяновской тюрьме милиционер Митя освободил ее, выдал себя за партизанку и оставил возле Калининской больницы. Затем она уехала в Белую Церковь, где остановилась у знакомого мужа, который думал, что она русская. Затем она попыталась работать переводчицей немецкого языка в Рокитном, но ее сочли еврейкой и подвергли преследованиям, поэтому она уехала. Она работала в театре. Летом 1943 года Проничева и Театр Шевченко приехали в Ружин, где в гетто жили 38 евреев и работали портными. Она кормила их тайно, но была свидетельницей казни всех, кроме троих. Она продолжала работать в театре до прихода Красной Армии 28 декабря 1943 года.
Возможный дополнительный побег из фургона с газовой камерой
По словам племянника Проничевой Михаила, после побега из Бабьего Яра, когда Дина Проничева попыталась навестить детей у свекрови, "уборщица в подъезде вызвала полицию, которая взяла в заложники ее сына Влодю, угрожая убить его, если Дина сдалась. Когда тогда полиция вызвала «разрушителя душ» — фургона, оборудованного газовой камерой , — дружелюбный сосед подкупил милиционера, чтобы тот впустил Влодю. идти." [ 16 ]
Суд над военными преступлениями
[ редактировать ]Проничева была одной из немногих, кто выжил в резне. Известны еще как минимум 28 выживших. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Проничева была единственной выжившей в резне, давшей впоследствии показания на суде по делу о военных преступлениях в Киеве 24 января 1946 года. [ 11 ] На основе одной из как минимум 12 версий. [ 20 ] Из ее показаний и других доказательств на суде, проводимом НКВД , 12 из 15 обвиняемых немецких военнопленных были казнены, в том числе Пауль Шеер . [ 20 ] [ 21 ]
Позже она рассказала свою ужасающую историю писателю Анатолию Кузнецову , который включил ее в свой роман «Бабий Яр» , опубликованный в цензурном виде в «Юности» в 1966 году. [ 22 ] [ 23 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Дина Проничева возвращалась в Бабий Яр каждый год после войны и, похоже, выступала там перед толпой в 25-ю годовщину резни. В 1967 году, готовясь к суду над бывшими членами зондеркоманды 4а, чиновники западногерманского города Дармштадт, очевидно, обратились в прокуратуру Киева с просьбой допросить Проничеву. Результатом этих показаний стал краткий отчет на русском языке, включая заданные ей вопросы, датированный 9 февраля 1967 года. В этой версии неверно утверждается, что она основана на показаниях, данных на суде по делам о военных преступлениях в 1945 году, а не в 1946 году. [ 24 ]
В художественной литературе
[ редактировать ]История Проничевой упоминается в романе Д. М. Томаса 1981 года «Белый отель» . В мемуарах Томаса 1988 года « Воспоминания и галлюцинации» обсуждается использование истории Проничевой. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брэндон, Рэй; Лоуэр, Венди (2008). Шоа в Украине: история, свидетельства, увековечение памяти . Издательство Университета Индианы. п. 12. ISBN 978-0-253-35084-8 .
- ^ Jump up to: а б Холокост в Украине: история, свидетельства, увековечение памяти (PDF) . Рэй Брэндон, Венди Лоуэр, Мемориальный музей Холокоста США. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. 2008. с. 294. ИСБН 978-0-253-35084-8 . OCLC 173248974 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Что произошло в Бабьем Яру: подкаст Яд Вашем» . www.yadvashem.org . Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «B09 Выжившая в Бабьем Яру Дина Проничева описывает свои испытания советским историкам, 24 апреля 1946 года | онлайн-курс ehri по изучению Холокоста» (PDF) . Training.ehri-project.eu . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 03 февраля 2023 г.
- ^ «B09 Выжившая в Бабьем Яру Дина Проничева описывает свои испытания советским историкам, 24 апреля 1946 года | онлайн-курс ehri по изучению Холокоста» . Training.ehri-project.eu . Проверено 03 февраля 2023 г.
- ^ Холокост в Украине: история, свидетельства, увековечение памяти . Рэй Брэндон, Венди Лоуэр, Мемориальный музей Холокоста США. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. 2008. с. 291. ИСБН 978-0-253-35084-8 . OCLC 173248974 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Письменные свидетельства» . www.yadvashem.org . Архивировано из оригинала 01 марта 2022 г. Проверено 03 февраля 2023 г.
- ^ «B09 Выжившая в Бабьем Яру Дина Проничева описывает свои испытания советским историкам, 24 апреля 1946 года | онлайн-курс ehri по изучению Холокоста» . Training.ehri-project.eu . Проверено 03 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Арад, Ицхак (2009). Холокост в Советском Союзе (PDF) . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-2270-0 . OCLC 466441935 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года.
- ^ «B09 Выжившая в Бабьем Яру Дина Проничева описывает свои испытания советским историкам, 24 апреля 1946 года | онлайн-курс ehri по изучению Холокоста» . Training.ehri-project.eu . Проверено 03 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б ВАШ РЕБЕНОК. КОНТЕКСТ. R13/ ДИНА ПРОНИЧЕВА , получено 0 февраля 2023 г.
- ^ «B09 Выжившая в Бабьем Яру Дина Проничева описывает свои испытания советским историкам, 24 апреля 1946 года | онлайн-курс ehri по изучению Холокоста» . Training.ehri-project.eu . Проверено 03 февраля 2023 г.
- ^ Холокост в Украине: история, свидетельства, увековечение памяти (PDF) . Рэй Брэндон, Венди Лоуэр, Мемориальный музей Холокоста США. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. 2008. с. 310. ИСБН 978-0-253-35084-8 . OCLC 173248974 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «B09 Выжившая в Бабьем Яру Дина Проничева описывает свои испытания советским историкам, 24 апреля 1946 года | онлайн-курс ehri по изучению Холокоста» . Training.ehri-project.eu . Проверено 03 февраля 2023 г.
- ^ «B09 Выжившая в Бабьем Яру Дина Проничева описывает свои испытания советским историкам, 24 апреля 1946 года | онлайн-курс ehri по изучению Холокоста» . Training.ehri-project.eu . Проверено 03 февраля 2023 г.
- ^ Фриман, Колин. «Резня в Бабьем Яру 80 лет спустя: «Я притворился мертвым, когда эсэсовец наступил мне на грудь» » . www.thejc.com . Проверено 03 февраля 2023 г.
- ^ http://www.kby.kiev.ua/book1/documents/doc27.html. [ только URL ]
- ^ http://www.kby.kiev.ua/book1/documents/doc63.html. [ только URL ]
- ^ [Известно как минимум 29 выживших. см. http://www.izvestia.ru/hystory/article3096753/ ] Архивировано 22 ноября 2010 г., в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Холокост в Украине: история, свидетельства, увековечение памяти (PDF) . Рэй Брэндон, Венди Лоуэр, Мемориальный музей Холокоста США. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. 2008. стр. 295–296. ISBN 978-0-253-35084-8 . OCLC 173248974 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Национал-социализм на суде: суды союзников над военными преступниками и солдатами 1943-1952 гг . Райнер А. Блазиус, Герд Р. Юбершер (оригинальное издание). Франкфурт-на-Майне: Издательство Fischer в мягкой обложке. 1999. стр. 246f, 257. ISBN. 3-596-13589-3 . OCLC 47651260 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Анатолий Кузнецов. «Бабий яр»
- ^ « Переживший резню в Бабьем Яру» , « Наследие: цивилизация и евреи» ( PBS ). Гилберт (1985): 204–205. Архивировано 14 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Холокост в Украине: история, свидетельства, увековечение памяти . Рэй Брэндон, Венди Лоуэр, Мемориальный музей Холокоста США. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. 2008. стр. 294–295, 299, 315. ISBN. 978-0-253-35084-8 . OCLC 173248974 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Томас, DM (1988). Воспоминания и галлюцинации: мемуары (1-е американское изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Викинг. ISBN 0-670-82357-0 . OCLC 17803484 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А. Анатолий ( Анатолий Кузнецов ), пер. Дэвид Флойд, (1970), Бабий Яр: Документ в форме романа , Jonathan Cape Ltd. ISBN 0-671-45135-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1911 рождений
- 1977 смертей
- Пережившие Холокост
- актрисы советской эстрады
- Советские евреи
- Еврейские актрисы
- Актрисы из Киева
- Люди из Чернигова
- Советские кукловоды
- Украинские женщины во Второй мировой войне
- Украинские евреи
- Актрисы украинской сцены
- Украинские актрисы ХХ века
- Бабий Яр
- Женщины-кукловоды