Человек, игра и игры
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2010 г. ) |
Человек, игра и игры ( ISBN 0029052009 ) — влиятельная книга французского социолога Роже Кайуа 1961 года (французский Les jeux et les hommes , 1958) по социологии игры и игр или, по терминологии Кайуа, социологии, полученной из игры. Кайуа интерпретирует многие социальные структуры как сложные формы игр, а большую часть поведения — как форму игры.
Краткое содержание
[ редактировать ]Определение
[ редактировать ]Кайуа критически опирается на теории Йохана Хейзинги , добавляя более полный обзор игровых форм. Кайуа оспаривает акцент Хейзинги на соревновании в игре. Он также отмечает значительную сложность определения игры и приходит к выводу, что игру лучше всего можно описать шестью основными характеристиками:
- Это бесплатно или необязательно.
- Оно отделено (от рутины жизни), занимает свое время и пространство.
- Он неопределенен, поэтому результаты игры не могут быть предопределены и задействована инициатива игрока.
- Оно непродуктивно, поскольку не создает богатства и заканчивается так же, как и начинается.
- Он регулируется правилами, которые приостанавливают действие обычных законов и поведения и которым должны следовать игроки.
- Он включает в себя притворство, подтверждающее для игроков существование воображаемой реальности, которую можно противопоставить «реальной жизни». [1]
Формы игры
[ редактировать ]Кайуа утверждает, что мы можем понять сложность игр, обратившись к четырем игровым формам и двум типам игры ( людус и пайдиа ):
- Агон , или соревнование. Например, шахматы — почти чисто агонистическая игра.
- Алеа , или Шанс. Например, игра на игровом автомате — это почти чисто алеаторическая игра.
- Мимикрия , или мимесис, или ролевая игра.
- Илинкс (по-гречески «водоворот»), или головокружение , в смысле изменения восприятия, головокружения, расстройства или потери контроля. Например, прием галлюциногенов , катание на американских горках , кружение детей до тех пор, пока они не упадут.
Примеры
[ редактировать ]Игры и игры по-разному сочетают эти элементы.Примеры:
- В покере есть как алеа (случайное перетасовывание карт), так и агон (стратегические решения по сбросу карт и ставкам).
- Коллекционные карточные игры сочетают в себе алеа (случайное перетасовывание колод и распределение карт в бустерах), агон (соревнование с правилами и стратегиями) и мимесис (карты относятся к воображаемым существам, которыми игрок управляет в вымышленном мире).
- Танец - это занятие типа ilinx , которое можно сочетать с мимесисом для изображения персонажей или с агоном в соревновательном танце.
- Зрительские виды спорта сочетают в себе агонию игроков с мимесисом со стороны зрителей, которые самовстраиваются и идентифицируют себя с определенными игроками на поле.
Структура
[ редактировать ]Кайуа также помещает формы игры в континуум от лудуса , структурированной деятельности с четкими правилами (игры), до пайдиа , неструктурированной и спонтанной деятельности (игры), хотя в человеческих делах всегда существует тенденция превращать пайдиа в лудус, и что установленные правила также подвергаются давлению пайдиа. Именно этот процесс формирования правил и реформирования может быть использован для объяснения очевидной нестабильности культур.
Кайуа также подчеркивает, что payia и alea не могут сосуществовать, поскольку азартные игры по своей сути являются играми сдержанности и ожидания внешнего события. Точно так же лудус и илинкс несовместимы, поскольку в состоянии дезориентации нет структурированных правил; любые применяемые правила предназначены исключительно для того, чтобы притормозить ilinx , чтобы не превратить его в панику.
Как и Хейзинга, Кайуа видит тенденцию к искажению ценностей игры в современном обществе, а также к институционализации игры в структурах общества. Например, агон рассматривается как культурная форма спорта, как институциональная форма экономической конкуренции и как коррупция, проявляющаяся в насилии и обмане; Алеа рассматривается как культурная форма лотерей и казино, как институциональная форма на фондовом рынке и как коррупция в суевериях и астрологии; мимикрия рассматривается как культурная форма в карнавалах и театре, как институциональная форма в униформе и церемониях и как коррупция в формах отчуждения; а илинкс рассматривается как культурная форма в скалолазании и лыжном спорте, как институциональная форма у профессионалов, требующих контроля над головокружением, и как коррупция в сфере наркотиков и алкоголизма. [ нужна ссылка ] .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это «эскапистское» определение подверглось критике, например, в обзоре игры Саттон-Смита (1997) идея о том, что люди в западной культуре, основанной на досуге, «свободны» играть, подвергается сомнению в свете очевидной обязанности проводить свободное время. «мудро». Точно так же мы могли бы считать, что игровые формы подвержены значительному социальному давлению, и отметить экономическую значимость досуга и средств массовой информации как форм игры. В результате, несмотря на попытку Кайуа провести тщательный анализ, определения игры остаются открытыми для переговоров.