Государственный крепостной
крестьяне ( Государственные государственные крестьяне ) — особое сословие (класс) крестьянства в России XVIII–XIX веков , численность которого в отдельные периоды достигала половины земледельческого населения. В отличие от частных крепостных , государственные крестьяне считались лично свободными, хотя свобода их передвижения была ограничена.
История
[ редактировать ]Государственные крестьяне были созданы указами Петра I и распространялись на население, занимавшееся земледелием и сельским хозяйством: различные классы крестьян, одиночные помещики (русские военные люди на приграничной территории, примыкающей к дикой степи ), некрепостные русские люди Русский Север, нерусские народы Поволжья и Приуралья .
Число государственных крестьян увеличилось за счет нескольких факторов: конфискации церковных земель (огромных имений Русской Православной Церкви ) Екатериной II , дополнительных завоеванных территорий ( Прибалтика , Правобережная Украина , Белоруссия , Крым , Кавказ ). и бывшие крепостные конфискованных дворянских имений Речи Посполитой и другие. Эти государственные крестьяне пополнялись беглыми частными крепостными и крестьянами, которым было разрешено селиться на освоенных, но неухоженных землях ( Башкирия , Новороссия , Северный Кавказ и др.). Этот процесс (переход беглых крепостных крестьян в категорию государственных крестьян на колонизированных территориях) неявно поощрялся имперским правительством. [ 1 ]
Во второй половине XVIII века правительство раздало дворянству сотни тысяч государственных крестьян (правда, это происходило преимущественно в западных, бывших польских частях России, никогда не случалось в Сибири или на Севере России). и лишь немногие такие случаи известны в Центре России) и обратили многих государственных крестьян на положение военных поселенцев в западных губерниях (крестьян, которые были солдатами и земледельцами одновременно). Кроме того, от дворянства поступали предложения ликвидировать сословие государственных крестьян, требуя перехода казенной земли в частные руки. Однако этого так и не было сделано. Тем не менее, относительная численность государственных крестьян росла. Ко времени первой переписи 1724 г. государственные крестьяне составляли 19% населения, а по последней переписи 1858 г. они составляли 45% населения той же территории.
Позиция
[ редактировать ]Государственные крестьяне жили на общественных землях и платили налоги в казну. По первой ревизии податного населения России (1719 г.) в Европейской России и Сибири насчитывалось 1 049 000 мужчин (т. е. 19% всего земледельческого населения), по 10-й ревизии (1858 г.) — 9 345 млн (45,2 % сельского населения). По-видимому, образцами определения положения легальных государственных крестьян в Российском государстве послужили коронные крестьяне в Швеции. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские жители». Государственные крестьяне, в отличие от помещичьих крестьян, рассматривались как лица, обладающие законными правами; они могли выступать в суде, торговать и владеть имуществом. Государственным крестьянам также разрешалось вести розничную и оптовую торговлю и открывать фабрики. Земля, на которой работали государственные крестьяне, считалась собственностью государства, но крестьяне имели право пользования – на практике земледельцы совершали сделки как собственники земли. [ 2 ] Помимо государственной земли, в 1801 году было разрешено, чтобы крестьяне могли покупать и владеть правами на частную собственность и «необитаемые» земли (т. е. землю без крепостных). [ 3 ] Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом по 8 акров на душу населения в малоземельных губерниях и по 15 акров на душу населения в более открытых губерниях. Фактические владения сократились к концу 1830 г. до 5 акров в 30 малоземельных провинциях и на 3,1 акра в 13 открытых провинциях.
На практике основная масса государственных крестьян зарабатывала деньги, которые выплачивались в качестве оброка государству; в Царстве Польском и Прибалтике казенные имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне должны были отбывать барщину (в этнических русских регионах этого не происходило, государственные крестьяне платили только денежную повинность); сначала крестьяне платили продуктовый сбор, а позже в истории последовали денежные сборы. В 1-й половине 18 века арендная плата колебалась от 7 рублей 50 копеек до 10 рублей. Государственные крестьяне также были обязаны платить деньги в качестве местных налогов, платить подушную подать и выполнять другие повинности (строительство дорог, улучшение водных путей, и т. д.). В XVIII веке естественные пошлины были отменены. По закону они считались лично свободными земледельческими жителями. На многие коллективные обязательства многие крестьяне отвечали круговой ответственностью, установленным кодексом поведения.
Киселёвские реформы
[ редактировать ]В результате возможной нехватки земли и увеличения крепостных повинностей в начале XIX века привело к прогрессирующему истощению государственных крестьян. Это стало происходить чаще после государственных крестьянских волнений (например, холерных и картофельных бунтов 1834 и 1840–41) из-за сокращения владений, строгости повинностей и других влияний. Вопрос об изменении управления государственными крестьянами стал поводом для многочисленных государственных проектов.
В 1830-е годы правительство начало реформировать управление государством села. В 1837–41 годах была реализована реформа, разработанная Павлом Киселёвым . Он учредил Министерство государственных имуществ и его местные органы власти, которым была поручена «опека» над государственными крестьянами через сельскую общину. Была ликвидирована барщинная повинность, остановлено государственное крестьянство в Литве, Белоруссии и на Украине, ликвидирована сдача государственных крестьян в аренду, модернизирована система повинностей.
Убежденный противник крепостного права, Киселев считал, что свободу следует вводить постепенно, «чтобы уничтожить рабство само собой и без разрушения государства».
Правительство штата и крестьяне должны были иметь возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне по-прежнему были привязаны к земле. Коренная реформа состояния деревни стала возможной только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенное преобразование, они по-прежнему встречали сопротивление, поскольку помещики опасались, что освобождение государственных крепостных подаст опасный пример их частному владельцу крестьян.
Киселев намеревался урегулировать наделы и повинности крепостных и частично подчинить их Министерству государственных имуществ, но это возмутило помещиков и не было реализовано.
Однако при подготовке итоговой крестьянской реформы 1861 года составители законодательства использовали опыт киселевских реформ, особенно в области организации крестьянского самоопределения и правового положения земледельцев.
Выкуп земли государственными крестьянами
[ редактировать ]24 ноября 1866 г. в России был принят закон «О земельном устройстве государственных крестьян», разрешавший сельскому обществу сохранять землю в своем владении на правах «собственности». Выкуп у правительства земельных владений регулировался законом от 12 июня 1886 г. После проведения этих реформ наделы государственных крестьян сократились на 10% в центральных губерниях и на 44% – в северных. Выплаты были рассчитаны на 49,5 лет и в некоторых случаях должны были быть произведены до 1931 года, но были отменены 1 января 1907 года в рамках Столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бартлетт, Роджер. «Крепостное право и государственная власть в царской России». Ежеквартальный журнал европейской истории 33.1 (2003): 29–64.
- Государственные крестьяне Х. Дружинин и реформа П.Д. Киселева, Москва-Ленинград, 1958.
- Л. Захарова, Дружинин, статья "Государственные крестьяне" в энциклопедии "Отечественная история"
- А. Б. Мучник, Социально-экономические аспекты картофельных бунтов 1834 и 1841–43 годов в России, в сборнике Народные восстания в России. От Смутного времени до «зеленой революции» против Советской власти, под ред. Х.-Д. Лоу, Висбаден, 2006, стр. 427–452 (на немецком языке).
- Мучник А.: Социально-экономические основы картофельных восстаний 1834 и 1841-1843 годов в России // Народные восстания в России. От Смутного времени до «зеленой революции» против советской власти, под ред. Хайнц-Дитрих Лёве (= Исследование по истории Восточной Европы, Том 65), Harrassowitz Verlag, Висбаден, 2006, стр. 427-452)