Jump to content

Государственный крепостной

крестьяне ( Государственные государственные крестьяне ) — особое сословие (класс) крестьянства в России XVIII–XIX веков , численность которого в отдельные периоды достигала половины земледельческого населения. В отличие от частных крепостных , государственные крестьяне считались лично свободными, хотя свобода их передвижения была ограничена.

Государственные крестьяне были созданы указами Петра I и распространялись на население, занимавшееся земледелием и сельским хозяйством: различные классы крестьян, одиночные помещики (русские военные люди на приграничной территории, примыкающей к дикой степи ), некрепостные русские люди Русский Север, нерусские народы Поволжья и Приуралья .

Число государственных крестьян увеличилось за счет нескольких факторов: конфискации церковных земель (огромных имений Русской Православной Церкви ) Екатериной II , дополнительных завоеванных территорий ( Прибалтика , Правобережная Украина , Белоруссия , Крым , Кавказ ). и бывшие крепостные конфискованных дворянских имений Речи Посполитой и другие. Эти государственные крестьяне пополнялись беглыми частными крепостными и крестьянами, которым было разрешено селиться на освоенных, но неухоженных землях ( Башкирия , Новороссия , Северный Кавказ и др.). Этот процесс (переход беглых крепостных крестьян в категорию государственных крестьян на колонизированных территориях) неявно поощрялся имперским правительством. [ 1 ]

Во второй половине XVIII века правительство раздало дворянству сотни тысяч государственных крестьян (правда, это происходило преимущественно в западных, бывших польских частях России, никогда не случалось в Сибири или на Севере России). и лишь немногие такие случаи известны в Центре России) и обратили многих государственных крестьян на положение военных поселенцев в западных губерниях (крестьян, которые были солдатами и земледельцами одновременно). Кроме того, от дворянства поступали предложения ликвидировать сословие государственных крестьян, требуя перехода казенной земли в частные руки. Однако этого так и не было сделано. Тем не менее, относительная численность государственных крестьян росла. Ко времени первой переписи 1724 г. государственные крестьяне составляли 19% населения, а по последней переписи 1858 г. они составляли 45% населения той же территории.

Государственные крестьяне жили на общественных землях и платили налоги в казну. По первой ревизии податного населения России (1719 г.) в Европейской России и Сибири насчитывалось 1 049 000 мужчин (т. е. 19% всего земледельческого населения), по 10-й ревизии (1858 г.) — 9 345 млн (45,2 % сельского населения). По-видимому, образцами определения положения легальных государственных крестьян в Российском государстве послужили коронные крестьяне в Швеции. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские жители». Государственные крестьяне, в отличие от помещичьих крестьян, рассматривались как лица, обладающие законными правами; они могли выступать в суде, торговать и владеть имуществом. Государственным крестьянам также разрешалось вести розничную и оптовую торговлю и открывать фабрики. Земля, на которой работали государственные крестьяне, считалась собственностью государства, но крестьяне имели право пользования – на практике земледельцы совершали сделки как собственники земли. [ 2 ] Помимо государственной земли, в 1801 году было разрешено, чтобы крестьяне могли покупать и владеть правами на частную собственность и «необитаемые» земли (т. е. землю без крепостных). [ 3 ] Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом по 8 акров на душу населения в малоземельных губерниях и по 15 акров на душу населения в более открытых губерниях. Фактические владения сократились к концу 1830 г. до 5 акров в 30 малоземельных провинциях и на 3,1 акра в 13 открытых провинциях.

На практике основная масса государственных крестьян зарабатывала деньги, которые выплачивались в качестве оброка государству; в Царстве Польском и Прибалтике казенные имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне должны были отбывать барщину (в этнических русских регионах этого не происходило, государственные крестьяне платили только денежную повинность); сначала крестьяне платили продуктовый сбор, а позже в истории последовали денежные сборы. В 1-й половине 18 века арендная плата колебалась от 7 рублей 50 копеек до 10 рублей. Государственные крестьяне также были обязаны платить деньги в качестве местных налогов, платить подушную подать и выполнять другие повинности (строительство дорог, улучшение водных путей, и т. д.). В XVIII веке естественные пошлины были отменены. По закону они считались лично свободными земледельческими жителями. На многие коллективные обязательства многие крестьяне отвечали круговой ответственностью, установленным кодексом поведения.

Киселёвские реформы

[ редактировать ]

В результате возможной нехватки земли и увеличения крепостных повинностей в начале XIX века привело к прогрессирующему истощению государственных крестьян. Это стало происходить чаще после государственных крестьянских волнений (например, холерных и картофельных бунтов 1834 и 1840–41) из-за сокращения владений, строгости повинностей и других влияний. Вопрос об изменении управления государственными крестьянами стал поводом для многочисленных государственных проектов.

В 1830-е годы правительство начало реформировать управление государством села. В 1837–41 годах была реализована реформа, разработанная Павлом Киселёвым . Он учредил Министерство государственных имуществ и его местные органы власти, которым была поручена «опека» над государственными крестьянами через сельскую общину. Была ликвидирована барщинная повинность, остановлено государственное крестьянство в Литве, Белоруссии и на Украине, ликвидирована сдача государственных крестьян в аренду, модернизирована система повинностей.

Убежденный противник крепостного права, Киселев считал, что свободу следует вводить постепенно, «чтобы уничтожить рабство само собой и без разрушения государства».

Правительство штата и крестьяне должны были иметь возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне по-прежнему были привязаны к земле. Коренная реформа состояния деревни стала возможной только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенное преобразование, они по-прежнему встречали сопротивление, поскольку помещики опасались, что освобождение государственных крепостных подаст опасный пример их частному владельцу крестьян.

Киселев намеревался урегулировать наделы и повинности крепостных и частично подчинить их Министерству государственных имуществ, но это возмутило помещиков и не было реализовано.

Однако при подготовке итоговой крестьянской реформы 1861 года составители законодательства использовали опыт киселевских реформ, особенно в области организации крестьянского самоопределения и правового положения земледельцев.

Выкуп земли государственными крестьянами

[ редактировать ]

24 ноября 1866 г. в России был принят закон «О земельном устройстве государственных крестьян», разрешавший сельскому обществу сохранять землю в своем владении на правах «собственности». Выкуп у правительства земельных владений регулировался законом от 12 июня 1886 г. После проведения этих реформ наделы государственных крестьян сократились на 10% в центральных губерниях и на 44% – в северных. Выплаты были рассчитаны на 49,5 лет и в некоторых случаях должны были быть произведены до 1931 года, но были отменены 1 января 1907 года в рамках Столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации. М., 1996.
  2. ^ 1 2 Баггер Ганс «Реформы Петра Великого». М., 1985 г.»
  3. ^ Б. Миронов, «Социальная история российского имперского периода (XVIII – начало XX века)»»

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бартлетт, Роджер. «Крепостное право и государственная власть в царской России». Ежеквартальный журнал европейской истории 33.1 (2003): 29–64.
  • Государственные крестьяне Х. Дружинин и реформа П.Д. Киселева, Москва-Ленинград, 1958.
  • Л. Захарова, Дружинин, статья "Государственные крестьяне" в энциклопедии "Отечественная история"
  • А. Б. Мучник, Социально-экономические аспекты картофельных бунтов 1834 и 1841–43 годов в России, в сборнике Народные восстания в России. От Смутного времени до «зеленой революции» против Советской власти, под ред. Х.-Д. Лоу, Висбаден, 2006, стр. 427–452 (на немецком языке).
  • Мучник А.: Социально-экономические основы картофельных восстаний 1834 и 1841-1843 годов в России // Народные восстания в России. От Смутного времени до «зеленой революции» против советской власти, под ред. Хайнц-Дитрих Лёве (= Исследование по истории Восточной Европы, Том 65), Harrassowitz Verlag, Висбаден, 2006, стр. 427-452)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c9db17030724887117121536e4db36a__1711648680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/6a/4c9db17030724887117121536e4db36a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
State serf - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)