Vasily Polikarpovich Titov
Василий Поликарпович Титов ( русский : Василий Поликарпович Титов ; ок. 1650 – ок. 1715) — русский композитор, один из выдающихся представителей так называемого московского барокко . Хотя произведения Титова сегодня не получили широкой известности, он был известен при жизни, и его значение признавалось в России как дореволюционными , так и советскими музыковедами. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Скудные биографические материалы свидетельствуют о том, что Титов родился в 1650-х годах. Он присоединился к хору царя Федора «Государевы Певчие Дьяки» (Государевы Певчие Дьяки ) , когда ему было двадцать с небольшим лет; его зарплата зарегистрирована в 1678 году. Он быстро приобрел известность как певец и композитор. В 1680-е годы сотрудничал с Симеоном Полоцким (известным церковником, литератором и воспитателем детей царя Алексея Михайловича ), сочиняя нотные оформления псалтыря Полоцкого и альманаха духовной поэзии. В 1680-е годы Титов также присоединился к хору царя Ивана . [ 1 ]
Когда в 1682 году умер царь Федор, Титов сохранил свое место в хоре царя Ивана. Царь Иван умер в 1696 году, а хор был расформирован в 1698 году. Что случилось дальше с Титовым, точно неизвестно. Возможно, он занял должность хормейстера в церкви Московского Кремля и/или руководителя музыкальной школы в Москве. О его последних годах ничего не известно, кроме того, что он написал несколько сочинений, связанных с Полтавской битвой 1709 года, и вскоре после этого умер. [ 2 ]
Стиль
[ редактировать ]Титов написал более 200 композиций, все вокальные. Они включают в себя полные постановки Богослужений (Службы Божии) и псалтыря (Симеона Полоцкого), а также многочисленные вокальные концерты к праздникам. Его произведения варьируются от коротких трехголосных пьес до масштабных сочинений для 12- и 24-голосных хоров. Титов был одним из важнейших последователей Николая Дилецкого ( «Идеи музыкальной грамматики» 1679), влиятельного трактата о композиции. [ 2 ] [ 3 ] Знаменный распев оказал еще одно важное влияние на творчество Титова: он даже написал постановку «Служба», полностью основанную на песнопении. [ 2 ]
В музыке Титова текст является важнейшим элементом, так как определяет как общую форму, так и форму мелодических линий, иногда приводя к законченной словесной живописи. [ 4 ] Музыкальный язык в основном тональный; мелодические линии трактуются индивидуально, в горизонтальной манере, с множеством мотивных орнаментов. нет Фактуры Титова в его масштабных произведениях позволяют предположить, что эти произведения были призваны не разъединять хоры в переделке, а объединять их, поэтому прямой связи с антифонным стилем западного барокко . [ 5 ] Характерной особенностью является так называемая вариантность (вариантность), соединение мелодических мотивов непрерывными тонкими изменениями, что также является важным элементом русского распева и народной полифонической традиции. [ 6 ] [ 7 ]
Молитва лета « Многая », или многолетие « Большое », оказалась самым устойчивым из сочинений Титова, возможно, потому, что ее полифония была более простой и потому соответствовала идеалам эпохи классической музыки . Его пели в русских церквях вплоть до Октябрьской революции . [ 8 ]
Список работ
[ редактировать ]- Psaltïr' rifmovannaya ( Псалтырь рифмованная or Псалтырь римфотворная , 1686), a setting of Simeon Polotsky's psalter, for 3 voices
- Месяцеслов , постановка голоса альманаха благочестивых стихов Симеона Полоцкого, 12 пьес на 3
- Услуги для 8, 16 и 24 голосов
- 28 духовных концертов для 12 голосов.
- 12 концертов к праздникам (1709)
- O divnoye chudo ( О дивное чудо , O Marvellous Wonder ), 8 voices
- Задостойник праздничный гимн ,
- Большая лета ( Многая лета ), молитва с псалмом, настройки на 6 и 3 голоса
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Дольская-Акерли, Ольга. Василий Титов и «московское» барокко , JRMA, cxviii (1993), стр. 203–22.
- Дженсен, Клаудия. Обзор Василия Титова и русского барокко: Избранные хоровые произведения Ольги Дольской в Примечаниях, 2-я сер., Том. 53, № 3. (март 1997 г.), стр. 981–982.
- Авраам, Джеральд (2001). «Василий Титов». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .