Воранк Прежиха
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2020 г. ) |
Воранк Прежиха | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Ловро Кук 10 августа 1893 г. Подгора, герцогство Каринтия , Австро-Венгрия |
Умер | 18 февраля 1950 г. Maribor , Yugoslavia , | (56 лет)
Псевдоним | Воранк Прежиха |
Занятие | Писатель, автор рассказов |
Национальность | словенский |
Гражданство | различный |
Предмет | Социальный реализм |
Известные работы | Саморастники (1940 г.), Добердоб (1939 г.), Ямница (1940 г.) |
Прежихов Воранц (10 августа 1893 — 18 февраля 1950) — псевдоним Ловро Кухара , словенского писателя и коммунистического политического деятеля. Литературная репутация Воранца была создана в 1930-е годы благодаря серии словенских романов и рассказов в стиле соцреализма , примечательных изображениями бедности в сельских и промышленных районах Словении . Его самые важные романы - «Пожганица» (1939) и «Добердоб» (1940). [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Годы становления
[ редактировать ]Прежихов Воранц крестился Лаврентий Кухар [ 2 ] в Подгоре недалеко от Котле , словенскоязычной деревни в Каринтии , тогда входившей в состав Австро-Венгрии . Он был сыном фермеров-арендаторов, которые позже приобрели собственную землю. Его младший брат Алоизий Кухар стал известным либерально-консервативным политиком и историком. Его псевдоним представляет собой типичную народную формулировку, полученную из эконима фермы, на которой жила семья (ферма Прежих), плюс карнинфской диалектной формы имени Ловренц (или Ловро ); таким образом, Прежихов Воранц буквально означает «Ловро из хутора Прежих».
На крутых горных склонах его родины было трудно возделывать землю, и Воранк постоянно возвращался к своему детству, полному тяжелого труда и силы духа. [ 1 ] Он получил мало формального образования, кроме начальной (начальной) школы, а затем курса кооперативного управления. Однако он был человеком, который хотел получить образование, и большую часть своей жизни он сам учился и жадно читал.
В 1909 году первая опубликованная работа Воранца появилась в словенском журнале Domači Prijatelj , под редакцией писателя Зофки Кведера . [ 1 ] Это был первый из многих рассказов журнала, обычно изображающих жизнь сельскохозяйственных рабочих и сельских персонажей с его родины в Каринтии. Между 1911 и 1912 годами Воранц провел время в Триесте , где он стал более осведомленным в политике, пишу о страданиях социальных неудачников и безработных бродяг для социал-демократической газеты «Зарья » . [ 1 ]
Служба в Первой мировой войне
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны его немедленно призвали в австро-венгерскую армию . Он участвовал в боевых действиях и был взят в плен в 1916 году, проведя остаток войны в лагерях для военнопленных в Италии. Будучи солдатом, он продолжал часто писать о психологии солдат на войне, опираясь на свое окружение и изображая жизни солдат, которых он знал и с которыми сражался.
Политическая активность
[ редактировать ]Воранц был освобожден в 1919 году и вернулся в Каринтию, где царили политические и культурные брожения. Он устроился на работу в контору рабочего кооператива на сталелитейном заводе в Гуштайне . Он становился все более радикальным и поддерживал политическую интеграцию Каринтии в недавно сформированное югославское государство. Он продолжал писать и в 1925 году опубликовал свой первый рассказ « Повести» . [ 1 ] Оно не было особенно хорошо встречено интеллигенцией Любляны ; в одном обзоре это произведение было названо «талантливым пролетарием, писателем-самоучкой». Тем не менее, он содержит «элементы, которые позже развились в его высоко оцененный стиль». [ 3 ]
В 1930 году его политическая активность и симпатии к коммунистам привели к угрозе ареста, и Воранц покинул Каринтию и переехал в Вену , а оттуда в Прагу в 1931 году и, следовательно, в Берлин в 1932 году. Судя по всему, в его жизни был период нестабильности. Это был также период активного сотрудничества с другими социалистами в Европе, и в начале тридцатых годов он также посетил Румынию, Болгарию , Грецию, Норвегию и Францию. Он редактировал журнал «Дело» в Вене с 1932 по 1934 год, но напал на австрийских властей, которые заключили его в тюрьму в 1937 году. [ 3 ] В годы, непосредственно перед Второй мировой войной, Воранц работал в Париже библиотекарем. [ 1 ] смешиваясь с другими политическими эмигрантами.
Современность
[ редактировать ]было основано новое левое литературное обозрение В 1933 году в Словении « Содобность» , пропагандирующее социалистические взгляды. Темы социального реализма Воранца быстро завоевали расположение редакторов нового обзора Йосипа Видмара , Франа Альбрехта и Фердо Козака . Меняющиеся социально-экономические условия 1930-х годов потребовали писателей, которые могли бы передать социальный реализм, которые могли бы спорить, информировать и представлять жизнь людей рабочего класса. Вклад Воранца в «Содобность» укрепил его литературную репутацию, когда ему было уже за сорок. [ 3 ] Его первый рассказ «Бой на позиральнику » (в 1982 году экранизирован одноименный фильм). [ 4 ] демонстрирует уникальный стиль Воранца: реалистичные события словенской жизни описаны в контексте импрессионистического пейзажа. Персонажи такие же большие, как и ландшафт, в котором они живут, а их язык разговорный и реалистичный. История сосредоточена на забитой семье, которую отчасти презирают более обеспеченные соседи, один из которых тогда описывает их как «хорей». Семья существует на задворках словенского общества, трудясь на земле в бесконечной борьбе за выживание, чего некоторым из них не удается достичь. Воранк изображает смерть и детей, борющихся за выживание во взрослой жизни. «Бой на пожиральнику» произвел литературную сенсацию, и в период с 1935 по 39 годы последовали еще пять рассказов, которые позже были собраны вместе под названием «Саморастники» . Все дело в том, что крестьяне живут в Каринтийских горах, регионе, который редко упоминается в словенской литературе. Персонажи говорят на местном языке, они обладают стойкой стойкостью к жизненным раздорам, и хотя они часто бывают чрезмерно суеверны, эгоистичны и упрямы, Воранк также описывает их как: верных, храбрых, честных и обладающих религиозными убеждениями. вера истинная и искренняя. [ 1 ]
В 1939 году «Содобность» опубликовала сборник произведений Прежихова Воранца под названием «Саморастники» . В него вошли «Страсть над пропастью» и «Водняк» («Самопосев»), доступные в английских переводах. [ 1 ] Воранц покинул Париж и быстро вернулся в Словению после начала войны, живя в Любляне, а затем в Мокроноге . По возвращении он работал над незаконченным романом «Пожганица», который был начат, когда он находился в венской тюрьме. некоторые чрезмерно натуралистические сцены, чрезмерное упрощение некоторых персонажей и политическая проповедь». [ 1 ]
Более поздние романы
[ редактировать ]
Его роман «Добердоб» , опубликованный в 1941 году, уже имел неоднозначное прошлое: первые две рукописи были конфискованы или украдены. [ 1 ] [ примечание 1 ] Третья версия представляет собой по большей части ряд анекдотов и размышлений о жизни словенцев. Это яростно националистический роман, посвященный битве при Добердо . Добердо стал центральным символическим местом словенских жертв Первой мировой войны отчасти благодаря роману Воранца. Действие его третьего романа, «Ямница» , происходит в сельской каринтийской деревне между двумя войнами, в период, когда ценности сельского общества подвергаются сомнению в результате растущей индустриализации. Оно оставалось неопубликованным до 1946 года.
Аннексия Оси и «культурное молчание»
[ редактировать ]В апреле 1941 года, после вторжения в Югославию , нацистская Германия аннексировала северную Словению, а Любляна и Мокроног были аннексированы итальянскими войсками (а затем оккупированы в 1943 году немцами). Воранц опасался за свою жизнь и снова уехал из Словении в столицу Хорватии Загреб , а затем в сельскую местность Боснии. Однако он, похоже, передумал и решил вернуться в Любляну на время войны. Он не присоединился к движению сопротивления, но 11 сентября тайно встретился с другими писателями, чтобы провозгласить добровольное «культурное молчание», запрещающее публикации, выставки и выступления словенских художников на время войны.
Как подозреваемый в симпатиях к коммунистам, Воранц был арестован в январе 1943 года и отправлен в концентрационные лагеря Заксенхаузен и Маутхаузен-Гузен . В конце войны он вернулся в Любляну больным, подавленным и неспособным общаться со своей семьей и товарищами. [ 1 ] Он вернулся в свою родную деревню в Каринтии, где прекратил политическую деятельность и отстранился от политических реалий недавно образованной коммунистической Югославии. Он работал над «Солжице» , историческим романом, который остался незавершённым на момент его смерти в Мариборе в 1950 году.
Темы в произведениях Воранка
[ редактировать ]В детстве и юности Воранц на собственном опыте испытал изнурительную тяжелую работу по обработке крутых горных склонов, и тема фермера, сражающегося с неподатливой почвой, повторяется во многих его произведениях. Горы Каринтии и рабочий класс внутри них оставались в центре философского творчества Воранка. Красота пейзажей передается на фоне общего труда и товарищества. Воранца привлекли несчастные и несправедливо обиженные люди, свидетелем которых он стал.
Его опыт во время Первой мировой войны, несомненно, оставил глубокий след в его психике. Реальность войны с разумом особенно исследуется в его романе «Добердоб» . Воранк хотел передать своему читателю реализм ситуации, в которой жили его персонажи, и в его изображениях мало сентиментального. Воранц предпочитал писать об обедневших крестьянах и промышленном рабочем классе на импрессионистическом фоне страны, которая иногда вступает в сговор против крестьян. Его социалистические взгляды являются ключом к пониманию его более поздних работ. В 1930-е годы, живя вдали от родины, он стал больше осознавать международный социализм, хотя в своих работах адаптировал реализм к чувствам словенцев. [ 3 ]
Избранная библиография (словенский)
[ редактировать ]- Битва у пищевода (1935),
- Пожаница (1939)
- Ямница (1945)
- Добердоб (1940)
- Саморастники (1940), состоящая из серии рассказов, в которую вошли:
- Джирс и Бавх, ну
- Любовь на сцене
- Путь к скамейке запасных
- Первая схватка, индульгенции и саморастники
- Фонтан
Избранная библиография (английский/немецкий)
[ редактировать ]- Воранц Прежиха. 1983. Самостоятельное двуязычное издание словенской классики. Новый Орлеан: Прометей. (Английский)
- Прежихов Воранц. 1994. Два рассказа «Самосеяные» и «Страсти над пропастью». Перевод и введение Ирмы Марии Аны Ожбалт. Любляна: Ассоциация словенских писателей. (Английский)
- Воранц Прежиха. 2012. Зима в Клагенфурте. Три истории. Перевод Йозея Штруца. Клагенфурт: книга, ISBN 9783902878106 . (Немецкий)
- Вена, Париж, Сауальм. Рассказы и репортажи со словенского автора Йозея Штруца, Drava-Verlag, Клагенфурт, 2016 г., ISBN 978-3-85435-776-6 . (Немецкий)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Прежихов Воранц, Два рассказа: «Самосеянный» и «Страсти над пропастью», перевод и предисловие Ирмы Марии Ожбалт, Ассоциация словенских писателей (1994).
- ^ Тауфбух . Котлы. 1869–1901. п. 189 . Проверено 10 апреля 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Ирма Мария Ана Ожбалт, Ассоциация словенских писателей, Словенский ПЕН-клуб, Любляна (1994)
- ^ «MSN Entertainment — краткий обзор фильма» . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 1 октября 2009 г. , Обзор Элеоноры Манникка
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В названии книги упоминается «Добердоб, словенских фантов гроб » («Добердо, могила словенских парней»), оплакивание словенских погибших в битве при Добердо недалеко от деревни Добердо-дель-Лаго во время Первой мировой войны. Фактически Воранц озаглавил роман как «Военный роман словенского народа».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1893 рождения
- 1950 смертей
- Жители муниципалитета Равне на Корошкеме
- Словенские писатели-мужчины
- Словенские писатели рассказов
- Словенские романисты
- Словенские социалисты
- Югославские коммунисты
- Люди каринтийского словенского происхождения
- Выжившие в концлагере Заксенхаузен
- Лауреаты премии «Левстик»
- Писатели 20-го века
- Авторы рассказов XX века