Женщина из щебня
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Июль 2015 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

женщина из завалов ( Немецкое произношение: [ˈtʁʏmɐˌfʁaʊ̯] ; дословно переводится как «женщина из развалин» ) — женщины, которые после Второй мировой войны помогали расчищать и восстанавливать разбомбленные города Германии и Австрии . Сотни городов пострадали от бомбардировок и огненных ураганов в результате воздушных атак и наземных войн , поэтому, поскольку многие мужчины погибли или были военнопленными, эта монументальная задача в значительной степени легла на плечи женщин. [ 1 ]
Степень повреждения
[ редактировать ]3,6 миллиона из шестнадцати миллионов домов в 62 городах [ 2 ] в Германии были разрушены во время бомбардировок союзников во время Второй мировой войны, еще четыре миллиона человек были повреждены. Половина всех школьных зданий, сорок процентов инфраструктуры и многие фабрики были повреждены или разрушены. По оценкам, там было около 500 миллионов кубометров щебня. [ 3 ] (объемом более 150 Великих пирамид Гизы ) и 7,5 миллионов человек остались без крова.
Удаление руин
[ редактировать ]Со времени первых бомбардировок союзников в 1940 году немцы привыкли расчищать возникшие разрушения, но большая часть этой работы по разминированию выполнялась подневольными рабочими и военнопленными. [ 3 ] Однако после окончания войны их больше не было в наличии, и немцам пришлось выполнять работу самостоятельно.
В самые первые дни оккупации работу выполняли добровольцы в обмен на суп в конце каждого рабочего дня, но через несколько недель бывшие члены нацистской партии и их соратники были призваны союзниками для выполнения этой работы. [ 3 ]
Между 1945 и 1946 годами союзные державы в оккупированной союзниками Германии приказали всем женщинам в возрасте от 15 до 50 лет участвовать в послевоенной уборке. С этой целью в июле 1946 года были сняты предыдущие ограничительные меры, защищавшие женщин в составе рабочей силы. Вербовка женщин была особенно полезной, поскольку в то время мужчин было мало; в Германии было на семь миллионов больше женщин, чем мужчин.

Первоначально работа велась нескоординированно и не очень эффективно: сообщалось, что обломки были сброшены в вентиляционную шахту ближайшего поезда метро, из которой их позже пришлось вывозить.
Обычно частным предприятиям давались задания на разборку развалин с разрешением нанять для этой цели женщин. Основная работа заключалась в сносе тех частей зданий, которые уцелели от бомбардировок, но оказались небезопасными и непригодными для реконструкции. Обычно тяжелая техника не использовалась. Основными инструментами были кувалды , кирки, ведра и ручные лебедки. После сноса руин остатки пришлось разбирать дальше, вплоть до отдельных кирпичей, которые впоследствии можно было использовать при восстановлении. Женская бригада ведер выносила кирпичи на улицу, где их чистили и складывали. Деревянные и стальные балки, камины, умывальники , туалеты, трубы и другие предметы домашнего обихода были собраны для повторного использования. Оставшийся мусор затем вывозили тачками, фургонами и грузовиками. Часть из них позже была повторно использована для заполнения воронок от бомб и траншей, оставленных на улицах, или для изготовления новых кирпичей. легкие железные дороги Для перевозки обломков на свалки часто строились . В некоторых городах, Шуттберге (горы мусора) были созданы из остатков мусора и существуют сегодня в ряде немецких городов, самым известным из которых является Тойфельсберг в Берлине, которые были построены в течение 22 лет из мусора, перевозимого до 80 грузовиками в день. [ 3 ]
Трюммерфрауэн , как волонтеры, так и обычные работники, работали в любую погоду. Они были организованы в колоннены (колонны) по десять-двадцать человек.
Платить
[ редактировать ]Средний рабочий день Trümmerfrau длился девять часов с одним 20–30-минутным обеденным перерывом. Женщинам платили по ставке 72 рейхспфеннига (пфеннига) в час вместе с одной продовольственной карточкой. Эта карта могла прокормить только одного человека в день, но продовольственный паек был очень скудным. [ 4 ]
Американская журналистка Маргарет Бурк-Уайт в 1945 году прокомментировала:
«Эти женщины, образующие одну из многих человеческих конвейерных лент, которые были организованы для очистки города, передавали свои кучки битых кирпичей из рук в руки настолько медленно, что мне казалось, что они рассчитали минимальную скорость, с которой они могли работать и при этом рисовать. их 72 пфеннига в час». [ 3 ]
Более поздние работы и признание
[ редактировать ]В советской зоне оккупации была основана Nationales Aufbauwerk (Национальные работы по реконструкции) для координации усилий Trümmerfrauen .
В западных оккупационных зонах союзников работы по вывозу продолжались как Notstandsarbeiten (работы в чрезвычайном положении), пока города не были очищены и не началась реконструкция.
В обеих частях Германии, а также в Австрии усилия Трюммерфрауэн были отмечены многочисленными церемониями, мемориалами, наградами и выставками. [ 1 ]
Их роль также считалась важной в изменении послевоенных гендерных ролей в Германии , хотя концепция женщин как независимых работников была более активно принята в официальных взглядах Восточной Германии, чем в Западной Германии, где после восстановления мира и экономического процветания В некоторых частях общества вновь возникла тенденция вернуть женщинам их традиционную семейную роль. [ 1 ]
По Германии
[ редактировать ]Ахен
[ редактировать ]4 октября 2006 г. еженедельная газета опубликовала мемуары Труммерфрау Элизабет Сток (83), включая следующий отрывок:
«...в основном женщины пробирались сквозь завалы полностью разрушенной центральной части Аахена; всего за одну тарелку супа от американцев мы целыми днями долбили и таскали обломки, даже кирка была частью нашего оборудование... возможно, это одна из причин, почему они установили мемориальную доску в честь Ахенской Труммерфрауэн позади ратуши».
Берлин
[ редактировать ]В четырех оккупированных секторах Берлина было безвозвратно разрушено около 10 процентов зданий. В результате осталось расчистить около 55 миллионов кубических метров завалов. [ 3 ] В центральных районах Берлин-Митте , Кройцберг , Фридрихсхайн , Пренцлауэр-Берг , Тиргартен и Веддинг было разрушено до 30 процентов. По этой причине Trümmerfrauen пришлось усердно работать, и их приверженность получила широкое признание:
В 1946 году штаб союзников выпустил серию марок, так называемых «Беренмаркен», для всего Берлина. Графические дизайнеры Альфред Гольдхаммер и Хайнц Швальбе создали четыре изображения с символами реконструкции, например, медведь с кирпичом, медведь с лопатой, медведь с бревном и молодой дуб перед руинами на площади Бель-Альянс. .
13 октября 1950 года мэр Восточного Берлина Фридрих Эберт подарил бывшей Трюммерфрау недавно построенную квартиру в честь ее обязательства. Квартира располагалась на одной из террас улицы, которая в то время называлась Сталиналлее и была спроектирована Гансом Шаруном .
Эрика Хесс, мэр округа Веддинг, инициировала создание клуба Trümmerfrauen. Его членов приглашали на кофе с пирожными раз в год, а также получали помощь, когда им нужно было завершить официальные дела. Кроме того, были организованы экскурсии.
Бремен
[ редактировать ]В мае 2005 года бременская организация Friedensforum инициировала двухчасовую встречу под девизом « День матери – по-другому» . Помимо различных мероприятий, таких как музыкальные выступления, дискуссионные группы и т. д., Трюммерфрау и ученик встретились для публичного обсуждения.
Хемниц
[ редактировать ]В 2001 году по инициативе основанного в 1998 году клуба Verein figürliches Glockenspiel im Alten Rathaus-Turm zu Chemnitz eV и при поддержке многочисленных благотворителей был установлен карильон с общим количеством 25 колоколов. Три раза в день из башни выходят шесть фигур высотой в метр каждая. Один из них имеет форму Trümmerfrau. У женщины из развалин на колене лежит кирпич, который она держит левой рукой; в правой руке у нее молоток. Фигуры были спроектированы скульптором Йоханнесом (Ханнесом) Шульце из Плауэна и выкованы колокололитейным заводом Рудольфа Пернера в Карлсруэ и Пассау .
Мода
[ редактировать ]В 1945 и 1946 годах мода в Берлине начала меняться очень быстро, и вскоре Берлин был назван столицей моды. Во время войны женщины продавали практически все, что у них было, на еду. Чулки на ногах и ковры в домах можно было обменять на мешок картошки. Когда прибыли солдаты союзников и начался долгий процесс расчистки завалов, Trümmerfrauen поняли, что они могут продолжать продавать предметы, найденные в других зданиях. Из-под завалов было вытащено большое количество тряпок. Несколько владельцев старых магазинов достали швейные машины и начали сшивать платья из лохмотьев. Платья назывались Lumpenkleider , что означает «тряпичные платья».
Для создания платья было три причины. Во-первых, они давали ощущение нормальности и надежду, что однажды все вернется на круги своя. Во-вторых, платья сразу после войны служили эстетическим целям, другими словами, делая женщин более привлекательными для солдат союзников. В-третьих, платья стоили 10 000–20 000 рейхсмарок каждое.
Немецкое слово Fräulein (в то время) обозначало женщину, которая браталась с солдатом, что было строго запрещено во время войны. По окончании войны у женщин закончились предметы для обмена на еду, поэтому они прибегли к торговле сами. Если женщина могла привлечь внимание солдата союзников, она, скорее всего, получила оплату в виде еды или, в некоторых случаях, защиты от других мужчин. [ 5 ] Удачливые женщины носили тряпичные платья, которые помогали им гораздо лучше привлекать солдат союзников. Эта стратегия оказалась настолько выгодной, что люди начали шить много одежды из mitgebrachten Stoffen – «утилизированного материала». В конце концов, многие женщины стали носить платья и стали заниматься проституцией, которую затем терпели, как ночную работу, а днем расчищали завалы. Напряженные ночи привели к росту индустрии развлечений во многих кабаре и барах Берлина. [ 4 ]
Отрицательный
[ редактировать ]Резкий рост проституции между немецкими женщинами и солдатами союзников привел ко многим заболеваниям венерическими заболеваниями. Правительство США создало «Веронику Данкешон» (намек на « Венерическую болезнь »), больную мультяшную соблазнительницу, сыгравшую главную роль в кампании в СМИ, призванной напугать американских солдат и заставить их прекратить сексуальные отношения с немецкими женщинами. Вернувшись домой, немецкие мужчины стали называть этих женщин проститутками. Рейнгард Эссер, доктор средневековой и современной истории, считает, что мужчины действовали таким образом, чтобы выразить свой гнев и раздор из-за осознания того, что их женщинам приходилось продавать себя, чтобы выжить, в то время как они, мужчины, теперь также зависели от женщины. [ 6 ]
Легенда
[ редактировать ]Историк Леони Требер признает, что многие города и люди считают Труммерфрауэн великим движением героизма и силы. Однако она не согласна с размером, каким его представляют люди. Берлин мобилизовал 60 000 женщин, чтобы разбирать завалы, оставшиеся после войны, однако это число составляло лишь 5% женского населения. Требер сообщает, что в таких районах, как британский сектор Берлина, процент женщин, принимавших участие в сложной работе, составлял лишь треть одного процента.
По словам Требера, многие считали эту работу наказанием или недостойным наказанием, поскольку нацисты заставляли Гитлерюгенд , военнопленных и узников концлагерей разбирать обломки разбомбленных городов. Сразу после войны место подневольных рабочих были вынуждены занять члены нацистской партии. Однако их было недостаточно, и женщины приступили к выполнению этой задачи в обмен на почасовую оплату и продовольственные карточки.
Более позднее использование Trümmerfrauen в качестве кампании в СМИ, представляющей большое объединенное движение, было очень успешным в Восточной Германии . Та же идея не распространилась далеко в Западной Германии до 1980-х годов. Требер утверждает, что причиной этого было то, что независимая неутомимая женщина не находила отклика в «консервативном женском образе». [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «История Германии в документах и изображениях» . Оккупация и возникновение двух государств (1945–1961) – 3. Восстановление немецкого общества . Немецкий исторический институт. Архивировано из оригинала 3 марта 2012 года . Проверено 4 апреля 2010 г.
- ^ «Бомбежки и Вторая мировая война» . Архивировано из оригинала 3 августа 2018 г. Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Йенер, Харальд (2019). Последствия: жизнь после Третьего рейха 1945–1955 (мягкая обложка). Лондон: WH Аллен. стр. 13, 15, 18, 23. ISBN. 9780753557877 .
- ^ Jump up to: а б Сарк, Катрина (2008). Культурный ландшафт Берлина в ХХ веке – Мода среди руин: от Трюммерфрау до Модфрау – Мода в Берлине 1945–46 . Регина: Исследовательский центр канадских равнин. стр. 113–128. ISBN 978-0889772243 .
- ^ Аноним (1945). Женщина в Берлине . Вираго. ISBN 9780312426118 . Архивировано из оригинала 4 октября 2022 г. Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ Эссер, Рейнгард (2003). « Язык не является препятствием»: военные невесты в немецкой прессе, 1945–49» . Обзор женской истории . 12 (4): 577–603. doi : 10.1080/09612020300200375 – через Routledge.
- ^ «Разрушение немецкого мифа о «Trümmerfrauen» » . DW.COM . 24 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2017 г. Проверено 15 декабря 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- "Женщины из завалов" Аккаунт в блоге
- «Элен Лоэ, моя Trümmerfrau » Блог-аккаунт
- «Из-под завалов» — шоу из сериала BBC «Германия: Воспоминания нации».