Священный концерт
Священный концерт [ 1 ] (немецкий: духовный концерт , [ 2 ] множественное число: geistliche Konzerte , букв. « духовный концерт (или: концерт ) » ) — жанр духовной музыки 17 века , характеризующийся постановкой религиозных текстов, требующий для исполнения как вокальных солистов, так и инструментальных сил облигато . [ 3 ] [ 4 ] Начиная с итальянских моделей, жанр процветал преимущественно в Германии. [ 3 ] [ 4 ] Это широкий термин для различных жанров камерного концерта для небольшого количества голосов и инструментов, популярных в Германии в 17 веке и являющихся прообразом церковных кантат позднего барокко и форм сольных священных кантат. [ 5 ]
Раннее барокко
[ редактировать ]Стилистические корни концерта лежат в итальянских моделях раннего барокко, возвращенных в Германию такими музыкантами, как Генрих Шютц , и популяризированных его современниками, такими как Самуэль Шейдт . Некоторые из этих концертов имеют форму итальянского диалога или оратории, особенно произведения Каспара Фёрстера и диалоги Шютца.
Среднее барокко
[ редактировать ]Следующее поколение композиторов, работающих в этой форме, включает Иоганна Шелле , Иоганна Филиппа Фёрча , Себастьяна Кнюпфера , Дитриха Букстехуде и первых членов семьи Баха , произведения которых частично сохранились в Альтбахском архиве . Иоганн Пахельбель - еще один композитор, внесший свой вклад в этот жанр, например, его Christ lag в Todesbanden , P 60, для SATB голосов , струнных , фагота и континуо . [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ]
Прием
[ редактировать ]Священный концерт - Произведение духовной музыки, составленное на текст, который может быть литургическим или нелитургическим (например, из Псалмов), которое исполнялось после Причастного гимна во время причастия духовенства за Божественной литургией. Иногда гимны других служб, например Всенощного бдения, поются как Священные концерты . [ 8 ] Немецкая церковная музыка эпохи барокко, написанная после первой половины 17 века, на протяжении всего 20 века почти никогда не обозначалась как духовный концерт или, по-немецки, Geistliches Konzert . Произведения этого жанра чаще всего квалифицировались как мотеты или кантаты, например:
- Когда Макс Шнайдер опубликовал большую подборку из Альтбахского архива (ABA) в 1935 году, он разбил сочинения на два тома, первый из которых назывался Motetten und Chorlieder (Мотеты и хоровые песни), содержащий, среди прочего, Иоганна Михаэля Баха . Господи , если бы у меня был Ты , АВА I, 6 , и я знаю, что мой Искупитель жив , АБА I, 7 . [ 9 ] Книга Георга Кристофа Баха See , wie fein und Lieblich , ABA II, 2, была включена во второй том под названием Kantatan (Кантаты). [ 9 ]
В науке XXI века описание священного концерта или geistliches Konzert чаще используется для обозначения композиций конца 17 или начала 18 века:
- В каталоге архива Sing-Akademie zu Berlin за 2009 год ABA I, 6 и I, 7 Иоганна Михаэля Баха описывается как Духовный концерт . [ 10 ] и ABA II, 2 Георга Кристофа Баха как Священный концерт. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Перро 2004 .
- ^ Маршалл, Роберт Л. (2001). «Хоральный концерт [chorale Concertato] (нем. Choralkonzert )» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Перейти обратно: а б духовный концерт в Universal
_лексикон .деакадемический .с - ^ Перейти обратно: а б «Священный концерт (нем.: «священный концерт»)» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 2001. ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Вернер 1993 , с. 243 : «После 1650 года старшая церковная кантата развилась из жанров священного мадригала, мотета и, в частности, духовного концерта, как духовная вокальная музыка с (относительно) независимыми движениями».
- ^ Христос отстает в Тодесбандене (Иоганн Пахельбель) в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- ↑ Кантата для солистов и оркестра «Христос отстает в Тодесбандене», Иоганн Пахельбель (1653–1706) на Muziekweb. сайте
- ^ «Священный концерт» . www.churchmotherofgod.org . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шнайдер 1935 год .
- ^ Fischer & Kornemann 2009 , p. 478 .
- ^ Fischer & Kornemann 2009 , p. 36 .
Источники
[ редактировать ]- Фишер, Аксель; Корнеманн, Матиас (2009). Архив Sing-Akademie zu Berlin: Каталог . Академия пения в Берлине . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783598441745 .
- Перро, Жан М. (2004). «60 Христа отстают в Тодесбандене, священный концерт» . В Fitch, Донна К. (ред.). Тематический каталог музыкальных произведений Иоганна Пахельбеля . Вольф, Кристоф (Предисловие). Пугало Пресс. стр. 54–56. ISBN 0810849704 .
- Шнайдер, Макс , изд. Альтбахский архив: из собрания сочинений его предков Иоганна Себастьяна Баха, Иоганна, Генриха, Георга Кристофа, Иоганна Михаэля и Иоганна Кристофа Баха [ Старый бахианский архив: из Иоганна Себастьяна Баха собрания сочинений его предков Иоганна , Генриха , Георга Кристофа , Иоганн Михаэль и Иоганн Кристоф Бах ]. Наследие немецкой музыки (на немецком языке). Лейпциг: Breitkopf & Härtel. Том I. Мотеты и хоровые песни . , Том . II
- Вернер, Карл Генрих (1993). «V. Часть. 17 век» [Часть V: 17 век]. В Мейрототе, Ленце [на немецком языке] (ред.). : Учебный и справочный справочник ( История музыки на немецком языке) (8-е изд.). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. стр. 184–276. ISBN 352527811X .