Артефакты Кимбайи
Артефакты Кимбайи относятся к ряду преимущественно керамических и золотых предметов, сохранившихся от цивилизации Кимбайя , одной из многих доколумбовых культур Колумбии, населявших долину реки Средняя Каука и южный Антиокский регион современной Колумбии. Считается, что артефакты возникли в классический период Кимбайя (500 г. до н.э. – 600 г. н.э.).
Типы артефактов
[ редактировать ]Попорос
[ редактировать ]Попорос — это контейнеры сосудистого типа, которые в основном используются для хранения порошкообразной извести, изготовленной из обожженных морских ракушек. Их часто отливали из золота, украшали человеческими фигурами и демонстрировали «большую элегантность замысла, изготовления и отделки». [ 1 ]
Самый примечательный артефакт попороса — это Попоро Кимбая, выставленный в Музее золота в Боготе, Колумбия. Отлитый по технологии выплавляемого воска из сплава Тумбага около 300 г. н.э. золотой сосуд весом 777 грамм использовался в качестве церемониального устройства для употребления лайма во время жевания листьев коки во время религиозных церемоний. [ 2 ]
Стилизованные человеческие фигуры
[ редактировать ]Эти церемониальные артефакты Кимбайи включают в себя антропоморфные или (часто мужские) человеческие фигуры, часто сидящие, высотой примерно 10-50 см, выполненные в виде погребальных урн, отлитых из золота, или керамических плит из глиняных плит. Несколько примеров можно найти в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке . Стилизованные фигуры часто изображали социальный класс и включались в качестве подношений при погребениях в гробницах, представляя собой опекунов или товарищей умершего. [ 3 ] Представители характерного стиля Кимбайя, их описывают как «безмятежно улыбающихся людей в различных неподвижных позах». [ 4 ]
Фигурки животных и растений
[ редактировать ]К ним относятся ряд фитоморфных и зооморфных представлений. Наиболее распространены фигурки птиц, насекомых, рыб и летучих мышей. Имея длину примерно от 5 до 7,5 см, более 100 таких реликвий выставлены в Museo del Oro ( Музей золота ) в Боготе, Колумбия.
Подвески и украшения
[ редактировать ]Артефакты включают в себя бусы-ожерелья, стилизованные фигурки-подвески, нос и уши и другие личные нательные украшения. Другие более крупные украшения использовались для бытовых и декоративных элементов гробниц и похорон, которые были определены как ключевые элементы культурных традиций Кимбайи. [ 4 ]
Другие артефакты
[ редактировать ]В результате археологических раскопок был обнаружен ряд других важных культурных предметов, включая чаши, кувшины, бутылки и другие сосуды, музыкальные инструменты и колокола, а также шлемы и другие предметы военного искусства. [ 1 ]
Помимо церемониальных статуэток и емкостей в качестве погребальных подношений использовался ряд других сосудов и украшений. Артефакты из гробниц также включают погребальные маски и саркофаги, что указывает на центральную важность погребальных ритуалов и, в частности, на использование золота в качестве священного металла для духовной подготовки к загробной жизни. [ 3 ]
Сокровище Кимбайи
[ редактировать ]Самая известная коллекция артефактов Кимбайи — «Сокровище Кимбайи», состоящая из 433 артефактов, первоначально обнаруженных в 1890 году в Киндио , Колумбия. [ 5 ] Артефакты сокровищ Кимбайи включают попорос и другие церемониальные сосуды, контейнеры, фигурки, короны, подвески, бусы и булавки для ожерелий, колокольчики, музыкальные инструменты, украшения для носа и ушей.
Большая часть оригинальной коллекции была куплена у грабителей могил в 1891 году тогдашним президентом Республики Карлосом Ольгином в подарок королеве-губернатору Испании Марии Кристине де Габсбурго . [ 5 ] Эти 122 артефакта, в основном золотые и погребальные, в конечном итоге были выставлены в Музее Америки в Мадриде, Испания, где они и находятся. Их до сих пор не вернули в Колумбию, несмотря на решение Конституционного суда Колумбии от 19 октября 2017 года, предписывающее реституцию ценностей народа Кимбайя в соответствии с международными законами и договорами, касающимися культурных ценностей коренных народов. [ 5 ]
Материалы и технологии
[ редактировать ]Золотодобыча
[ редактировать ]Изделия из золота являются преобладающим составом материала и типом отделки известных артефактов Кимбайи, широко используемых в разных категориях, включая ряд художественно стилизованных фигурных изображений птиц, рыб, млекопитающих и рептилий региона. Позолоченные детали попорос и погребальных урн в виде высокопоставленных общественных деятелей. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Большая часть сокровищ Кимбайи состоит из золотых декоративных личных вещей, таких как золотые кольца в носу, ожерелья, проставки для ушей, браслеты и подвески. Эти предметы указывают на происхождение коллекции: они представляли собой большое погребальное хранилище, которое позже было разграблено.
МЕДЬ
[ редактировать ]Большая часть артефактов Кимбайи была создана из комбинации чистого золота, а также золото-медного сплава Тумбага . Этот сплав придал золотым изделиям красноватый оттенок в конечном изделии и обеспечил дополнительную ковкость после процесса литья. Считается, что большая часть золотых изделий и изделий Тумбага в Кимбае была отлита с использованием техники литья по выплавляемым моделям - формы литья, которая была обнаружена во всех древних цивилизациях еще в 4000 году до нашей эры. [ 2 ] [ 6 ]
Керамика
[ редактировать ]Большинство обнаруженных керамических артефактов Кимбайи представляют собой украшенные кувшины и сосуды с антропоморфными чертами. Кроме того, было много керамических фигурок, изображающих определенные социальные классы или отдельных лиц.
Среди сокровищ Кимбайи также были найдены многочисленные керамические веретена , что указывает на большое значение текстильного производства в культуре, поэтому их хоронят рядом с людьми в рамках погребальных обычаев.
Региональные ремесленные культуры
[ редактировать ]Значительные региональные типы артефактов существуют в сопоставимых доколумбовых культурах. Они демонстрируют значительное разнообразие ремесленников в типологии сред и материалов. [ 7 ]
Ювелиры, гончары и керамические мастера Кимбайи были современниками богатых и самобытных ремесленных традиций, присутствующих в соседних культурах, включая Сэма Агустина , Тьеррадентро , Тумако , Зену и Нарино . культуры [ 7 ]
Еще до того, как в Кимбайе преобладали ювелиры, металлические предметы играли роль в социальной и классовой дифференциации в регионе, обозначая особый статус определенных людей и групп в доколумбовых культурах. [ 8 ]
Споры об артефактах
[ редактировать ]Комплексные археологические данные об уникальных культурных элементах культуры Кимбайя потенциально были скомпрометированы из-за высокой вероятности того, что многие артефакты являются хорошо изготовленными копиями или совершенно новыми предметами, перераспределенными в музеи и частные коллекции под видом научной подлинности. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Это также привело к некоторому стереотипированию свидетельств артефактов. Были сделаны критические наблюдения о том, что термин «Кимбайя» перестал ассоциироваться с уникальными культурными элементами в результате интенсивной истории торговли артефактами, став почти гиперболическим описанием экзотических и загадочных артефактов, найденных в более широком центральном регионе Колумбии. [ 2 ] [ 7 ]
Подделка
[ редактировать ]Экспансивный бум в торговле артефактами в Южной Америке также привел к увеличению производства псевдоартефактов. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Многие из оригинальных артефактов представляли собой химеры переставленных или измененных фрагментов в более сложные и эстетически привлекательные конструкции в надежде на более высокие продажи наряду с изготовлением совершенно новых поддельных артефактов, которые были созданы в современную эпоху, чтобы напоминать артефакты прошлого. [ 7 ]
Частично поддельные артефакты представляют собой серьезную проблему, поскольку тяжелая реставрация затрудняет выявление подделок. Многие подлинные артефакты обнаруживаются в плохой сохранности или имеют недостающие элементы, что указывает на низкую внутреннюю рыночную стоимость. Реставрация и дополнения могут вернуть старые предметы к жизни и позволить им продаваться по более высоким ценам. [ 13 ] [ 14 ]
Гуакерос
[ редактировать ]Гуакерос ( также Уакеоро ) — это термин, используемый в Колумбии и Южной Америке для обозначения человека, который грабит могилы или гробницы по своей профессии. [ 15 ] Это занятие было широко распространено и принято в начале 19 века, когда существовала правовая база, которая распространяла право собственности на тех, кто обнаружил артефакты. [ 16 ] Эта правовая база действовала до начала 20 века, когда новые законы усилили государственную собственность и, следовательно, протекционистскую правовую систему.
Торговля артефактами Гуакероса сильно усугубилась ростом спроса на экзотические артефакты на международном уровне. Это привело к дальнейшему распространению дезинформации за счет ошибочной маркировки происхождения артефактов как прикрытия, способствующего их неуловимости. [ 17 ] Учитывая масштаб, сложность и растущий уровень сложности современной торговли артефактами, незаконная деятельность характеризуется как в значительной степени непрозрачная, требующая значительных инвестиций в расследования, необходимые для доказательства подлинности. [ 18 ]
Кроме того, многие из найденных оригинальных золотых артефактов были переплавлены в слитки перед каким-либо анализом, поскольку сырье имело для грабителей большую ценность, чем их культурная ценность. [ 15 ] [ 19 ] Торговля и разграбление этих артефактов неизбежно приводят к утрате многих важных археологических и культурных знаний. [ 19 ]
Самолеты Кимбайи утверждают
[ редактировать ]Из артефактов Кимбайи несколько стилизованных фигурок животных были ошибочно приняты за древние изображения самолетов. Эту коллекцию артефактов в просторечии называют широким термином «Артефакты Кимбая» или, что более ошибочно, «истребителями Толимы», последнее название происходит от телевизионной программы 2009 года « Древние пришельцы » . [ 20 ] [ 21 ]
В коллекцию вошли золотые изделия, напоминающие местных животных Кимбайи, таких как рыбы, лягушки и рептилии, где в так называемых «струях» можно было узнать форму статуй птиц или рыб. Основная причина распространения дезинформации заключалась в том, что сегмент «Древние пришельцы» стремился «доказать», что артефакты основаны на изображениях древних самолетов. [ нужна ссылка ] Программа делает много вещей для дальнейшей дезинформации, например, маркирует объекты как «самолеты» Толимы и создает поверхностные внешние воссоздания на самолетах с дистанционным управлением в качестве формы «доказательства полета». [ нужна ссылка ] .
Археологические исследования
[ редактировать ]Был проведен научный анализ доиспанских артефактов, особенно золотых изделий, [ 22 ] [ 23 ] на композиционном уровне, включая физическое и радиоуглеродное исследование материалов, техник и использование цвета, чтобы обеспечить датировку и потенциальный географический контекст. [ 2 ] Археометрические методы, включая спектрофотометрию и спектроскопию металлургических изменений состава, также использовались для установления информации о происхождении. [ 22 ] [ 23 ] Важно отметить, что культурная специфика возможна, учитывая, что «разные культуры ювелиров населяли территории Колумбии» и что каждая из них использовала «разную отделку и цвета на своих поверхностях в соответствии с используемыми технологиями и сплавами». [ 23 ]
Учитывая важность физического состояния и влияния материального ущерба и выветривания на научный анализ, процесс консервации, хранения и реставрации артефактов Кимбайи влияет на то, как эти материалы интерпретируются в наше время. [ 23 ] Точная датировка и географический контекст являются ключевыми показателями для выявления культурных, социальных и религиозных практик, которые могут указывать на традиционные или церемониальные цели.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Король, Хайди (2002). «Золото в Древней Америке» . Бюллетень Метрополитен-музея . 59 (4): 5–55. дои : 10.2307/3269153 . ISSN 0026-1521 . JSTOR 3269153 .
- ^ Jump up to: а б с д Переа, А.; Гутьеррес-Нейра, ПК; Климент-Фонт, А.; Фернандес-Эскивель, П.; Ровира-Льоренс, С.; Рувалкаба-Сил, JL; Грин, А.; Зуккиятти, А. (2013). «Доиспанская технология изготовления золота. Сокровище Кимбайя, Колумбия» . Журнал археологической науки . 40 (5): 2326–2334. дои : 10.1016/j.jas.2012.12.033 . hdl : 10261/196200 . ISSN 0305-4403 .
- ^ Jump up to: а б с «Сидящая фигура 13-15 века» . www.metmuseum.org . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Брунс, Карен Олсен (1969). «Стилистическое сходство между золотым стилем Кимбайя и малоизвестным керамическим стилем средней долины Каука, Колумбия» . Наупа Паша . 7 (1): 65–83. дои : 10.1179/naw.1969.7-8.1.006 . ISSN 0077-6297 .
- ^ Jump up to: а б с Мехия-Лемос, Диего (2019). «Сокровище Кимбая», Решение SU-649/17» . Американский журнал международного права . 113 (1): 122–130. дои : 10.1017/ajil.2018.106 . ISSN 0002-9300 . S2CID 149790905 .
- ^ Тури, М.; Милле, Б.; Северин-Фабиани, Т.; Роббиола, Л.; Рефрежерс, М.; Джарридж, Дж. Ф.; Бертран, Л. (15 ноября 2016 г.). «Фотолюминесцентная визуализация с высокой пространственной динамикой раскрывает металлургию самого раннего объекта, отлитого по выплавляемым моделям» . Природные коммуникации . 7 (1): 13356. Бибкод : 2016NatCo...713356T . дои : 10.1038/ncomms13356 . ISSN 2041-1723 . ПМК 5116070 . ПМИД 27843139 .
- ^ Jump up to: а б с д и Брунс, Карен О; Келкер, Нэнси Л. (16 сентября 2016 г.). Подделка древних Анд . дои : 10.4324/9781315428574 . ISBN 9781315428574 .
- ^ Jump up to: а б ФАЛЬКЕТТИ, АНА МАРИЯ (2008). «Золотые подвески Дарьена древней Колумбии и перешейка» . Журнал Метрополитен-музея . 43 : 39–73. дои : 10.1086/met.43.25699085 . ISSN 0077-8958 . S2CID 191403390 .
- ^ Левин, Марк Н; Луна, Луча Мартинес де (2013). «Музейное спасение: исследование мезоамериканских артефактов в музейных коллекциях и на рынке антиквариата» . Журнал полевой археологии . 38 (3): 264–276. дои : 10.1179/0093469013z.00000000053 . ISSN 0093-4690 . S2CID 130242519 .
- ^ Броди, Нил; Керсель, Мораг М.; Табб, Кэтрин Уокер (01 августа 2006 г.), « Уничтожение, разграбление и торговля археологическим наследием Перу » , Археология, культурное наследие и торговля древностями , University Press of Florida, стр. 89–96, doi : 10.5744/florida/9780813029726.003.0009 , получено 16 мая 2022 г.
- ^ Броди, Нил; Керсель, Мораг М.; Табб, Кэтрин Уокер (01 августа 2006 г.), «Разграбление Лидии и разрушение археологического ландшафта в Западной Турции» , Археология, культурное наследие и торговля древностями , University Press of Florida, стр. 173–187, doi : 10.5744 /Флорида/9780813029726.003.0009 , ISBN 9780813029726 , получено 20 апреля 2022 г.
- ^ Броди, Нил; Керсель, Мораг М.; Табб, Кэтрин Уокер (01 августа 2006 г.), «Разграбление долины Улуа, Гондурас, и анализ рынка ее древностей» , Археология, культурное наследие и торговля древностями , University Press of Florida, стр. 147– 172, номер домена : 10.5744/Флорида/9780813029726.003.0008 , ISBN 9780813029726 , получено 20 апреля 2022 г.
- ^ Йейтс, Донна (29 мая 2017 г.). «Незаконные культурные ценности из Латинской Америки: грабежи, торговля и продажа» . дои : 10.31235/osf.io/ny7z6 . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ «Минералогические атрибуции: минералогические работы над доколумбовыми объектами в Художественной галерее Йельского университета» , Доколумбовое искусство Мексики и Центральной Америки , Художественная галерея Йельского университета, 1986, doi : 10.37862/aaeportal.00095.014 , ISBN 9780894670398 , получено 16 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Йейтс, Донна (12 июля 2012 г.). «Уакеро «Культура торговли людьми» . Уакеро . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Фрассани, Алессия (31 марта 2016 г.). «Доиспанское искусство Колумбии» . Онлайн-наборы данных Оксфордской библиографии . дои : 10.1093/обо/9780199920105-0078 . Проверено 9 мая 2022 г.
- ^ КЕЛКЕР, НЭНСИ Л. (15 июля 2019 г.), «Подделка и рынок доколумбового искусства» , Рынок Мезоамерики , University Press of Florida, стр. 150–169, doi : 10.2307/j.ctvx0738n.13 , S2CID 135100399 , получено 10 апреля 2022 г.
- ^ ЙЕЙТС, ДОННА (15 июля 2019 г.), «Неудачи и последствия политики по борьбе с торговлей древностями в Мезоамерике» , Рынок Мезоамерики , Университетское издательство Флориды, стр. 189–204, doi : 10.2307/j.ctvx0738n.15 , S2CID 213841119 , получено 16 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Олсен Брюнс, Карен (1984). «Смешанная техника: проблема археологической номенклатуры» . Лорд Паша . 22 (1): 225–227. дои : 10.1179/naw.1984.22-23.1.007 . ISSN 0077-6297 .
- ^ Росси, Майло (3 октября 2023 г.). Энциклопедия странного и чудесного: любопытные и невероятные факты, которые поразят вас . Уэллфлит Пресс. п. 28. ISBN 978-1-57715-341-2 . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ Протеро, Дональд Р .; Каллахан, Тимоти Д. (10 августа 2017 г.). НЛО, химические следы и инопланетяне: что говорит наука . Издательство Университета Индианы. стр. 249–252. ISBN 978-0-253-02692-7 . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б КУПЕР, Дж.; ТОМАС, К.Д. (22 июля 2011 г.). «Построение карибской хронологии: сравнительное радиоуглеродное датирование артефактов из ракушек и дерева с доколумбовых памятников на Кубе» . Археометрия . 54 (2): 401–425. дои : 10.1111/j.1475-4754.2011.00622.x . ISSN 0003-813X .
- ^ Jump up to: а б с д Арнаш, О.; Рикаурте, Г.; Фабиан-Сальвадор, Дж.; Пимиента, Х. (2022). «Аналитический подход к цвету и элементному составу золотых металлических предметов из культуры Кимбайя: пример из Антиокии, Колумбия» . Журнал археологической науки: отчеты . 42 : 103290. дои : 10.1016/j.jasrep.2021.103290 . ISSN 2352-409X . S2CID 246392921 .