Николаос Вентурас
Николаос Вентоурас ( греч . Николас Вентоурас; 31 августа 1899 — 1 апреля 1990) — греческий художник и гравер. [ 1 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Николаос Вентурас родился 31 августа 1899 года в дворянской семье региона Венеции, Венето , который был включен в Libro d'Oro . Семья поселилась на острове Корфу около 1730 года. Члены семьи защищали остров во время осады Корфу (1716 год) . Фактически, одними из его предков были писательница Изабелла Теоточи Альбрицци и Иоаннис Каподистриас , который приходился ему двоюродным дядей. У него был брат, женат 2 раза, была дочь от второго брака и внук. Он изучал химию, но стал одним из величайших граверов 20 века. Дальше он не учился, но, поскольку был знаком с рядом языков, получил собственное, глубокое образование, особенно в вопросах искусства и философии.
О нем писали: « Если бы офорт не был открыт, он наверняка бы его открыл» .
Никос Вентурас скончался 1 апреля 1990 года.
Первые годы
[ редактировать ]Как он отмечает в своем резюме, составленном в 1981 году, «уже с младших классов начальной школы меня учили рисовать».
В 1916 году он поступил на двухгодичный курс химии в Афинах в Торгово-промышленной академии, но химиком так и не работал. Хотя у него не было академического образования в области искусства, его преданность и настойчивость направляли его в работе.
В 1920-х годах он служил в HMS Ramillies .
Николас Вентурас был страстным фотографом и никогда не упускал возможности запечатлеть «жизнь» на свой Rolleiflex . Примечательно, что некоторые из его фотографий были выбраны изданием National Geographic . Еще он любил путешествовать, мотоциклы и велосипеды. В 1923 году с 16 марта по 5 мая он путешествовал из Бриндизи в Вену с группой велосипедистов.
-
HMS Ramillies, рисунок Н. Вентураса.
-
Н. Вентурас на своем велосипеде
-
Фотография предоставлена Н. Вентурасом (1932 г.) и опубликована National Geographic.
Искусство-История
[ редактировать ]Можно согласиться, что отправной точкой его творческой карьеры стали уроки акварели, которые он получил у Анджелло Джаллины с 1931 по 1937 год.
), он начал Гравюрой, в частности гравюрой на дереве , травлением на меди и камне ( относительно новая техника, изобретенная немцем Алоисом Зенефельдером еще в 1932 году, испытывая неохоту по отношению к своему наставнику. Но гравюра покорила его, и он сосредоточил свой интерес на ее совершенствовании. В своем резюме он отмечает «самоучку, за исключением литографии , которой меня учили». В 1937 году он прошел несколько курсов литографии ( гравюры на камне ). Первоначально эволюция гравюры была личной, и он разработал несколько вариаций известных техник.
Его полная работа состоит из сухой иглы, vernis mou, акварели, масла, офорта по дереву, офорта на меди, литографии, литографии на цинке, печатной ткани, фотогравюры , монотипий и заказных отпечатков для экслибриса, книг, журналов, марок, поздравительных открыток и т. д. .
Изучение химии и изучение пчел помогло ему экспериментировать с материалами и временем коррозии, что помогло ему достичь именно того уровня детализации, который он планировал.
Благодаря его настойчивости и развитию в области гравюры его считают пионером гравюры. [ 2 ]
Арт-Стиль
[ редактировать ]Он черпает вдохновение в основном из местных традиций Корфу, сосредотачиваясь на темах городской жизни города Корфу, сельских пейзажах и кораблях, используя человеческие формы только в дополнительных ролях. Из других тематических разделов, хотя и в меньшей степени, можно выделить его пейзажи, знаменитые «Созвездия», впечатляющие шествия, религиозные представления и его совершенно абстрактные композиции. Цвет использовался, чтобы подчеркнуть его чувства, и поэтому нередко можно встретить вариации его работ с использованием цвета. Кроме того, он использует визуальные стили европейской эпохи с эквивалентными элементами экспрессионизма, сюрреализма и кубизма, которые отражены в его работах.
С помощью, казалось бы, быстрых линий, придающих объем его работам, ему удается придать абстрактный характер, который отличает их от общепринятых стандартов его времени. Это ставит офорт рядом с модернистскими тенденциями греческого искусства. Его работы раскрывают модернистский подход, особенно для его времени, поскольку они являются строительными блоками визуальных конфигураций, возникающих из-за первоначальных визуальных стимулов, и одновременно включают в себя его личное выражение. Он использует экспрессионистскую идиому, но не отличающуюся своей жестокостью в более поэтическом характере.
Николаос Вентурас был единственным греческим художником, который более полувека служил гравюре с такой преданностью, настойчивостью и последовательностью и на протяжении всей своей работы поддерживал морфопластический язык.
Он очень дотошно вел подробные записи каждой работы и прекрасно организовывал мастерскую, инструменты, обучение. В файле хранились подробные записи, эмоция, которую он намеревался запечатлеть, время выполнения задания и его завершение, использованная техника и материалы. Отметил, что возможно один и тот же проект спустя долгое время или даже несколько лет, отмечая ход каждого проекта и его прогресс. Сырье прошло тщательную регистрацию. Специально для бумаги он отметил вес, тип, дату и происхождение и то, как это влияет на результат «печати». Цвета всегда были чистыми, и он сам составлял смесь красок и химических соединений, чтобы добиться желаемого результата.
-
Некоторые из офортных инструментов Н. Вентураса
-
Карандаши для литографии
-
Документ, сопровождающий гравюру, выставленную на биеннале 1957 года в Токио.
-
Выбор цветов, использованных Н. Вентурасом.
-
Инструменты Н. Вентураса
-
Производитель красок Джеймса Ньюмана для художников, Лондон, 1926 год.
-
Цвета и материалы художников Windsor & Newton, Лондон, 1929 год.
Совершенство и тщательность, которые его отличали, позволили Николао Вентуре напечатать один и тот же проект в разных размерах с одинаковой детализацией. Он также придумал способ печатать гравюры без следов давления и даже в перевернутом виде. Он очень строго относился к своей работе и делал записи - по своей собственной метрике, от "качектыпон" (опечатка) до "эксеретикон" (идеально).
Благодаря этим усилиям остался инновационный проект, богатый выразительностью и содержательным содержанием.
Влияния
[ редактировать ]Начиная с первых работ и до 1937 года Николас Вентурас вырезает пейзажи. Его работы спокойны и наполнены светом; его подданные родом с Корфу и Венеции.
В годы Второй мировой войны и сразу после нее, 1945–1948, он наполняет свои проекты вдохновением и экспрессией, черпаемыми из послевоенных руин, катастроф и искажений перспективы. В его творчестве отчетливо раскрывается его психологическое состояние, находившееся под влиянием исторических событий. Этот период можно назвать экспрессионистским.
1949–1950 годы демонстрируют его разнообразие; Несколько строк, строго рассчитанных и выражающих безмятежность и умиротворение, его произведения вновь полны света.
1955 год – это год, когда Пирей меняет сцену для Вентураса. Он вводит множественность в перехватывающих формах, которые со временем упрощаются. Он использует дымовые трубы, лебедки и краны на заднем плане, чтобы дополнить гавань и показать, насколько она живая. Линии и некоторые «капли» цвета завершают его работы.
Г-н Манолис Хацидакис в речи, произнесенной в «Афинском технологическом институте» в 1963 году, отмечает: [...] Упрощая вещи, мы бы сказали, что чувствуем, что выдыхаем из работ г-на Вентуры новое лирическое ощущение мира, столь дисциплинированные по законам чисто дисциплинарные. Люди, пейзажи и люди, превращенные в произведения искусства лирической фантазией, выходящей за пределы видимости и вещей и нашедшие выражение внутри слишком простого: поиск существенного и отказ от ненужного придавали произведениям Вентуры более чистое духовное качество. . [...]
Его работа
[ редактировать ]В 1928 году он проиллюстрировал тушью этографию Константина Теотоки «Жизнь и смерть Каравелы». Иллюстрацию купило издательство Василева и были созданы соответствующие печатные формы. Прежде чем они будут напечатаны, г-н Василев уходит, и проект останавливается. Наконец, в 1961 году его сын выпустил книгу с небольшим количеством рисунков, так как не удалось найти все печатные формы.
На отпечатках имеется прозвище NG Viros (по просьбе Вентураса).
Он работал и дружил с другими крупными греческими художниками, такими как Никос Хаджикириакос-Гикас , Аламанос Спирос и Элени Вакало .
Впервые он представил свои работы в Афинах на Всегреческой художественной выставке 1948 года в Афинах и продолжал выставлять свои работы каждый год до 1969 года. Николаос Вентурас участвовал в индивидуальных, групповых и международных выставках в Греции и за рубежом. Примечательно, что он также участвовал в биеннале в Сан-Паулу (1955, 1957), Александрийской биеннале (1957), Венецианской биеннале (1964).
В 1982 году четыре его гравюры были добавлены в отдел гравюр и рисунков Британского музея, среди которых знаменитое пасхальное шествие из церкви Святого Николая , а также его любимая работа « Изгиб дороги» .
Его первая персональная выставка состоялась в 1963 году в Афинском технологическом институте. Ретроспективная выставка его работ состоялась через год после его смерти, в 1991 году в Афинах. Художественная галерея Гиацинт. 29 мая 2016 года «Муниципальная художественная галерея» на Корфу открывает свои двери для ретроспективной выставки памяти «Николаоса, Ады и Фанни Вентуры» под названием «Устойчиво модерн».
Самая крупная на сегодняшний день ретроспективная выставка была организована его внуком и представлена в Пирейской пристройке музея Бенаки в 2017 году. На ней было представлено более 500 оригинальных произведений искусства, а также заметки, эскизы и этюды. Чтобы представить этот большой объем работ, потребовалось более 4 лет подготовительной работы, которая сопровождалась книгой с предисловием Мартина Роялтона-Киша, до 2009 года старшего куратора Отдела гравюр и рисунков Британского музея.
Хотя он экспериментировал и печатал на самых разных поверхностях, именно гравюра на медных пластинах покорила его.
Коллекции
[ редактировать ]- Национальная галерея [ 3 ]
- Муниципальная галерея Корфу [ 5 ]
- Геракл GCCo [ 6 ]
- Музей современного греческого искусства, Университет Орегона
- Музей Бенаки , Галерея Никоса Хаджикириакоса-Гика
Выставки
[ редактировать ]Персональные выставки
[ редактировать ]- 1963, Афинский технологический институт, Афины.
- 1981, Галерея Zygos, Афины.
- 1986, галерея Якинтос.
- 1991, галерея Якинтос.
- 2016, Муниципальная галерея Корфу.
- 2016, Итальянский институт культуры, Афины.
- 2017, Музей Бенаки
Групповые выставки
[ редактировать ]- 1947, «Греческое искусство», Kunglica Akademia foer de Fria Konsterna, Стокгольм, Швеция.
- 1948, «1-я Всегреческая художественная выставка», Заппейон Мегарон, Афины, Греция.
- 1952, «4-я Всегреческая художественная выставка», Заппейон Мегарон, Афины, Греция.
- 1955, «III Биеннале Сан-Паулу», Художественный музей Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия.
- 1955, «Живая Греция», Женева, Швейцария.
- 1957, «Выставка греческих художников», TIF (Международная ярмарка в Салониках), Салоники, Греция.
- 1957, «IV Биеннале Сан-Паулу», Сан-Паулу, Бразилия.
- 1957, «5-я Всегреческая художественная выставка», Заппейон Мегарон, Афины, Греция.
- 1957, «2-я Средиземноморская художественная выставка», Александрия, Египет.
- 1957, «Токийская биеннале 1957», Токио, Япония.
- 1958, «Групповая художественная выставка «Мастерская», Художественная галерея Zygos, Афины, Греция.
- 1959, «Выставка художественной группы «Мастерская», Выставочный зал Центрального разведывательного управления США, Афины, Греция.
- 1960, «Групповая выставка», Художественная галерея Ниса Морфеса, Афины, Греция.
- 1960, «Живопись-скульптура-гравюра-декорирование», Художественная галерея Ниса Морфеса, Афины, Греция.
- 1960, «6-я Всегреческая художественная выставка», Заппейон Мегарон, Афины, Греция.
- 1961, «5-я художественная групповая выставка «Мастерская», Литературное общество Парнас, Афины, Греция.
- 1961, «IV Международная биеннале графики 1961», Музей современного искусства, Любляна, Словения.
- 1963, «8-я Всегреческая художественная выставка», Заппейон Мегарон, Афины, Греция.
- 1963, «Выставка греческого искусства», Белград, Сербия.
- 1963, «Выставка художественной группы «Мастерская»: 6-я выставка, Литературное общество Парнас, Афины, Греция.
- 1963, «Международная выставка гравюры», Токио, Япония.
- 1964, «32 Венецианская биеннале 1964», Венеция, Италия.
- 1965, «8-я Всегреческая выставка», Заппейон Мегарон, Афины, Греция.
- 1967, «9-я Всегреческая художественная выставка», Заппейон Мегарон, Афины, Греция.
- 1969, «Выставка современного изобразительного искусства Греции», Римский Атенеум, Бухарест, Румыния.
- 1969, «10-я Всегреческая художественная выставка живописи, скульптуры, гравюры и декора», Заппейон Мегарон, Афины, Греция.
- 1969, «8-я художественная групповая выставка «Мастерская», Афинский художественный зал Хилтон, Афины, Греция.
- 1971, «Дань греческой гравюре, календарь 1972 года», Художественная галерея Ниса Морфеса, Афины, Греция.
- 1971, «11-я Всегреческая художественная выставка», Заппейон Мегарон, Афины, Греция.
- 1976, «Панорама греческого искусства 1950–1975», Национальная художественная галерея – Музей Александроса Соутзоса, Афины, Греция.
- 1977, «Греческая гравюра», Художественная галерея Ниса Морфеса, Афины, Греция.
- 1977, «Балканская выставка дружбы», Национальная художественная галерея – Музей Александроса Соутзоса, Афины, Греция.
- 1977, «Живопись и гравюра балканских стран», Музей искусств, Бухарест, Румыния.
- 1978, «Современная греческая живопись и графика», Институт международных отношений, Штутгарт, Германия.
- 1978, «Современные греческие художники и граверы», Греческий культурный центр, Никосия, Кипр.
- 1978, «Выставка гравюры», Драма, Греция.
- 1980, «18 греческих граверов», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1981, «Современная греческая гравюра и Эфтимис Пападимитриу», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1981, «Коллекция произведений искусства Национального банка Греции», Национальная художественная галерея – Музей Александроса Соутзоса, Афины, Греция.
- 1983, «Морфопластика и технические исследования в греческой гравюре 1892–1982», Муниципальная галерея Родоса, Родос.
- 1985, «Греческие граверы: Коллекция муниципальной галереи Родоса», Муниципальная художественная галерея Ларисы, музей Г. И. Кациграса, Ларисса, Греция.
- 1985, «Воспоминания-трансформации-поиски», Национальная художественная галерея – Музей Александроса Соутзоса, Афины, Греция.
- 1985, «Греческие граверы», Художественная галерея Атенеум, Афины, Греция.
- 1986, «Летняя гостиная», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1986, «Выставка глубокой печати греческих художников: дань уважения Гойе», Институт Сервантеса Атенаса, Афины, Греция.
- 1987, «Всегреческая художественная выставка 1987», Выставочный центр администрации порта Пирей, Пирей, Греция.
- 1987, «Летняя гостиная ΄87», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1988, «Греческая гравюра», Муниципальная галерея Салоник, Салоники, Греция.
- 1988, «Современное греческое искусство: отчет о коллекции 1975–1987», Национальная художественная галерея – Музей Александроса Соутзоса, Афины, Греция.
- 1988, «Греческая послевоенная гравюра», Национальная художественная галерея – Музей Александроса Соутзоса, Афины, Греция.
- 1988, «Групповая выставка», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1988, «Выставка изобразительного искусства Β΄ Panionia», Муниципальная галерея Корфу, Корфу, Греция.
- 1989, «Ионические художники с 18 по 20 века», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1990, «Греческие граверы», Муниципальная галерея Патр, Патры, Греция.
- 1991, «Летняя гостиная ΄91», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1992, «Современные трансформации: греческий опыт», Национальная художественная галерея – Музей Александроса Соутзоса, Афины, Греция.
- 1992, «Художественные предложения», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1992, «Греческая гравюра: Раздел D», Культурный центр Этопулео - библиотека, Халандри, Афины, Греция.
- 1993, «Художественные предложения», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1994, "Gravures Helleniques Contemporaines", Конштанс Бейм Энгель, Люксембург.
- 1994, «Греческий экслибрис греческих художников», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1994, «Летняя гостиная ΄94», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1995, «Коллекция гравюр Ионического берега», Музей кикладского искусства, Афины, Греция.
- 1995, «Современная греческая гравюра», Афинская муниципальная галерея, Афины, Греция.
- 1995, «Летняя гостиная ΄95», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1996, «Греческие художники 1954–1996», Центр художественной культуры Джорджо де Кирико, Волос, Греция.
- 1996, «Дань православию, Раздел C΄: греческие граверы гравируют религиозные проблемы», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1996, «Летняя гостиная 1996», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1996, «Одиннадцать мастеров греческой гравюры», Греческий фонд культуры, Лондон, Великобритания.
- 1996, «Три гравера Корфиота», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1996, «Современная греческая гравюра», Коллекция X. Леонтиади, Салоники, культурная столица Европы, 1997, Греция.
- 1997, «22 важных представителя современной греческой гравюры», Художественная галерея Астролавос, Афины, Греция.
- 1999, «Художественные предложения», Художественная галерея Якинфа, Кифисия, Афины, Греция.
- 1999, «Современная греческая гравюра – 20 век, Коллекция X. Леонтиади» Министерство развития, Афины, Греция
- 2000, «Света и тени-Панорама греческой гравюры», Муниципальный культурный центр Никосии, Никосия, Кипр.
- 2000, «Света и тени-Панорама греческой гравюры», Национальная художественная галерея – Музей Александроса Соутзоса, Афины, Греция.
- 2000, «Двенадцать и один учитель современной греческой гравюры», Галерея-музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2002, «Три корфиотских гравера: Вентурас-Завицианос-Когевинас», Галерея-музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2003, «Греческая скульптура-гравюра, коллекции Теодора Хаджисавваса», Афинская муниципальная галерея, Афины, Греция.
- 2003, «Греческие граверы в 20 веке», Культурный фонд Национального банка Греции (Особняк Эйнарда), Афины, Греция.
- 2003, «Города-покровители искусства, поселения и кварталы в греческой живописи XIX и XX веков», передвижная выставка, Афины, Ксанти, Родос, Греция.
- 2003, «Греческие граверы в двадцатом веке», Art Space 8, Ретимно, Крит.
- 2003, «Островные пейзажи и порты Греции», Галерея-музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2003, «Летняя гостиная граверов 2003 - Панорама гравюры», Галерея-Музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2003, «Света и тени-Панорама греческой гравюры», Муниципальная галерея Ханьи, Ханья, Крит.
- 2003, «Города-покровители искусства, поселения и кварталы в греческой живописи XIX и XX веков», Муниципальная галерея Янины, Янина, Греция.
- 2004, «Оливковая дань», Афинская академия, Афины, Греция.
- 2004, «Коллекция Ю. Папаконстантину», Муниципальная галерея Психико, Психико, Афины, Греция.
- 2004, «Корабль и море греческих граверов», Галерея-музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2004, «Летняя гостиная граверов 2004 - Панорама гравюры», Галерея-Музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2005, «Коллекция Альфа-банка, живопись-гравюра-скульптура», Музей Бенаки, улица Пирей, Анекс, Афины, Греция.
- 2005, «Порты эллинизма. Греческая лименография», Центр современного искусства Салоник, Склад B1-Порт Салоники, Салоники, Греция
- 2005, «Оливковое дерево от греческих граверов», Галерея-музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2005, «Летняя гостиная граверов 2005 - Панорама гравюры», Галерея-Музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2006, «Коллекция Альфа-банка: греческое искусство с 1920 года по сегодняшний день», Музей современного искусства MOMus, Салоники, Греция.
- 2006, «Оливковая дань», Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, США.
- 2006, «Летняя гостиная граверов 2006 - Панорама гравюры», Галерея-Музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2006, «Пионеры и преподаватели новогреческой гравюры», Галерея-музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2007, «Оливковая дань», Конференц-центр SPAP Olympia, Древняя Олимпия, Олимпия, Греция.
- 2007, «Летняя гостиная граверов 2007 - Панорама гравюры», Галерея-Музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2008, «Панорама греческой гравюры», Технополис (Гази), Афины, Греция.
- 2008, «Летняя гостиная граверов 2008 - Панорама гравюры», Галерея-Музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2009, «Пионеры-учителя и граверы 20 века», Муниципальная галерея Пирей, Пирей, Греция.
- 2009, «Человеческая форма в искусстве», Технополис (Гази), Афины, Греция.
- 2009, «Впечатления на бумаге», Муниципальная галерея Пирей, Пирей, Греция.
- 2009, «Современный греческий пейзаж с 18 по 21 век: видение, опыт и обновление пространства», Фонд Б. и М. Теочаракиса, Афины, Греция.
- 2009, «1-й Афинский фестиваль гравюры», Различные помещения в Афинах, Греция.
- 2009, «100 лет современной греческой гравюры (1909–2009) - Коллекция Ю. Папаконстантину», Общество македонских исследований, Салоники, Греция.
- 2009, «Греки в гравюре», Галерея Эрси, Афины, Греция.
- 2009, «Летняя гостиная граверов 2009 - Панорама гравюры», Галерея-Музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2010, «Летняя гостиная граверов 2010 - Панорама гравюры», Галерея-Музей гравюры Григоракиса, Психико, Афины, Греция.
- 2011, «Греческие художники в календарях HERACLES General Cement Company 1956–2009», Музей Бенаки, Афины, Греция.
- 2013, «Классическая и современная греческая гравюра 1930–1950», Современные архивы, Чоларгос, Афины, Греция.
- 2014, «Искусство в Европе после 1945 года: за пределами границ», MOMus-Музей современного искусства, Салоники, Греция.
- 2014, «Современная греческая гравюра из коллекции Ю. Папаконстантину», Галерея 12 Star, Europe House, Лондон, Великобритания
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вентурас Николаос» . Национальная галерея. Архивировано из оригинала 6 августа 2016 г. Проверено 30 июля 2016 г.
- ^ « Света и тени » . Ризоспастис.
- ^ https://web.archive.org/web/20160806072251/http://www.nationalgallery.gr/site/content.php?sel=606&artist_id=4898 Национальная галерея.
- ^ https://www.alpha.gr/page/default.asp?id=687&la=1 Альфа-банк.
- ^ http://www.artcorfu.com/el/mnupinakothiki/mnucollections
- ^ «Новая греческая живопись через дневники АГЕТ» . Вима. 26 октября 2011 года . Проверено 30 июля 2016 г.
- ^ https://www.britishmuseum.org/collection/term/BIOG49565 Британский музей] Отдел гравюр и рисунков.
- Главная Трехместный номер
- Муниципальная галерея Корфу [1]
- www.ventouras.gr
- Институт современного греческого искусства [2]