г-жа Эсма Ибрет
Эсма Ибрет Ханим (род. 1780) была османским каллиграфом и поэтессой, известной как самая успешная женщина-каллиграф своего времени. [ 1 ]

Жизнь и работа
[ редактировать ]В османский период XVIII века каллиграфия была профессией, в которой доминировали мужчины. Однако небольшое количество женщин-каллиграфов, таких как Эсма Ибрет и Шерифе Фатма, успешно прошли обучение на каллиграфов и смогли внести ценный вклад в своей области. [ 2 ]
Эсма Ибрет Ханым родилась в Стамбуле в 1194 (1780) году. [ 3 ] Ее отцом был Серхасекиян-и Хасса Ахмед Ага, чиновник Королевского дворца. Она была единственным ребенком, и ее образованию уделялось особое внимание. С раннего детства она проявляла интерес к каллиграфии, писала на сюлюс-несихе и иказете и копировала работы Махмуда Джелаледдина Эфенди . Ее отец любил обманывать своих друзей, показывая ей работы, а затем наблюдая за изумленной реакцией своих друзей, когда им говорили, что его дочь - писец. [ 4 ]
В возрасте 10 лет отец отправил ее в ложу шейха Мурада Дервиша, где она училась у ведущих каллиграфов того времени, в том числе у Зухди , Ибрагима Шефика и Махмуда Джелаледдина. [ 5 ] К 15 годам ее талант был широко признан среди семьи и друзей. Когда ей было 16 лет, ей дали титул «Ибрет», что указывало на то, что она освоила уроки. [ 6 ]
Ее учитель каллиграфии Махмуд Джалаледдин поначалу не хотел брать на работу ученицу. Однако ему показали книгу, подготовленную Эсмой Ибрет, и он счел ее настолько хорошей и настолько нехарактерно «женской», что сначала не поверил, что это ее работа. Однако в ходе расследования он убедился в ее таланте и принял ее в ученицы. Эсма Ибрет и Махмуд Джелаледдин впоследствии поженились, несмотря на разницу в возрасте около 30 лет. [ 7 ] Ее муж работал над пересмотром сценариев и разработкой новых сценариев, таких как «celi sülüs». Тем не менее, Эсма Ибрет следовала традиционному стилю Хафиза Османа , создавая элегантные работы шрифтом сюлюс-несих. [ 8 ]
Она написала хилье , которая была подарена Селиму III и его матери, которые были настолько впечатлены, что организовали грант в размере 500 курушей и ежедневное пособие в размере 500 акче , которые должны были выплачиваться таможней. [ 9 ]
И она, и ее муж прожили долгую и продуктивную жизнь. Дата ее смерти неизвестна, но оценивается в 1830 году. Она похоронена мужем в Мурад-и Бухари Дергахи, Вефа, Стамбул. [ 10 ]
Работа
[ редактировать ]Ее обычно считают лучшей женщиной-каллиграфом своего времени и первой женщиной, ставшей профессиональным каллиграфом. [ 11 ] Ее работа документирована лишь частично. [ 12 ] Проблемы, связанные с атрибуцией, усугубляются отсутствием какой-либо подписи. От женщин-каллиграфов особенно ожидалось проявление смирения, и они не всегда подписывали свои работы. [ 13 ] Однако недавние исследования открыли ранее неизвестные примеры ее работ. Кроме того, работы, которые ранее приписывались ее мужу, теперь приписываются Эсме Ибрет Ханым. [ 14 ]
Примеры работ Ибрета можно найти в дворце-музее Топкапы . [ 15 ] Другие примеры ее работ включают: [ 16 ]
- Хилье-и Шариф , подарок Валиде Султану (королеве-матери), сейчас находится во дворце-музее Топкапы.
- Хилье-и Шариф , датированный 1209/1795 годом, сейчас находится в Музее турецкого и исламского искусства.
- Алиф джузу (арабский алфавит), датированный 1213/1798-99 гг., в коллекции Экрема Хакки Айверди.
- Далаил-и Хайрат теперь в библиотеке Стамбульского университета
- Кита , датированная 1222/1807 годом, сейчас находится в коллекции Экрема Хакки Айверди.
- Qit'a , без даты, сейчас в коллекции Саффета Танмана.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сикар, Дж. (2011). Турецкий биографический указатель (на немецком языке). Де Грютер. п. 362. ИСБН 978-3-11-096577-3 . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ Эмель Дограмаджи Статус женщин в Турции Метексан, 1984, с. 168
- ^ Турецкий биографический указатель, Вальтер де Грюйтер, 2011, стр. 362
- ^ М. Угур Дерман, «Эсма Ибрет» [Биографические заметки], Исламская энциклопедия , Интернет (на турецком языке):
- ^ Ибнул Эмин Махмуд Кемаль Инал, Сон Хаттатлар [Последние каллиграфы], Стамбул, 1970, с. 87
- ^ Стамбульский уличный музей онлайн:
- ^ М. Угур Дерман, Письма в золоте: Османская каллиграфия из коллекции Сакипа Сабанджи, Стамбул , Нью-Йорк, Метрополитен-музей, 1998, стр. 108
- ^ Шевкет Радо, Türk Hattatları [Турецкие каллиграфы], Стамбул, 1980, стр. 168: М. Угур Дерман, «Искусство каллиграфии в османском режиме», в: Экмеледдин Ихсаноглу (ред.), История османского государства и цивилизации. , II, Стамбул, 2003 г., стр. 645–652.
- ^ Дэвис, Ф., Гурун, С. и Эш, М.Э., Османская леди: социальная история с 1718 по 1918 год , Издательская группа Брюса Ван Леера Гринвуда, 1986, стр. 225; Сельчук Мюлайим, Ильхан Акшит, Турецкое искусство и архитектура в Анатолии и Мимар Синан Акшит, 2005, стр. 264
- ^ Юнал Куртчу, Богазичи Тирьякилиги , Элипс Китап, Босфор (Турция), 2007, с. 123
- ^ Кемаль Чичек, Эрджюмент Куран, Неджат Гёюнч, Ильбер Ортайлы, Великая османско-турецкая цивилизация: культура и искусство , Yeni Türkiye, 2000; М. Угур Дерман, «Письма в золоте: Османская каллиграфия из коллекции Сакипа Сабанджи», Стамбул , Нью-Йорк, Метрополитен-музей, 1998, с. 108
- ^ Дэвид Симоновиц, современный мастер исламской каллиграфии и ее сверстники, журнал женских исследований Ближнего Востока (2010) 6 (1): 75-102. https://doi.org/10.2979.MEW.2010.6.1.75
- ^ Казань, Хилал, Женщины -каллиграфы прошлого и настоящего, Стамбул: Муниципалитет Стамбула, 2010, отрывок опубликован в журнале исламского искусства.
- ^ Стамбульский музей Кадун (Женский музей Стамбул), Онлайн:
- ^ Тезер Ташкиран , Женщины в Турции , Redhouse Yaylnevi, 1976, стр. 21
- ^ Казань, Х., Женщины-каллиграфы прошлого и настоящего, Стамбул: Муниципалитет Стамбула, 2010 г.