НХИ H-3 Колибри
НХИ H-3 Колибри | |
---|---|
![]() | |
Испытательный полет в Зестиенховене в 1958 году. | |
Роль | Вертолет |
Национальное происхождение | ![]() |
Производитель | Голландская вертолетная промышленность |
Первый полет | Май 1956 г. |
Количество построенных | 11 |
NHI H-3 Kolibrie (по-голландски «Колибри») — небольшой вертолёт, разработанный в Нидерландах в 1950-х годах компанией Nederlandse Helikopter Industrie . Первый полет он совершил в мае 1956 года. [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]H-3 представлял собой двухместный вертолет общего назначения. Он имел надстройку из дюралюминиевых труб, открытую кабину и шасси из металлических полозьев. Конструкция типична для сверхлегких вертолетов того периода и приводится в движение прямоточными воздушно - законцовочными реактивными двигателями — двумя реактивными двигателями , по одному на кончике каждой лопасти несущего винта. Небольшой хвостовой винт, приводимый в движение от движения несущего винта, был необходим только для управления рысканьем, поскольку законцовочные форсунки устраняли необходимость в противодействующей силе. [ 2 ] ПВРД могли сжигать несколько видов топлива, что придавало вертолету определенную универсальность.
ПВРД , спроектированные и изготовленные Кромхаутом , создавали тягу 0,196 кН (44 фунта-силы) и сделали ненужной сложную коробку передач. Позже ПВРД производства Aviolanda создавали тягу 0,226 кН (51 фунт-сила). Чтобы запустить ПВРД, небольшая вспомогательная силовая установка мощностью 1,5 кВт (2 л.с.) раскручивала несущий винт до 70 об/мин, после чего ПВРД могли быть воспламенены.
Были разработаны и испытаны варианты с лыжами, плавсредствами и медицинскими эвакуационными носилками, но эти версии так и не были произведены. После разработки версии для уборки урожая H-3 в основном продавался для этой цели.
Производство
[ редактировать ]H-3 собирали на заводе Авиоланда . Сборка осуществлялась в Авиоланде, где строили фюзеляж, и в Кромхауте, где производились двигатели. Лопасти построила компания Fokker , субподрядчик NHI. Окончательная сборка прошла в недавно открывшемся аэропорту Роттердама .
Первоначальная производственная партия насчитывала десять вертолетов, из которых первые три использовались для разработки, испытаний и испытаний на летную годность. Вторую партию из десяти вертолетов должна была осуществить компания Aviolanda после того, как Кромхаут покинул совместное предприятие. Эта вторая производственная партия должна была быть оснащена модернизированным ПВРД. Неизвестно, производился ли когда-либо улучшенный ПВРД.
Коммерческий провал
[ редактировать ]
Хотя H-3 считался техническим успехом, он так и не имел коммерческого успеха. Несмотря на низкую цену приобретения, проект оказался провальным. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, Hiller OH-23 Raven предоставлен Королевским ВВС Нидерландов Соединенными Штатами был бесплатно в соответствии с Пактом о взаимной оборонной помощи (MDAP). Во-вторых, два самых важных дизайнера NHI, Ян М. Дрис и Джерард Ф. Верхаге, покинули компанию, которая так и не восстановилась. В-третьих, ПВРД не только требовали серьезной разработки, чтобы сделать их пригодными для производства, но и потенциальные покупатели считали их небезопасными. В-четвертых, чрезмерный расход топлива ПВРД делал вертолет неэкономичным в эксплуатации; время и дальность полета были весьма ограничены, что делало вертолет непривлекательным для коммерческого или военного использования. Наконец, ПВРД были невероятно громкими: во время испытаний жалобы подали люди, живущие за 5 километров от полигона.
Список продукции
[ редактировать ]Всего в период с 1958 по 1959 год компания NHI в аэропорту Роттердама построила девять самолетов H-3, когда Кромхаут еще был материнской компанией. После ухода Кромхаута Авиоланда построила еще два H-3 на своем заводе в Папендрехте.
Несколько серийных моделей в основном экспортировались в Израиль, Германию, Великобританию и голландскую Новую Гвинею. Несколько моделей остались в Нидерландах .
Технические характеристики (Н-3 Колибри)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft 1961–62, [ 3 ] Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг. [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 1 пассажир
- Длина: 4,32 м (14 футов 2 дюйма)
- Ширина: максимум 2 м (6 футов 7 дюймов) по фюзеляжу.
- Высота: 2,75 м (9 футов 0 дюймов)
- Пустой вес: 276 кг (608 фунтов)
- Полная масса: 650 кг (1433 фунта) [ 5 ]
- Максимальный взлетный вес: 700 кг (1543 фунта)
- Запас топлива: 440 л (116,2 галлонов США; 96,8 имп галлонов)
- Силовая установка: 2 прямоточных воздушно-реактивных двигателя NHI TJ-5 с тягой 0,23 кН (51 фунт-сила) каждый.
- Диаметр несущего винта: 10,06 м (33 фута 0 дюймов)
- Площадь несущего винта: 79,2 м 2 (853 кв. фута)
Производительность
- Максимальная скорость: 116 км/ч (72 миль в час, 63 узла)
- Крейсерская скорость: 100 км/ч (62 мили в час, 54 узла) только для пилота.
- Дальность: 75 км (47 миль, 40 миль)
- Выносливость: 65 мин.
- Практический потолок: 1600 м (5200 футов)
- Скорость набора высоты: 6 м/с (1200 футов/мин) при скорости 50 км/ч (31 миль в час; 27 узлов) на уровне моря.
- Скорость снижения на одном двигателе: 10 м/с (33 фута/с).
См. также
[ редактировать ]- Fairey Rotodyne - гиродин (винтовой винт с реактивной головкой приводится в движение только при взлете и посадке)
- Сверхлегкий вертолет Fairey
- Роторная ракета - с лопастями несущего винта с ракетными наконечниками.
- Hiller YH-32 Hornet - еще один вертолет с прямоточными лопастями.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Грин, Уильям (1961). Всемирный каталог самолетов наблюдателей, 1961 год . Лондон: Frederick Warne & Co. Ltd., с. 155.
- ^ «НХИ Н-3 Колибри» . Вертипедия . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1961). Jane's All the World's Aircraft 1961-62 . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd., с. 117.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd., стр. 206–207.
- ^ Апостоло, Джорджио (1984). Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк: Книги Бонанза. п. 124. ИСБН 0517439352 .