Джозеф Рампал
![]() |
Джозеф Рампал | |
---|---|
Рожденный | Прованс, Франция | 12 сентября 1895 г.
Умер | 12 января 1983 г. | (87 лет)
Жанры | Классический |
Инструмент | Флейта |
Джозеф Рампал (12 сентября 1898 г. - 12 января 1983 г.) [ 1 ] был выдающимся флейтистом сам по себе, хотя более известен как отец всемирно известного солиста Жан-Пьера Рампала .
Выпускник Французской школы флейты.
[ редактировать ]Родившийся в Провансе, Франция, в семье марсельского ювелира, Жозеф еще в юности проявил музыкальный талант и в 1913 году был отправлен в Париж с серебряной флейтой в руке для дальнейшего обучения. Его старший брат Жан-Батист уже был в столице, изучая живопись у Огюста Ренуара в Школе изящных искусств . [ 2 ] Жозефу суждено было стать еще одним звездным выпускником легендарной Французской школы флейты. Вместе с Марселем Мойзе , Рене Ле Руа , Жоржем Лораном , Гастоном Бланкаром , Жоржем Деланглем он учился в Парижской консерватории у знаменитого флейтиста Адольфа Эннебена (1862–1914), который сам был учеником Поля Таффанеля .
С началом Первой мировой войны в 1914 году Джозеф и его брат пошли в армию. Всего через несколько недель Жан-Батист был убит на Марне. Сам Жозеф был дважды ранен в 1916 году, но выжил и в 1918 году вернулся в Париж, чтобы продолжить обучение игре на флейте в консерватории. В 1919 году, играя «Вариативную тему» Бюссера, Жозеф был удостоен Первой премии консерватории. [ 3 ] В состав жюри входил молодой Марсель Мойзе. [ 4 ]
Выдающийся учитель игры на флейте Марселя.
[ редактировать ]Потеряв старшего брата в начале войны, Жозеф в 1919 году решил, что для него важно вернуться к своей семье в Марсель, а не продолжать карьеру в Париже. Это был понятный выбор, но он, вероятно, наложил ограничения на его успех как музыканта на национальной сцене. Жан-Пьер сообщает, что Мойс считал Жозефа «одним из лучших музыкантов своей эпохи и что, если бы он остался в Париже, он сделал бы выдающуюся карьеру». [ 5 ]
Вернувшись в Марсель в 1919 году, Жозеф присоединился к оркестру Марсельского радио и начал преподавать игру на флейте в Марсельской консерватории. В конце концов он стал профессором флейты в этом институте, а также стал солистом-флейтистом Марсельского симфонического оркестра (Orchestre des Concerts Classiques de Marseille). Каждое лето, начиная с 1928 года, он также играл на первой флейте в Оркестре театра Гранд Казино на летнем музыкальном фестивале в Виши.
Будучи учителем, он способствовал становлению своего единственного сына Жан-Пьера как музыкального таланта, который в конечном итоге добился настоящей международной известности как солист на флейте. Однако поначалу он не хотел поощрять Жан-Пьера продолжать музыкальную карьеру, несмотря на очевидный энтузиазм и ранние способности юноши. Жена Жозефа Андре считала, что «лоскутное одеяло должностей и назначений» ее мужа с оркестрами, на радио и в театрах было слишком неопределенным в качестве карьерного пути для их единственного ребенка. [ 6 ] Вместо этого они рекомендовали ему карьеру врача. Тем не менее, Жозеф в частном порядке поощрял обучение своего сына игре на флейте в их многоквартирном доме на улице Брошье, 20, Марсель.
К 1934 году класс флейты Джозефа в консерватории переживал кризис состава: его число сократилось с пятнадцати до трех. Поэтому, чтобы помочь найти новых учеников, он купил и отремонтировал несколько старых «потрепанных флейт», чтобы у него были инструменты, с помощью которых можно было привлекать новых учеников без обременительных затрат для их родителей. [ 7 ] Кроме того, он согласился отдать своего сына Жан-Пьера, которому тогда было всего двенадцать с половиной лет, в его класс игры на флейте. К тому времени его сын приобрел свою первую серебряную флейту в подарок от деда. Используя метод Альтес, которому учил Жозеф, Жан-Пьер достиг уровня, на котором он выиграл вторую премию Марсельской консерватории в 1935 году и первую премию в 1936 году. Некоторое время в конце 1930-х годов он присоединился к своему отцу в Марсельском симфоническом оркестре. Флейтовый пульт оркестра, игра на второй флейте. В частном порядке отец и сын продолжали вместе играть дуэтами на флейте «почти каждый день». [ 8 ]
Хотя Джозеф никогда не делал карьеры солиста, сын считал, что он обладает «темпераментом солиста». [ 9 ] Он хорошо владел сценой и был очень предан своей игре. «Он держался очень прямо, — сообщал Жан-Пьер, — и, в отличие от меня, почти не двигался, когда играл». Что касается звука Джозефа, то сын восхищался «особой звучностью своего отца… очень собственной, очень «мясистой» и полной эмоций». Интенсивность и трогательность его тона также восхищала Марселя Мойза. [ 10 ] Жан-Пьер не без оснований позже называл своего отца «моим связующим звеном с французской традицией». [ 11 ]
Наставник восходящей звезды
[ редактировать ]После войны Джозеф остался наставником своего сына, который к тому времени стал известным солистом национальной сцены. Однажды, в 1946 году, Жозефа попросили сыграть соло на флейте с Марсельским оркестром, но, желая поощрить бурно развивающуюся карьеру сына, он уговорил дирижера позволить Жан-Пьеру играть вместо него. [ 9 ] Также с помощью Жозефа в 1948 году молодой Жан-Пьер нашел деньги, чтобы купить у торговца антиквариатом единственную существующую флейту из цельного золота, изготовленную знаменитым французским мастером XIX века Луи Лотом. [ 12 ] Она стала доступна случайно, и, приобретя ее, его сын Жан-Пьер отправил флейту отцу, который затем часами работал, чтобы собрать инструмент и привести его в рабочее состояние. «Он работал день и ночь», - сообщил Рампал-младший; «Он позвонил мне утром и сказал, что это фантастическая флейта. Раньше он не мог спать; он сделал подушечки и все такое». [ 13 ] Жан-Пьер выступал с ним и записывался на протяжении одиннадцати лет, до конца 1950-х.
После раннего успеха Жан-Пьера Рампала как солиста Жозеф сделал несколько записей со своим сыном. Среди самых ранних — запись 1951 года Бетховена для двух флейт. «Аллегро и Менуэта» [ 14 ] Позже отец и сын появились вместе на записях Квартета ре мажор Райхи для четырех флейт (Opus 12) вместе с Максансом Ларрье и Аленом Марионом , еще одним учеником Жозефа в Марселе. Запись с Жан-Пьером концерта до мажор для двух флейт Вивальди (с.76) была сделана ближе к концу музыкальной карьеры Жозефа.
По словам Жан-Пьера Рампала, его отец до самого конца оставался конструктивным критиком, отмечая, что, если бы Жан-Пьер больше тренировался, он мог бы сделать себе еще лучшую карьеру. [ 15 ] Джозеф Рампал умер в Париже в январе 1983 года в возрасте 87 лет. Уведомление о его смерти появилось в газете «Нью-Йорк Таймс» 14 января 1983 года, что отражает огромную популярность в Америке, достигнутую к тому времени сыном, чья в начале карьеры Джозеф Рампал сделал это. многое нужно придать форму. Он похоронен на кладбище Монпарнас в Париже вместе со своей женой Андре (ум. 1991) и их сыном Жан-Пьером Рампалем (ум. 2000).
Книги
[ редактировать ]Бельканто Флейта: Школа Рампала (2003; Winzer Press) Шерил Коэн представляет собой исследование метода преподавания и игры Жан-Пьера Рампала, проведенное американским флейтистом и учителем, который учился как у Рампала, так и у его коллеги-флейтиста из Марселя Алена Мариона. По сути, однако, Коэн пытается определить флейтовую традицию, которая возникла из учения Жозефа Рампала в Марселе, связанного через него с более ранней великой традицией Таффанеля , Эннебена и Гобера . Хотя называть марсельскую группу флейтистов «школой», отличной от более широко известной «французской школы флейтистов», центральными фигурами которой являются Марсель Мойзе и его предшественники, является спорным, исследование Коэна представляет собой попытку дать Джозефу Рампалу вместе со своим сыном Жан-Пьером и другими, получил формальную награду за узнаваемый стиль игры, который стал цениться во всем музыкальном мире. В качестве характерной черты этого стиля Коэн указывает, в частности, на «поэтический подход к выразительной фразировке». как основу для развития музыкального мастерства, методов творческой практики, контроля над дыханием, артикуляции и техники, и все это в поисках освобождения артиста изнутри». Шерил Коэн, почетный профессор музыки в Университете Алабамы, США, с тех пор расширила она также провела стипендию в Фонде Камарго в Кассисе в Провансе под названием « Марсельская школа флейты: линия Рампала» . Курс описывает «развитие и влияние школы Жозефа Рампала на флейте». игра в двадцатом веке», чтобы «сохранить обширный философский и педагогический проект, реализованный школой, и занять достойное место Джозефа Рампала в истории флейты». [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Джозеф Рампал (1895–1983) – Найдите могильный памятник» . Найдите могилу .
- ^ Автобиография Жан-Пьера Рампала, Music My Love (1989), стр.5
- ^ Клод Доржей (перевод и редакция Эдварда Блейкмана), Французская школа флейты, 1860-1950 (Тони Бингхэм, Лондон, 1986), стр.73
- ^ Рампал, Музыка моя любовь , стр.5
- ^ Музыка Моя любовь (1989), стр.5
- ^ Музыка Моя любовь , стр.8
- ^ Музыка Моя любовь , стр.12
- ^ Музыка Моя любовь (1989), стр.16
- ^ Перейти обратно: а б Музыка Моя любовь , стр.16
- ^ Музыка Моя любовь , стр.11
- ^ Музыка, моя любовь
- ↑ Лот флейты № 1375, изготовленный из 18-каратного золота в 1869 году, первоначально был отправлен в Шанхай в качестве подарка на пенсию французскому флейтисту Жану Ремюза, который был президентом Шанхайского филармонического общества. Каким-то образом он вернулся в Европу, хотя и по частям. Торговец антиквариатом, который его приобрел, хотел переплавить инструмент ради золота, но, продав его Рампалам, вместо этого сохранил для потомков флейту, эквивалентную Страдивари.
- ↑ аккаунт, размещенный на сайте Flute Player.net, с цитатой из концертной программы 1978 года, в которой Рампал рассказал, как он приобрел флейту. В своей автобиографии Жан-Пьер создает впечатление, что отец и сын вместе работали над флейтой, но из более раннего рассказа становится ясно, что он отправил флейту своему отцу, чтобы тот осмотрел и починил ее. Смотрите здесь [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ содержится на компакт-диске 2 исторической антологии 2002 года Жан-Пьер Рампаль, первый современный виртуоз: Исторические записи (1946–1959); AJPR / Traversieres «Коллекция флейты» – 3 компакт-диска: ADD 210.271/273
- ^ Музыка, моя любовь
- ^ «см. веб-сайт Фонда Камарго: здесь» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 г. Проверено 11 января 2008 г.