Лунгшар


Ципон Лунгшар, урожденный Дордже Цегьял (1880–1938), был известным тибетским политиком , которого консервативные политические оппоненты обвинили в попытке стать главной фигурой тибетского правительства в 1930-х годах путем планирования коммунистического переворота после смерти 13-го Далай-ламы. .
Лунгшар был одним из «трех фаворитов», близких помощников, которых на протяжении двух десятилетий культивировал Далай-лама XIII, поручивший ему программу модернизации Тибета. Другими помощниками были Царонг и Кунпелла , оба выходцы из крестьян. Говорят, что все трое были исключительно талантливыми и умными, с большой глубиной характера. «Гений» Лунгшар был врачом, музыкантом, философом, поэтом и государственным деятелем. [ 1 ]
Как и в случае с Царонгом и Кунпеллой, как только их покровитель Далай-лама XIII умер, Лунгшар стал мишенью для ультраконсервативной элиты Лхасы, выступавшей против любой модернизации и реформ: его обвинили в подготовке государственного переворота и установлении коммунистической системы и арестовали вместе с среди прочего, доверенные личные помощники Далай-ламы. [ 2 ] Будучи дворянином и, следовательно, считавшимся большей угрозой, чем другие близкие помощники, он был заключен в тюрьму и выколол себе глаза, чтобы предотвратить дальнейшее политическое сопротивление с его стороны. [ 1 ] Решение ослепить популярного реформиста Лунгшара было принято Тримоном , реакционным главным министром, который был его главным политическим противником. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Лунгшар происходил из аристократической семьи, имевшей историю служения Далай-ламе V ; [ 4 ] его отец был майором (Рупон) Тибетской армии, а он был бухгалтером 6-го ранга в Главном бухгалтерском управлении в Лхасе во время правления 13-го Далай-ламы . [ 5 ] В 1912 году реформаторски настроенный Далай-лама, считавший его одним из своих самых способных и доверенных чиновников, [ 6 ] отправил его в Англию и несколько европейских стран [ 7 ] курировать четырех тибетских учеников в школе регби [ 8 ] и действовать в качестве посла по особым поручениям Тибета. Эти студенты изучали современные технологии и английский язык, чтобы способствовать реформам, которые Далай-лама считал необходимыми в Тибете. Во время своих путешествий по Европе Лунгшар выучил английский язык, столкнулся с западной демократией, [ 6 ] развил понимание английской системы конституционной монархии и пришел к убеждению, что Тибету необходима серьезная политическая реформа, если он хочет выжить в современном мире. [ 9 ]
По возвращении в Тибет он стал лидером новой прогрессивной группы в тибетском правительстве и, прилагая огромные усилия для проведения реформ, стал одним из самых популярных и уважаемых чиновников в Тибете, за исключением консервативной знати и монахов, которые были недовольны этим. платить налоги для финансирования армии, среди других реформ, которые он пытался осуществить. [ 6 ] Это был 1914 год, в то время, когда Далай-лама укреплял государственные институты, включая армию. Лунгшар был назначен ципоном , то есть одним из четырех начальников налоговой службы. Он увеличил доходы государства за счет аристократических и монашеских землевладельцев, нажив при этом врагов среди элиты. [ 10 ]
В 1929 году он стал главнокомандующим вооруженными силами, сохранив за собой пост ципона и . Он еще больше укрепил и модернизировал вооруженные силы, но потерял свой военный пост в 1931 году после дипломатического инцидента, когда его люди преследовали злодея в посольстве Непала. [ 11 ] Он оставался ципоном до смерти Далай-ламы в 1933 году. [ 12 ]

Лунгшар был одной из нескольких партий, боровшихся за контроль над правительством после смерти Далай-ламы. Он победил соперника Кумбелу , начав кампанию по подозрению в том, что Кумбела стал причиной смерти Далай-ламы. Кумбела был сослан, но Лунгшару не удалось добиться господства. [ 13 ] В конечном итоге Лунгшара перехитрил более консервативный министр Тримон . Лунгшар был арестован и наказан удалением глаз. Это считалось самым тяжким наказанием, кроме смертной казни. Никто из живущих никогда не видел, чтобы это наказание применялось, но членам класса неприкасаемых рагьяба , которые традиционно применяли наказания за нанесение увечий, родители рассказали, как это делается. [ 14 ]
Однако Далай-лама 14-го позже заверил Томаса Лэрда, что после смерти Далай-ламы 13-го Лунгшар просто собрал тех, кто хотел продолжить его кампанию модернизации, с главной целью, чтобы правительство возглавили чиновники-миряне, а не монахи, которые не хватало опыта административной работы. Но религиозные и светские консерваторы, выступавшие против модернизации, обвинили его в измене. Быстрый арест, тюремное заключение и ослепление Лунгшара по приказу Тримона положили конец любым дальнейшим обсуждениям реформ в Лхасе. [ 15 ]
Его сын, Лхалу Цеванг Дордже , также был известным политиком.
По данным некоторых источников, [ 16 ] В конце 1920-х годов Лунгшар продвигал идею о том, что другой из его сыновей был возрожденным 16-м Кармапой . Далай-лама и большинство чиновников в его правительстве являются членами секты Гелуг , а Кармапа является лидером секты Карма Кагью . Эти источники утверждают, что Далай-лама первоначально поддержал это утверждение в противовес сторонникам предыдущего Кармапы, которые уже признали Рангджунг Ригпе Дордже новым Кармапой. Однако, когда ребенок упал с крыши и умер, Далай-лама позже отказался от поддержки сына Лунгшара и согласился на признание Рангджунга Ригпе Дордже.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маллин 2001, стр. 271–2.
- ^ Тондуп, Терстон (2015), стр. 60
- ^ Тондуп, Терстон (2015), стр. 61
- ^ Гольдштейн 1989, стр. 157
- ^ Персонал. «Лунгшар Биография» . Тибетский альбом . Проверено 4 февраля 2010 г. Размещено по адресу tibet.prm.ox.ac.uk.
- ^ Jump up to: а б с Тондуп, Терстон (2015), стр. 59
- ^ Гольдштейн 1989, стр. 161–2.
- ^ «Школа регби: ученики встречаются с Далай-ламой» . www.rugbyschool.co.uk . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Гольдштейн 1989, стр. 161
- ^ Гольдштейн 1989, стр. 162
- ^ Цепон В. Д. Шакапка (1984). Тибет: Политическая история (4-е изд.). Нью-Йорк: Публикации Поталы. п. 265. ИСБН 0961147415 .
- ^ Гольдштейн 1989, стр. 163-4.
- ^ Гольдштейн 1989, стр. 169–77.
- ^ Гольдштейн 1989, стр. 207–9.
- ^ Лэрд 2006, стр. 256–7.
- ^ http://karmapaissue.files.wordpress.com/2013/05/affirm-geoffrey-samuel.pdf Тулку Ургьен также описывает это в «Пылающем великолепии», Rangjung Yeshe Publ. 2005, стр. 59 и далее. См. также: Браун, Мик: Танец 17 жизней: невероятная правдивая история 17-го Кармапы Тибета. Издательство Bloomsbury, 2004, стр. 38/39 и Вонг, Сильвия: Пророчества Кармапы, Дели, 2010 г., стр. 2 и 370. Тенга Ринпоче говорит в интервью, что эти события упоминаются в биографии 15-го Кармапы, написанной учителем 16-го Кармапы Джамгоном Конгтрулом Кхьенце Осером, не называя "министра" по имени (Interview mit Tenga Ринпоче, в: Дхарманектар №3/89).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Гольдштейн, Мелвин К. История современного Тибета, 1913–1951: упадок ламаистского государства (1989) University of California Press. ISBN 978-0-520-06140-8
- Лэрд, Томас. История Тибета. Беседы с Далай-ламой (2006) Atlantic Books, Лондон. ISBN 9781843541455
- Маллин, Гленн Х. Четырнадцать Далай-лам: священное наследие реинкарнации (2001) Clear Light Publishers. Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 978-1-57416-092-5 .
- Тондуп, Гьяло; Терстон, Энн Ф. Производитель лапши из Калимпонга (2015) Райдер, Лондон. ISBN 9781846043826
Внешние ссылки
[ редактировать ]