Артур и Роберт

Arthur et Robert (также производитель Arthur et Robert ) — парижский , производитель обоев действовавший в конце 18 — начале 19 веков.
Луи Фигье рассказывает историю о том, как была создана первая французская фабрика по производству обоев: « Война с Англией, приостановившая торговые отношения между двумя странами и, как следствие, импорт обоев, парижский купец по имени Робер задумал план создания и навсегда обезопасить обойную промышленность во Франции.
Почти в то же время английский часовщик по имени Артур в партнерстве с одним из своих соотечественников открыл в Париже, на улице Арбалет, бизнес, где он выполнял проекты на бумаге, уже не с помощью простых трафаретов, а с помощью рисунков. резные деревянные блоки, как это было принято в Англии. Артур и Роберт, поделившись своими методами, объединили усилия для осуществления обоих видов производства». [ 1 ]
Джон (известный во Франции как «Жан») Артур родился в Освестри , Англия, 25 марта 1716 года; он женился в Париже 18 сентября 1756 года (на Сюзанне Шарлотте Дежан (ок. 1736–1805), стал мастером-часовщиком в 1757 году.
Джон Артур, «Продавец канцелярских товаров и мебели» [ 2 ] Основанная до 1772 года на набережной Конти, недалеко от Пон-Нёфа , производила как «бумажную пейнт» (окрашенную бумагу), так и бархатную бумагу. Его успех позволил ему купить землю у г-на д'Анжилилье и построить дом на улице Луи-Ле-Гран. Владелец Гановрского павильона , расположенного через дорогу, маршал де Ришелье , устроил ему осложнения. Счет 1781 года показывает, что Артур все еще находился на набережной Конти; в 1784 г. магазин и мастерские были (или были) перенесены по новому адресу. Здания «Мануфактуры бумажных изделий Tontisses (или бархатных) и Peints» быстро стали туристической достопримечательностью, о которой упоминают в путеводителях: «Ежедневно там работают 200 рабочих в огромных мастерских, которые позволяют любопытным следить за всеми производственными операциями, детали которых Господин Артур рад сообщить любителям». [ 3 ]
Туристические гиды [ н 1 ] обратил внимание путешественников на эти достопримечательности. Мы можем прочитать отчет об одном таком визите, состоявшемся 10 августа 1784 года, в дневнике миссис Крэдок, переведенном на французский язык. Она упоминает исключительное качество обоев, удивительную реалистичность изображенных мотивов, «террасу, окруженную железным забором и с которой открывается вид на часть Парижа и его окрестности», и «шесть мастерских. Они расположены одна под другой и у каждого своя специальность: один по окраске, другой по золочению, третий по печати и т. д.». [ 4 ]
Это прекрасно сочетается с изображением мастерских Артура Г. Моэттом. [ 5 ] На самом верху можно увидеть террасу и теплую теплицу, а внизу можно проследить все этапы изготовления обоев, включая «фабрику и покрасочную фабрику». На рамке изображено название компании: Arthur père et fils и Grenard.
Похоже, что « губернатор Моррис взял Томаса Джефферсона на однодневную поездку, чтобы посетить «фабрику обоев старика Артура», когда они оба жили в Париже» [ 6 ] Томас Джефферсон, американский министр при дворе Людовика XVI (октябрь 1785 – сентябрь 1789), размещал заказы в магазине Arthur et Grenard (а позже Arthur et Robert) в 1786 и 1790 годах. В книге меморандумов за 1786 год он отметил «для Артуру «Бумажные драпировки для гостиницы» — предположительно, Hôtel de Langeac, который он затем арендовал для собственного проживания. В 1790 году Джефферсон, кажется, проживал в Монтичелло . [ 7 ]
По словам Джона Гранд-Картере (1850-1927), Франсуа Робер был принят в качестве торговца бумагой в апреле 1767 года и основал бизнес на Порт-Монмартр , в двух шагах от улицы Луи-ле-Гран. Несомненно, это тот самый магазин, который назывался «A l'empereur de la Chine». В 1771 году тот же автор добавил, что Робер сейчас находился на улице Вандомской площади - названия улицы Луи-ле-Гран между 1798 или 1799 и 1814 годами - и пишет, что он появился в «Альманахе Маршана» 1771 года. , с таким указанием: «Владеет магазином по продаже бархатных, английских, китайских, индийских обоев и т. д.». В том же списке Гран-Картере упоминает «Артура и Робера, фабрикантов папье-пеинтов» (та же компания) и «Артура и Гренара, маршанов де папье-пеинтов, на старом бульваре, напротив здания Французского гвардейского полка », и он справедливо предполагает, что это одна и та же компания. Согласно базе данных Попа, именно в 1775 году Артур объединил свои силы с купцом Рене Гренаром. [ н 2 ] База Pop также показывает несколько фотографий их обоев. [ 8 ] Гран-Картере заметил любопытную рекламу мануфактуры Arthur et Grenard, которая «производит и продает женские пояса с принтами на атласной ленте в стиле этрусских картин, арабесок и античных камей». [ 9 ] «Это подчеркивает связь между производством обоев и набивными тканями.
Гран-Картере добавляет, что примерно в 1788 году это место получило название «Мануфактура бумажных изделий для тентур и украшений». [ 10 ] 22 ноября 1788 года обойная фабрика стала «королевской мануфактурой». В качестве «fournisseur de la Maison du Roi» она поставляла обои для Версаля и дворца Тюильри , единственным поставщиком обоев которых они были. [ н 3 ]
Когда в конце Женского марша в Версале , в октябре 1789 года, королевскую семью привезли из Версаля в полуразрушенный дворец Тюильри в Париже, нужно было провести некоторые отделочные работы. Мария-Антуанетта покрыла стены своей столовой зеленой (cendre verte или зелено-пепельной) бумагой, а вокруг нее были сотни футов цветочной бумаги Tors de fleurs (вероятно, гирлянды из цветов) и 229 бумажных розеток. для украшения перемычек. Это вызвало в Европе тенденцию к использованию простых фонов с цветочной окантовкой. [ 11 ] Жак также упоминает письмо новой мануфактуры Николя Дольфуса в Мюлузе великому художнику Жозефу-Лорану Малэну с требованием предоставить дизайны таких декоративных бумажных полосок с изображением цветов, ранее эксклюзивных для Парижа (специально созданных Ревейоном и Артуром и Гренаром). В первом приложении к своей докторской диссертации Жак приводит полный список обоев, поставленных «pour l'Appartement du Roy» из Тюильри для косметического ремонта Кабинета труда Руа и прилегающей к нему библиотеки, прихожей, королевской спальни и алькова, Столовая королевы и т. д. Были и другие «апартаменты», отремонтированные в Тюильри.
В 1789 году фабрика сменила владельца, когда ее купил Франсуа Робер, который был партнером Артура-старшего. [ 12 ] Он заключил партнерство с Артуром-младшим, Жан-Жаком. Возможно, это как-то связано с тем фактом, что после герцога де Ришелье смерти « Фоли Ришелье » было выставлено на продажу за «120 000 ливров» (т. е. без учета других расходов) и приобретено Жаном Артюром и его женой, его сыном Жан-Артуром. Жак Артюр и Рене Гренар. 26 июня 1789 года они вступили во владение своей новой обширной собственностью, расположенной всего лишь примерно в 1 километре к северу от их нынешнего помещения, без сомнения, имея в виду какие-то очень амбициозные планы, но эти довольно несвоевременные инвестиции ни к чему не привели. [ 13 ]
Во время революции фирма была переименована в «Производство папье-пеинтов для тентур и украшений граждан Артура и Робера, улица Пике на бульваре монет» - улица Пиков была не чем иным, как старой улицей Луи-ле-Гран. Стабильности бизнеса всегда угрожали плохие платежи, исчезнувшие или ставшие неплатежеспособными должники, нерегулярные поставки и т. д. Новому владельцу Роберту также приходилось выполнять свои финансовые обязательства, поскольку ему пришлось взять два кредита: 1789 и 1789 гг. 1791 г., покупка компании.
В мае 1791 года компания Артура и Роберта понесла серьезные убытки в результате обращения фальшивых векселей, выпущенных фальшивомонетчиками, в том числе одного, который они использовали в качестве типографа. В следующем году нехватка наличных денег лишила их возможности (по крайней мере на какое-то время) выплачивать зарплату своим 400 служащим: Казначейство согласилось обменивать на наличные только 1800 фунтов ассигнаций в неделю, что было недостаточной суммой. [ 14 ]
Другой проблемой была нестабильность рабочей силы, которая всегда была слишком готова покинуть мастерские, чтобы принять участие в бунте или присоединиться к защите страны. Рабочие Робера были особенно вовлечены: после восстания рабов в начале Гаитянской революции , которую многие сравнивали со штурмом Бастилии парижанами, L'Auditeur National отмечает, что «Рабочие обойной фабрики господ Артура и Роберта дали 600 ливров в экю . [ 15 ]
Революционный период также предлагал всевозможные возможности предпринимателям, достаточно умным, чтобы ими воспользоваться (например, Жан-Демосфен Дюгурк который разработал «поистине республиканские обои») и ответить на приказы новых властей, используя обои с движущимися революционными символами. [ н 4 ] Роберт отремонтировал помещения Национального собрания и (позже) директората Люксембургской Таким образом , . [ 16 ]
Самым поразительным фактом того периода является то, что Жан-Жак Артюр и Рене Гренар принимали активное участие в Революции. По данным А. Клузо (стр. 106), Жан-Жак Артюр, близкий к Робеспьеру , с 21 мая 1790 года председательствовал над якобинским округом Сент-Оноре. Его помнят тем, что он арендовал часть замка Берси в надежде создание фабрики обоев или перенос другой:, [ 17 ] и он принял Робеспьера, который приехал сюда отдохнуть, если верить г-же Кампан, говорящей здесь со своей бывшей ученицей королевой Гортензией : «Это прекрасное место было спасено во время террора, кем? Робеспьером. Его друг Артур, руководитель секции , сдал его в аренду, и Робеспьер приезжал сюда отдохнуть после того, как подписал смертный приговор стольким французам. Там он мирно ловил рыбу и, по рассказам садовников, жалел себя. когда карп, пойманный на его леску, боролся на лужайке, и это в тот самый час, когда по его приказу от тел отделялось пятьдесят или шестьдесят голов».
Артуру также было поручено осмотреть башню Храма , куда была отправлена королевская семья: он осудил Франсуа Адриена Тулана и Жака Франсуа Лепитра , «которые ведут тихие разговоры с узниками Храма и наклоняются возбудить Марии-Антуанетты веселье ». Он попросил дать показания против Дантона на суде над последним - и в итоге его потащили за собой; вскоре за смертью Дантона последовала смерть Робеспьера и робеспьеров: Жан-Жак Артюр был казнен на гильотине 30 июля 1794 года, а Гренар - 7 августа.
Роберту, бывшему деловому партнеру человека, который, «по слухам, съел истекающее кровью сердце швейцарского гвардейца, убитого при защите Тюильри», [ 18 ] вернуть компанию на ноги после революционных потрясений оказалось непростой задачей.
1795 г. Журнал Лицея искусств: изобретения и открытия. [ 19 ] упоминает два «производства обоев»: производство гражданина Ревейона, «осуществляемое сегодня с величайшим порядком и разумом гражданами Жакмаром и Бенаром» и «то, которое доведено до высшей степени процветания гражданином Робером. (Упоминание трес-почетное)». .
Однако после худших эпизодов революционного периода многие компании обратились за помощью, чтобы встать на ноги. В 1797 году Роберт попросил финансовой помощи, без которой, грозил он, невозможно будет удержать всех его рабочих. Жакмар и Бенар, преемники Ревейона, снова использовали тот же аргумент в 1799 году. [ 20 ] В 1799 году также появились известия об изобретении Луи-Николя Робера (не известного как наш Роберт): машина для изготовления рулонов обоев длиной до 15 метров.
Мастерские вновь были открыты для посетителей. [ 21 ] Одной из туристок была мисс Берри, 20 марта 1802 года, но она была слегка разочарована: «Мы пошли в бумажный магазин на бульваре. Раньше этим магазином управлял Артур, теперь — Роберт. Газеты нам показали. бархатистые, простые, напоминают кассимер; края тоже бархатистые и создают очень приятный эффект, но и здесь вкус хуже, чем я ожидал. [ 22 ] "
В августе 1803 года Роберт еще раз обратился за помощью к министру внутренних дел. Анри Клузо признает, что не выяснил, получил ли Робер удовлетворение, но сообщает нам, что компания продолжала работать под названием Robert frères et Cie и в мае 1807 года получила существенную помощь в виде займа, выплачиваемого из месяца в месяц. Мы не знаем точно почему, но вскоре у братьев появился преемник, Жозеф Гийо... который также обратился за помощью, 28 июля 1809 года. Клузо предполагает, что он не смог спасти компанию, «поскольку ему уже не можно найти в каталогах после 1814 года». Это неверно: Гийо действительно появляется в «Парижском коммерческом альманахе» (стр. 290) в 1813 году: «Гийо, преемник д'Артура и Роберта, улица Вандомская улица, 27, au coin du boulevart» и снова в 1817 году: «Гийо, негоциант, фабрикант папье-пеинтов, Королевская мануфактура, улица Луи-ле-Гран, 27 дюймов. В 1820 году он больше не появляется. [ n 5 ] Таким образом, фирма, похоже, окончательно закрылась где-то между 1817 и 1820 годами.
В конце своей книги Клузо вспоминает строфу, написанную в честь парижских производителей обоев, которые выставляли свою продукцию под портиками на выставке Exposition des Produits de l'Industrie Française 1800 года:
Газеты, которые все любят / Из Анноне или Ангулема: / Робер, Жакмар, Симон, / До сих пор имеют отличную репутацию. [ n 6 ]

Стиль
[ редактировать ]Когда миссис Крэдок посетила это помещение, она настояла на том, что обои идеально имитируют цветы (очевидно, если учесть, что одним из художников, работавших в компании Arthur et Grenard, был Жозеф-Лоран Малейн. [ 23 ] ), фонарики и т. д., причем настолько, что «их приходится потрогать, чтобы убедиться в реальности».
Что касается сюжетов, то она упоминает «ткани, расшитые цветами», «скульптурные сюжеты», небо в деревянной раме, еще рамы, казалось бы, стеклянные.
По словам Анри Клузо, Робер печатал на простой бархатистой бумаге и «арабесках из цветов, пейзажей, архитектурных мотивов, бюстов, античных ваз, барельефов, имитирующих бронзу и мрамор, аллегорических фигур в натуральную величину, имитаций скульптур». [ 24 ] Гран Картере, в частности, отмечает «полную отделку гризайлем, с навесами, печатными панелями, архитектурными орнаментами», представляющими мифологические сцены («Аполлон и Дафна по Ван Лоо, Пигмалион и его статуя, Орфей, очаровывающий зверей, Жертвоприношение Ифигении по Делафоссу, подношение Пану, Пираму и Фисбе»).
Иконография
[ редактировать ]Помимо упомянутых выше разрезов мастерских, существует по крайней мере два изображения помещений Артура и Роберта: одно - быстрый набросок Эжена Сисери , датированный 1839 годом, а другое - изысканный рисунок Франсуа Дебре, датированный «между 1800 и 1850 годами». ".
Первый, улица Луи-ле-Гран в 1839 году, нынешний 2-й округ . [ 25 ] показаны фасады Артура и Роберта (справа) и «Павильона Гановра» (слева). Улица посередине — это улица Луи-ле-Гран. Артур умер в 1801 году, и Роберт, вероятно, тоже умер к 1839 году, но название их бизнеса все еще фигурирует: «Anciennement manufacture royale d'Arthur et Robert». Имя Гийо также фигурирует выше, но теперь магазин называется «Béthemont, magazin du bas»: чулочно-носочный магазин и фабрика с 1820 года. [ 26 ]
Второй рисунок — «Павильон Гановра» . Бульвар Итальянцев . Слева - Павильон, а справа, за деревом, в витрине того, что раньше было магазином Артура и Роберта, видны шланги - над дверью можно прочитать "Robert Frères & Compagnie Fabri" - слово " Фабрикант» прерывается. Ниже указано новое название компании: Fecon, изготовитель bas de toute espèce. Мы знаем одного Фекона или Феконда, который в 1820 году занимался чулочно-носочными изделиями и имел магазин в нескольких минутах ходьбы оттуда. Возможно, он преобразовал компанию до того, как Бетемон вступил во владение. Действительно интересно отметить, что через дорогу от этого магазина находится магазин обоев Чарльза Саймона. Саймон прибыл в 1790 или 1806 году. [ 27 ] На первом этаже под навесом выставлено несколько образцов обоев. Чуть дальше по улице Луи-ле-Гран находится вход на «fabrique» (фабрику).
Библиография
[ редактировать ]- Хэлси, RT Хейнс. «Обои и краски в Новом американском крыле». Бюллетень Метрополитен-музея. Том. 19, № 10. Метрополитен-музей: октябрь 1924 г., стр. 236–238.
- Жак (Бернар), От фабрики к стене: к материальной истории обоев (1770-1914) , под руководством Сержа Шассаня, Лион: Université Lumière Lyon 2, 2003 [ 28 ]
- Косуда-Уорнер, Джоан и Элизабет Джонсон. Пейзажные обои. Scala Publishers совместно с Cooper-Hewitt, Национальным музеем дизайна, Смитсоновским институтом.
- Хелен Биери-Томсон, «Парижский салон в самом сердце Юры», в Passé simple 71, янв. 2022, с. 20–22.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Люк-Венсан Тьери , Путеводитель по Парижу для любителей и иностранных путешественников, или Аргументированное описание этого города, его пригородов и всего примечательного, что в них есть. Том 1 ( Путеводитель для любителей и иностранцев, путешествующих по Парижу, или аргументированное описание этого города, его пригородов и всех их замечательных особенностей, дополненное перспективными видами основных современных памятников М. Тьери, Париж, Чез Ардуэн и Гатти, 1787. Упоминаются также мастерские Ревейона, стр. 639-639), Галлика: [1]
- ^ Рене Гренар: около 1749 г. - Ла Гаренн-Коломб - гильотинирован 29 июля 1794 г. - Париж.
- ^ Бернар Жак отмечает, что Артур и Гренар были единственными производителями обоев, которые вели дела с королевским двором, и добавляет (примечание 459), что Жан-Батист Ревейон этого не делал: [2] .
- ↑ На одном из рисунков Артура и Роберта изображена Марианна, олицетворяющая Французскую Республику : «La France Républicaine Ouvrant son Sein à tous les Français», описанная как «Женский бюст, почти анфас, грудь непокрытая, окруженная лучами, в овале; красный чепчик». украшенный кокардой и увенчанный петухом, трехцветный кушак, на шее на ленте того же цвета подвешен ватерпас». Жан Ларан , Марсель Обер и Марсель Ру, Коллекция Де Винка. 3, Законодательное собрание и Конвенция , Национальная библиотека Франции. Департамент штампов и фотографии, 1921, с. 613 (номер позиции 6074). На Галлике: [3] )
- ^ Анри Клузо, Histoire du Papier peint , страницы 142–148. Гийо не менял адреса: это название улицы изменилось обратно на то, что было до революции, - имя, которое она сохранила с тех пор.
- ^ «Бумаги, которые все любят / Из Анноне или Ангулема: / Робер, Жакмар, Симон, / Все еще имеют большую репутацию»: Le Chansonnier aux Portiques, или Взгляд любителя на Выставку продукции французской промышленности , 1806 год. Галлика: [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Луи Фигье , Чудеса промышленности или Описание основных современных отраслей промышленности: химическая промышленность. Сахар, бумага, обои , Фюрне, Жуве (Париж), 1873-1877, с. 315. О Галлике: [5]
- ^ Цифровая консерватория искусств и ремесел
- ^ Анри Клузо и Шарль Фолло, История обоев во Франции , стр. 100 и последующие, [6]
- ^ Дневник миссис Крэдок. Путешествие по Франции, 1783-1786 гг . Париж, 1896, в-12, [7]
- ^ Разрез восьми этажей обойной фабрики Артура и Гренара , Музей декоративного искусства, Париж , инв. 37360.1-8: Перо, черная тушь, серая отмывка, акварель, гуашь, 89см x 39см, [8]
- ^ «Антемион Фриз с Артуром и Робертом Страйпами» .
- ^ Источники: [9] , [10] , [11] .
- ^ Артур и Гренар о "Base Pop"
- ^ Гран Картере, Канцелярские товары и канцелярские товары Ancien temps , Париж, 1913, с. 192
- ^ «Производство обоев для покрытия стен и их декорирования» . Джон Гранд-Картере, (1850-1927) - Ретроспективный музей 92 класса. Канцелярские товары и канцелярские товары старины на Международной универсальной выставке 1900 года в Париже. Отчет монтажной комиссии. Париж: Жорж Пютуа, 1913, 1 т. (XII-[8]-342 с.): ил. ; 29 см: [12]
- ^ Жак
- ^ Музей Виктории и Альберта (1786 г.). «Обои | Виктория и Альберта. Изучите коллекции» . Музей Виктории и Альберта: ознакомьтесь с коллекциями . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Общество истории Парижа и Иль-де-Франс, Бюллетень Общества истории Парижа и Иль-де-Франс, 1931 г., Х. Чемпион (Париж), стр. 293 [13]
- ^ Анри Клузо и Шарль Фолло, История обоев во Франции , стр. 107 [14]
- ^ Национальный аудитор , 28 мая 1792 г. [15] . Другой источник: [16] .
- ^ Кристина Велют, Стены бумаги: мастерская обоев, 1798-1805 , BnF Éditions, 2018: «Двойственный период, Революция»
- ^ Анри Клузо и Шарль Фолло, История обоев во Франции, стр. 107.
- ^ Revue des deux mondes (Париж), 1 мая 1890 г., стр. 678
- ^ Французский: [17] с. 223
- ^ Кристина Велют, Стены бумаги: мастерская обоев: «Двойственный период, Революция»
- ^ Справочник путешественника в Париже , год IX (т.е. 1800-1801), в-18.
- ^ Путешествия мисс Берри по Парижу , перевод Бройля , Париж, 1905, с. 48. Галлика: [18] .
- ^ Жак, http://theses.univ-lyon2.fr/documents/getpart.php?id=lyon2.2003.jacque_b&part=78237
- ^ Х. Клузо, История обоев, с. 142-148
- ^ Изображение рисунка Цицери: Musée Carnavalet , D.3700 [19]
- ^ [20] , [21] . «Магазин» — старое написание слова «магазин» (магазин).
- ^ Х. Клузо: [22] На странице также показана фотография «Цвета корбеля», написанная Жозефом-Лораном Маланом для Zuber & Cie (1810).
- ^ Бакке, [23] ; [24]